Авторская учебная программа «Лесовичок» для детей 4–5 лет
Пояснительная записка
Материал данной кружковой работы ориентирует воспитателя на использование игры в процессе обучения. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что ребенок легче усваивает новый материал, и советовал делать занятия более занимательными. Игровая форма урока подходит для преподавания детям лучше всего, потому как игра, в первую очередь, порождает интерес к изучаемому предмету. Пробудить стремление ребенка к знанию - одна из основных задач начального обучения и воспитания.
Знания об окружающем мире необходимо формировать у детей уже на 4-5 году жизни. Обучение следует проводить целенаправленно, постепенно знакомя ребят с новыми растениями и животными и указывая на более глубокие, многозвенные связи между ними в природе. Большинство детей узнают на картинках лесных зверей: зайца, белку, лисицу, медведя, с трудом - волка, ежа. Некоторых из них дети с первых дней жизни по игрушкам, картинкам в книгах, фильмах. Других животных и растения обозначают родовым понятием: птица, рыба, бабочка, цветок, дерево и т.д.
Это не составит труда, если материал будет дан в занимательной форме - сюжетной дидактической игре.
Актуальность
Ознакомление детей с природой, с помощью сюжетно дидактических игр, в настоящее время является одним из актуальных направлений работы детей возрастом 4-5 лет.
Цель: пробудить у детей интерес к природе, с помощью сюжетно дидактических игр и сформировать основу экологических знаний.
Результат достигается посредством решения следующих задач:
- изучать взгляды разных исследователей на роль дидактических игр в педагогическом процессе;
- познакомится с представленными экологическими сюжетно дидактическими играми, проанализировать их, самостоятельно разработать и апробировать игры на их основе;
- составить собственное мнение об их эффективности для формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Кружковая работа осуществляется 1 раз в неделю. Работа проводится по подгруппам. Количество человек в подгруппе: 9.
Месяц |
Тема |
Сентябрь |
1. Что растет и кто живет в лесу. Цели: - дать первоначальное представление о лесе; - познакомить детей со Старичком - Лесовичком, вызвать у них желание общаться с ним. 2. Старичок - Лесовичок знакомит детей с живой елью. Цели: - дать первоначальное представление о еле (внешний вид, среда обитания, связь с животным миром); - воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям в лесу, на участке детского сада, в парке; - рассказать, чем живая ель отличается от искусственной елочки. 3. Старичок - Лесовичок знакомит детей с зайцем и белкой. Цели: - дать первоначальное представление о внешнем виде зайца и белки, об особенностях их жизни в лесу зимой и летом (чем звери питаются, как спасаются от своих врагов и т.п.); - пробудить интерес к жизни лесных животных. |
Октябрь |
1. Старичок - Лесовичок знакомит детей с волком и медведем. Цели: - дать первоначальное представление о внешнем виде волка и медведя, об особенностях их жизни в лесу зимой и летом (что едят, какое у них жилище, как заботятся о детенышах, как приспосабливаются к холодному времени года -зиме). 2. Старичок - Лесовичок знакомит детей с лисой. Цели: - дать первоначальное представление о внешнем виде лисицы, об особенностях ее жизни в лесу зимой и летом (что ест, какое у нее жилище, как заботятся о своих детенышах, как приспособилась к холодному времени года -зиме). 3. Мы - веселые лесные зверята. Цели: - закрепить представление о лесных зверях: зайце, белке, лисе, волке, медведе - об особенностях внешнего вида (уметь найти на картинке), передвижения, питания, конкретного местообитания (жилища, убежища); - выучить названия детенышей животных; уметь рассказать и показать, как они себя ведут. |
Ноябрь |
1. Сова и дятел - лесные птицы. Цели: - дать первоначальное представление о внешнем виде дятла и совы, об особенностях ее жизни в лесу. - научить детей узнавать на картинках птиц, которых можно встретить во дворе, на улице, в парке. 2. Дом Старичка - Лесовичка. Цели: - познакомить детей с лесным домом Старичка - Лесовичка, сравнить его жилище с домами людей; - научить называть предметы быта, описывать их, объяснять их назначение (мебель, бытовая техника: холодильник, телевизор, плита и т.д.). 3. В гостях у Старичока - Лесовичка. Цели: - повторить название мебели: шкаф, сервант, стул; бытовой техники: холодильник, плита, телевизор, телефон; - научить детей рассказывать о назначении предметов мебели и бытовой техники; - дать первоначальное представление о съедобных растениях леса. |
Декабрь |
