12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Монастырёва Ольга Владимировна95
Россия, Кемеровская обл., Юрга

Муниципальное казённое учреждение «Центр социальной помощи семье и детям г. Юрги».

 

«В стране волшебного песка»

программа коррекционно – развивающих занятий с песком для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в сенсорной комнате.

Психолог отделения реабилитации

несовершеннолетних с ограниченными

физическими и умственными возможностями

Монастырёва О.В.

 

 

г. Юрга

2018 г

1 Целевой раздел.

  1. Пояснительная записка

 

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало,

Любовь, терпенье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Песочная терапия - это научно обоснованный метод творческой терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. Песочная терапия известна с 1920 года, благодаря психотерапевтам А. Фрейд и Э. Эриксону, а в 1930-е годы сформировалась программа «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.
Песочная терапия даёт ребёнку возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить свободу самовыражения. Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.  Коррекция эмоциональной сферы посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

 В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры ребёнка Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

  1. Цели и задачи программы.

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей с ОВЗ, стабилизация психоэмоционального состояния .

 Задачи:

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

профилактика и снижению импульсивности, излишней двигательной активности;

профилактика (снятие) тревожных состояний, агрессии;

развитие творческих способностей, умения самовыражаться;

развитие мелкой моторики и тактильно-двигательных ощущений;

развитие эмоциональной сферы;

развитие познавательных процессов.

 

  1. Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

 

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? 
Для специалиста действуют три правила. 
Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения. 
Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. 
Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы. 

Почему терапия песком особенно показана детям с ОВЗ ?

Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Правила работы с песком.

Перед началом занятий психолог обговаривает с ребёнком правила:

не вытряхивать песок на пол,

не вытирать об себя руки,

ни в коем случае не кидаться песком,

нельзя брать песок в рот,

по окончании занятий с песком необходимо мыть руки.

 

  1. Ожидаемые результаты:

открытость и интерес детей к занятиям,

снятие (снижение) психоэмоционального напряжения,

снижение негативизма, агрессивности, тревожности,

развитие сенсомоторных функций (особенно тактильно-двигательных ощущений).

 

 

2.Содержательный раздел

  1. Блоки программы

 

 

Разделы и темы

 

Сроки

 

Цель

Кол-во занятий

Блок 1. Развитие тактильно-двигательных ощущений

6

Занятие1 «Знакомство с песком».

1ая неделя

Цель: вызвать интерес и открытость ребёнка к занятию.

 

2

Занятие 2 «Следопыт».

1ая неделя

Цель: развитие тактильно-двигательных ощущений.

1

Занятие 3 «Дорожки из песка».

2ая неделя

Цель: контроль над импульсивностью.

1

Занятие 4 «Археологи».

2ая неделя

Цель: развитие тактильно-двигательных ощущений.

1

Занятие 5 «Песочная погода».

2ая неделя

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления.

1

Блок 2.Развитие психических процессов

7

Занятие 1 «Классификация и обобщение»

3я неделя

Цель: развитие умения классифицировать по заданным признакам.

1

Занятие 2 Рисунок «Улитка».

3я неделя

Цель: умение действовать по инструкции, умение ориентироваться в пространстве.

1

Занятие 3 «Песочные строители».

3я неделя

Цель: закрепление пространственных представлений.

1

Занятие 4 «Математика в песочнице».

4ая неделя

Цель: развитие (закрепление) математических представлений.

1

Занятие 5 «Назови фигуру».

4ая неделя

Цель: развитие (закрепление) сенсорных эталонов.

1

Занятие 6 «Песочная азбука».

4ая неделя

Цель: знакомство (закрепление) с буквами.

1

Занятие 7 Игра «Волшебные буквы».

5ая неделя

Цель: знакомство (закрепление) с буквами.

1

Блок 3.Развитие творческих способностей. Релаксация.

4

Занятие 1 «Приёмы и упражнения»

5ая неделя

Цель: знакомство ребёнка с приёмами рисования песком.

1

Занятие 2 Рисунок «Дно морское».

5ая неделя

Цель: релаксация, развитие тактильно-двигательных ощущений.

1

Занятие 3 Рисунок «Космос».

6ая

неделя

Цель: релаксация, развитие тактильно-двигательных ощущений.

1

Занятие 4 Рисунок «Зимний вечер».

