Авторская учебная программа «Лесовичок» для детей 4–5 лет

4
0
Материал опубликован 20 September 2017 в группе

Пояснительная записка

Материал данной кружковой работы ориентирует воспитателя на использование игры в процессе обучения. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что ребенок легче усваивает новый материал, и советовал делать занятия более занимательными. Игровая форма урока подходит для преподавания детям лучше всего, потому как игра, в первую очередь, порождает интерес к изучаемому предмету. Пробудить стремление ребенка к знанию - одна из основных задач начального обучения и воспитания.

Знания об окружающем мире необходимо формировать у детей уже на 4-5 году жизни. Обучение следует проводить целенаправленно, постепенно знакомя ребят с новыми растениями и животными и указывая на более глубокие, многозвенные связи между ними в природе. Большинство детей узнают на картинках лесных зверей: зайца, белку, лисицу, медведя, с трудом - волка, ежа. Некоторых из них дети с первых дней жизни по игрушкам, картинкам в книгах, фильмах. Других животных и растения обозначают родовым понятием: птица, рыба, бабочка, цветок, дерево и т.д.

Это не составит труда, если материал будет дан в занимательной форме - сюжетной дидактической игре.


 


 


 


 

Актуальность

Ознакомление детей с природой, с помощью сюжетно дидактических игр, в настоящее время является одним из актуальных направлений работы детей возрастом 4-5 лет.

Цель: пробудить у детей интерес к природе, с помощью сюжетно дидактических игр и сформировать основу экологических знаний.

Результат достигается посредством решения следующих задач:

- изучать взгляды разных исследователей на роль дидактических игр в педагогическом процессе;

- познакомится с представленными экологическими сюжетно дидактическими играми, проанализировать их, самостоятельно разработать и апробировать игры на их основе;

- составить собственное мнение об их эффективности для формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Кружковая работа осуществляется 1 раз в неделю. Работа проводится по подгруппам. Количество человек в подгруппе: 9.

Месяц

Тема

Сентябрь

1. Что растет и кто живет в лесу.

Цели:

- дать первоначальное представление о лесе;

- познакомить детей со Старичком - Лесовичком, вызвать у них желание общаться с ним.

2. Старичок - Лесовичок знакомит детей с живой елью.

Цели:

- дать первоначальное представление о еле (внешний вид, среда обитания, связь с животным миром);

- воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям в лесу, на участке детского сада, в парке;

- рассказать, чем живая ель отличается от искусственной елочки.

3. Старичок - Лесовичок знакомит детей с зайцем и белкой.

Цели:

- дать первоначальное представление о внешнем виде зайца и белки, об особенностях их жизни в лесу зимой и летом (чем звери питаются, как спасаются от своих врагов и т.п.);

- пробудить интерес к жизни лесных животных.

Октябрь

1. Старичок - Лесовичок знакомит детей с волком и медведем.

Цели:

- дать первоначальное представление о внешнем виде волка и медведя, об особенностях их жизни в лесу зимой и летом (что едят, какое у них жилище, как заботятся о детенышах, как приспосабливаются к холодному времени года -зиме).

2. Старичок - Лесовичок знакомит детей с лисой.

Цели:

- дать первоначальное представление о внешнем виде лисицы, об особенностях ее жизни в лесу зимой и летом (что ест, какое у нее жилище, как заботятся о своих детенышах, как приспособилась к холодному времени года -зиме).

3. Мы - веселые лесные зверята.

Цели:

- закрепить представление о лесных зверях: зайце, белке, лисе, волке, медведе - об особенностях внешнего вида (уметь найти на картинке), передвижения, питания, конкретного местообитания (жилища, убежища);

- выучить названия детенышей животных; уметь рассказать и показать, как они себя ведут.

Ноябрь

1. Сова и дятел - лесные птицы.

Цели:

- дать первоначальное представление о внешнем виде дятла и совы, об особенностях ее жизни в лесу.

- научить детей узнавать на картинках птиц, которых можно встретить во дворе, на улице, в парке.

2. Дом Старичка - Лесовичка.

Цели:

- познакомить детей с лесным домом Старичка - Лесовичка, сравнить его жилище с домами людей;

- научить называть предметы быта, описывать их, объяснять их назначение (мебель, бытовая техника: холодильник, телевизор, плита и т.д.).

3. В гостях у Старичока - Лесовичка.

Цели:

- повторить название мебели: шкаф, сервант, стул; бытовой техники: холодильник, плита, телевизор, телефон;

- научить детей рассказывать о назначении предметов мебели и бытовой техники;

- дать первоначальное представление о съедобных растениях леса.

Декабрь

1. Что растет и кто живет на лесной полянке.

