25
Логопед-дефектолог Стаценко Л.В.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАСКРАСКА
г. Краснодар 2016 г.
Уважаемые родители и педагоги!
Предлагаю Вашему вниманию артикуляционную раскраску. Данное логопедическое пособие позволит Вашему малышу овладеть артикуляционной гимнастикой в доступной для его возраста игровой форме.
Как работать с данным пособием?
Каждая страница содержит иллюстративный и стихотворный материал, а также инструкцию для взрослых по выполнению определённого артикуляционного упражнения.
На первом этапе работы с раскраской я рекомендую Вам внимательно рассмотреть с ребёнком соответствующую картинку, прочитать к ней стихотворение и предложить малышу вместе с Вами перед зеркалом выполнить артикуляционное упражнение для язычка. Не переусердствуйте: количество повторений на первых порах должно быть не более пяти – шести раз, движения выполняются в замедленном темпе. Возможно, маленький непоседа не сразу справится с этой задачей. Не огорчайтесь! Хвалите его за старания и постепенно он порадует Вас своими успехами.
На втором этапе предложите ребёнку раскрасить соответствующую картинку, а потом самостоятельно выполнить упражнение перед зеркалом ещё раз.
В конце артикуляционной раскраски размещены приложения, содержащие руководство по выполнению артикуляционных упражнений для родителей и педагогов, а также разрезной картинный материал для изготовления артикуляционных игровых кубиков.
Желаю Вам и малышу больших успехов в Ваших начинаниях!
С уважением Стаценко Лариса Викторовна.
«ЗАБОРЧИК»
Зубки выстроились в ряд, Частоколом все стоят. Улыбнёмся мы вдвоём, И заборчик разомкнём. |
ИНСТРУКЦИЯ Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. |
«ТРУБОЧКА»
Я слегка прикрою рот. Губы – «хоботом» вперёд. Далеко я их тяну И играю ду-ду-ду. |
ИНСТРУКЦИЯ С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
|
«ЛОПАТОЧКА»
Язык лопаткой положу, Немного его подержу. Язык нужно расслаблять И под счёт его держать. |
ИНСТРУКЦИЯ Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. |
«ИГОЛОЧКА»
У иголки язычок, Узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперёд. Как же он не устаёт? |
ИНСТРУКЦИЯ Рот открыт. Узкий язык высунуть изо рта. |
«БЛИНЧИК»
Повторить его зарядку Мы сумеем по порядку. Пя-пя-пя — Пя-пя-пя — Язык — лопатка у тебя! На лопатку и на блинчик Наш язык сейчас похож, Он послушен и прилежен И поэтому хорош! |
ИНСТРУКЦИЯ Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Боковые края языка касаются уголков рта. |
«ЧАСИКИ»
Ходят часики тик-так, Не остановишь их никак. Влево — тик, вправо — так, Тик-так, тик-так. |
ИНСТРУКЦИЯ Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. |
«ФУТБОЛ»
Поиграем мы в футбол, Забиваем в щёки гол. |
ИНСТРУКЦИЯ Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёки. |
«ГОРКА»
Кончик языка в зубки упирается, Спинку выгнем язычка — Горка получается. |
ИНСТРУКЦИЯ Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы; |
«КАЧЕЛИ»
На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз, Я все выше поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз. |
ИНСТРУКЦИЯ Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
|
«ПОЧИСТИ ЗУБКИ»
Чищу зубы вправо-влево, Чищу ловко и умело. |
ИНСТРУКЦИЯ «Почистить» кончиком языка зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
|
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. |
ИНСТРУКЦИЯ Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого. |
«ЧАШЕЧКА»
Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий. |
ИНСТРУКЦИЯ Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка) |
«МАЛЯР»
Мы работаем с утра, Красить потолок пора, Челюсть ниже опусти, Язык к нёбу подними. Поводи вперёд-назад - Наш маляр работе рад. |
ИНСТРУКЦИЯ Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. |
«ГРИБОЧЕК»
Догадаться кто бы мог. как грибок. |
ИНСТРУКЦИЯ Широко открыть рот и улыбнуться. |
«ГАРМОШКА»
Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам нетрудно повторять! |
ИНСТРУКЦИЯ Раскрыть рот и улыбнуться. как в упражнении "грибок". растягивая подъязычную связку. |
«ЛОШАДКА»
Я – веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. |
ИНСТРУКЦИЯ Рот держать широко открытым. Улыбнуться. присасывая его к нёбу и отрывая от него. |
«ИНДЮКИ»
Язычок теперь индюк. И блы-блыкать может, друг. Повторяй за ним, как я – Превратишься в индюка. |
ИНСТРУКЦИЯ Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад. |
«БАРАБАНЩИК»
Барабанит барабан: Бум-бом-бам. Барабанит тут и там. Я ему же подражаю, Дробь за зубки отбиваю. |
ИНСТРУКЦИЯ Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..." |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в расслабленном состоянии.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребѐнку необходим зрительный контроль.
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счѐт. Но при этом следить за тем, чтобы движения были чѐткими и плавными, без подѐргиваний.
Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.
Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы у ребёнка вырабатываемые движения закрепились и стали более прочными.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 10-15 минут.
Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ КУБИКОВ
Для того, чтобы заинтересовать ребёнка при выполнении артикуляционной гимнастики, рекомендую родителям и педагогам распечатать представленные ниже предметные картинки, вырезать и наклеить их на деревянные или пластиковые кубики по картинке на каждую сторону кубика.
Далее приступаем непосредственно к игровому моменту. Ребёнок берёт в руки кубик, слегка подбрасывает его и смотрит какая картинка выпала, в зависимости от этого и выполняет определённое артикуляционное упражнение.
Зайтуна
Тихомирова Екатерина Витальевна