6ая

неделя

Цель: релаксация, развитие тактильно-двигательных ощущений.

1

Последующие занятия проводятся по замыслу ребёнка

---

 

 

  1. Оборудование, материалы, инструменты.

 

Оборудование:

световой стол для рисования с песком (и резервуаром для песка),

песок.

 

Дополнительные материалы и инструменты:

коллекция миниатюрных фигурок и предметов:

- Фигурки людей разного пола и возраста,

- Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние,

- Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница, заборы, ворота, здания,

- Деревья, кусты, цветы и другие растения,

- Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.)

- Транспортные средства ( наземные, водные, воздушные)

набор кистей,

расчёска с зубчиками,

различные трафареты,

природный материал: камешки, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки,

разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое,

монеты, пуговицы, кусочки кожи и меха,

зубочистки (бамбуковые шпажки).

 

 

3. Организационный раздел.

3.1. Конспекты занятий.

Блок 1. Развитие тактильно-двигательных ощущений.

 

Занятие 1 «Знакомство с песком».

Психолог говорит: «Давай познакомимся с песком. Положи ладоши на песок, закрой глазки, почувствуй, какой он? Открой глазки, расскажи, что ты чувствовал ?» (ответ ребёнка).

Начинать следует с самых простых упражнений:

- «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;

- «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);

- сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

-легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

- «просеять» песочек между пальцами;

- сделать отпечатки различных предметов формочками;

- сгрести песок ладонями в большую кучу - «муравейник» и разгрести его;

- «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;

- нарисовать сначала левой рукой, потом правой: линии (горизонтальные, вертикальные, волнообразные, зигзагообразные), круги и т.п.

- «погрузить» руки в песок.

 

Занятие 2 «Следопыт ».

Цель: развитие тактильно-двигательных ощущений.

Психолог предлагает ребёнку по очереди делать различные следы на песке и угадывать, кто бы мог оставить такие следы.

1.Скользить по поверхности песка как змейка.

2.Скользить по поверхности песка как машина.

3. Пройтись кулачками как слон. 
4. Оставить отпечатки ладошек. 

5.Создать следы «фантастических» животных.

6.Сделать отпечаток левой и правой рук, ребёнок должен сказать, где отпечаток правой руки, а где левой.

В резервуар с песком прячем маленькие, разнообразные фигурки и предлагаем на ощупь определить, что он нашёл.

 

Занятие 3 «Дорожки из песка».

Цель: контроль над импульсивностью.

 

Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Игра «Мина».

Цель: контроль над импульсивностью.

Рука одного играющего превращается в «мину». Задача другого «сапера»

откопать «мину», не дотронувшись до неё. «Сапёр» может действовать

руками, дуть, помогать себе палочками, кисточками.

Ребёнок и психолог вместе погружают в сухой песок кисти рук и

начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф.

Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений,

только двигая пальцами и сдувая песчинки.

 

Занятие 4 «Археологи»

Цель: развитие тактильно-двигательных ощущений.

Игра «Полезные ископаемые».

Сначала в резервуар с песком зарываем предметы из разных материалов (деревянный кубик, стеклянный шарик, кусочек ткани, меха, железный болт, камешек и т.п.). Ребёнок запускает руку в резервуар с песком и ищет «полезные» ископаемые. Главное он должен сказать не только, что он нашёл, но и из чего это сделано.

Игра «Раскопки».

Для создания атмосферы на песочном столе включить подсветку, нарисовать пирамиды, солнце.

В резервуар с песком не глубоко зарываем различные предметы (предметы из «посудки», фигурки животных, маленькие машинки и т.п.). Ребёнок должен аккуратно, не торопясь кисточкой смахивать песок, до тех пор, пока не покажется часть «находки». По фрагменту ребёнок должен угадать, что он раскопал, и лишь потом вытащить из песка весь предмет.

 

Занятие 5 «Песочная погода».

 

Игра «Песочный дождик».

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления.

Психолог говорит ,что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Мы тоже можем устроить такой дождь и ветер. Смотри, как это происходит. Показать ребенку как сначала медленно, а затем быстро можно сыпать песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Психолог просит ребёнка закрыть глаза и положить на песок ладонь с расставленными пальчиками, затем сыпет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

 

Игра «Песочный ветер».

