12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Стаценко Лариса Викторовна126
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Логопед и Я»

25

 

Логопед-дефектолог Стаценко Л.В.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАСКРАСКА

 

 

 

 

 

г. Краснодар 2016 г.

 

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаю Вашему вниманию артикуляционную раскраску. Данное логопедическое пособие позволит Вашему малышу овладеть артикуляционной гимнастикой в доступной для его возраста игровой форме.

Как работать с данным пособием?

Каждая страница содержит иллюстративный и стихотворный материал, а также инструкцию для взрослых по выполнению определённого артикуляционного упражнения.

На первом этапе работы с раскраской я рекомендую Вам внимательно рассмотреть с ребёнком соответствующую картинку, прочитать к ней стихотворение и предложить малышу вместе с Вами перед зеркалом выполнить артикуляционное упражнение для язычка. Не переусердствуйте: количество повторений на первых порах должно быть не более пяти – шести раз, движения выполняются в замедленном темпе. Возможно, маленький непоседа не сразу справится с этой задачей. Не огорчайтесь! Хвалите его за старания и постепенно он порадует Вас своими успехами.

На втором этапе предложите ребёнку раскрасить соответствующую картинку, а потом самостоятельно выполнить упражнение перед зеркалом ещё раз.

В конце артикуляционной раскраски размещены приложения, содержащие руководство по выполнению артикуляционных упражнений для родителей и педагогов, а также разрезной картинный материал для изготовления артикуляционных игровых кубиков.

Желаю Вам и малышу больших успехов в Ваших начинаниях!

С уважением Стаценко Лариса Викторовна.

 

 

 

«ЗАБОРЧИК»

 

Зубки выстроились в ряд,

Частоколом все стоят.

Улыбнёмся мы вдвоём,

И заборчик разомкнём.

ИНСТРУКЦИЯ

Улыбнуться,

с напряжением

обнажив сомкнутые зубы.


 

 

«ТРУБОЧКА»

 

 

Я слегка прикрою рот.

Губы – «хоботом» вперёд.

Далеко я их тяну

И играю ду-ду-ду.

ИНСТРУКЦИЯ

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

 

 

 

«ЛОПАТОЧКА»

 

 

 

 

Язык лопаткой положу,

Немного его подержу.

Язык нужно расслаблять

И под счёт его держать.

ИНСТРУКЦИЯ

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

 

 

«ИГОЛОЧКА»

 


 

 

У иголки язычок,

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперёд.

Как же он не устаёт?

ИНСТРУКЦИЯ

Рот открыт.

Узкий язык высунуть изо рта.

 

 

«БЛИНЧИК»

 

 

Повторить его зарядку

Мы сумеем по порядку.

Пя-пя-пя —

Пя-пя-пя —

Язык — лопатка у тебя!

На лопатку и на блинчик

Наш язык сейчас похож,

Он послушен и прилежен

И поэтому хорош!

ИНСТРУКЦИЯ

Рот открыт.

Губы в улыбке.

Широкий передний край языка

положить на нижнюю губу.

Боковые края языка касаются

уголков рта.

 

 

«ЧАСИКИ»


 

 

 

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево — тик,

вправо — так,

Тик-так, тик-так.

ИНСТРУКЦИЯ

Растянуть губы в улыбку.

Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

 

 

«ФУТБОЛ»

 

 

Поиграем мы в футбол,

Забиваем в щёки гол.

ИНСТРУКЦИЯ

Рот закрыт.

Кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёки.

 

«ГОРКА»

 

Кончик языка в зубки упирается,

Спинку выгнем язычка —

Горка получается.

ИНСТРУКЦИЯ

Губы в улыбке,

рот открыт,

кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

 

 

«КАЧЕЛИ»

 

 

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

ИНСТРУКЦИЯ

Улыбнуться,

открыть рот,

кончик языка за верхние зубы,

кончик языка за нижние зубы.

 

 

«ПОЧИСТИ ЗУБКИ»

 

 

 


 

 

Чищу зубы вправо-влево,

Чищу ловко и умело.

ИНСТРУКЦИЯ

«Почистить» кончиком языка зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

 

 

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

 

 

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой»

в ротик себе.

ИНСТРУКЦИЯ

Рот открыт.

Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого.

 

 

«ЧАШЕЧКА»

 


 

Язычка загнем края,

Делай так же,

как и я.

Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

ИНСТРУКЦИЯ

Улыбнуться, широко открыть рот,

высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

 

 

«МАЛЯР»

 

 

 

Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Поводи вперёд-назад -

Наш маляр работе рад.

ИНСТРУКЦИЯ

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

 

 

«ГРИБОЧЕК»

 

 

 

Догадаться кто бы мог.
Язычок наш,

как грибок.

ИНСТРУКЦИЯ

Широко открыть рот и улыбнуться. 
Присосать язык к нёбу и не отрывать его.
Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

 

 

«ГАРМОШКА»

 

 

 

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

ИНСТРУКЦИЯ

Раскрыть рот и улыбнуться.
Присосать язык к нёбу,

как в упражнении "грибок".
Язык от нёба не отрывать.
Опускать и поднимать нижнюю челюсть,

растягивая подъязычную связку.

 

 

«ЛОШАДКА»

 


 


 

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

ИНСТРУКЦИЯ

Рот держать широко открытым.

Улыбнуться.
Медленно щёлкать языком,

присасывая его к нёбу и отрывая от него.
Тянуть подъязычную связку.

 

 

«ИНДЮКИ»

 


 

 

Язычок теперь индюк.

И блы-блыкать может, друг.

Повторяй за ним, как я –

Превратишься в индюка.

ИНСТРУКЦИЯ

Рот открыт.

Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад.

 

 

«БАРАБАНЩИК»

 


 


 

Барабанит барабан:

Бум-бом-бам.

Барабанит тут и там.

Я ему же подражаю, Дробь за зубки отбиваю.

ИНСТРУКЦИЯ

Улыбнуться, открыть рот,

кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в расслабленном состоянии.

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребѐнку необходим зрительный контроль.

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счѐт. Но при этом следить за тем, чтобы движения были чѐткими и плавными, без подѐргиваний.

Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы у ребёнка вырабатываемые движения закрепились и стали более прочными.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 10-15 минут.

Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ КУБИКОВ

Для того, чтобы заинтересовать ребёнка при выполнении артикуляционной гимнастики, рекомендую родителям и педагогам распечатать представленные ниже предметные картинки, вырезать и наклеить их на деревянные или пластиковые кубики по картинке на каждую сторону кубика.

Далее приступаем непосредственно к игровому моменту. Ребёнок берёт в руки кубик, слегка подбрасывает его и смотрит какая картинка выпала, в зависимости от этого и выполняет определённое артикуляционное упражнение.


 

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (2)

Зайтуна, 06.05.17 в 22:06 2 Ответить Пожаловаться
Молодец, оригинально.
Тихомирова Екатерина Витальевна, 15.06.17 в 21:39 2 Ответить Пожаловаться
Хорошо придумано. Обязательно использую в своей работе. Большое спасибо за материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.