Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
Нерчинский район, Забайкальский край
Авторский проект
«Наш родной казачий край»
на тему:
«Использование культурно-исторических традиций казаков во внеурочной деятельности как путь сохранения наследия казачества»
Номинация:
Лучшая практика внеурочной деятельности
с использованием культурно- исторических традиций казачества
Паспорт проекта
Наименование проекта | Название проекта: «Наш родной казачий край» на тему: «Использование культурно-исторических традиций казаков во внеурочной деятельности как путь сохранения наследия казачества» |
Предметное направление | Историческое, музыкальное, творческое |
Участники проекта | Обучающиеся, педагоги МБОУ «СОКШ с. Знаменка» |
Тип проекта | Творческий, познавательно — исследовательский, долгосрочный. |
Период реализации Проекта. | 2013 -2018 гг. |
Основные идеи проекта | Изучение истории и традиций казачества через знакомство с культурой казаков, воспитание уважения к памяти поколений, раскрытие творческого потенциала детей, мотивация их на написание проектно- исследовательских работ |
Инновационные технологии | Технология проектного и проблемного обучения, исследовательской деятельности. |
Методы | Объяснительно — иллюстративный, частично поисковый (эвристический), исследовательский, метод проектов. |
Формы | Факультатив, внеурочная деятельность, исследовательская деятельность |
Проектный продукт | 1. Изучение истории, традиции и культуры казаков, в том числе Забайкальского казачества через факультативную деятельность 2. Приобщение детей к народному творчеству через выступления, участия в школьных и районных мероприятиях, праздниках народного и казачьего календаря. |
Актуальность проекта
Вопросы воспитания патриотизма всегда находятся в центре внимания государства. Так, в одном из своих выступлений Президент нашей страны В.В. Путин сказал: «…В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальна идея. Это идея не идеологизирована и не связана с деятельностью какой – то партии. Это связано с общим объединяющим началом».
«…Единство и сплоченность делают граждан России сильнее в сложные времена, когда особенно остро ощущается значимость доверия и солидарности, опоры на традиции братства и родную историю.
Созданию проекта способствовала необходимость изучения объективных знаний о возрождении культуры, традиционных устоев и народного творчества казаков Забайкалья, изучение народного художественного и песенного творчества казаков, развитие педагогического опыта по теме данного проекта и его распространение через различные публикации.
Реализация проекта создаст важные предпосылки для целенаправленного художественно-эстетического и познавательного развития детей, приобщение к фольклорной культуре казаков.
Новизна проекта
В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков. История забайкальского казачества – это частица славной истории села Знаменка, отметившего в 2012 году своё 350-летие, названного в честь иконы Знамения Божьей матери, которая находилась в станичной церкви. Любая семья бережно хранит и исполняет унаследованные от предков заветы. Поэтому, определяя основной ориентир развития нашей школы, мы решили опереться именно на изучение и восстановление традиций казачества как основу духовно-нравственного становления личности.
Опыт работы школ в данном направлении существенно мал. В связи с этим, нам приходится идти своим путём и нарабатывать собственные практики возрождения казачьей культуры через дополнительное образование.
Цель проекта:
Изучение истории и традиций казачества через
знакомство с культурой казаков в дополнительном образовании
казачьей школы.
Задачи проекта:
Образовательные – формировать знания о культурно - исторических традициях и песенном наследии казаков, об истории Забайкальского казачества.
Воспитательные- воспитание патриотизма и гражданственности, нравственных ценностей, гордости за подвиги предков
Развивающие - развивать творческие способности, умения добывать знания путём метапредметных действий на факультативных занятиях.
Гипотеза:
Использование культурно-исторического наследия казаков в дополнительном образовании школы позволит сформировать у учащихся уважительное отношение к традициям казаков, привить интерес к изучению духовного наследия предков.
Реализация проекта осуществляется в нескольких направлениях:
- Участие детей и педагогов в дополнительном музыкально - творческом образовании школы.
- Изучение курсов внеурочной деятельности (факультативы «Духовная культура казаков» и «История казачества»).
- Участие детей в конкурсах и мероприятиях разного уровня по теме казачества.
-Систематизация и размещение материалов на страницах сайта педагога:
«Казачьему роду нет переводу», Материалы к факультативам.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (2013-2014 гг)
-Создание проекта, изучение имеющего опыта по казачьей тематике.