1. Что растет и кто живет на лесной полянке. Цели: - дать первоначальное представления о поляне (луге): какие растения растут и какие насекомые живут на лесной поляне; - научить узнавать на картинках луговые цветы: ромашку, колокольчик, клевер красный (кашку), гвоздику травянку; - вызвать у детей интерес к изучению травянистых растений. 2. Здравствуйте, травушка - муравушка и золотой одуванчик! Цели: - уточнить знание детей о внешнем виде весенней травы и одуванчика; - расширить представление о связях в природе; - воспитывать бережное отношение. 3. Почему пчелки любят клевер (кашку). Цели: - дать первоначальное представления о красном клевере; - объяснить пищевую связь пчел и шмелей с растениями; - воспитывать бережное отношение. |
Январь |
1. Цветочная поляна. Цели: - дополнить знания детей о луговых растениях; - воспитывать бережное отношение к луговым цветам. 2. Божья коровка, черная головка. Цели: - уточнить представление о внешнем виде божьей коровки; - уточнить представление о внешнем виде земляного червя, способах передвижения, питании, роли в природе; -воспитывать бережное отношение к маленьким живым существам. 3. Почему одуванчик свой наряд поменял. Цели: - дать первоначальное представления о том, какие приспособления имеют растения для распространения семян; - расширить представления об одуванчике; - учить детей использовать полученные знания в общении с родителями, друзьями. |
Февраль |
1. Как устроена городская улица. Цели: - дать представление об устройстве городской улицы; - повторить и закрепить элементарные правила поведения на улице. 2. Зачем в городе нужны улицы. Цели: - уточнить и расширить представление детей об устройстве улицы; - закрепить правила поведения на улицах, предупредить детей о последствиях нарушения правил. 3. Зачем в городе нужны магазины. Цели: -уточнить представление о назначении магазинов, деньгах; - закрепить общее представление детей о работе, выполнение работы - получение зарплаты родителями. |
Март |
1. Как больной может получить помощь в городе. Цели: - расширить понятие детей о лекарственных растениях: малине, клевере, подорожнике и т.д.; - объяснить, что из некоторых растений изготавливаются лекарства; - научить узнавать лекарственные растения; - воспитать заботливое отношение к больному. 2. Где в городе учатся дети. Цели: - уточнить представление детей о том, где учатся старшие ребята, кто их учит, чему; как устроен класс и организован процесс обучения (перемена, урок); - расширить представление о том, чему и как учат лесные животные своих детенышей. 3. На каком наземном транспорте мы ездим городе. Цели: - расширить представление детей о различных видах городского транспорта, его назначение, правилах поведения в нем. |
Апрель |
1. Кто заботится о чистоте и порядке на улицах города. Цели: - уточнить представление детей о том, кто и как поддерживает чистоту и порядок на улицах города и в лесу; - воспитать уважительное отношение к труду дворника, выполнять правила поведения. 2. Наш родной город. Цели: - сформировать первоначальное представление о родном городе как о малой родине. 3. С кем дружит ель в лесу. Цели: - обобщить знания детей о дереве (ели); - объяснить детям, какую роль играет это дерево в жизни лесных зверей и птиц, как их питание и безопасность связаны с сохранением живой ели; - воспитать у детей бережное отношение к лесу, елям. 4. Лес - многоэтажный дом. Цели: - уточнить и расширить представления детей о лесе как о многоярусном, многоэтажном "доме" - сообществе, где все растения и животные занимают свою нишу и тесно связанны друг с другом; - подвести детей к пониманию того, что животные обитают на различных ярусах леса; - воспитать чувство единства человека и природы. |
Май |
1. В гости к Старичку - Лесовичку. Цели: - уточнить представление детей о жизненно важных потребностях человека: попросить выбрать 7 предметов для длительного похода в лесу; - научить детей аргументировать свой выбор, используя речь-объяснение; - расширить представление детей о лесных растениях. 2. Поход в зимний лес с ночевкой. Цели: -уточнить представление детей о жизненно важных потребностях человека и их удовлетворении: попросить выбрать 7 предметов для похода в зимний лес с ночевкой; - научить детей аргументировать свой выбор, используя речь-доказательство; - дополнить знания детей о рябине, клюкве, шиповнике - их люди могут найти в зимнем лесу; - помочь детям осознанно применить новые знания в различных жизненных ситуациях; 3. Как вести себя в лесу. Цели: - закрепить правила поведения в лесу; - уточнить и расширить представление о съедобных лесных ягодах и грибах; - воспитать уважительное отношение к лесу. |
Список использованной литературы
1.А.М.Федотова/Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - Москва
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края
План работы кружка «Лесовичок»
(средняя группа)
Денисова Т.С.
с.Кулунда
2017