Авторская учебная программа «Авторская песня»
Комитет по образованию администрации
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Принята
на педагогическом совете
протокол № 61 от 03.09.2015 г.
Утверждаю директор
___________ Иванцова И.Е.
Приказ № 130 от 03.09.2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЗЕЛЁНЫЙ ПОЕЗД»
Возраст обучающихся 12-18 лет
Срок реализации – 5 лет
Автор:
педагог дополнительного образования
Е.А. Азарова
Саратов – 2018Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Зеленый поезд» направлена на личностное развитие учащихся через обучение исполнению авторской песни в составе вокально-инструментального ансамбля и сольно под гитарный аккомпанемент. Причем учащиеся осваивают как вокальные, так инструментальные техники исполнительства, актерское мастерство. Программа по вокалу опирается на традицию исполнительства классической авторской и «актерской» песни в нашей стране (творчество Ю. Визбора, Б.Окуджавы, В. Высоцкого, А. Миронова, Е. Камбуровой, О. Даля), для которой характерно бережное отношение к слову, богатство речевых интонаций, создание яркого сценического образа; на методики классического ансамблевого пения «на голоса». Несмотря на то, что в инструментальной части программа основана на академических методиках преподавания игры на музыкальных инструментах, в ней отсутствует значительная теоретическая часть, а все необходимые знания по теории музыки тотчас находят свое применение на практике. Программа знакомит учащихся с жанром авторской песни от 60-х гг. 20 века до современности, с музыкально-поэтической русскоязычной культурой.
Программа адресована учащимся от 12 до 18 лет и разработана с учетом возрастных особенностей с соблюдением принципов наглядности, последовательности, посильности и доступности обучения, что повышает ее эффективность.
Срок реализации программы 5 лет.
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Зеленый поезд » по содержанию имеет художественную направленность, по функциональному предназначению является общекультурной; по способу организации детей в группе – разновозрастной; по времени реализации – пятилетней.
Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Зеленый поезд» разработана в соответствии с федеральными и локальными нормативными документами.
Актуальность программы
Сейчас, пожалуй, каждый образованный человек может отметить падение уровня культуры, духовных, нравственных ценностей нашего общества. Телевидение и другие средства массовой информации изобилуют сценами жестокости, насилия, разврата и т.п. Дети, еще не имея нравственных критериев, впитывают то, что им преподносит наш взрослый мир. В этих условиях необходимы организации, способные на восстановление духовного мира детей и подростков.
Песня, кроме обладания самостоятельной художественной ценностью, имеет гораздо больше как бы вторичных, прикладных задач, чем все остальные виды искусства. Постоянное присутствие в человеке, в компании, в обществе определенных песен делает человека, компанию, общество несколько иными. Песня - наиболее активная и близкая человеку форма высказывания: и как способ выразить себя, и как возможность услышать другого, она задает определенную «температуру» общения. Словарь, эстетика, интонация, внутренние устремления во многом обусловлены тем песенным запасом, той песенной установкой, на которой человек воспитан.
К сожалению, сейчас на экранах телевидения и радио можно услышать лишь песни с примитивным содержанием и слыбыми в художественном отношении текстом и музыкой, зачастую непристойного содержания, с использованием ненормативной лексики, воровского жаргона. Зачастую думающие подростки вообще по этой причине отказываются слушать русскоязычную музыку, выбирая зарубежный рок.
Авторская песня – «думающая песня для думающих людей», в-основном выгодно отличается от массовой ее некоммерческим характером, глубиной и поэтическими достоинствами текстов. Кроме того, зачастую это – песни на стихи таких поэтов как М. Цветаева, И. Бродский, Б. Пастернак, Ю. Мориц и других больших поэтов. В жанре очень много песен, посвященных Великой Отечественной войне.
Занятия авторской песней воспитывают любовь к русскому языку и истории, возвращают подростков к традициям русской песенной культуры.
Поэтому авторскую песню можно рассматривать как гуманитарное образование: на базе творчества основоположников жанра не одно поколение людей пришло к поэзии, литературе, вообще к осмыслению жизни. Через авторскую песню непосредственно воспринимаются культура чувств и переживаний, глубина мироощущения, культура диалога с миром, ближним, самим собой, степень духовного и душевного развития.
Авторская песня - это «способ думать о жизни вслух», способ высказаться. Именно это важно подросткам, ищущим себя, строящим свою личность и модель жизни.
Педагогическая целесообразность программы
состоит в том, что в данной программе авторская песня рассматривается не только как средство для выступления на сцене, но как выражение направленности личности, её ценностной ориентации. Здесь приоритетным направлением ставится формирование нравственных качеств детей и подростков. Именно с этой целью в программе предусмотрены лекции о творчестве известных бардов, вечера поэзии, гитарные посиделки «гитара по кругу», мастерские для начинающих авторов.
Познавательное развитие учащихся обеспечивается расширением и углублением знаний в области истории авторской песни, поэзии, музыки, что обеспечивает необходимую базу для освоения всей отечественной и мировой культуры, стимулирует развитие художественно-творческих способностей. Занятия детей авторской песней развивают музыкальный слух, чувство ритма, развивают художественный вкус, учат критическому отношению к современной музыке.
Приобщение к творчеству таких бардов-поэтов, таких как Окуджава, Визбор, Высоцкий обеспечивает духовно-нравственное воспитание учащихся, помогает ребятам найти жизненные ориентиры, определить свое мировоззрение.
Песни наших известных авторов могут играть еще одну важную роль - роль катализатора творческих устремлений, примера для подражания, высокое и нравственное качество которого является непременным условием его приемлемости для работы с подрастающим поколением. В процессе обучения ребята становятся способными на собственное творчество, выражение своих чувств, мыслей через песни и самореализацию в коллективе.
Профессионально-ориентированное развитие
Успешно освоившие программу учащиеся получают навыки исполнительства и необходимую минимальную теоретическую базу для поступления в музыкальные учебные заведения.
В ходе занятий создаются условия формирования коммуникативной компетенции, необходимые для успешной образовательной и будущей профессиональной деятельности (педагога, музыканта, актера, руководителя ансамбля)
Здоровьесбережение учащихся достигается благодаря использованию динамических упражнений во время занятий (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика), чередование способов деятельности сидя и стоя.
Отличительная особенность программы – ее доступность: практически любой неподготовленный подросток с минимальными музыкальными способностями способен ее освоить частично или полностью; ее личностная ориентированность, когда подросток имеет выбор той или иной «специализации» внутри коллектива (вокал, игра на музыкальных интрументах, актерское мастерство) в зависимости от способностей и устремлений.
Содержание программы в её теоретической части соотнесено с материалом по авторской песне, изучаемым по федеральной программе литературы в средней школе, а практическое исполнительство дает стимул к гораздо более глубокому изучению жанра.