Цели:

- дать первоначальное представления о поляне (луге): какие растения растут и какие насекомые живут на лесной поляне;

- научить узнавать на картинках луговые цветы: ромашку, колокольчик, клевер красный (кашку), гвоздику травянку;

- вызвать у детей интерес к изучению травянистых растений.

2. Здравствуйте, травушка - муравушка и золотой одуванчик!

Цели:

- уточнить знание детей о внешнем виде весенней травы и одуванчика;

- расширить представление о связях в природе;

- воспитывать бережное отношение.

3. Почему пчелки любят клевер (кашку).

Цели:

- дать первоначальное представления о красном клевере;

- объяснить пищевую связь пчел и шмелей с растениями;

- воспитывать бережное отношение.

Январь

1. Цветочная поляна.

Цели:

- дополнить знания детей о луговых растениях;

- воспитывать бережное отношение к луговым цветам.

2. Божья коровка, черная головка.

Цели:

- уточнить представление о внешнем виде божьей коровки;

- уточнить представление о внешнем виде земляного червя, способах передвижения, питании, роли в природе;

-воспитывать бережное отношение к маленьким живым существам.

3. Почему одуванчик свой наряд поменял.

Цели:

- дать первоначальное представления о том, какие приспособления имеют растения для распространения семян;

- расширить представления об одуванчике;

- учить детей использовать полученные знания в общении с родителями, друзьями.

Февраль

1. Как устроена городская улица.

Цели:

- дать представление об устройстве городской улицы;

- повторить и закрепить элементарные правила поведения на улице.

2. Зачем в городе нужны улицы.

Цели:

- уточнить и расширить представление детей об устройстве улицы;

- закрепить правила поведения на улицах, предупредить детей о последствиях нарушения правил.

3. Зачем в городе нужны магазины.

Цели:

-уточнить представление о назначении магазинов, деньгах;

- закрепить общее представление детей о работе, выполнение работы - получение зарплаты родителями.

Март

1. Как больной может получить помощь в городе.

Цели:

- расширить понятие детей о лекарственных растениях: малине, клевере, подорожнике и т.д.;

- объяснить, что из некоторых растений изготавливаются лекарства;

- научить узнавать лекарственные растения;

- воспитать заботливое отношение к больному.

2. Где в городе учатся дети.

Цели:

- уточнить представление детей о том, где учатся старшие ребята, кто их учит, чему; как устроен класс и организован процесс обучения (перемена, урок);

- расширить представление о том, чему и как учат лесные животные своих детенышей.

3. На каком наземном транспорте мы ездим городе.

Цели:

- расширить представление детей о различных видах городского транспорта, его назначение, правилах поведения в нем.

Апрель

1. Кто заботится о чистоте и порядке на улицах города.

Цели:

- уточнить представление детей о том, кто и как поддерживает чистоту и порядок на улицах города и в лесу;

- воспитать уважительное отношение к труду дворника, выполнять правила поведения.

2. Наш родной город.

Цели:

- сформировать первоначальное представление о родном городе как о малой родине.

3. С кем дружит ель в лесу.

Цели:

- обобщить знания детей о дереве (ели);

- объяснить детям, какую роль играет это дерево в жизни лесных зверей и птиц, как их питание и безопасность связаны с сохранением живой ели;

- воспитать у детей бережное отношение к лесу, елям.

4. Лес - многоэтажный дом.

Цели:

- уточнить и расширить представления детей о лесе как о многоярусном, многоэтажном "доме" - сообществе, где все растения и животные занимают свою нишу и тесно связанны друг с другом;

- подвести детей к пониманию того, что животные обитают на различных ярусах леса;

- воспитать чувство единства человека и природы.

Май

1. В гости к Старичку - Лесовичку.

Цели:

- уточнить представление детей о жизненно важных потребностях человека: попросить выбрать 7 предметов для длительного похода в лесу;

- научить детей аргументировать свой выбор, используя речь-объяснение;

- расширить представление детей о лесных растениях.

2. Поход в зимний лес с ночевкой.

Цели:

-уточнить представление детей о жизненно важных потребностях человека и их удовлетворении: попросить выбрать 7 предметов для похода в зимний лес с ночевкой;

- научить детей аргументировать свой выбор, используя речь-доказательство;

- дополнить знания детей о рябине, клюкве, шиповнике - их люди могут найти в зимнем лесу;

- помочь детям осознанно применить новые знания в различных жизненных ситуациях;

3. Как вести себя в лесу.

Цели:

- закрепить правила поведения в лесу;

- уточнить и расширить представление о съедобных лесных ягодах и грибах;

- воспитать уважительное отношение к лесу.

Список использованной литературы

1.А.М.Федотова/Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - Москва

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края


 

План работы кружка «Лесовичок»

(средняя группа)

Денисова Т.С.

с.Кулунда

2017

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.