Литературно-музыкальная композиция «Я, конечно, вернусь!», посвящённая 80-летию со дня рождения В.С. Высоцкого
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
Сценарий
«Литературно-музыкальная композиция
«Я, конечно, вернусь!»,
посвящённая 80-летнему юбилею В. С. Высоцкого
автор: Шишкина Наталья Владимировна
педагог-библиотекарь Средней школы №34
г.Каменск-Уральский Свердловской области
г.Каменск-Уральский
2018 год
Цель: вызвать интерес к личности и творчеству поэта и композитора; познакомить с основными вехами биографии В. С. Высоцкого, создать приятную атмосферу для восприятия стихов и песен В. Высоцкого.
Категория участников: учащиеся 8-11 классов
Дата проведения: 25-26 января 2018 года
Место проведения: актовый зал МАОУ СОШ №34 г. Каменск-Уральский Свердловской области
Оформление сцены: на сцене воссоздана кухня 80- годов: на переднем плане - стол с чайной посудой, угощениями, сбоку ширма с фотографиями тех времён, Грамотами и т. п. , сбоку - «диванчик», на полу стоит кассетный магнитофон. На заднем плане — плита, на которой стоит чайник, кастрюля, вдоль стены натянутая верёвка с сушащейся одеждой. Исполнители сидят за столом и на «диванчике». Во время просмотра презентации Роза встаёт, берёт чайник, разливает чай по кружкам. Участники по ходу действия пьют чай, создавая атмосферу общения на кухне.
Литературно-музыкальная композиция сопровождается презентацией.
Ведущий (стоит сбоку сцены)
«Не поминайте ни добром, ни лихом,
Зажгите, молча, тонкую свечу, и пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.
Не надо слов ни хоровых, ни сольных,
Пусть время плещет сквозь его причал:
Такие люди тишины достойны.
За нас за всех он криком откричал». [4]
Наша литературно-музыкальная композиция посвящена памяти замечательного человека, поэта, певца и актёра Владимира Семёновича Высоцкого, которому бы 25 января 2018 года исполнилось 80 лет.
Звучит 1 куплет песни «Корабли постоят» В. Высоцкого
Ведущий: Владимир Высоцкий ушёл из жизни в самом расцвете своих творческих сил. Его популярность в нашей стране была поистине грандиозной. Он работал в одном из лучших театров страны, он был известнейшим актёром, а его песни звучали в каждом доме России.
Высоцкий начал исполнять свои песни в дружеских компаниях в начале 60-х годов, а с 1965 года – на публичных вечерах и концертах.
Записываться же Владимир стал примерно с 1973 года на магнитофоне «Спалис» у друга Акимова. Круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, и за короткое время он приобрёл всенародную популярность, но одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов. При этом запрет на его пластинки, книги, журнальные публикации был негласным.
Так в магнитофонных записях, книгах, изготовленных кустарным способом, передавались стихи и песни Высоцкого и на каждой кухне можно было услышать такой разговор (ведущий уходит).
1 чтец: (Костя ) Ребята, вы слышали новую песню Высоцкого? Я вчера достал кассету с его записью (включает магнитофон).
Звучит песня "Баллада о детстве" (3 куплета)
2 чтец: (Андрей ) В песне всё его детство описано. Родился Владимир Высоцкий в 1938 году в Москве, жил в коммунальной квартире с множеством соседей, а потому и массой впечатлений. Когда Володе исполнилось 3 года, немцы начали бомбить Москву, и ему вместе с матерью часто приходилось спускаться в убежище. Там он находил место повыше и читал стихи. Внешностью, характером Володя был очень похож на отца и очень любил его. Но война разлучила отца с сыном на долгих четыре года. Встретились они в июне 1945 года в Москве. Тогда-то отец и подарил Володе свои майорские погоны.
1 чтец: (Костя) Наверное, поэтому в его творчестве военная тема занимает особое место? Ведь будучи сыном офицера-фронтовика и живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне. Обладая острым умом и хорошей памятью, Володя, как губка, впитывал услышанное, а потом писал свои стихи, читая которые, каждый фронтовик думал, что их написал тот, кто был рядом с ними на войне.
Звучит стихотворение «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог». Читает Костя
2 чтец: (Андрей) Тема войны для Высоцкого – это прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, и тем, кто остался жив, пройдя все дороги войны, и о том, как складывалась их послевоенная жизнь.