На столе для рисования песком включить подсветку, попросить ребёнка нарисовать солнце. Психолог говорит: «Наш песочный стол похож на пустыню, не хватает только барханов. Сейчас мы с тобой создадим их с помощью трубочки». Можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

 

Раздел 2. Развитие психических процессов.

 

Занятие 1 «Классификация и обобщение»

Игра «Фермер».

Цель: развитие умения классифицировать предметы по заданным признакам, развитие внимания, памяти.

Ребенку дается задание построить в песочнице ферму. Психолог говорит: «На этой ферме жил-был фермер, он разводил домашних животных, но вот однажды забор сломался и все животные ушли в лес. Давай фермеру поможем и вернём всех домашних животных». Задача ребёнка выбрать из множества фигурок только домашних животных и вернуть их на ферму. Затем психолог предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил на ферме. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно животное.

 

Игра «Садовник».

Цель: развитие умения классифицировать предметы по заданным признакам, развитие внимания, памяти.

Ребенку дается задание построить (нарисовать) в песочнице фруктовый сад. Психолог говорит: «Жил-был садовник, и в саду у него было много фруктовых деревьев, а на огороде он выращивал овощи. Пришло время собирать урожай. Собрал садовник корзину фруктов и корзину овощей. Шёл он из сада споткнулся и упал, овощи и фрукты выпали из корзин и все перемешались. Давай поможем садовнику разложить фрукты в одну корзину, а овощи в другую». Когда ребёнок выполнит это задание, психолог предлагает ребенку запомнить все фрукты и как они расположены. Ребёнок отворачивается, а психолог меняет местами фрукты ребёнок, повернувшись, говорит, что изменилось. Также фрукты можно убирать или добавлять.

Занятие 2 Рисунок «Улитка».

Цель: умение действовать по инструкции, умение ориентироваться в пространстве.

На песочном столе под диктовку психолога ребёнок создаёт рисунок. «В левом верхнем углу нарисуй солнце, снизу (это дно) выложи камушки и ракушки». Затем прочитать стихотворение «Улитка».

Улитка, улитка, куда ты ползёшь,
Зачем на себе ты свой домик несёшь?
Скажи, для чего у тебя, такой крошки
Растут на головке глазастые рожки?

Психолог продолжает инструкцию: «По центру (середине) стола нарисуем улитку. В правом верхнем углу нарисуем рыбку, а в правом нижнем углу нарисуй водоросли и в левом нижнем углу нарисуй водоросли». После того, как картина будет готова можно провести беседу: « Где живёт осьминог? А кто ещё живёт в море?»
 

Занятие 3 «Песочные строители».

Цель: закрепление пространственных представлений.

Психолог: «Жители песочной страны просят тебя помочь им

построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет

строиться тот или иной дом (сопровождать слова выставлением фигурок). Собака будет жить в правом верхнем углу, а кошечка в левом нижнем углу, коровка будет жить в левом верхнем углу, а лошадка между коровкой и кошкой. Человек будет жить в центре стола, а в правом нижнем углу будет жить овечка. А теперь давай сделаем им домики (ребёнок пальчиком рисует геометрическую фигуру вокруг фигурки). У лошадки он будет прямоугольный, у кошечки и собаки – круглый, у овечки - треугольный, у коровки –овальный. А дом человека будет квадратный с треугольной крышей».

 

Занятие 4 «Математика в песочнице».

Игра «Найди и напиши».

Ребёнок запускает руку в резервуар с песком и достаёт одну цифру, пишет её на песочном столе, затем следующую цифру и т.д.

 

Игра «Какая цифра спряталась?».

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать их по фрагментам и назвать.

 

Занятие 5 «Назови фигуру».

Ребёнок запускает руку в резервуар с песком и находит одну фигуру, не вытаскивая руки из песка, он должен назвать её. Затем нарисовать эту фигуру на песочном столе, и т.д.

Игра «Кратчайший путь».

На песочном столе рисуем домики (например: лисы, зайца и медведя). Выставляем на разном расстоянии от домиков фигурки животных. Ребёнок сначала должен пальчиком провести дорожки от фигурок к их домикам, а затем ответить на вопросы. У кого путь короче? У кого длиннее? У кого самый длинный путь? Кто придёт домой первый, второй и третий?