Новизна программы
В нашей стране почти в каждом городе есть студия авторской песни, где детей и подростков обучают игре на гитаре и пению сольно и в ансамбле. Зачастую искушенной в музыке молодежи становится недостаточно владения только гитарным аккомпанементом. Современные подростки выбирают рок с его зрелищностью, сложными аранжировками, богатством звучания. С этой точки зрения классическая авторская песня с незатейливым аккомпанементом становится неконкурентноспособной в среде подростков. В настоящей программе сделана попытка симбиоза авторской песни с жанрами вокально-инструментального ансамбля (ВИА) и рок-музыки посредством включения разнообразных инструментов: партий ударных, соло-гитары, баса, фортепиано, кахона, флейты и пр. в аранжировки песен.
Использование дополнительных инструментов не только расширяет музыкальные горизонты, но и учит работать в команде, позволяет чувствовать ответственность и гордость за общий результат, сплачивает коллектив.
Традицией в «Зеленом поезде» стало создание музыкальных спектаклей, в процессе подготовки которых дети могут выбрать то, что им более по душе: пение, игру в ансамбле или актерское мастерство, зачастую совмещая все три составляющие.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы
Данная программа рассчитана на пять учебных лет.
Общее количество часов в год:
I год обучения -144; II - V год обучения – 216; количество часов в неделю – 4 (I год обучения) и 6 (II - V год обучения); количество занятий в неделю – 2; периодичность занятий – еженедельно.
Адресаты программы
(возраст учащихся, осваивающих программу)
Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Зеленый поезд» расчитана на пять лет.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 12 до 18 лет.
Реализация данной программы в образовательном процессе ДТДиМ выстраивается с учётом возрастных психофизических особенностей учащихся.
Для подростков 12-18 лет высока зависимость от группы сверстников, диктующий подростку свои норы, ценности, стиль поведения. В коллективе «Зеленый поезд предполагается создание группы с высокими моральными нормами и принципами. Данная группа становится для подростков референтной, они не только перенимают ее нормы и ценности, но чувствуют себя частью дружного коллектива, перенимая стиль искреннего и доверительного общения, характерный для авторской песни.
Стремление подростков к личностному совершенствованию и самопознанию находит выход в погружении в мир хорошей музыки и поэзии, осмысленном исполнении текстов песен.
В этом возрасте формируется мировоззрение, и авторская песня всячески способствует этому, воспитывая патриотизм, уважение к личности другого человека, прививая гуманистические ценности, что усиливает способность личности противостоять отрицательным влияниям среды.
Темами песен в 12 – 14 лет (I-II год обучения) могут быть дружба, подвиг на войне, преодоление трудностей в походе и пр. В процессе освоения программы учащиеся должны уметь воспринимать и эмоционально передавать смысл песни. Способствуют этому и занятия по актерскому мастерству, участие в спектаклях. Ведущее направление деятельности в этот период – сольное исполнение несложных песен под гитарный аккомпанемент.
В 14 - 16 лет (II – III год обучения) основное внимание уделяется умению слышать партнера в вокальном или инструментальном ансамбле, дуэте. Расширяется круг тем песен, усложняются тексты, в аккомпанемент включаются мелодические, ритмические, гармонические украшения. Изучается музыкальная грамота, несложные классические произведения для гитары. Также происходит разделение учащихся на соло – и – бас – гитаристов, перкуссионистов, вокалистов, собираются ансамбли. В этот период начинается конкурсно-концертная деятельность, воспитывающая чувство ответственности, пунктуальность, умение работать в команде, критическое отношение к себе и соратникам.
В 17 – 18 лет (IV – V год обучения) во главу угла ставится сольное исполнительство сложных песен, зачастую на стихи крупных поэтов под собственный сложный аккомпанемент, напоминающий пьесу для гитары уровня 3-5 класса музыкальной школы. Исполнение этого уровня можно назвать «театром одного актера» с глубиной передаваемых смыслов и чувств.
Цель программы:
Создание условий для формирования художественно-эстетической культуры детей и подростков через приобщение к авторской песне и ее нравственным ценностям.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать навыки игры и пения в вокально-инструментальном ансамбле и сольно;
- обучить осмысленному и эмоциональному исполнению песен;
- развить навыки концертной и творческой деятельности;
Развивающие:
развить комплекс музыкальных способностей: музыкальный слух, музыкальную память, ладовое, метроритмическое чувство, психомоторику, творческие способности;
развить командные качества, личностный потенциал;
развить музыкально-литературный вкус.
Воспитательные:
сформировать нравственные качества личности;
создать коллектив детей с атмосферой доверия и взаимоуважения;
приобщить к творчеству авторов-исполнителей;
помочь в профессиональной ориентации и адаптации в современных условиях жизни.
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы учащиеся смогут овладеть предметными знаниями и способами деятельности и получат следующие знания и умения:
1 год обучения
Знания:
- знать до 12 основных аккордов;
- знать до 6 основных штрихов правой руки;
- знать основы музыкальной грамоты (такт, темп, тон-полутон, тоника, минор-мажор, тональность и пр.);
- знать наизусть до 10 песен для совместного пения;
- иметь представление о классической авторской песне, знать творчество классиков АП: Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы.
Умения:
- исполнять до 5-7 простых песен в тональности ля-минор и до-мажор;
- петь в хоре в унисон;
- при игре уметь правильно сидеть, ставить пальцы, извлекать звук;
- выступать на вечерах для родителей.
2 год обучения
Знания
- играть простые песни в тональностях ля-минор-до-мажор и соль-мажор-ми – минор;
- знать наизусть около 20 песен для совместного пения;
- знать современных авторов – исполнителей, представителей бард-рока:
В. Уриевского, П. Фахртдинова, А. Щербину и др.
- знать музыкальную грамоту: строение трезвучий, ноты на грифе до 5 лада, ступени лада, размеры 3/4 , 6/8, и др.
Умения:
- петь в ансамбле на 2 голоса;
- разучить песню по буквеннно-цифровым обозначениям;
- иметь в «домашнем» репертуаре до 12 несложных песен
- выступать с 1 концертным номером в концертах студии.
3 год обучения
Знания:
- знать наизусть около 40 песен для совместного пения;
- знать творчество авторов 70-х-80хгг: С. Никитина, В. Берковского,
М. Щербакова, дуэта «Иваси» и др.;
- знать аккорды в тональностях ре-минор, си-минор-ре-мажор, ля-мажор.
- иметь представление о работе на сцене: подключение электроинструментов, усилителей, микрофонов, работа с микрофонными стойками;
- иметь навык транспонирования аккомпанемента, знание типовых аккордов;
Умения:
- выступать в концертах студии сольно, в ансамбле, дуэте, трио и др;
- исполнять до 15 -17 песен в тональности си-минор, соль – минор, ля-мажор, ми-мажор на уровне «домашнего музицирования»;
- иметь навык разучивания песни по видеоурокам;
- использовать различные техники и приемы аккомпанемента: прием баррэ, сложные ритмические рисунки: (босса-нова, бой 8/8 и т.д.), уметь комбинировать ритмические рисунки.
4 год обучения
Знания:
- знать отличия жанра авторской песни от других жанров;
- знать творчество представителей современной камерной песни: Е. Фроловой, С. Труханова, Н. Якимова и др.
- знать наизусть до 70 песен для совместного пения.