Звучит стихотворение «Баллада о сбитом лётчике». Читает Андрей
3 чтец: (Илья) А вы знаете, сколько стихов Высоцкий написал о дружбе? Дружба – это слово никогда не было для него пустым звуком. Он считал, что дружба – это не значит, каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли…Это просто желание узнать друг о друге, что-то слышать и хотя бы довольствоваться тем, что твой друг здоров, и пускай себе здравствует.
4 чтец: (Роза) А я слышала историю про альпинистов, которую рассказал Высоцкому мастер спорта по альпинизму Леонид Елисеев. Рассказать? Однажды он шёл руководителем в группе из 6 человек при восхождении на вершину Долпак. Вдруг стала отходить скала, и один из группы от страха потерял голову и ничего не предпринимал, и это чуть не погубило группу, только случайность помогла остаться живыми. Высоцкий несколько часов уточнял детали, переспрашивал непонятное. На следующее утро он сочинил «Песню о друге».
Звучит “Песня о друге”. Исполняет под гитару Никита
Ведущий: (сидит в зрительном зале) В 1965 году Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который стал для него «своим театром».
«Каким он пришел? Смешным. Таким же хриплым, в кепочке. Кепочку снял вежливо. С гитарой. В пиджачишке-букле. Парень очень крепкий, сыграл чего-то. Сыграл, и не поймешь, собственно, брать или не брать. А потом я говорю: «У вас гитара? Может, вы хотите что-то исполнить?» — «Хочу».— «Ну, пожалуйста». Он спел. Я говорю: «Еще хотите исполнить?» Он еще спел. Я говорю: «И что же вы исполняете?» — «Ну,— говорит,— свое!» — «Свое?» Я его сразу взял. Вот и все. Вот история его прихода» [3] - вспоминал Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке.
2 чтец: (Андрей) А я хотел на днях попасть в Театр на Таганке на спектакль «Гамлет», в котором Высоцкий играет главную роль, но мне, к сожалению, это не удалось.
5 чтец: (Василиса) Попасть сразу на спектакли невозможно: нужно записываться за несколько месяцев вперёд, да ещё в очередях отстоять с ночи.
Ведущий: (сидит в зрительном зале) Этот спектакль, где Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители многих стран мира. Эта роль была сыграна им 217 раз и удостоена многочисленных международных премий. Перед Высоцким всегда стоял вопрос: “Быть или не быть”. И каждый раз он отвечал по-новому. Иногда он говорил себе: “Конечно, быть, конечно”. А иногда, в трудные моменты, думал: “А может, всё это зря?”
5 чтец: (Василиса) А мне очень нравятся фильмы с его участием. Вы знаете, что когда он готовился к съёмкам в кино, ходил учиться верховой езде на московский ипподром, занимался боксом, фехтованием, изучал основы каратэ.
Ведущий: (сидит в зрительном зале) К сожалению, кинематограф не использовал всех возможностей актёра. Половина сыгранных ролей - эпизодические. Некоторые фильмы пролежали “на полке” 20 лет. Владимиру Высоцкому не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме “Плохой хороший человек”, снятом по повести Чехова “Дуэль”, ему был присуждён приз Международного кинофестиваля в Тернини , а за создание образа капитана Жеглова в фильме “Место встречи изменить нельзя” актёру присудили специальный приз IX Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване.
6 чтец: (Яна ) Высоцкий не только снимался в кино, но он ещё писал песни для кинофильмов. В кинофильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» звучит песня «Баллада о времени».
Звучит стихотворение Баллада о времени (читает Яна)
7 чтец: (Никита) В фильме «Вертикаль» тоже звучит его песня «Вершина». Послушайте.
Звучит песня «Вершина» исполняет под гитару Никита Глухих
5 чтец: (Василиса) Мне кажется, что Владимир Высоцкий - счастливый человек. Ведь его любила одна из прекраснейших француженок — Марина Влади. Зная друг друга только по рассказам друзей и фильмам, в которых снимались, они как будто ждали этой встречи. И она произошла. В 1967 году Марина Влади приехала в Москву на фестиваль и попала на репетицию спектакля “Пугачёв”, где Высоцкий играл главную роль. Марина была потрясена силой, отчаянием, необычайным голосом актёра и… признанием в любви.
