Арт-вернисаж по сказкам «В волшебной пушкинской стране» (5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА КУРСКА»
Методическая разработка
игра-путешествие ко дню рождения А.С. Пушкина
для учащихся начальных классов
арт-вернисаж по сказкам
«В волшебной пушкинской стране»
Автор-составитель:
Педагог-организатор
Чигирёва О.В.
2018
Сценарий
мероприятия ко дню рождения А. С. Пушкина
для младших школьников
арт-вернисаж по сказкам А.С. Пушкина
«В волшебной пушкинской стране»
Цель: приобщать детей к ценностям родной художественной литературы и расширять знания о творчестве А.С. Пушкина.
Задачи:
расширять словарный запас детей, совершенствовать выразительность чтения и умения слушать;
развивать внимание, память, воображение, смекалку, артистические и творческие способности детей;
пропагандировать художественное, научное и прикладное творчество как достойное занятие, оказывающее положительное влияние на умственное и социальное развитие ребёнка.
Материалы и оборудование:
Портрет А.С. Пушкина
Рисунки детей по мотивам сказок А.С. Пушкина
Карточки со словами
Карточки с лексическим значением устаревших слов (для каждой команды)
Карточка с названием сказки и проблемным вопросом
Музыкальное сопровождение
Жетоны
Два куба и конусы
Золотой орешек, ложка по количеству команд
Технические средства:
Персональный компьютер
Звукоусиливающая аппаратура
Форма проведения:
Игра-путешествие
Участники:
В мероприятии принимают участие учащиеся начальных классов.
Ведущие: педагоги-организаторы ДПШ
Время проведения:
Время проведения – 45 - 50 мин.
Награждение:
Грамоты: Победитель Арт-вернисажа «В волшебной пушкинской стране»
( командное первенство)
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий. Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы поговорим с вами о великом русском поэте А. С. Пушкине. Ребята, кто из вас знает, в каком городе родился Александр Сергеевич?
(ответы детей)
Да, он родился в Москве два века назад. В детстве особенно заботилась о нём его няня. Кто из вас знает, как ее звали?
(ответы детей)
Молодцы ребята.
Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её мамушкой. Начнёт Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнётся, боится и слово пропустить. А сказки, которые ему рассказывала няня - Арина Родионовна, начинались так: «некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу». На основе этих сказок А.С. Пушкин создал свои сказки, которые вы все знаете и любите.
Давайте вместе вспомним названия сказок, а в помощь вам наши рисунки.
(Дети называют сказки)
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
Поэма «Руслан и Людмила»
«Сказка о попе и работнике его Балде»
В этом году, ребята, поэту исполняется 219 лет. День рождения А.С. Пушкина является официальным государственным праздником с 2011 года.
Я предлагаю вам, дорогие ребята, путешествие в удивительную страну Лукоморье, где живут сказочные герои. Хочу узнать, знаете ли вы его сказки? Я приготовила для вас интересные задания. Вы готовы отправиться в сказочную страну? (ответы детей)
Ребята, путь в Страну Сказок лежит через Лукоморье. Мы уже вспомнили разные сказки. А кто помнит, где впервые мы встретили это название? Лукоморье…
(Ответы детей: А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…», желающие могут процитировать отрывок)
Задание №1
Назвать героев сказок Пушкина и ответить на вопрос. (Для каждой команды своя сказка и свой вопрос - карточки с заданиями вытягивают капитаны команд. За каждого персонажа команда получает жетон, за интересный и полный ответ на вопрос команда получает дополнительный бонус: 1 жетон)
«Сказка о рыбаке и рыбке» (ответ: рыбка, старик, старуха, бояре, дворяне, стража, народ, царедворцы. Вопрос: чему может научить сказка?)
«Сказка о золотом петушке» (ответ: царь Дадон, мудрец, золотой петушок, соседи, воевода, старший сын, люди, войско, младший сын, шамаханская царица. Вопрос: на кого из героев сказок Пушкина ты бы хотел быть похож и почему? )
«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» (ответ: царь, царица, дочь, вторая жена, зеркальце, королевич Елисей, сват, чернавка, пёс, 7 богатырей, старуха, солнце, месяц, ветер. Вопрос: зачем нужны отрицательные герои?)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (ответ: три девицы, царь Салтан, князь Гвидон, гонец, бояре, волна, лебедь, коршун, народ, корабельщики, белка, дядька Черномор, 33 богатыря, царевна- лебедь. Вопрос: чему я учусь у Пушкина?)
«Сказка о Попе и работнике его Балде» (ответ: Поп, работник Балда, старый бес, жена попа, маленький бес, зайцы. Вопрос: все ли герои сказок А. Пушкина вызывают у тебя положительные эмоции?)
Поэма «Руслан и Людмила» (ответ: кот, леший, русалка, 30 витязей, дядька морской, королевич, царь, баба Яга, серый волк, народ, царь Кащей, колдун, царевна. Вопрос: Откуда брал сюжеты своих сказок А.С. Пушкин?)
Задание №2
Ведущий: Задания по сказкам
(за правильный ответ команда получает жетон).
1. Что было разбитым у старика со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А) Зеркальце
Б) Тарелки
В) Окна землянки
Г) Корыто
2. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
А) Гвидон
Б) Дадон
В) Салтан
Г) Калган
3. К кому не обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?
А) Ветер
Б) Месяц
В) Солнце
Г) Ясень
4. Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?
А) Ткали
Б) Пряли
В) Шили
Г) Гадали
5. Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
А) «Жили-были старик со старухой
Б) «Жил старик со своею старухой»
В) «Жили-были дед да баба»
Г) «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе»
6. Кто заклевал до смерти царя в сказке А. С. Пушкина?
