Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие выработать чёткие и согласованные движения, органов артикуляционного аппарата (языка, губ, щёк и др.)
Артикуляционную гимнастику желательно проводить ежедневно по 3-5 минут, на начальном этапе перед зеракалом. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3. Постепенно увеличить до 5-7 упражнений. Статические упражнения удерживаются до 10секунд.
Взрослому необходимо следить за правильностью выполнения упражнений, иначе гимнастика не имеет смысла.
Желательно гимнастику сопровождать стихотворными строчками, сказкой, либо под счет до 10.
Комплекс артикуляционной гимнастики
1. «Улыбка». Для правильного выполнения ребенку нужно удерживать губы в широкой улыбке. Губы широко растянуты, зубы соединены. Варианты — с сомкнутыми губами и приоткрытыми. (Удерживать положение на счет до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.) Вот понравится лягушкам - Губы тянем прямо к ушкам. |
|
2. «Хоботок». Губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой. Тянемся изо всех сил. (Удерживать положение на счет до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд). Подражаю я слону — губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю и на место возвращаю. |
|
3. «Бегемот» Широко откроем ротик, Как голодный бегемотик. | |
4. Чередование : «Улыбка-хоботок», «Бегемот - трубочка». | |
5. «Хомяк». Закрыть рот и надуть щеки. В таком положении удерживать около 5 секунд. Затем расслабляются. Как надую щеки я Превращаюсь в хомяка. |
|
6. «Толстячок - худышка» Поочерёдно надувать и втягивать щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. Губы сомкнуты. Вот толстяк — надуты щёки И, наверно, руки в боки. Вот худышка — щёки впали: Видно, есть ему не дали. | |
7. «Шарики» (Поочередное надувание щёк). Рот закрыт, нижняя челюсть не двигается из стороны в сторону. Поочерёдно надувать правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую. Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щёки дуем-чередуем, То в одну, а то в другую. |
|
8. «Лошадка фыркает». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. |
|
9. «Месим тесто». Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя… . |
|
10. «Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал, а нижняя губа не подворачивалась внутрь. Держать до 10 секунд. Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. |
|
11. «Конфетка». Рот закрыт, язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секун (6-8 раз). Можно контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк. Очень вкусные конфетки Просто обожают детки: Прячу слева, прячу справа Вот такая вот забава. |
|
12. «Вкусное варенье». Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать язычком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Блин мы ели с наслажденьем- Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. |
|
13. «Часики». Рот открыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 6 – 8 раз. Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик, вправо так. Ходят часики – вот так! |
|
14. «Качели». Рот открыть. Кончиком языка тянуться к верхней губе, затем к нижней. Следить, чтобы двигался только язык. Нижняя челюсть неподвижна. Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. |
|
15. «Почистим зубки». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Мы по зубкам язычком Влево, вправо проведём. Мы с зубною щёткой дружим, Стоматолог нам не нужен. |
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика для детей 4-6 лет. СПб.2015 Изд.дом «Литера». (Серия «Уроки логопеда»)
2. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М. : Эксмо: ОЛИСС, 2012. – 192 с.: ил.
3. Л.П. Воронина, Н.А. Червякова: Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. Изд.: Детство-Пресс, 2018 г.
Кияйкина Наталья Федоровна
Галина Владимировна
Тихомирова Екатерина Витальевна