Умения:
- понимать композицию и драматургию песни, осознанно использовать инструменты выразительного исполнения – ритмические, гармонические, мелодические украшения, динамические акценты;
- иметь навык выучивания песни «с нуля», способность самостоятельно определить удобную для пения тональность и транспонировать аккомпанемент, используя каподастр;
- иметь опыт конкурсных выступлений и ведения концертных программ, опыт аккомпанемента вокальному ансамблю, солисту, игры и пения в вокально- инструментальном ансамбле.
5 год обучения
Знания:
- иметь представление о современном движении авторской песни, быть включенным в него, ездить на фестивали, поддерживать отношения с клубами авторской песни из других городов;
- иметь представление об истории жанра авторской песни с зарождения жанра до современности;
- знать наизусть около 100 песен для совместного пения;
- знать основные принципы аранжировки песни, создания партитуры для вокально-инструментального ансамбля (2-3 голоса, 4 инструмента)
Умения:
- быть культуртрегером – распространять авторскую песню и поэзию в молодежной среде;
- иметь навык подбора простого аккомпанемента «с ходу», навык «поддержки аккомпанемента» при игре в несколько гитар на «Гитаре по кругу»;
- иметь концертный репертуар около 20-25 сольных песен
- уметь провести занятие, репетицию.
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы учащиеся достигнут следующих личностных и метапредметных результатов:
Личностные результаты:
- сформируют нравственные качества и нравственное поведение, ответственное отношение к собственным поступкам;
- сформируют готовность к саморазвитию и самообразованию на основе осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом профессиональных предпочтений.
Матапредметные результаты:
- сформируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебной и творческой деятельности;
- сформируют навык самостоятельно определять цели деятельности, планировать, корректировать и осуществлять деятельность.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ |
Наим. разделов и тем |
Общ. кол-во час. |
В том числе |
|
теор. |
прак. |
|||
1. |
Организационное занятие Входящая и промежуточная диагностика, тестирование Правила техники безопасности на занятиях Правила внутреннего распорядка ДТДиМ Информация о студии, законы студии |
4 |
2 |
2 |
2. |
Первоначальные сведения о гитаре. История и устройство инструмента. Хранение. Гимнастика гитариста. Посадка гитариста. Строй и настройка гитары. Принадлежности гитариста (тюнер, каподастр, ремень, медиатор) |
4 |
2 |
2 |
3. |
Постановка левой руки. Песни из 2-х 3-х, 4-х аккордов |
16 |
2 |
14 |
4. |
Постановка и штрихи правой руки. Штрих «бой», игра в размерах на 2/4, 4/4 Штрих «щипок, игра в размерах 2/4, 3/4 Штрих «арпеджио» игра в размерах 6/8, 8/8 |
20 |
4 |
16 |
5. |
Музыкальная грамота Буквенно-цифровые обозначения нот и аккордов. Аппликатура аккордов Мажор и минор. Темп и ритм. Ступени. Тональность. Тоническое трезвучие. Тоника, субдоминанта и доминанта. Тон, полутон. Длительность звуков. Размер, такт, затакт, пауза |
16 |
8 |
8 |
6. |
Песни в тональности ля-минор и до-мажор |
10 |
- |
10 |
7. |
Песни в тональности ми-минор и соль-мажор |
10 |
- |
10 |
8. |
Вокал: дыхание, распевка, упражнения, дикция |
20 |
2 |
18 |
9. |
Вокал: пение в хоре |
20 |
- |
20 |
10. |
История жанра авторской песни Авторы 60-х годов Туристическая песня Творчество Владимира Высоцкого Грушинский фестиваль Творчество Юрия Визбора |
10 |
10 |
- |
11. |
Выступления перед аудиторией Подготовка к концертам Отчетные концерты, «Гитара по кругу» Просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений
|
14 |
- |
14 |
ИТОГО: |
144 |
30 |
114 |
2-й год обучения
№ |
Наим. разделов и тем |
Общ. кол-во час. |
В том числе |
|
теор. |
прак. |
|||
1. |
Организационное занятие Правила техники безопасности на занятиях. Планы на учебный год Промежуточная диагностика |
4 |
2 |
2 |
2. |
Техники и приемы аккомпанемента Прием баррэ Таблица типовых аккордов Переменный бас Аккорды «с дробью» Прерванный оборот Вступления и концовки песен Вводные аккорды |
20 |
6 |
14 |
3. |
Музыкальная грамота Построение аккордов Интервалы Параллельные тональности Одноименные тональности Транспозиция аккомпанемента Модуляция |
14 |
6 |
8 |
4. |
Постановка и штрихи правой руки Комбинированный бой Бой с басом Бой 3/4 Виды арпеджио |
16 |
2 |
14 |
5. |
Классическая гитара Нотная грамота. Гаммы, этюды, упражнения. «Во саду ли, в огороде» «Этюд» Ф.Карулли «Рок-н-ролл» «Романс» В. Гомеса |
16 |
2 |
14 |
6. |
Песни в тональности ля-минор и до-мажор; соль-мажор и ми-минор |
20 |
2 |
18 |
7. |
Песни в тональности ре-минор и ре-мажор |
20 |
2 |
18 |
8. |
История авторской песни Творчество В. Берковского и С. Никитина Творчество В.Ланцберга История авторской песни в Саратове Творчество бардов 70-х – 80х гг Творчество А. Иващенко и Г. Васильева |
10 |
10 |
- |
9. |
Вокал: пение в ансамбле |
20 |
2 |
18 |
10. |
Вокал: дыхание, распевка, упражнения, дикция |
20 |
2 |
18 |
11. |
Постановка музыкального спектакля Читка пьесы Репетиции Показ и обсуждение |
20 |
2 |
18 |
12. |
Сценическая речь Сценическое движение Актерские тренинги Этюды Работа над ролью |
20 |
2 |
18 |
13. |
Выступления перед аудиторией Подготовка к концертам Отчетные концерты, тематические вечера Работа с концертным оборудованием Техника исполнения в микрофон Устройство и подключение электроинструментов, микрофонов, работа с микрофонными стойками Просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений. «Гитара по кругу» |
20 |
2 |
18 |
ИТОГО: |
216 |
3-й год обучения
№ |
Наим. разделов и тем |
Общ. кол-во час. |
В том числе |
|
теор. |
прак. |
|||
1. |
Организационное занятие Правила техники безопасности на занятиях. Планы на учебный год Промежуточная диагностика |
4 |
2 |
2 |
2. |
Техники и приемы аккомпанемента Ритмические рисунки аккомпанемента Пропуск долей Выбор и комбинация ритмических рисунков в зависимости от содержания песни Босса-нова Бой 8/8 |
10 |
2 |
8 |
3. |
Музыкальная грамота Повторение пройденного Обращения аккордов. Виды септаккордов. Нонаккорды. Квинтаккорды. Альтерированные аккорды. Уменьшенные и полууменьшенные аккорды |
12 |
2 |
10 |
4. |
