Авторская мастерская «Встреча с интересными людьми», посвящённая 115-летию со дня рождения Е.И. Чарушина
ОЧАРУШИННЫЕ
Авторская мастерская «Встреча с интересными людьми»,
посвященная 115-летию со дня рождения Е.И.Чарушина
Совместная образовательная деятельность с детьми 2-х подготовительных групп компенсирующей направленности и одной подготовительной группы общеразвивающей направленности, а также продолжателей династии Е.И.Чарушина – Н.Н.Чарушиной-Капустиной (внучкой художника) и Е.А.Чарушиной-Капустиной (правнучкой художника) в рамках авторской мастерской «Встреча с интересными людьми»
Авторы-составители:
творческая группа педагогических работников Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №16 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга:
старший воспитатель Ж.А.Волкова,
музыкальный руководитель Н.Т.Нестерова,
музыкальный руководитель О.А.Соловьева,
музыкальный руководитель О.С.Боромыкова,
учитель-логопед О.В.Балыбердина,
воспитатели
И.А.Денисова, Е.Э. Ковалева, М.Н.Кондращенко, Т.В.Тарасова, Т.А.Дубровина
Цель мероприятия: создание атмосферы положительных эмоций и патриотических чувств к родному городу через приобщение к творчеству Е.И.Чарушина. а также продолжателей его династии.
Достижение цели предусматривается через решение следующих задач:
предварительная работа по ознакомлению обучающихся (родителей (законных представителей) обучающихся и членов их семей) с творчеством Е.И.Чарушина, а также продолжателей его династии (Н.Е.Чарушин, Н.Н.Чарушиной-Капустиной, Е.А.Чарушиной –Капустиной);
привлечение социальных партнеров к работе по приобщению обучающихся к творчеству Е.И.Чарушина (СПб ГБУК «Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина»);
создание экспонатов для выставки «ОЧАРУШИННЫЕ» и организация самой выставки силами основных участников образовательного процесса в рамках одноименного конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества;
демонстрацию результатов музыкального развития обучающихся в различных формах театрального искусства (вокал, опера, драматизация, хореография);
привлечение родителей (законных представителей) к организации вечера;
использование авторских мультимедийных продуктов;
использование авторских подходов к применению игровых технологий;
личное знакомство с представителями династии Е.И.Чарушина.
Оснащение:
Оформление зала с использованием иллюстарций Е.И.Чарушина.
Мультимедийный проектор и авторская мультимедийная презентация.
Костюмы для ведущих (взрослые) – Кисточки и Карандаша
Костюмы для семи карандашей-детей (по цветам радуги)
3 мольберта, 6 наборов фломастеров , 6 листов формата А3 для проведение конкурса
Костюмы для инсценировок «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» и «Никита-доктор»
Декорации и костюмы для оперы «Теремок»
Музыкальное сопровождение
Ход встречи.
Под веселую музыку дети заходят и садятся на места.
Звенит колокольчик. В зал въезжает коробка «Цветные карандаши».
Танец «КОРОБКА С КАРАНДАШАМИ» муз. Григория Гладкова
Дети садятся, входят ведущие: Кисточка и Карандаш.
КИСТОЧКА: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, дорогие гости! Разрешите представиться: Я – Кисточка!
КАРАНДАШ: Привет всем! Я – Простой Карандаш. У меня всё по-простому, без всяких выкрутасов. (Передразнивает) «Разрешите представиться!» А вдруг не разрешат?
КИСТОЧКА: Но, это же просто вежливое обращение!
КАРАНДАШ: А! Если ПРОСТО вежливое, то ладно.
КИСТОЧКА: Я – Кисточка и мой друг Простой Карандаш очень нужны художникам.
КАРАНДАШ: Да без нас просто не обойтись!
КИСТОЧКА: Ребята, а вы знаете, кто такие художники? ... (ответы детей)
КАРАНДАШ: Просто молодцы!
КИСТОЧКА: Художники пишут огромные картины и выполняют маленькие рисунки, иллюстрируют книги.
КАРАНДАШ: Книги без картинок – это просто скукота!
КИСТОЧКА: Сегодня к нам в гости пришли настоящие художники иллюстраторы, продолжатели великой династии…
КАРАНДАШ: А что такое династия?
КИСТОЧКА: Династия – это когда сын продолжает дело своего отца. А потом и внуки, и правнуки идут по их стопам.
КАРАНДАШ: Да это же про Чарушиных!
КИСТОЧКА: Верно! Сегодня у нас в гостях … (представляет гостей)
Дорогие наши гости, про вас мы даже стихи сочинили:
Слайд 1. Портрет Е.И.Чарушина
Династий очень много, профессий разных – тьма!
Династию художников знать хочет детвора.
Мы вам помочь готовы, и вот сквозь дымку лет
Встаёт пред нашим взором Чарушина портрет.
Художник и писатель, улыбчивый, простой
Стал другом ребятишек, а зверь - его герой.
