Методические рекомендации и дидактический материал «А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"»
После чтения,вернее, перечитывания сказки, потому что она изучается ещё в начальных классах, следует уделить внимание формированию у пятиклассников различных навыков работы с текстом.
Так, например, можно дать задание подготовить устное связное высказывание по нижеследующему плану с использованием цитат из сказки:
Подберите цитаты из сказки к выделенным пунктам плана:
1) Как выглядели царевна и царица?
2) Каковы их душевные качества, характер?
3) Как они относились к труду и развлечениям?
4) Какова их речь, какие слова они произносят (грубые, нежные и т.д.)
5) Как ведёт себя царица с Чернавкой, а царевна с богатырями?
6) Почему царевна пользовалась всеобщей любовью, а царицу недолюбливали и боялись?
7) Как автор и народ относится к красоте? Кто из двух героинь по-настоящему красив и почему?
Для усиления наглядности во время анализа образов этих двух героинь сказки можно использовать кадры из диафильма:
Диафильм по сказке
PPTX / 14.81 Мб
При работе над сопоставлением особенностей народной и литературной сказки можно начать с восстановления сюжета:
- Перед вами подробный план «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», однако последовательность событий перепутана. Восстановите правильную последовательность:
Похороны царевны | |
Приказание царицы Чернавке | |
Царевна и нищенка | |
Первый разговор царицы с зеркальцем | |
Второй разговор царицы с зеркальцем | |
Пробуждение царевны | |
Какой выросла царевна-падчерица | |
Царевич Елисей отправляется на поиски | |
Возвращение царевны домой и смерть мачехи | |
Царевна в незнакомом тереме | |
Какой была новая царица-мачеха | |
Смерть царицы и вторая женитьба царя | |
Обращение Елисея к силам природы | |
Приезд богатырей | |
Взаимоотношения богатырей и царевны |
Затем перейти к следующему заданию:
- Известно, что Пушкин брал сюжеты своих сказок из народных сказок, которые слышал от Арины Родионовны. Со слов няни А.С.Пушкин сделал следующую запись:
«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, - тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»
Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г. Чем похожа и чем отличается литературная сказка Пушкина и народная сказка Арины Родионовны. Что нового внёс Пушкин в сюжет и с какой целью?
Ученики замечают, что в пушкинской сказке налицо мотив зависти мачехи к падчерице, в отличие от народной. Нет мотива борьбы богатырей с другими богатырями: для Пушкина он был не важен. Зато есть мотив поисков невесты Елисеем, а в народной сказке в царевну влюбляется незнакомый царевич. Такие наблюдения должны привести к выводу об идейном содержании, которое вложил в сказку Пушкин: зависть и ненависть убивает самого завистника, а любовь и верность способны победить даже смерть. Можно найти и другие схожие и различные черты.
Чтобы раскрыть понятие "бродячего сюжета", можно выполнить задание:
- В сказочном фольклоре существуют так называемые «бродячие сюжеты». Как вы понимаете этот термин? Какие литературные (народные) сказки похожи по сюжету на сказку Пушкина? Возьмите любую сказку и заполните сравнительную таблицу в тетради: Сходство «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» и __________________________
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | …… |
Схожие черты …. | Схожие черты …. |
В качестве сопоставляемой сказки можно взять "Белоснежку" братьев Гримм, "Спящую красавицу" Ш.Перро, "Спящую царевну" В.А.Жуковского - эти сказки также написаны по сюжетам народных западноевропейских. Общий мотив в сказках - рождение дочери, мотив колдовского сна-смерти, мотив чудесного пробуждения благодаря влюблённому царевичу. Особенно близка немецкая "Белоснежка" - здесь схожих черт ещё больше.
А вот в качестве письменной творческой работы по сказке я использовала не традиционное сочинение-характеристику или сравнительную характеристику героинь, а сочинение по иллюстрациям к сказке, тем более, что недостатка в этом нет - художники Палеха Е.Пашков и А.Куркин, Т.Маврина, Б.Дехтярёв, И.Билибин, Б.Зворыкин, В.Конашевич, современный В.Назарук и др. - глаза разбегаются.
Иллюстрации Б.Зворыкина
RAR / 901.63 КбУченикам посильнее можно дать задание поработать с серией иллюстраций разных художников и из всех серий выбрать наиболее понравившуюся, аргументировав свой выбор.
Такая работа заставляет ученика внимательнее погрузиться в текст:
- Рассмотрите иллюстрации к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» и выберите одну из них для сочинения-описания. Внимательно её рассмотрите и перечитайте эпизод, к которому сделана иллюстрация.
Советы и рекомендации по написанию сочинения:
Начните с того, что определите, к какому эпизоду сказки нарисована иллюстрация или какие слова могут служить подписью к ней.
Определите, какие черты характера, какие чувства героев проявились в данном эпизоде в сказке Пушкина, какими словами он это передаёт. А как художник через позы, жесты, выражение лица и т.д. передаёт содержание эпизода и характер и чувства героев.
Далее можно сказать о том, как художник передал место и время действия: какие детали он взял из сказки, а что додумал сам. Насколько хорошо у него получилось изобразить место действия: как через используемые цвета и детали рисунка он передаёт настроение эпизода и характер героев.
Закончите своё сочинение выводом о мастерстве художника в передаче содержания эпизода (насколько близка иллюстрация к сказке), характера или чувств героев (насколько легко мы можем их определить) и др. Здесь же можно сказать о своём отношении, впечатлении, насколько иллюстрация помогает понять сказку, представить происходящее, чем привлекла вас именно эта иллюстрация и т.д.
Использованная литература
Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч.разработки. - М.: Просвещение, 2012.
Сказки Пушкина в школе: сборник статей. Сост.В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 1972г.
Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс. - М.: ВАКО, 2011.
Ахметшина Наталья Юрьевна
Стригачева Татьяна Николаевна