Классическая гитара «На заре ты ее не буди» «Под небом голубым» |
10 |
2 |
8 |
5. |
История авторской песни Авторская песня 80-х-90 х гг Творчество М. Щербакова Творчество Е. Фроловой Авторы бард-рока: А. Щербина, А. Козловский, Г. Данской Творчество ТА «32 АвгустА» |
10 |
10 |
- |
6. |
Техника игры на электрогитаре, бас-гитаре Работа с программой «Guitar pro» Табулатура Звукоизвлечение медиатором Простейшие рифы Пентатоника Написание бас-партий |
10 |
2 |
8 |
7. |
Техника игры на ударных инструментах Игра в размерах 2/4, 4/4, 3/4. |
16 |
2 |
14 |
8. |
Работа с концертным оборудованием Устройство и подключение электроинструментов, усилителей, микрофонов, работа с микрофонными стойками Техника пения в микрофон |
14 |
2 |
12 |
9. |
Работа над общими песнями Игра в ансамбле |
20 |
- |
20 |
10. |
Литературная мастерская. Авторское творчество студийцев. Подготовка к конкурсу чтецов Сценическая речь Работа с начинающими авторами Работа над поэтическим сборником Анализ поэтического текста Показ и обсуждение авторского творчества студийцев Концерт-презентация поэтического сборника |
14 |
- |
14 |
11. |
Вокал: дыхание, распевка, упражнения, дикция |
20 |
2 |
18 |
12. |
Вокал: пение в ансамбле |
20 |
2 |
18 |
13. |
Постановка музыкального спектакля Читка пьесы Репетиции Показ и обсуждение |
20 |
- |
20 |
14. |
Актерское мастерство Сценическая речь Сценическое движение Актерские тренинги Этюды Работа над ролью |
20 |
2 |
18 |
15. |
Выступления перед аудиторией Отчетные концерты, «Гитара по кругу» Просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений. |
16 |
2 |
14 |
ИТОГО: |
216 |
4-й год обучения
№ |
Наим. разделов и тем |
Общ. кол-во час. |
В том числе |
|
теор. |
прак. |
|||
1 |
Организационное занятие Правила техники безопасности на занятиях. Планы на учебный год Промежуточная диагностика |
4 |
2 |
2 |
2. |
Игра в ансамбле Работа над уравновешенностью звучания партий в ансамбле. Совершенствование звучания ансамбля. Смена темпа и размера в ансамбле. Последовательный переход от медленного темпа к быстрому. Смена динамики в ансамбле. Каденция. |
20 |
2 |
18 |
3. |
Музыкальная грамота Повторение пройденного |
12 |
- |
12 |
4. |
Сольное исполнительство Режиссура песни Драматургия песни Работа над образом |
20 |
- |
20 |
5. |
Классическая гитара «Этюд №5» А. Винницкий Блюз в Am А. Винницкий Девушка из Ипанемы А. Жобим |
20 |
2 |
18 |
6. |
Техники и приемы аккомпанемента Динамические украшения Мелодические украшения Гармонические украшения Ритмические украшения |
20 |
4 |
16 |
7. |
История авторской песни Песни творческого союза «Азия» Современная авторская песня (П. Фахртдинов, Е. Болдырева, Р. Филиппов) Творчество Сергея Труханова Современная поэзия в авторской песне Поэты серебряного века в авторской песне Авторская песня в сети Интернет |
14 |
14 |
- |
8. |
Литературная мастерская. Авторское творчество студийцев. Подготовка к конкурсу чтецов Сценическая речь Работа с начинающими авторами Работа над поэтическим сборником Анализ поэтического текста Показ и обсуждение авторского творчества студийцев Концерт-презентация поэтического сборника |
16 |
- |
16 |
9. |
Вокал: дыхание, распевка, упражнения, дикция |
20 |
2 |
18 |
10. |
Вокал: пение в ансамбле |
20 |
2 |
18 |
11. |
Подбор аккомпанемента по слуху Подбор песни с видеозаписи Определение тональности для пения |
10 |
- |
10 |
12. |
Работа с концертным оборудованием Устройство и подключение электроинструментов, усилителей, микрофонов, работа с микрофонными стойками Техника пения в микрофон |
20 |
4 |
16 |
13. |
Выступления перед аудиторией Отчетные концерты, «Гитара по кругу» Просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений. |
20 |
2 |
18 |
ИТОГО: |
216 |
5-й год обучения
№ |
Наим. разделов и тем |
Общ. кол-во час. |
В том числе |
|
теор. |
прак. |
|||
1 |
Организационное занятие Правила техники безопасности на занятиях. Планы на учебный год Промежуточная и контрольная диагностика Итоговая аттестация |
4 |
2 |
2 |
2. |
Сольное исполнительство Режиссура песни Драматургия песни Работа над образом |
20 |
- |
20 |
3. |
Написание партитур для вокально-инструментального ансамбля |
20 |
4 |
16 |
4. |
Аранжировка песни |
20 |
20 |
|
5. |
Литературная мастерская Авторское творчество студийцев. Подготовка к конкурсу чтецов Сценическая речь Работа с начинающими авторами Работа над поэтическим сборником Анализ поэтического текста Показ и обсуждение авторского творчества студийцев Концерт-презентация поэтического сборника |
20 |
2 |
18 |
6. |
Вокал: пение в ансамбле |
20 |
2 |
18 |
7. |
Вокал: пение в дуэте |
20 |
2 |
18 |
8. |
Вокал: сольное исполнительство |
20 |
2 |
18 |
9. |
Подбор аккомпанемента по слуху Подбор песни с видеозаписи Определение тональности для пения |
12 |
2 |
10 |
12. |
Педагогическая практика. Подготовка и проведение занятий в младших группах, ведение концертов, подготовка тематических вечеров |
20 |
- |
20 |
13. |
Гитара: сольное исполнительство |
20 |
- |
20 |
14. |
Выступления перед аудиторией Отчетные концерты, «Гитара по кругу» Просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений. |
20 |
2 |
18 |
ИТОГО: |
216 |
Содержание программы
1-й год обучения
1. Организационное занятие.
Теория: Правила техники безопасности на занятиях
Правила внутреннего распорядка ДТДиМ.
Информация о студии.
Практика: Входящая диагностика, тестирование
2. Первоначальные сведения о гитаре.
Теория: История и устройство гитары. Хранение.
Принадлежности гитариста (тюнер, каподастр, ремень, медиатор).
Практика: Гимнастика гитариста. Посадка гитариста.
3. Постановка левой руки. Песни из 2-х 3-х, 4-х аккордов.
Теория: Аппликатуры аккордов. Демонстрация аккордов на гитаре. Правила постановки левой руки.
Практика: Нахождение аккордов на грифе, исполнение песен на 2, 3, 4 аккорда.
4. Постановка и штрихи правой руки.
Теория: Правила постановки левой руки. Нотная запись и схемы штрихов.
Практика: Штрих «бой», игра в размерах на 2/4, 4/4
Штрих «щипок, игра в размерах 2/4, 3/4
Штрих «арпеджио» игра в размерах 6/8, 8/8
5. Музыкальная грамота
Теория: Буквенно-цифровые обозначения нот и аккордов. Аппликатура аккордов. Мажор и минор. Темп и ритм. Ступени. Тональность. Тоническое трезвучие. Тоника, субдоминанта и доминанта.
