Авторская разработка технологии из пластилина «Объемная аппликация из пластилиновых капелек»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ОЯШИНСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ –ИНВАЛИДОВ И МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ, ИМЕЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА»
Авторская разработка технологии из пластилина
«Объемная аппликация из пластилиновых капелек»
Автор: Жевнерович Наталья Николаевна
педагог дополнительного образования
Станционно-Ояшинский
2022г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение
1.1.Цели и задачи.
2. Основная часть.
2.1. Историческая справка.
2.1. 1. Из чего состоит пластилин?
2.1. 2. Использование пластилина.
2.1. 3.Виды пластилина.
2.1.4.Выбираем безопасный качественный пластилин.
2.1.5. Виды пластилинографии
2.2. Банк идей и предложений.
3. Технологическая часть.
3.1. Материалы и инструменты.
3.2. Техника безопасности.
3.3. Поэтапная последовательность работы.
3.4. Описание технологии изготовления объёмной аппликации из капелек.
3.5. Технологическая карта изготовления плоской картины.
4. Экономическая оценка.
5. Экологическая оценка проекта.
Заключение.
Приложения
Список используемой литературы.
Введение.
Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, а неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Я решила разработать эту технологию, потому что мне очень нравится работать с пластилином. Я уже умею лепить всевозможные фигуры, но хотелось бы научиться создавать поделки из пластилина и добиваться более совершенных результатов. Поэтому цель моей работы – выполнить работы с пластилином в технике пластилинографии: объёмная аппликация из пластилиновых капелек, создать картины для украшения интерьера своей комнаты.
Идея моей разработанной технологии будет актуальна, наверняка, ещё много лет, потому что изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает интерес и приносит удовлетворение результатами труда. Новизна моей работы еще в том, что картины созданы не обычным способом размазывания, а в виде работы из пластилиновых капелек, что намного сложнее и дольше по времени. Требует большой аккуратности, внимания при выборе размеров капелек при скатывании, сосредоточенности, умения правильно прижимать капельки к рабочей поверхности при создании «шерстки» животного или «перьев» птиц. К тому же, изображения в моей технологии не плоские, а имеют объём, что придаёт им живость, более реалистичны. Мои картины будут эксклюзивны – ведь ни у кого больше не будет такой технологии изготовления работ из пластилина.
Цель: выполнить работы с пластилином в технике «Пластилинография: объемная аппликация из пластилиновых капелек», создать картины для украшения интерьера своей комнаты и подарков для близких людей.
Задачи:
Выяснить историю возникновения пластилина, его виды и приёмы работы с пластилином.
Изучить технику пластилинографии.
Создать технологическую карту.
Создать свою картину.
Связь с общеобразовательными предметами:
Технология.
Окружающий мир.
Изобразительное искусство.
План работы.
Определение целей и задач.
Подбор и изучение литературы.
Подбор материалов и инструментов.
Изготовление картины из пластилина.
Описание работы поэтапно в своем проекте.
Презентация и защита проекта.
Критерии, которым должны соответствовать картина
Картина должна быть:
аккуратно выполнена;
из доступных материалов;
практична;
оригинальна.
2. Основная часть.
2.1. Историческая справка.
Легенда гласит, что впервые человек догадался начать лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался. Люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки.
Из глины люди стали делать посуду, предметы быта, статуэтки, научились обжигать изделия, придумали гончарный круг. И по сей день лепка из глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для огромного числа взрослых и детей во всем мире.
Значительно позднее, в позапрошлом веке, в Англии изобрели пластилин, известный сейчас каждому ребенку. В 1897 году учитель Вильям Харбутт задался целью создать для своих учеников пластичный материал, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбутта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. В 1900 году его стали начался массовый выпуск. Изначально пластилин выпускался только серого цвета, позже с помощью красящих пигментов - 4 цветов, а сейчас мы знаем о его разнообразии цветов и оттенков.
В наши дни материалов для лепки очень много, начиная от традиционного пластилина и заканчивая различными видами полимерной глины. Разнообразие материалов позволяет воплощать любые творческие проекты, ставить рекорды и удивлять мир шедевральными арт-объектами.
2.1. 1. Из чего состоит пластилин?
Пластилин обладает особой консистенцией, которая позволяет сделать из него любую фигурку. Редко кто – то задумывается, что находится в его составе. А это очень важно, потому что пластилин находится в близком контакте с кожей ребенка. Пластилин может стать причиной серьезных проблем со здоровьем ребенка, вплоть до ухудшения зрения и развития злокачественных опухолей. Существует классическая формула изготовления пластилина, “костяк”, который берется за основу, какой бы вид пластилина не был выбран. В нее входит:
1. глиняный порошок, измельченный до состояния пыли;
2. пчелиный воск;
3. сало животного происхождения;
4. церезин;
5. красители;
6. вазелин.