-Разработка программы факультатива «Духовная культура казаков».
- Создание фольклорной группы «Казачьи напевы».
-Участие детей в мероприятиях и конкурсах разного уровня.
Основной (2015-2018)
- Разработка программы факультатива ««История казачества».
- Применение теоретических знаний на факультативных занятиях и в общешкольных народных казачьих праздниках и мероприятиях.
- Участие детей и педагогов в дополнительном музыкально - творческом образовании школы.
- Участие детей в муниципальных и краевых мероприятиях и конкурсах.
- Развитие творческого потенциала обучающихся через проектно- исследовательскую деятельность.
- Реализация социального проекта на тему «Возродим мы род казачий, дух казачий не забыт» на приобретение женских казачьих костюмов.
- Распространение педагогического опыта учителя в данном направлении через публикации в сети Интернет.
3. Аналитический (2018 г)
Обобщение опыта через факультативную деятельность, мероприятия, концерты, представление ППО казачьей тематики через публикации, выступления на различных конференциях и образовательных чтениях.
Содержательность проекта
Тема проекта «Использование культурно-исторических традиций казаков во внеурочной деятельности как путь сохранения наследия казачества»
осуществляется в нескольких направлениях:
Участие фольклорной группы «Казачьи напевы» в культурной жизни школы и села, муниципальных и краевых мероприятиях.
Развитие познавательности и творческих способностей детей через проектную и исследовательскую деятельность.
Реализация социального проекта на приобретение женских казачьих костюмов
Распространение педагогического опыта учителя через публикации занятий факультативов, фотоматериалы об участии детей в проведённых праздниках и мероприятиях на портале «УчПортфолио» на сайте- портфолио педагога.
Результативность участия учителя и обучающихся в конкурсах и мероприятиях по теме казачьего образования и воспитания.
Системность в представлении опыта работы по направлениям
данного проекта.
Работа по реализации проекта запланирована по направлениям:
1.Работа факультативов - «Духовная культура казаков» и «История казачества». Применение теоретических знаний учащихся в общешкольных мероприятиях и народных праздниках.
Теоретическая обоснованность и значимость
Поскольку наша школа – казачья - актуальным представляется включение изучения истории и традиционной культуры казачества России в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков.
Ввиду отсутствия готового методического материала по данному направлению,
мною были разработаны программы факультативов: "Духовная культура казаков" и "История казачества России"
Актуальность разработки факультативов заключается в необходимости изучения объективных знаний о возрождении культуры, традиционных устоев и народного творчества казаков в Забайкалье. Также, значимость обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства.
Новизна программ факультативов состоит в подаче материала, каждый из которых, предполагает разные направления деятельности.
Это позволяет создать поле для диалога с воспитанниками, способствующее формированию правильной направленности жизненных приоритетов. Программы факультативов включает в себя:
-исторические сведения о возникновении и развитии казачества в Забайкалье как культурно-этнической общности с момента первых упоминаний в документах и по сегодняшний день.
-роль забайкальского казачества в становлении, укреплении и защите Российского государства.знакомство с традиционными промыслами казаков и способами ведения хозяйства, народное художественное и песенное творчество, бытовых и духовных традиции казаков.
Практическая значимость.
Факультативы данной тематики являются неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей школе. Так как теоретические занятия на факультативах имеют неразрывную связь с практикой, то знания, приобретённые на них, находят применение в проведении мероприятий и праздников народного и казачьего календаря.
Теоретические знания учащихся были использованы в проведении Предметной неделе Искусства на тему: «Возродим мы род казачий, дух казачий не забыт!» в апреле 2017 г.
Полученные знания на факультативных занятиях учащиеся школы и кадеты применяют в различных школьных мероприятиях и праздниках.
2)Участие фольклорной группы «Казачьи напевы» в культурной жизни школы и села, муниципальных и краевых мероприятиях.
Одним из источников, из которого современный человек черпает сведения об историческом прошлом своего края, своей страны- – является казачья песня. В песне казаки не просто рассказывают о тех событиях, которые происходили в их жизни или свидетелями которых они стали, но и дают этим событиям собственную оценку через повествования о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях.
Целью программы фольклорного кружка «Казачьи напевы» является знакомство с казачьей песней как средство изучения культурных традиций казаков.
В приобщении детей к народной культуре казаков большое место занимают народные праздники и традиции, которые помогают детям вступить в фольклорный мир, формируют представление об обычаях и обрядах.