Звучит стихотворение «Беда» читает Василиса
Ведущий: (сидит в зрительном зале) В 1970 году 1 декабря Володя и Марина стали официально мужем и женой. Но они жили в разных странах, и только Марина имела возможность приезжать в Советский Союз. Шесть лет Марина Влади делала всё возможное и невозможное, чтобы её муж, Владимир Высоцкий, получил визу на поездку за границу, в Париж, где она жила и работала. Ведь он так мечтал о свободных от цензуры концертах, о путешествиях на край земли. Но и речи не могло быть о том, чтобы Высоцкий уехал за рубеж окончательно. В те времена уехать за границу считалось предательством.
4 чтец: (Роза): Для своей жены Марины Влади Высоцкий написал песню «Беда», хотя альбом с этой песней не разрешили выпустить в Советском Союзе. Первый раз эту песню исполнила Алла Пугачёва, а хотите послушать в моём исполнении?
Звучит песня «Беда» исполняет Роза
3 чтец: (Илья) А мне очень нравятся стихи и песни, в которых Высоцкий высмеивает общественный и политический строй, людей, которые в жизни ничего хорошего не сделали. Вот и в сатирической песенке о переселении душ Высоцкий призывает быть человеком, а не баобабом.
Звучит «Песенка о переселении душ» исполняет под гитару Илья
Ведущий: (сидит в зрительном зале)
«У Володи была необыкновенная любознательность и необыкновенное умение притягивать к себе людей. Это редкий дар. Он часто сам говорил: «Я сочинял песни для своих друзей и пел их в очень интимной компании...» А потом они стали расходиться кругами бесконечными и охватывать всю нашу огромную и необъятную страну. И эта интонация дружеская, расположение необыкновенное, с которым он пел своим друзьям, она у него осталась до конца. У него был дар удивительный, он умел любить человека. Поэтому к нему так тянулись люди»[2].
Жаль, что жизнь такого талантливого поэта оборвалась так рано. Жаль, что при жизни он был актёром, не имеющий никаких званий, певцом, записавшим только две пластинки по 4 песни в каждой, поэтом, чьи стихи не печатались. Он мог бы уехать за границу, но не уехал. Высоцкий был свободным в несвободном обществе, ему было больно за Родину, которую он любил.
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года. В это время в Москве шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах вовсю раздавали медали, и казалось, что всем было не до того. Даже такое важное событие не смогло отвлечь людей от прощания с Владимиром Высоцким. Похороны Владимира Высоцкого внесены в Книгу Рекордов Гинесса. Очередь за траурной процессией растянулась на 10 километров. Река цветов текла над тысячами голов.
Похоронен Владимир Высоцкий на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нём много пишут, о нём делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц и даже домах. Можно сказать, что он не вернулся из боя. «В словах этой песни с удивительной достоверностью передана грусть и какая-то душевная опустошенность, возникшая с утратой близкого человека, который был рядом, был привычен, неотделим и которого уже нет» [2].
Звучит песня «Он не вернулся из боя» исполняет под гитару Илья
Ведущий: (выходит на сцену)
«Пророков нет в отечестве моем,
А вот теперь ушла и совесть.
Он больше не споет нам ни о чем,
И можно жить, совсем не беспокоясь.
Лишь он умел сказать, и спеть умел,
Что наших душ в ответ дрожали струны.
Аккорд его срывался и звенел,
Чтоб нас заставить мучаться и думать.
Он не допел, не досказал всего,
Что било пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да.
И всё же он поёт,
И песни не дадут нам жить спокойно»[1].
В создании Литературно - музыкальной композиции приняли участие (ребята представляются). Спасибо за внимание!
Список использованных материалов
1. Высоцкий Н. В. Пророков нет в отечестве моём [Электронный ресурс] – М., 1980. – Режим доступа: http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/stihi-posvyaschennye-vysockomu/stih-5.htm
2.Высоцкий В. С. Четыре четверти пути: Сб./Сост. А. Е. Крылов – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 286 с.
3.Живая жизнь: Сборник. – М.: Московский рабочий, 1988. – с. 266
4.Руднева И. Не поминайте ни добром, ни лихом /Крылов А.//Менестрель. – 1981.- №1(11). – С.12
Садварий Жанна Владиславовна