По отдельности каждый элемент является безопасным для здоровья ребенка, если использовать пластилин по назначению. Это значит, что в целом такой творческий инструмент не опасен, если его не употреблять в пищу.
Важно обратить внимание на другие элементы в составе, которых нет в списке.
Они могут быть вредными. Также чрезмерное добавление красителей охарактеризует массу не с лучшей стороны. А вот, чем больше вазелина, тем лучше. Ведь он делает пластилин более мягким и податливым.
Церезин представляет собой смесь предельных углеводородов. Вещество очень напоминает воск, без запаха. Благодаря ему пластилин имеет знакомую всем консистенцию.
2.1. 2. Использование пластилина
Пластилин широко используется:
- Для выполнения эскизов скульптурных работ;
- Для создания небольших моделей;
- Мультипликации (На создание чудесного мультфильма «Пластилиновая ворона» ушло восемьсот кг пластилина.)
Пластилин – это действительно чудо. Чудо, потому что из него можно сделать всё что угодно: лошадку, птичку, рыбку, черепашку, человечка. Можно вылепить целую сказочную страну, и назвать её красивым волшебным названием.
2.1. 3. Какой бывает пластилин?
1.Парафиновый пластилин. Это привычный для всех отечественный пластилин, изготовленный в основном из парафина и мела. Его основное достоинство – доступная цена.
2.Плавающий пластилин. Такой вид пластилина в два раза легче обычного, поэтому поделки из него держатся на поверхности воды. Это свойство вызывает восторг у детей, поскольку поделками из такого пластилина можно играть в воде – любимой стихии детей.
3.Скульптурный пластилин. Это твердый профессиональный пластилин обычно серого или зеленого цвета. Он отлично держит форму и впоследствии окрашивается в разные цвета. Не подходит для маленьких детей из-за твердости, его чаще используют для занятий в художественных школах.
4.Восковой пластилин. Яркий, мягкий, пластичный, отлично смешивается, образуя интересные оттенки. Один из самых популярных и покупаемых видов пластилина.
5.Застывающий пластилин. Такой вид пластилина застывает в течение суток после использования. И после высыхания аккуратно сделанная фигурка может стать полноценной игрушкой или статуэткой.
6.Шариковый пластилин. Продается в красивых баночках, неизменно привлекая внимание детей еще в магазине. Состоит из множества мелких пенопластовых шариков, соединенных между собой специальными клеевыми нитями. Кроме эстетических достоинств, он замечателен тем, что маленькие шарики в его составе массажируют пальчики ребенка.
7.Пластилин на растительной основе. В его составе – растительные компоненты, поэтому он подходит для творчества даже самых маленьких детей, которые стремятся все попробовать на вкус. К тому же он значительно мягче обычного пластилина, и лепить поделки из него будет легко даже малышам.
8.Флуоресцентный пластилин. Яркий и насыщенный материал для творчества. Волшебно светящийся, он не может не понравиться маленьким любителям творчества.
9.Перламутровый пластилин. Светится перламутровым блеском, поэтому поделки из него особенно красивы и эффектны. Такой пластилин отлично подойдет для изготовления фигурок к новогодним праздникам.
10.«Умный пластилин». Он может быть жидким и твердым, принимать любую форму, менять цвет, его можно рвать и тянуть, и он может даже магнититься. Это оригинальная и уникальная игрушка для детей любого возраста.
2.1.4.Выбираем безопасный качественный пластилин.
Покупка пластилина для детей дело ответственное, ведь нужно выбрать не просто материал для хобби, красочный и необычный, но ещё и безопасный для детского здоровья. Рассмотрим несколько важных моментов.
Совет 1. Читайте состав! Вероятность купить некачественный и вредный для здоровья ребенка пластилин присутствует всегда, несмотря на то, что к детским товарам всегда предъявляются жесткие требования. Безопасный пластилин изготовлен из натуральных ингредиентов (воск, жир, вазелин, крахмал и т.д.), а если вы видите в составе слова «растворитель», «загуститель», «искусственный ароматизатор» или какие-то синтетические компоненты, то это повод отказаться от покупки.
Совет 2. Понюхайте пластилин! Да-да, именно понюхайте. Лучше если материал для лепки не будет иметь ни резкого, ни приятного аромата. Запах может свидетельствовать о токсичности пластилина, а какой-нибудь клубничный аромат – сбить ребенка с толку и навести на мысль попробовать на вкус «конфетку».
Совет 3. Обращайте внимание на производителя. Порой, импортный пластилин стоит на порядок дороже отечественного. Однако, если отличий по составу или цветовой гамме вы не видите, то выбирайте приемлемый по цене пластилин. Также известное имя производителя может дать больше гарантий, что у него вы приобретете качественный и безопасный пластилин.