 

Занятие 6 «Песочная азбука».

Игра «Какая буква спряталась?».

Пластмассовые буквы зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать их по фрагментам и назвать. После этого написать эту букву на песочном столе.

 

Игра «Найди буквы, составь слово (слог)».

Ребёнок ищет в резервуаре с песком буквы, выкладывает их на стол, а затем составляет слово (слог). Для начала можно спрятать буквы из которых состоит имя ребёнка.

 

Занятие 7 Игра «Волшебные буквы».

На песочном столе психолог рисует букву Р и просит ребёнка превратить ей в букву В, букву Л в А и т.п.

 

Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой (кисточкой), держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

 

Раздел 3. Развитие творческих способностей. Релаксация.

! Ребёнку во время занятий должны быть доступны дополнительные материалы и инструменты.

Занятие 1 «Приемы и упражнения». 1.Чтобы рассыпать песок по световому столу ровным слоем, нужно набрать песок в кулак и высыпать его через пальцы на стол с высоты более 40 см тонким слоем. При этом быстро, перемещая руку слева направо, и справа налево. 2.Сыпем песок из кулачка. Насыпаем линии. Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Пробуем разные варианты (прямые линии, волнообразные, зигзаги, спирали, круги и т. д.) с разной скоростью рисования. Чтобы такие линии разнообразить, можно расставлять в нужных местах акценты с помощью тонких линий, нарисованных зубочисткой (ногтем).

3.Для проведения чёткой и ровной линии по всей длине насыпаем сначала из кулачка линию, а затем проводим двумя пальцами, сложенными «домиком». Рисование песком толстых линий лучше осуществлять ребром ладони.

4.Для того, чтобы получилась точка нужно к песку приложить палец с небольшим нажимом.

5.Если пальчиком дотронуться до песочного слоя и покружить по часовой стрелке (или против), получаются кружочки.

Сюжетное рисование по теме и по замыслу, сначала с психологом, затем и самостоятельно.

Занятие 2 «Дно морское».

Рисование на песочном столе сопровождается звуками прибоя, шумом моря и т.п.

Стихотворение «Осьминог».
Восемь ног у осьминога,
Говорит улитка:
- Много!
Восемь ног ему зачем?
Я б запуталась совсем!
Рисуем осьминога при помощи психолога: «Для этого сначала нарисуем круг, потом немного сотрём низ и нарисуем длинные щупальца. Затем на щупальцах пальчиком делаем присоски».

Далее ребёнок самостоятельно ( если потребуется при помощи психолога) создаёт картину. Нарисовать солнце, дно можно выложить камушками и ракушками или их нарисовать. Затем рисуем водоросли, улитку и т.д. После того, как картина будет готова можно провести беседу: « Где живёт осьминог? А кто ещё живёт в море?»
Знакомим детей с морскими обитателями: медуза, краб, кальмар, морская звезда, кит, дельфин, акула.

 

Занятие 3 «Космос».

В начале занятия провести с ребёнком беседу о космосе. Что видят космонавты в космосе? Какие планеты ты знаешь? Что такое млечный путь? Психолог говорит: «Представь, что ты космонавт, и ты выглядываешь из иллюминатора своей ракеты. Нарисуй на столе, что ты видишь». Это может быть ракета, различные планеты, спутники, звёзды и т.п. Рисуем, используя приёмы из занятия 1.

Рисование на песочном столе сопровождается музыкой.

Занятие 4 «Зимний вечер».

Всюду снег; кругом всё тихо;
Зимним сном природа спит,
И сквозь туч — седых и хмурых,
Тускло солнышко глядит.

Над моим окном пустое
Птичье гнёздышко одно —
Но весну, цветы и солнце
Мне напомнило оно!..

(Иван Белоусов)

Рисование на песочном столе сопровождается спокойной, красивой музыкой.

Обсудить с ребёнком, каким он видит зимний вечер. От чего светло вечером на улице? (свет в окнах домов, фонари, снег, луна и т.п.) Рисуем сугробы, домик (и) со светом в окне, деревья, снег, на небе месяц и т. д.

Последующие занятия проводятся по замыслу ребёнка.


 

 

Список литературы

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб , 1998.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб , „Детство-пресс", 2001.

Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2002.

Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2007.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. – М., 1993.

Интернет-ресурсы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.