Слайд 2. Портрет и несколько фотографий с постройками И. А.Чарушина
Отец - Иван Чарушин был в Вятке знаменит,
А то, что он построил, всё до сих пор стоит!
Слайд 3 Дом Чарушиных вид на природу в Вятке
Любили папа с мамой природу, лес и сад,
В их доме проживало полным-полно зверят.
А Женечка Чарушин за ними наблюдал,
Писал про них рассказы и в книжках рисовал.
Слайд 4 Книги Е.И.Чарушина по годам издания
«Теремок»(1929),
«Как Мишка большим медведем стал» (1929),
«Птенцы» (1930),
«Щур» (1930)
«Охота на медведя» (1933),
«Детки в клетке» (1935),
«Упрямый котенок» (1958),
«Листопадничек» (1964),
«Васька, бобка и крольчиха» (1975),
Слайд 5 Керамические статуэтки и скрин-шот мультфильма «Чуффык»
Лепил он статуэтки друзей своих лесных.
И вместе с режиссёром снимал в мультфильмах их.
Слайд 6 Портрет Н.Е.Чарушина
И сын его Никита шел по его стопам.
Писал и он рассказы и также рисовал.
И правнучка, и внучка художницами стали
Они, как сам Чарушин, зверушек рисовали!
Слайд 7 Портрет Н.Н.Чарушиной-Капустиной
Слайд 8 Портрет Е.А.Чарушиной-Капустиной
Династий очень много, профессий разных – тьма!
Династии Чарушиных мы крикнем все: Ура!
КАРАНДАШ: А мы тоже любим рисовать, правда, ребята!
КИСТОЧКА: Давайте же все вместе об этом скажем песней!
Песня «ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ» В. Шаинский
КИСТОЧКА: Ой, у меня случилась неприятность! Все иллюстрации в книжках пропали!
КАРАНДАШ: Не расстраивайся! Смотри на вещи проще! Вон сколько у нас помощников, сейчас они всё исправят. Ребята, становитесь в три команды. Давайте сами проиллюстрируем отрывок из произведения Евгения Чарушина. (выбрать отрывок)
Конкурс «Проиллюстрируй отрывок из произведения»
Детям предлагаются отрывки из следующих произведений Е.И.Чарушина:
«Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
- Кррраа!
Женя тоже каркнул – только получилось: «клллааа»
Слайд 9 Иллюстрация к отрывку «Как мальчик Женя…»
«Никита-доктор»
Поклонился щенку Томке и говорит:
-Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что у вас болит?
А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет – не умеет говорить.
Слайд 10 Иллюстрация к отрывку «Никита-доктор»
Теремок
Проведал про дупло скворец. Прилетел. Видит дуб, в дубу дырка. Чем скворцу не теремок?
Спрашивает: Кто, кто в терему, кто в высоком?
Никто из дупла не отвечает, пустой стоит терем.
Слайд 11 Иллюстрация к отрывку «Теремок»
Дети рисуют на мольбертах. По окончании работы каждая иллюстрация рассматривается и сравнивается с иллюстрацией Е.И.Чарушина, появившейся на экране.
КИСТОЧКА: Спасибо вам, ребята, у вас очень даже неплохо получилось! Я думаю, что из вас тоже получатся художники.
КАРАНДАШ: Да мы и не такое можем! Мы вообще можем книжки Чарушина оживить!
КИСТОЧКА: Не может быть!
КАРАНДАШ: Да запросто! Вот, смотри!
Сценка «КАК МАЛЬЧИК ЖЕНЯ НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ БУКВУ «Р»
Под музыку появляется ведущий и мальчик Женя
Ведущий: Мальчик Женя не умел говорить букву «р»
1-ый ребенок из зала: Ну-ка, Женя, скажи «пароход»
Женя (грустно): Палоход.
2-ой ребенок из зала: Скажи: «таракан».
Женя (вздохнув): Талакан.
3-ий ребенок из зала: Скажи: «рыба»
Женя (совсем грустно): Лыба.
Ведущий: Все ребята во дворе над Женей смеялись. Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить. Женя обиделся и залез на крышу.
Женя изображает обиженного и залезает на возвышение. Влетает, каркая, ворона и останавливается напротив Жени. Женя плачет.
Ворона: Крррааа!
Женя поднимает голову, перестает плакать.
Женя: Клллааа!
Ворона (поворачивая голову то на один, то на другой бок): Каррр, краа, кррр, ррра, ррра
Женя: Клавла,кллл,клклкл
Ведущий: Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык ворту в разные места ставил и дул изо всех сил. У него язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо получилось…
Женя: Крррррррррааа!
Женя радостно слезает с возвышения и при этом все время каркает. И вдруг падает, встает, потирает ушибленное место и радостно бежит к детям в зрительном зале.
Женя: Я «рры» научился говорить!
Ребенок из зала: А ну, скажи нам что-нибудь.
Женя изображает, что думеает и через некоторое время говорит:
Паверррррр!