Совет 4. Обращайте внимание на рекомендованный возраст. Возраст указывается не случайно. Так, самым маленьким легче осваивать азы лепки из пластилинового теста. А по мере взросления вы будете приобретать пластилин для так называемых продвинутых маленьких скульпторов. К примеру, детям старше 3 лет нравятся наборы для лепки, где есть различные формочки, резаки и т.п.
Совет 5. Без следов! Конечно, протестировать пластилин в магазин не представляется возможным. Может быть, вам придется пройти путем проб и ошибок, но зато в итоге вы найдете тот пластилин, который будет полностью устраивать вашего ребенка. Хороший пластилин не должен сильно пачкаться, распадаться на части, оставлять жирные пятна. Даже если и остаются кое-какие следы на одежде, то они должны легко отстирываться.
2.1.5 Виды пластилинографии:
1. Прямая.
2. Обратная.
3. Мозаичная.
4. Контурная.
5. Модульная.
6. Фактурная.
7. Жгутиковая.
При создании своих картин я использовала смешанные техники пластилинографии – когда основа рисуется пластилином (размазывание), а изображение составляется только из пластилиновых капелек. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания одинаковых по величине и длине капелек, расположения их на основе и прижимания к ней.
2.2 Банк идей и предложений.
У меня появилось несколько идей для использования моих картин:
Использовать как украшение для стены (интерьера комнаты). Картины из пластилина ничем не уступят картинам из магазина.
Использовать как подарок. Дарить подарки, сделанные собственными руками намного лучше, интересней и необычней! Подарок, сделанный своими руками, означает, что человек вложил в него свои умения, внимание и душевную теплоту. А еще фантазию, чтобы придать подарку особый смысл, красиво его преподнести.
3.Технологическая часть.
3.1. Материалы и инструменты.
1. Пластилин разных цветов.
2. Пластиковая доска для лепки.
3. Стеки.
4. Основа (плотный картон или тонкая фанера).
5. Подобранный рисунок для основы картины.
6. Копировальная бумага.
7. Простой карандаш.
8. Фоторамка.
3.2. Техника безопасности.
Во время лепки нужно следить, чтобы пластилин не падал на пол или застелить пол газетами.
Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.
После работы с пластилином следует вымыть руки с мылом. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.
Даже маленькие кусочки пластилина, оставшиеся от работы, не стоит выбрасывать, а следует складывать их в отдельный пакет или пластиковый контейнер, так как они могут пригодиться для другой поделки.
Поделку, которая не получилась, не стоит сминать в один комок; нужно аккуратно разобрать ее по цветам, так как чистые цвета всегда могут пригодиться для другого изделия.
Наиболее успешные работы можно сфотографировать для домашней коллекции.
После занятий лепкой нужно убрать свое рабочее место. Рабочую доску следует очищать от пластилина стекой, а с пола собрать пластилин и по возможности рассортировать его по цветам или убрать в отдельный контейнер, в котором хранятся чистые остатки разноцветного пластилина.
Готовую или неготовую поделку убирайте в коробку для поделок.
Стеки нужно протереть чистой тряпкой и убрать в коробку или пакет.
3.4. Описание технологии изготовления объёмной аппликации из капелек.
Процесс изготовления такой работы очень увлекателен и трудоёмок. Обучать детей этой технологии следует с плоского изображения на основе. Убедитесь, что дети умеют формировать капельки из пластилинового шарика. Для такой технологии к работе лучше подбирать изображения животных или птиц. Для начала определитесь с выбором картинки.
Итак, шаг 1: Если умеете рисовать, можно просто нанести аналогичный рисунок на основу (плотный картон белого цвета или тонкая фанера) простым карандашом. Если же нет, то тогда воспользуйтесь копиркой и просто переведите выбранный рисунок.
Шаг2: Фон. Фон выполняем в технике «пластилинография»:размазывание. Вокруг нашего нанесенного рисунка аккуратно заполняем фон цветом выбранного пластилина, отщипывая кусочки и размазывая его по основе, придерживаясь одного направления. И так, пока не заполните всё пространство вокруг рисунка. Можно выбрать вариант посложнее: чтобы наша работа выглядела яркой и сочной, выполним фон вокруг нашего рисунка. Простым карандашом дополняем вокруг изображение природного ландшафта или просто его элементы (деревья, листья, горы, траву и т.д.). Затем, используя технику размазывания, заполняем фон нужными цветами пластилина, ориентируясь на образец цветной картинки. Дополняем его объемными изображениями элементов (н-р, веточки деревьев- катаем тонкие жгутики и выкладываем на рисунке; листочки деревьев можно выполнить объемными – формируем из кусочка пластилина листик, прорезаем на нем жилки и прикрепляем к веточкам и т.д.), как подскажет Вам ваша фантазия.
