12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Слободчикова Елена Леонидовна263
Россия, Краснодарский край, ст. Медведовская Тимашевского района Краснодарского края
2

Авторская учебная программа по экспериментированию "Почемучки" для детей подготовительной к школе группе.

8


Пояснительная записка

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработан план кружка «Почемучка» для детей подготовительной к школе группе. Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественно-научных представлений дошкольников.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развивать умственные способности.

4. Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Освоение программного материала кружка «Почемучка» рассчитано на один учебный год.

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.




















Учебно-тематический план

кружка «Почемучка»


п/п

Тема

Количество часов

Литература

1

«Как человек измеряет?»

30 мин.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир.

2

«Самое удивительное вещество на земле»

30 мин.

Л. В. Ковинько

3

«Часы и время»

30 мин.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир.

4

«Отчего происходит смена дня и ночи»

30 мин.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

5

«Познакомьтесь: Невидимка»

30 мин.

Л. В. Ковинько

6

«Смена времен года»

 

30 мин.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

7

«Газ. Свойства воздуха»

30 мин.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

8

«Вода замерзает»

30 мин.

Л. В. Ковинько

9

«Твердое тело: материалы (керамика, стекло, почва, песок, глина)»

30 мин.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

10

 «Почему предметы движутся»

30 мин.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

11

«Неутомимая путешественница»

30 мин.

Л. В. Ковинько

12

«Равновесие. Простые механизмы»

30 мин.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

13

«Отражение света. Зеркало»

30 мин.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

14

«Горячо, тепло, холодно».

30 мин.

Л. В. Ковинько

15

«Звук и слух»

30 мин

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

16

«Волшебная кладовая»»

30 мин.

Л. В. Ковинько

17

«Магнит и его свойства».

30 мин.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

18

«В мире электричества».

30 мин.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир








Перспективный план работы для детей

подготовительной к школе группе в кружке «Почемучки»


Месяц

Тема

Материал и оборудование

Задачи

Литература

1

Сентябрь

«Как человек измеряет

Предметы:Для проведения Д\и. Наглядные картинки по теме «Человек»

Развивать представления о человеке как биологическом существе; формировать понимание ребенком того, что человек часть природы.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

2

Сентябрь

«Самое удивительное вещество на земле»

Баночка узкая, баночка широкая. Блюдце,ложка.

Формировать понимание детьми особенностей окружающего мира и свойств окружающих предметов.

Продолжать учить устанавливать цикличность перехода воды от одного состояния в другое.

Расширять и уточнять представления детей о животворном значении воды для всего живого на земле.


Л. В. Ковинько

3

Октябрь

«Часы и время»

Часы песочные, механические электронные.

Картинки древних часов.

Развивать представления о человеке в истирии. Формировать представления о единицах измерения

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир.

4

Октябрь

«Отчего происходит смена дня и ночи»

Модель Земли и Солнца; картинки с изображением времен суток; детская инциклопедия.

Развивать элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

5

Ноябрь

«Познакомьтесь: Невидимка»

Холодное блюдо; столовая ложка; чайник с водой.

Помочь детям выявить свойства газообразных тел, усвоить знания о трех состояниях воды и причинах перехода из одного в другое.

Л. В. Ковинько

6

Ноябрь

«Смена времен года»


Макет глобуса; сезонные картинки; детская инциклопедия.

Развивать представления о вращении Земли вокруг Солнца.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

7

Декабрь

«Газ. Свойства воздуха»

Веер; пустая бутылочка; таз с водой; два стакана; кусочки пластилина; воздушные шары; две ванночки.

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

8

Декабрь

«Вода замерзает»

Ледяной кубик; блюдце;

Расширить представление детей о свойствах воды.

Л.В. Ковинько.

9

Январь

Твердое тело: материалы (керамика, стекло, почва, песок, глина).

Предметы из стекла, керамики; стакан воды и палочка; стеклянная пластина.

Развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

10

Январь

«Почему предметы движутся»

Машинки, шарики, тележки. Коробка, фломастеры, воздушный шарик.

Познакомить детей с понятиями «движение», «трение», «инерция». Экспериментальным путем определить понятие «равновесие».

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

11

Февраль

«Неутомимая путешественница»

Банка, цветок в горшке,бумажная салфетка.

Расширить представление детей о воде, при каких условиях вода испаряется.

Л.В. Ковинько

12

Февраль

«Равновесие. Простые механизмы»

Рычажные весы, толстая бечевка, ножницы, линейка, две шайбы, карандаш, клейкая лента, зубочистки.

Сформировать представление об изобретении человеком простых механизмов в истории, совершенствовать представление о равновесии.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

13

Март

«Отражение света. Зеркало»

Зеркала различной формы, книги, карандаш, бумага.

Познакомить детей с понятиями «свет», «отражение».

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

14

Март

«Горячо, тепло, холодно».

Бумажная змейка, радиатор парового отопления

Расширить представление детей о температуре воздуха.

Л.В. Ковинько

15

Апрель

«Звук и слух»

Детские музыкальные инструменты, пластмасовый стакан, резинка в форме колечка.

Познакомить детей с понятием «звук». Формировать представление о характеристиках звука.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир


16

Апрель

«Волшебная кладовая»

Кашпо 3 шт., песок, почва, камешки, семена.

Расширить представление детей о почве.

Л.В. Ковинько

17

Май

«Магнит и его свойства».

Разные магниты, бумажный стаканчик, ножницы, листок бумаги, линейка, нитка, булавка.

Познакомить детей с понятием «магнит», «магнетизм». Сформировать представления о свойствах магнита.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир

18

Май

«В мире электричества».

Воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расчестка, пластилин, скрепка.

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток». Обьяснить природу молнии.

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир





 Используемая литература:

И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир. «Детское экспериментирование» Педагогическое общество России М., 2005г.

Л.В. Ковинько. «Секреты природы-это так интересно». Линка-Пресс М., 2004г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.