Тон, полутон. Длительность звуков. Размер, такт, затакт, пауза.
Практика: Запись нот и схем в тетрадь. Ритмическое сольфеджио.
6. Песни в тональности ля-минор и до-мажор
Теория: Гаммы ля-минор и до-мажор, аккорды на ступенях гаммы, большой минорный квадрат.
Практика: разучивание песен (до 8 аккордов)
7. Песни в тональности ми-минор и соль-мажор
Теория: Гаммы ми-минор и соль-мажор, аккорды на ступенях гаммы, большой минорный квадрат в ми-миноре. Знаки альтерации.
Практика: разучивание песен (до 8 аккордов)
8. Вокал: дыхание, распевка, упражнения, дикция
Теория: строение голосового аппарата. Диафрагма. Регистры.
Практика: исполнение элементов гимнастики Стрельниковой. Скороговорки.
Распевки.
9. Вокал: пение в хоре
Теория: информация о позиции гласных, фразировке
Практика: разучивание текста, мелодии, пение в унисон.
10. История жанра авторской песни
Теория: Авторы 60-х годов
Туристическая песня
Творчество Владимира Высоцкого
Грушинский фестиваль
Творчество Юрия Визбора
Практика: совместное исполнение известных песен
11. Выступления перед аудиторией
Теория: правила работы с микрофоном, стойками. Сценическое движение
Практика: Подготовка к концертам
Отчетные концерты, «Гитара по кругу»
Просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений.
2 год обучения
1. Организационное занятие.
Теория: Правила техники безопасности на занятиях
Правила внутреннего распорядка ДТДиМ.
Планы на учебный год
Практика: Промежуточная диагностика, тестирование. Обсуждение планов.
2. Техники и приемы аккомпанемента
Теория:
Прием баррэ
Таблица типовых аккордов
Переменный бас
Аккорды «с дробью»
Прерванный оборот
Вступления и концовки песен
Вводные аккорды
Практика: Запись схем в тетрадь, отработка приемов.
3. Музыкальная грамота
Теория: Интервалы
Параллельные тональности
Одноименные тональности
Практика: Построение аккордов. Транспозиция аккомпанемента
Модуляция
4. Постановка и штрихи правой руки.
Теория: Нотная запись и схемы штрихов.
Практика: Ритмическое сольфеджио и отработка штрихов
Комбинированный бой
Бой с басом
Бой 3/4
Виды арпеджио
5. Классическая гитара
Теория: Нотная грамота.
Практика: Гаммы, этюды, упражнения.
«Во саду ли, в огороде»
«Этюд» Ф.Карулли
«Рок-н-ролл»
«Романс» В. Гомеса
6. Песни в тональности ля-минор и до-мажор, соль-мажор и ми-минор
Теория: Гаммы ля-минор и до-мажор, соль-мажор и ми-минор, аккорды на ступенях гаммы, большой минорный квадрат. Знаки альтерации.
Практика: разучивание песен
7. Песни в тональности ре-минор и ре-мажор
Теория: Гаммы ре-минор и ре-мажор, аккорды на ступенях гаммы, большой минорный квадрат. Знаки альтерации.
Практика: разучивание песен
8. История жанра авторской песни
Теория: Творчество В. Берковского и С. Никитина
Творчество В.Ланцберга
История авторской песни в Саратове
Творчество бардов 70-х – 80х гг
Творчество А. Иващенко и Г. Васильева
Практика: совместное исполнение известных песен
9. Вокал: дыхание, распевка, упражнения, дикция
Теория: строение голосового аппарата. Диафрагма. Регистры.
Практика: исполнение элементов гимнастики Стрельниковой. Скороговорки.
Распевки.
10. Вокал: пение в ансамбле
Теория: информация о позиции гласных, фразировке
Практика: разучивание текста, мелодии, пение на два голоса
11. Постановка музыкального спектакля
Теория:
Практика: Читка пьесы. Репетиции. Показ и обсуждение
12. Актерское мастерство
Теория: Работа над ролью
Практика: Сценическая речь Сценическое движение
Актерские тренинги. Этюды
13. Выступления перед аудиторией
Теория: Устройство и подключение электроинструментов, микрофонов. Правила работы с микрофоном, стойками.
Практика: Подготовка к концертам
Отчетные концерты, «Гитара по кругу»
Просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений.
3 год обучения
1. Организационное занятие.
Теория: Правила техники безопасности на занятиях
Правила внутреннего распорядка ДТДиМ.
Планы на учебный год
Практика: Промежуточная диагностика, тестирование. Обсуждение планов.
2. Техники и приемы аккомпанемента
Теория:
Техники и приемы аккомпанемента
Ритмические рисунки аккомпанемента
Пропуск долей
Выбор и комбинация ритмических рисунков в зависимости от содержания песни
Босса-нова
Бой 8/8
Практика: Запись схем в тетрадь, отработка приемов.
3. Музыкальная грамота
Теория:
Повторение пройденного
Обращения аккордов.
Виды септаккордов. Нонаккорды. Квинтаккорды.
Альтерированные аккорды.
Уменьшенные и полууменьшенные аккорды
Практика: Построение аккордов. Альтерация и гармонизация аккомпанемента.
4. Классическая гитара
Теория: Нотная грамота.
Практика: Гаммы, этюды, упражнения.
«На заре ты ее не буди»
«Под небом голубым»
5. История жанра авторской песни
Теория:
Авторская песня 80-х-90 х гг
Творчество М. Щербакова
Творчество Е. Фроловой
Авторы бард-рока: А. Щербина, А. Козловский, Г. Данской
Творчество ТА «32 АвгустА»
Практика: совместное исполнение известных песен
6. Техника игры на электрогитаре, бас-гитаре
Теория: Устройство электроинструментов. Виды пентатоники.
Практика:
Работа с программой «Guitar pro»
Табулатура
Звукоизвлечение медиатором
Простейшие рифы
Написание бас-партий
7. Техника игры на ударных инструментах
Теория: Барабанная установка, устройство.
Практика: Техника удара. Игра в размерах 2/4, 4/4, 3/4
8. Работа с концертным оборудованием
Теория: Устройство и подключение электроинструментов, усилителей, микрофонов
Практика: Техника пения в микрофон. Работа с микрофонными стойками
9. Работа над общими песнями. Игра в ансамбле
Практика: Сводные репетиции вокально-инструментального ансамбля
10. Литературная мастерская
Практика:
Авторское творчество студийцев.
Подготовка к конкурсу чтецов
Сценическая речь
Работа с начинающими авторами
Работа над поэтическим сборником
Анализ поэтического текста
Показ и обсуждение авторского творчества студийцев
Концерт-презентация поэтического сборника
11. Вокал: дыхание, распевка, упражнения, дикция
Теория: строение голосового аппарата. Диафрагма. Регистры.
Практика: исполнение элементов гимнастики Стрельниковой. Скороговорки.