Шаг 3: (Для объемной аппликации) Выполняем работу скульпторов: выделяем на рисунке те элементы у животного или птицы, которые хотели бы сделать более выпуклыми (объемными) и пластилином (лучше брать уже использованный, который жалко выбрасывать) скульптурируем эти части. Для этого кусок пластилина необходимо размять до теплого и пластичного состояния. Можно в рисунке выделить объемом ушки, носик, лапки и т.д. Можно целиком Сделать объемной голову животного или птицы.
Шаг 4: Дополняем наш рисунок отдельными деталями: выполняем глазки и носик из пластилина. Добивайтесь того, чтобы изображение «ожило», заиграло. Очень большую роль, как в будущем будет выглядеть Ваша работа, играет то, как Вы изготовите глазки. Обязательно сделайте белым пластилином блики.
Шаг 5: Выбираем нужный цвет пластилина и начинаем основную и трудоёмкую работу: накатываем капелек очень много для выкладывания нашей работы. Следите, чтобы капельки были все одинаковой величины и длины. Определитесь, если Вы хотите, чтобы какие-то элементы (хвостик, крылья, ушки и т.д.) выделялись своей пушистостью, катайте для них капельки более длинные.
Шаг 6: Опираясь на изображение цветного образца, определите направление «роста шерстки» или «перьев». Начинайте выкладывать работу. Каждую капельку толстым концом придавливайте к основе в нужном направлении. Каждая следующая капелька должна частично прикрывать предыдущую (внахлест). Итак, пока не заполните все пространство рисунка.
Шаг 7: Готовую работу вставить в рамку. Чтобы работа приобрела блеск, можно глазки и носик покрыть бесцветным лаком, а всю «шерстку» и «перышки» покрыть лаком для волос.
3.5. Технологическая карта изготовления плоской картины.
№ п/п | Последовательность технологических операций | Фото | Инструменты и материалы |
1 | Подготовить все необходимые материалы. |
| Пластилин разных цветов, доска для лепки, фоторамка, копировальная бумага, простой карандаш. |
2 | Переводим на картон с помощью копировальной бумаги контур выбранного рисунка. |
| Карандаш, копировальная бумага, картон, рисунок для перевода на картон. |
3 | Из пластилина разного цвета нужно слепить немалое количество капелек одинаковой величины и длины; выбираем те цвета, которые нужны для предметов, составляющих будущую картину. |
| Пластилин разных цветов, дощечка для катания капелек. |
4 | По контуру изображенных предметов выкладываем капельки подходящих цветов, затем заполняем всю поверхность. |
| Готовые пластилиновые капельки нужного цвета, основа рисунка, доска для лепки. |
5 | Вставляем картину в рамку - работа готова! Результат моей деятельности. |
| Фоторамка, готовая работа. |
4. Экологическая оценка технологии.
Материалы, которые я использовала для своей технологии, экологически безопасны. Их применение не наносит вред окружающей среде и здоровью человека.
Заключение
Пластилинография - это очень интересная техника – и заключается она в том, что рисунок внутри контура заполняется не красками, а маленькими кусочками пластилина.
Работая над разработкой этой технологии, я научилась работать с различными источниками информации (литература, Интернет), узнала историю создания пластилина, его виды, приемы его использования, научилась планировать свою работу, поэтому считаю данный проект не только творческим, но и научно-исследовательским.
Результатом своей технологии представляю картины «Знакомство с миром» и «Лиса Патрекеевна». Всем понравились картины, которые я сделала. Цвета у пластилина яркие, поэтому картины получились яркие и красивые. Выполненные работы принесли радость мне и моим родным. Моя технология работы с пластилином пригодится всем, кто заинтересовался поделками из пластилина. Материалы, информацию моей технологии можно использовать на занятиях в детских садах, на уроках технологии в школе. Сама я хочу продолжить эту работу, придумывать всё новые поделки.
В учреждении коллеги тоже заинтересовались моими работами. На занятиях с детьми воспитатели совместно с детьми изготавливают небольшие картины. Такие картины смотрятся оригинально, красиво. И к тому же, при этом развивается мелкая моторика, творческие способности, желание создавать новое.
Список использованной литературы
Словарь Ожегова
Величко Н. В. «Поделки из пластилина»
Давыдова Т. «Лепим из пластилина и соленого теста».
Дубовицкая Е.Г. «Жизнь удалась», издательство Феникс, 2011г.
Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина», издательство Феникс, 2012 г.
Рони Орен « Секреты пластилина», 2010г.
ЛебедеваН.Н. «Лепим из пластилина"
Морозова. О. «Волшебный пластилин»
Интернет-ресурсы