А) Курочка Ряба
Б) гадкий утёнок
В) Жар-птица
Г) Золотой петушок
7. Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?
А) Забияки
Б) Буяна
В) Скандалиста
Г) Хулигана
8. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?
А) За плохое ведение домашнего хозяйства
Б) За ложь
В) За лень
Г) За жадность
9. Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?
А) В клетку
Б) На спицу
В) На трон
Г) На шпиль
10. Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина помог Елисею найти невесту?
А) Ветер
Б) Месяц
В) Солнце
Г) Звёзды
11. Что делала царевна у окна, когда колдунья принесла ей отравленное яблоко в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
А) Пряла
Б) Вышивала
В) Вязала
Г) Плясала
12. Что выстроил для своей белки князь Гвидон?
А) Янтарную комнату
Б) Хрустальный дом
В) Золотое дупло
Г) Изумрудную пирамиду
13. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?
А) Три
Б) Четыре
В) Пять
Г) Шесть
14. Сколько сыновей было у царя Дадона?
А) Один
Б) Два
В) Три
Г) Четыре
15. На какую охоту ездили братья-богатыри в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
А) Утиная
Б) Охота на волков
В) На лис
Г) На мамонтов
16. Какого чуда не было за морем в «Сказке о царе Салтане»?
А) Белка
Б) Тридцать три богатыря
В) Царевна Лебедь
Г) Кот учёный
Задание№ 3
Ведущий: Литературная эстафета «Соедини слово и его значение»
(Командная эстафета: участвует 10 человек от общей команды. Каждый участник получает 1 слово, ему необходимо быстро добежать до куба, выбрать нужное значение слова и вернуться в команду. Каждое правильно соединенное слово приносит команде 1 жетон)
Светлица – светлая парадная комната в доме
Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ногой
Прясть – скручивать волокна, делать нити
Корыто – продолговатый сосуд (таз) из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья
Невод – большая рыболовная сеть
Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам
Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию
Невод – большая рыболовная сеть
Бояре - богатые люди, которые служили царю
Звездочет – астролог, человек предсказывающий будущее по звездам
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади
Кичка - старинный женский головной убор
Землянка - дом, одна часть которого находится в земле, а другая, построена из брёвен и крытая соломой, над поверхностью земли
Невежа - грубый невоспитанный человек
Пряник печатный - пряник с отпечатанным рисунком или буквами
Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода
Светёлка - светлая комната, отделённая сенями от кухни
Терем - деревянный дом в виде башни, высокий и прочно срубленный
Невод - большая рыболовная сеть
Курган - высокий земляной холм, который насыпали древние славяне над могилой
Чупрун - чуб, чёлка
Меч – старинное колющее и рубящее оружие, символ готовности к бою, призывом к справедливому возмездию
Шелом - шлем, остроконечная железная шапка для защиты от ударов меча
Рать- войско
Стан- лагерь
Старче - так обращались к старому человеку или отцу, выражая ему особое почтение, уважение
Яства - еда, пища, кушанье
Перст - палец
Сенная девушка - служанка
Девичник - в старину перед свадьбой у невесты собирались её подруги
<<Инда очи разболелись>> - разболелись глаза
Сорочин или сарачин – сарацин, арабский наездник
Черница - монахиня
Полба - особый сорт пшеницы
Оброк - здесь: дань, деньги
Супостат - противник, враг
Подворье- усадьба: дом и двор с разными хозяйственными постройками
Толокно - толчёная (немолотая) овсяная мука
Толоконный лоб - грубый человек, дурак
(Возможна и другая подборка слов)
Задание№4.
Ведущий: В русском языке часто используют пословицы (краткие изречения с назидательным смыслом). Скажите, действия героев, какой сказки Пушкина подходят к следующим пословицам:
Растёт не по дням, а по часам
Дети: «Сказка о царе Салтане… »
Оказаться у разбитого корыта
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Уговор дороже денег
Дети: «Сказка о золотом петушке»
«Долг платежом красен… »
Дети: «Сказка о Попе и работнике его Балде»
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Дети: «Сказка о царе Салтане…»
Задание№5
«Карусель загадок».
Ведущий: Кто сказки Пушкина читает,
Загадки быстро отгадает.
Итак, о какой сказке идёт речь?
1. У царицы злой-презлой
Со6еседник непростой.
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.
2. Чуть опасность затаится -
Верный страж на тонкой спице
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся.
3. Рыбка непростая
Чешуей сверкает.
Плавает, ныряет.
Желанья исполняет.
4. Живет батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых.
(Балда)
5. Звездочёт царю Дадону
Петушка поднёс с поклоном:
-Отвечай-ка, милый друг,
Что потом стерёг петух?
(границы)
6. Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?
(комар, муха, шмель)
Задание№6.
«Перенеси золотой орешек». Командная эстафета
(Всей командой, по очереди, необходимо перенести все орешки из точки А в точку Б в ложке на скорость. Побеждает команда, которая быстрее справилась и с меньшими потерями.)
Ведущий: о творчестве А.С. Пушкина можно говорить бесконечно, но время нашего праздничного путешествия вышло.
Это Пушкин, это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их немного и немало,
Но все пушкинские сказки – наше вечное начало.
Читая сказки Пушкина, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из великих поэтов - А. С. Пушкина.
Ребята, вы знаете сказки Пушкина, вы сегодня хорошо играли, дружно отвечали, всем было весело и интересно. В душе каждого русского человека пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом. Сегодня мы награждаем победителей и участников нашей игры.
Награждение команд.
Благина Алла Петровна
Кипурова Наталья Петровна