Распевки.
12. Вокал: пение в ансамбле
Теория: информация о позиции гласных, фразировке
Практика: разучивание текста, мелодии, пение на два голоса
13. Постановка музыкального спектакля
Практика: Читка пьесы. Репетиции. Показ и обсуждение
14. Актерское мастерство
Теория: Работа над ролью
Практика: Сценическая речь Сценическое движение
Актерские тренинги. Этюды
15. Выступления перед аудиторией
Теория: Устройство и подключение электроинструментов, микрофонов. Правила работы с микрофоном, стойками.
Практика: Подготовка к концертам
Отчетные концерты, «Гитара по кругу»
Просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений.
4 год обучения
1. Организационное занятие.
Теория: Правила техники безопасности на занятиях
Правила внутреннего распорядка ДТДиМ.
Планы на учебный год
Практика: Промежуточная диагностика, тестирование. Обсуждение планов.
2. Игра в ансамбле
Практика: Сводные репетиции вокально-инструментального ансамбля
Работа над уравновешенностью звучания партий в ансамбле.
Совершенствование звучания ансамбля.
Смена темпа и размера в ансамбле.
Последовательный переход от медленного темпа к быстрому.
Смена динамики в ансамбле.
Каденция.
3. Музыкальная грамота
Практика: Повторение пройденного. Ритмические диктаты. Модуляция и транспозиция аккомпанемента. Построение аккордов. Альтерация аккомпанемента. Гармонический анализ песни.
4. Сольное исполнительство
Практика: Режиссура песни
Драматургия песни
Работа над образом
5. Классическая гитара
Теория: Нотная грамота.
Практика: Гаммы, этюды, упражнения.
«Этюд №5» А. Винницкий
Блюз в Am А. Винницкий
Девушка из Ипанемы А. Жобим
6. Техники и приемы аккомпанемента
Теория:
Динамические украшения
Мелодические украшения
Гармонические украшения
Ритмические украшения
Практика: Запись схем в тетрадь, отработка приемов.
7. История авторской песни
Теория:
Песни творческого союза «Азия»
Современная авторская песня (П. Фахртдинов, Е. Болдырева,
Р. Филиппов)
Творчество Сергея Труханова
Современная поэзия в авторской песне
Поэты серебряного века в авторской песне
Авторская песня в сети Интернет
Практика: Совместное исполнение и разучивание песен.
8. Литературная мастерская
Практика:
Авторское творчество студийцев.
Подготовка к конкурсу чтецов
Сценическая речь
Работа с начинающими авторами
Работа над поэтическим сборником
Анализ поэтического текста
Показ и обсуждение авторского творчества студийцев
Концерт-презентация поэтического сборника
9. Вокал: дыхание, распевка, упражнения, дикция
Теория: строение голосового аппарата. Диафрагма. Регистры.
Практика: исполнение элементов гимнастики Стрельниковой. Скороговорки.
Распевки.
10. Вокал: пение в ансамбле
Теория: информация о позиции гласных, фразировке
Практика: разучивание текста, мелодии, пение на два-три голоса
11. Подбор аккомпанемента по слуху
Практика:
Определение тональности для пения
Подбор песни с аудио и видеозаписи
12. Работа с концертным оборудованием
Теория: Устройство и подключение электроинструментов, усилителей, микрофонов
Практика: Техника пения в микрофон. Работа с микрофонными стойками
13. Выступления перед аудиторией
Теория: Устройство и подключение электроинструментов, микрофонов. Правила работы с микрофоном, стойками.
Практика: Подготовка к концертам
Отчетные концерты, «Гитара по кругу»
Просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений.
5 год обучения
1. Организационное занятие.
Теория: Правила техники безопасности на занятиях
Правила внутреннего распорядка ДТДиМ.
Планы на учебный год
Практика: Промежуточная и контрольная диагностика, тестирование. Обсуждение планов. Итоговая аттестация
2. Сольное исполнительство
Практика: Режиссура песни
Драматургия песни
Работа над образом
3. Написание партитур для вокально-инструментального ансамбля
Теория: Правила написания партитуры, программа Guitar pro
Практика: Написание партитур
4. Аранжировка песни
Практика: Альтерация и гармонизация аккомпанемента, использование мелизмов.
5. Литературная мастерская
Практика:
Авторское творчество студийцев.
Подготовка к конкурсу чтецов
Сценическая речь
Работа с начинающими авторами
Работа над поэтическим сборником
Анализ поэтического текста
Показ и обсуждение авторского творчества студийцев
Концерт-презентация поэтического сборника
6. Вокал: пение в ансамбле
Теория: информация о позиции гласных, фразировке
Практика: разучивание текста, мелодии, пение на два-три голоса
7. Вокал: пение в дуэте
Теория: информация о позиции гласных, фразировке
Практика: разучивание текста, мелодии, пение на два-три голоса
8. Вокал: сольное исполнительство
Теория: строение голосового аппарата. Диафрагма. Регистры.
Практика: исполнение элементов гимнастики Стрельниковой. Скороговорки.
Распевки, разучивание и репетиции песен.
9. Подбор аккомпанемента по слуху
Практика:
Определение тональности для пения
Подбор песни с аудио и видеозаписи
10. Педагогическая практика
Практика:
Подготовка и проведение занятий в младших группах, ведение концертов, подготовка тематических вечеров
11. Гитара: сольное исполнительство
Практика: разучивание и репетиция песен
12. Выступления перед аудиторией
Теория: Устройство и подключение электроинструментов, микрофонов. Правила работы с микрофоном, стойками.
Практика: Подготовка к концертам
Отчетные концерты, «Гитара по кругу»
Просмотр и обсуждение видеозаписей выступлений.
Методическое обеспечение программы
Используемые педагогические технологии и методы обучения и воспитания. Программа реализуется в образовательном процессе ДТДиМ с помощью личностно ориентированных, командных, диалогических, проектных, проблемно-развивающих и других педагогических технологий.
В ходе теоретических и практических занятий для конкретизации теоретической информации применяется наглядный метод обучения.
Используемые средства наглядности: показ педагогом приемов игры на инструменте, тексты песен, схемы и таблицы аккордов, табулатура, программа «Guitar pro», фотографии с фестивалей, фотопортреты авторов.
В целях поддержания познавательного интереса учащихся, мотивации их к учебной деятельности используются игровые технологии, например, тематические викторины и КВНы, квесты для 1-го года на знание пройденного материала «Посвящение в студийцы», актерские тренинги и др. Игровые технологии помогают снять неуверенность, наладить контакт с педагогом и учащимися, способствуют эмоциональному раскрытию подростка.
На занятиях очень широко используется технология коллективного творческого воспитания: все полученные знания ученики тут же применяют на деле и передают другим. Роль педагога при этом сводится к организации процесса обучения.
Технология разноуровневого обучения позволяет ученикам, лучше проявившим себя, перейти в другую, более сильную, группу, например, учащийся первого года обучения переходит в инструментальный ансамбль.
