Информация для родителей «Артикуляционная гимнастика. 15 первых упражнений»
Пояснительная записка
Домашнее задание в дошкольном учреждении не совсем привычное явление. Но именно от того, насколько ответственно родители подходят к выполнению этого домашнего задания совместно с детьми, и зависит результативность коррекционной работы.
В нашем учреждении каждую неделю воспитанники групп для детей с задержкой психического развития изучают определенную лексическую тему согласно календарно-тематическому планированию. В конце недели они получают домашнее задание от учителя-дефектолога на закрепление изученной темы для совместного выполнения с родителями.
И вот если выполнение заданий по развитию мелкой моторики, восприятия, внимания, познавательной активности обычно не вызывают серьезных затруднений, то задания по развитию речи, а в частности, работа над артикуляцией, чаще всего выполняются с трудом. А ведь работа по развитию артикуляционного аппарата для детей с ЗПР (у большинства из которых имеются ОНР I и II ур.) является основной и первостепенной. Именно с этой целью и был разработан буклет «Артикуляционная гимнастика. 15 первых упражнений».
Информация в буклете – это своеобразная подсказка для родителей по выполнению раздела из домашнего задания по развитию артикуляции. И для удобства учитель-дефектолог в этом разделе может только схематично обозначать то или иное упражнение, не описывая все тонкости выполнения. Все эти нюансы прописаны в буклете.
При создании буклета использованы следующие источники:
- Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика».
- Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».
- Е. Краузе «Тетрадь по развитию речи. Практическое пособие для занятий с детьми дошкольного возраста».
- Картинки из открытого источника https://yandex.ru/images/
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №40»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
15
первых
упражнений
(Информация для родителей)
Подготовила:
воспитатель Янакова О. А.
Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали выносливыми, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, участвуя в звукопроизношении. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трёх, четырёх лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится. Занимайтесь с ребёнком ежедневно по 5-7 минут.
Вот простые упражнения, которые вы с ребёнком можете начать делать уже сейчас.
ЛЯГУШКА
Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые зубки. Удержать мышцы губ в
таком положении под счет от 1 до 5-10, затем вернуть губы в исходное
положение. Повторить 3-4 раза.
СЛОНИК (ХОБОТОК)
Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении под счет от 1
до 5-10, вернуться в исходное положение.
ОКОШКО (БЕГЕМОТИК)
Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта ≪пять≫,
потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза. Язычок спокойно лежит у передних зубов.
ЛОПАТОЧКА
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.
Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. В этом упражнении важно
следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
ИГОЛОЧКА
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, «как иголочка».
Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
ЧАСИКИ
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет 1–2 из одного уголка
рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
КАЧЕЛИ
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1—2 поочередно упираться языком то в верхние,
то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
ЧАШЕЧКА
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые
края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. Нижняя губа не
должна обтягивать нижние зубы.
ЛОШАДКА
Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко, энергично. Стараться,
чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по
кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
КИСКА СЕРДИТСЯ
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»
— выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два»
вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться
от нижних зубов, рот не закрывается.
ЧИСТИМ ЗУБКИ
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» поочередно нижние и
верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево.
Нижняя челюсть при этом не двигается.
ПОСЧИТАЕМ ЗУБКИ
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди сначала в
каждый нижний зуб с внутренней стороны, затем в каждый верхний зуб,
как бы «считая зубы». Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
ГРИБОК
Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при
этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к
нёбу. Предложите ребенку медленно пощёлкать языком. Пусть ребёнок почувствует,
как язычок «присасывается» к нёбу.
МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по
нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до
восьми.
УДАЧИ!
ВСЁ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛУЧИТСЯ!
Буклет Артикуляционная гимнастика. 15 первых упражнений.
DOCX / 2.13 Мб
Порошина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Шабанова Алёна