Ведущий (смеясь): Это Женя хотел сказать «Павел» да спутал.
Сценка «НИКИТА-ДОКТОР»
Выходит Никита и томка (ребенок изображает собаку)
Никита: Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.
Никита надевает халат из простыни, очки на нос, берет докторскую трубочку (дудку-игрушку), стучится в косяк двери, Затем проходит, берет полотенце, вытирает им руки и наклоняется к щенку.
Никита: Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?
Томка радостно тявкает и бегает вокруг Никиты.
Никита: ложитесь, молодой человек, я вас послушаю.
Томка ложится на спину и задирает «лапки» кверху. Никита прикладывает трубочку. Томка изображает, что кусает Никиту.
Никита: Ты что кусаешься! Ведь я же доктор!
Сердито хватает «лапу» Томки и ставит ему градусник-карандаш. Томка барахтается.
Никита: Теперь откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.
Томка визжит, но язык не высовывает.
Никита: Я пропишу вам лекарство и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите чистить зубы.
Никита берет зубную щетку и изображает, что чистит Томке зубы. Томка хватает щетку зубами и убегает с ней.
Никита: Ты глупый, Томка! Ведь совсем не так играют! Так и не научился Томка играть в больного.
КИСТОЧКА: Какие молодцы!
КАРАНДАШ: Да мы можем даже спеть целый кукольный спектакль!
КИСТОЧКА: Правда?
КАРАНДАШ: Конечно! Давайте, ребята, не подведите!
Опера «ТЕРЕМОК»
русская народная сказка, пересказал и нарисовал Евгений Иванович Чарушин.
ДЕТИ: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю мышка бежит.
У дверей остановилась и пищит:
МЫШКА: Пик! Пик! ...
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
КИСТОЧКА: Никого в тереме нет – никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала жить-поживать, песни распевать:
МЫШКА: Пик-пик-пик…
ДЕТИ: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит.
У дверей остановилась и кричит:
ЛЯГУШКА: Ква-ква-ква…
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
- Я – Мышка-норушка! А ты кто?
- Я Лягушка-Квакушка!
- Иди ко мне жить!
КАРАНДАШ: Прыгнула Лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить-поживать, песни распевать:
- Пик-пик-пик
- Ква-ква-ква.
ДЕТИ: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю зайка бежит.
У дверей остановилась и кричит:
- Чук-чук-чук…
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
- Я – Мышка-норушка.
- Я – Лягушка-квакушка. А ты кто?
- А я заяц – на горе увёртыш
- Иди к нам жить!
- Хорошо, приду.
КИСТОЧКА: Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать, песни распевать:
- Пик-пик-пик
- Ква-ква-ква.
-Чук-чук-чук…
ДЕТИ: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лисичка бежит.
У дверей остановилась и кричит:
- Тяф-тяф-тяф…
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
- Я – Мышка-норушка.
- Я – Лягушка-квакушка.
- Я заяц – на горе увёртыш. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить!
- Сейчас приду.
КИСТОЧКА: Забралась лисичка в теремок. Стали теперь четверо жить-поживать, песни распевать:
- Пик-пик-пик
- Ква-ква-ква.
-Чук-чук-чук…
-Тяф-тяф-тяф.
ДЕТИ: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю серый волк бежит.
У дверей остановился и кричит:
- У! У! У!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
- Я – Мышка-норушка.
- Я – Лягушка-квакушка.
- Я заяц – на горе увёртыш.
- Я лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я – волк из-за куста хватыш!
- Иди к нам жить!
КАРАНДАШ: Залез волк в терем. Стали все вместе жить-поживать, песни распевать:
- Пик-пик-пик
- Ква-ква-ква.
-Чук-чук-чук…
-Тяф-тяф-тяф.
-У! У! У!
ДЕТИ: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю медведь бредёт.
У дверей остановился и ревёт:
- Уф! Уф! Уф!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Кто в тереме живёт?
- Я – Мышка-норушка.
- Я – Лягушка-квакушка.
- Я - заяц – на горе увёртыш.
- Я – лисичка-сестричка.
- Я – волк из-за куста хватыш! А ты кто?
- А я Медведь-тяпыш-ляпыш – всех вас давишь!
КИСТОЧКА: Как навалился мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал. Где ему, такому косолапому!
КАРАНДАШ: А теперь надо просто дать слово нашим гостям.
КИСТОЧКА: Ты прав, карандаш. Слово предоставляется Наталье Никитичне Чарушиной-Капустиной
Выступление Н.Н.Чарушиной-Капустиной, внучки Е.И.Чарушина
КАРАНДАШ: Спасибо вам за чудесный рассказ!
КИСТОЧКА: Огромное Вам спасибо! Примите от нас скромный подарок.
КАРАНДАШ: Наша встреча подходит к концу. Я предлагаю станцевать танец зверушек.
ТАНЕЦ ЗВЕРЯТ «ЛЕТКАЕНКА» А.УСАЧЕВ
Дети выходят под весёлую музыку.