Одна из форм работы на занятии – работа в парах по технологии адаптивной системы обучения, когда в паре каждый работает в индивидуальном темпе, более сильный оказывает помощь более слабому учащемуся, что положительно сказывается на усвоении материала. Суть подобного обучения – это не только сообщение новой информации, но и обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания.
Информационно-коммуникативные технологии помогают в поиске аккордов песен, аудио-и-видео записей авторов – исполнителей, фотоматериалов, обучающих программ, тематических сайтов, позволяют общаться с клубами авторской песни из других городов. В социальной сети «ВКонтакте» налажена информационная связь с каждой группой студии и каждым учащимся: педагог высылает задания и аудио – видео материалы для самостоятельного изучения. Кроме того, учащиеся имеют широкие возможности для самостоятельного выбора репертуара.
Также в социальной сети существует техническая группа для прослушивания и просмотра аудио-и-видео записей репетиций студии с целью рефлексии.
Деятельность учащихся на занятиях организуется коллективно, по подгруппам с учётом индивидуальных интересов, уровня учебных возможностей и образовательных достижений учащихся и индивидуально.
Практическая работа учащихся включает следующие виды самостоятельной учебной и внеучебной деятельности:
- разучивание песен, разобранных на занятии (текст, мелодия, аккомпанемент);
- обучение игре на гитаре (аккомпанемент), бас-гитаре, электрогитаре, ударных, перкуссии, игра в инструментальном ансамбле;
- обучение музыкальной грамоте, нотной грамоте, разучивание несложных пьес для классической гитары;
- дыхательные и вокальные упражнения, пение в ансамбле, дуэте, сольно;
- упражнения на дикцию, актерское мастерство и подготовка спектакля;
- работа с солистами: анализ текста, режиссура песни, выстраивание драматургии, работа над образом;
- прослушивание аудиозаписей авторов-исполнителей, подбор репертуара;
- самостоятельное разучивание песни по видеоуроку;
- анализ выступлений студии, написание рецензии, обсуждение в сети Интернет;
- музыкальные эксперименты: освоение новых инструментов (балалайка, домра, кахон, ксилофон, блок-флейта), создание ансамблей из подготовленных инструменталистов с включением различных инструментов (флейта, скрипка, фортепиано, губная гармоника и пр.);
- написание партитуры для инструментального ансамбля в программе «Guitar pro»
- написание сценария (студийный праздник, концерт, игра, тематический вечер), подготовка текстов для поэтического сборника участников студии;
- изучение истории авторской песни, творчества поэтов и бардов;
- участие в песенных вечерах «Гитара по кругу», вечерах любимых стихов, вечерах авторского творчества студийцев, тематических вечерах, праздниках, туристических походах;
- участие в концертах студии, конкурсах, фестивалях, мероприятиях ДТДиМ.
Формы организации занятий. В соответствии с потребностями и возрастными особенностями учащихся, требованиями к реализации дополнительных общеразвивающих программ и с учётом личностно ориентированного и деятельностного подходов предусмотрено широкое использование в образовательном процессе практических и теоретических, а также внеаудиторных занятий: посещение концертов, мастер-классов, летней школы авторской песни, поездки на фестивали, организация туристических походов, праздников, конкурсов.
Занятия проводятся в теоретической и практической форме.
Учебный процесс сочетает разные типы занятий: групповые, индивидуальные, занятия в мини-группах, в парах, теоретические, практические, творческие, игровые и т. д.
Традиционные формы организации учебной деятельности: теоретическое занятие (беседа, лекция, объяснение, просмотр видео концертов, показ приемов игры на инструментах, репетиция, практическое занятие;
К нетрадиционным формам проведения учебных занятий относятся: занятие в форме концерта, конкурса, «Гитара по кругу», тематические вечера и др.
Также учащиеся занимаются дома самостоятельно с возможностью помощи педагога в сети Интернет.
Для успешной реализации данной программы разработаны и используются разнообразные методические материалы:
Учебно-дидактические материалы
№ п/п |
Наименование |
Форма |
1. |
Схемы аккордов, устройства гитары, постановки рук |
печатный |
2. |
Памятка «Правила техники безопасности при игре на гитаре» |
печатный |
3. |
Памятки ««Правила техники безопасности в походе, поездке» |
печатный |
4. |
Список личного снаряжения для поездки на фестиваль |
печатный |
5. |
Анкета «Знакомство» |
печатный |
Учебно-методические материалы для учащихся
№ п/п |
Наименование |
Форма |
1. |
Схемы нот на грифе, схемы «основы музыкальной грамоты» |
печатный |
2. |
Сборники песен для учащихся 1-5 года обучения Нотные произведения для гитары |
электронный*doc печатный |
3. |
Схемы «основные штрихи правой руки» |
печатный |
5. |
Сайты с текстами и аккордами песен |
Интернет-ресурс |
Информационно-методические материалы для родителей |
||
1. |
Список личного снаряжения для поездки на фестиваль |
электронный *doc |
3. |
Памятка «Принадлежности гитариста» |
электронный *doc |
4. |
Совет от психолога «Как мотивировать ребёнка к занятиям изобразительным творчеством» |
электронный ресурс – www.dvorectvorchectva.ru |
5. |
Памятка «Как правильно оценивать детские рисунки» |
Электронный вариант формат pdf |
Способы и формы оценки
образовательных результатов учащихся
Для систематического отслеживания динамики развития учащихся и контроля за освоением дополнительной общеразвивающей программы организуется входящий, текущий и промежуточный (полугодовой и годовой) контроль.
Входящая диагностика проводится в форме прослушивания учащегося с целью выявления музыкальных способностей (чувство ритма, музыкальный слух, дикция), анкетирования учащегося с целью определения сферы интересов, интеллектуального уровня; собеседования с родителями в целях определения особенностей развития и индивидуальных потребностей ребёнка и образовательных запросов родителей.
Система текущего контроля включает:
- наблюдение за учебной деятельностью учащихся;
- «гитара по кругу», отчетный концерт;
- тесты на усвоение теоретического материала;
- устный опрос.
Критерии оценивания исполнения песни:
- правильная постановка рук и корпуса при игре;
- безошибочное применение приемов правой руки, использование верных аккордов левой рукой, гармоничное сочетание аккомпанемента и вокала;
- правильное звукоизвлечение, верное интонирование, четкая дикция;
- понимание смысла песни и способность донести его до слушателя, подача, эмоциональность исполнения.
Промежуточный контроль организуется два раза в год – в конце декабря, в конце мая.
Формы промежуточного контроля:
тестирование по теории музыки;
выступление в концерте;
Для выявления образовательных достижений учащихся и организации промежуточного контроля используются разработанные оценочно-диагностические средства (Приложение).
Примерный репертуар учащихся 1 года обучения:
А. Литвинов «Зонтики»
Б. Окуджава «Ваше благородие»
Ю. Визбор «Милая моя»
А. Козловский «Гимн Грушинского фестиваля»
В. Ланцберг «Алые паруса»
В. Высоцкий «Песня о друге»
П. Коган «Бригантина»
В. Егоров «Облака»
Г. Гладков «Пой, Вася!»
