Артикуляционная гимнастика для языка и губ, щек и неба просто необходима для детей, у которых есть отклонения в речи. Не могу спокойно смотреть на ситуацию, когда некоторых родителей умиляет, речь ребенка, смешно коверкающего слова. Для того чтобы понять правильно ли говорит ваш ребенок предлагаю ответить на несколько вопросов, чтоб понять, нуждается ли ваш малыш в помощи логопеда. Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет».
1. Ребенок меняет слоги местами, недоговаривает части слова, не может связывать слова между собой.
2. Во время разговора создается впечатление, что малышу во рту что-то мешает.
3. Ребенок всегда говорит в нос.
4. Малыш не ест твердую пищу.
5. Ребенку больше 3 лет, а его понимают только близкие родственники.
6. Ребенок в своей речи не пользуется глагольным словарем, не может пересказывать сказки.
7. Не может удерживать высунутый язык ровно и неподвижно.
8. Ребенку трудно управлять своим языком: поднимать вверх, двигать им в разные стороны.
9. Не может надувать щеки.
10. Не может пощелкать языком как лошадка.
Теперь посчитайте положительные ответы. Если вы ответили «да» на 5 вопросов, то стоит обратить внимание на артикуляцию ребенка, если у вас 7 положительных ответов – необходимо записаться на консультацию к логопеду, если 9 положительных ответов – вашему ребенку просто необходима помощь специалиста. Можно конечно ждать, что ребенок сам рано или поздно научиться всему. Но вам необходимо знать какие последствия стоят за плохой артикуляцией у детей. В первую очередь это проблемы с успеваемостью, из-за нарушения фонематического слуха, что в дальнейшим приведет к нарушению письменной речи. Также у ребенка снижается самооценка, у него возникают трудности в общении, которые приводят к тяжелой адаптации в коллективе и снижению познавательной активности.
Артикуляционной гимнастикой пользуются не только дети, но и дикторы, певцы и актеры, потому что эти упражнения помогают речь сделать четкой, понятной. Я хочу вас познакомить с самыми распространенными упражнениями артикуляционной гимнастики.
1. «Заборчик» - широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
2. «Слоник» - вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с.
3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5 – 6 раз.
4. «Непослушный язычок». - широкий плоский кончик языка пошлепать губками, произнося «пя-пя-пя.». Повторить 3раза.
5. «Лопаточка». Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
6. «Оближем губки». Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу
7. «Часики». Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.
8. «Змейка». Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.
9. «Орешек». Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
10. «Загони мяч в ворота». Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.
11. «Киска сердится». Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.
12. «Прокати карандаш». Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.
Выполняйте эти упражнения ежедневно по 5-7 минут в день перед зеркалом. Не забывайте хвалить своего малыша, и вы увидите результат!
Грибанова Наиля Гадельжановна