В. Высоцкий «Утренняя гимнастика»
А. Якушева «Вечер бродит»
А. Краснопольский «Когда уезжают друзья»
Примерный репертуар учащихся 2 года обучения:
1. А. Суханов «Зеленая карета»
2. Р. Чебыкин «Лунная песня»
3. А. Козловский «Эрика»
4. В. Берковский «Песенка о собачке Тябе»
5. В. Ланцберг «Костер у подножья»
6. В. Ланцберг «Это моя лодочка»
7. М.Щербаков «Люди сухопутья»
8. В. Матвеева «Поздравление с весной»
9. О. Чикина «На корточках»
10. В. и Вл. Мищуки «Молукки»
11. М. Кочетков «Мой дедушка старый»
12. М. Щербаков «Билли»
Примерный репертуар учащихся 3 года обучения:
1. С. Никитин «Майдан»
2. А. Щербина «Импровизация на тему»
3. В. Берковский «Контрабандисты»
4. А. Иващенко – Г. Васильев «Бабай»
5. Т. Васильева «И снова сентябрь»
6. Г. Гладков «Что будет – то будет»
7. П. Фахртдинов «Играй свое сердце»
8. В. Берковский «Лошади в океане»
9. В. Ланцберг «Зеленый поезд»
10. А. Козловский «Время»
11. А. Карпов «Долгая дорога в Дублин»
12. А. Киреев «Пирога»
Примерный репертуар учащихся 4 года обучения:
1. А. Иващенко – Г. Васильев «Капитаны собственной судьбы»
2. А. Иващенко – Г. Васильев «Летчики»
3. М. Щербаков «Прощальная – 2»
4. С. Труханов «Бабочка в госпитальном саду»
5. Н. Якимов «Возок»
6. А. Деревягин «Два мальчика»
7. В. Ланцберг «Песенка о маленьком фонарщике»
8. Г. Данской «Позвони, когда наступят холода»
9. А. Медведенко «День ангела»
10. Г. Данской «Падающему листу»
11. В. Музыкантов «Ноктюрн»
12. Е. Болдырева «Летчик»
Примерный репертуар учащихся 5 года обучения:
1. Е. Фролова – И. Бродский «Проплывают облака»
2. Н. Якимов – М. Цветаева «Але»
3. С. Труханов «Навсегда расстаемся с тобой, дружок»
4. Н. Якимов «Я нормально живу»
5. В. Берковский «Куда ты уехала, Сьюзен?»
6. А. Алабин – В. Харисов «Колыбельная»
7. Е. Фролова «Блюз – посвящение Джанис Джоплин»
8. Р. Филиппов «Лазарь»
9. В. Луферов «Дорога»
10. Е. Слабиков «Окрестности, пригород…»
11. Е. Фролова «Сонетик»
12. С. Корычев «Сезон молчанья»
Для оценки качества освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы проводится итоговая аттестация.
Итоговая аттестация образовательных результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Зеленый поезд» проводится в таких формах, как:
- итоговое тестирование по программе (музыкальная грамота) (Приложение 1),
- сольный отчетный концерт
- участие в отчетном концерте студии
- проведение репетиции, занятия
- ведение концерта
- психологическое тестирование (Приложение 4).
Для определения творческого роста используются выступления в концертах и на фестивалях, прослушивание на творческих мастерских. Значимой оценкой результативности деятельности объединения служат дипломы и грамоты, получаемые на фестивалях и конкурсах различного уровня.
Культурный уровень учащихся проверяется в обсуждении произведения, отображается в творчестве учащихся, в поведении в быту.
Для социально-психологического исследования коллектива (измерение коэффициента групповой сплоченности, определение социальных статусов членов группы) предусматривается применение методов социометрии (социометрические тесты, социограммы).
Учащиеся, освоившие программу обучения, получают Свидетельство на основании Положения ДТДиМ.
Список литературы и электронные ресурсы
Литература для педагога
1.Паньшина О.П. Союз друзей. Авторская комплексная образовательная программа детско-юношеского объединения. Самара, 2002.
2.Климович В. Гитара в авторской песне. Минск,2002.
3. Климович В. Гитара в авторской песне. Аранжировка. Минск,2008.
4. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре /аккорды и аккомпанемент – М.: "Советский композитор", 1992.
5. Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Сборник рекомендаций по вопросам социальной психологии неформальных объединений по интересам. Краснодар. 1988.
6. Ланцберг В. О потоках в авторской песне
7. Энциклопедия туриста – М., 1993.
8. Иванов И.II. Методика коммунарного воспитания – М.: Просвещение, 1990.
9. Ланцберг В. Условный знак – М.: Аргус, 1996.
10. Сто песен Виктора Берковского: Сборник песен /сост. В. Романова – М.: Аргус, 1995.
11. Щербаков М. Другая жизнь – М.: Аргус, 1997.
12. http://www.notomania.ru – нотный архив (интернет-ресурс)
Интернет-ресурсы для учащихся
http://virartech.ru/game/metro/ - метроном онлайн
http://www.chordsvault.com/ - сайт песен с точными аккордами
https://amdm.ru/cgen - генератор аккордов
http://www.blackalpinist.com– сайт песен М. Щербакова
http://www.bards.ru – песни, аккорды, аудио и видеоматериалы
сайт песен А. Щербины
сайт песен ТС «Азия»
Аудио и видеоматериалы для учащихся
Песни нашего века (серия компакт-дисков)
Вершина Визбора (док.фильм)
Худ. фильм «Вертикаль»
Худ. фильм «Обыкновенное чудо»
Худ. фильм «Покровские ворота»
Худ. Фильм «Ирония судьбы»
Мюзикл «Норд Ост»
Литература для родителей: я не знаю что писать, помогите!)
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации данной программы используется учебный кабинет 35. Имеется следующее оборудование:
- гитары, бас-гитара, электрогитара, кахон, маракасы,
- микрофоны микрофонные стойки, комбоусилитель, провода,
- фортепиано,
- барабанная установка,
- стулья, стол, шкафы для гитар,
- сборники песен, гитарные пособия, тематическая литература,
- фотоальбомы,
- магнитная доска,
- ноутбук с доступом в Интернет,
- диктофон,
- компакт-диски,
- канцтовары,
- видеокамера.
Для успешной реализации программы нужны преподаватели игры на гитаре, авторской песни, вокала, литературного творчества, музыкальной грамоты, актерского мастерства, ведущие одно или несколько направлений.
Указанный кабинет соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности и охраны труда при проведении учебных занятий.
Для успешного освоения программы учащимся необходимо следующее:
- гитара с нейлоновыми струнами
- тюнер
- метроном
- каподастр
- гитарный ремень
- подставка для ног
- утепленный чехол
- тетрадь и ручка для занятий
- папка с файлами для текстов песен.
Автор дополнительной общеразвивающей программы
«Зеленый поезд»
педагог дополнительного образования
________________ Е. А. Азарова
Методисты: ________________ М.И. Сигачева
_______________ М.Н. Бурмистрова
Заведующий отделом _______________ Н. В. Полянская