Поэтому фольклорная группа является постоянным участником различных школьных мероприятий и концертов, празднований дат казачьего и народного календаря, народных праздниках, организованных в нашем селе, а также участниками и призёрами практически всех вокальных конкурсов муниципального уровня
Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности, учат бережному отношению к родному краю, своим предкам, истории народа. Народные и казачьи праздники - это возможность объединить детей и взрослых общей целью, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества. (Приложение 1 )
В проведении праздников по народному календарю обыгрываются и казачьи обряды. Это очень нравится детям, в этом с удовольствием участвуют и взрослые. И здесь обязательно звучит задорная казачья песня, сопровождаемая удалой казачьей пляской!
В рамках проведения Предметной недели в заключительном мероприятии ученики с 5 по 11 кл. представили исполнение казачьих народных песен.
(Приложение 2)
В феврале 2018 г. в Нерчинском краеведческом музее был организован
первый историко-краеведческий квест: «Мой край – Забайкалье: Нерчинск». Фольклорная группа и учащиеся - кадеты, учителя- воспитатели, нашей школы представляли инсценировку, исполнение казачьей песни, фланкировку на площадке квеста- "Забайкальское казачество"
В марте 2018 года группа «Казачьи напевы» принимала участие в Межрайонном детском фестивале национальных культур «Венок дружбы» (приложение 3)
Казачья песня звучала на благотворительном концерте в специальной (коррекционной) школе- интернате пос. Урульга Карымского района в 2014 г. (Приложение 4)
- Краевых конкурсах "НАША ШКОЛА -НАШ УСПЕХ"
«Дополнительное образование детей: мир открытых возможностей»;
-В проходивших в нашей школе в рамках III Нерчинских и VII Забайкальских
Образовательных Рождественских чтений
Через приобщение к казачьей народной песне у детей формируется интерес к этому фольклорному жанру, праздничной культуре, к истории своего народа. Народная песня - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Она помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда.
3) Развитие познавательности и творческих способностей детей через проектную и исследовательскую деятельность.
В рамках проведения предметной недели в 2017 г. учащимися 7 кл. был оформлен исследовательский проект на тему: «О чём поёшь казачья песня». (приложение 5)
Дети 5, 6 классов выполнили проект- «Казак обычаи свои сохраняет на Руси»
(Приложение 6).
Проведён конкурс рисунков на тему: «Мои предки- казаки». (приложение 7)
Приобретённые знания учеников на факультативах «Духовная культура казаков" и "История казачества России" позволили реализовать конкурсные мероприятия проектной деятельности: Смотр знаний «Казачий словарь», «Цитаты и высказывания о казачестве и казаках».
Также в рамках проведения недели искусства дети занимались поисково- исследовательской деятельностью при подготовке к занятию на тему: « П.И. Бекетов- русский землепроходец» и составлению кроссворда: «Казачьему роду нет переводу».
В заключительном мероприятии предметной недели учащиеся с 5 по 10 кл приготовили презентации- рассказы о казачьих вождях. (Приложение 8)
К теме народной казачьей песни обращаемся в научно-исследовательской деятельности. В Муниципальной НПК в разные годы были представлены исследовательские работы по темам:
"Песня, прошедшая через века" (песня «Ой, то не вечер») –
(Презентация к работе) и «Люди искусства- выходцы из казачьих семей».
( Презентация к работе) Обе работы стали призёрами. (Приложение 9)
4) Реализация социального проекта на приобретение женских казачьих костюмов
Главной проблемой для успешного существования фольклорного коллектива являлось отсутствие реквизита, и прежде всего, концертных костюмов: казачья форма, реконструированная повседневная одежда казаков и казачек прошлого, что создавало как участникам, так и зрителям неудобства и не позволяло наиболее полно погрузиться в представляемый колорит. Несмотря на трудности, связанные с отсутствием казачьих костюмов, коллектив продолжал свою деятельность.
Приобретение казачьих костюмов участникам фольклорной группы создаст условия для дальнейшей творческой и концертной деятельности, возможности показывать своё мастерство на разных площадках района и края.
В результате созданный мною проект был признан победителем в Муниципальном конкурсе социально- значимых проектов в декабре 2016 года. (Приложение 10)
5) Распространение педагогического опыта учителя через публикации к занятиям факультативов, фотоматериалы об участии детей в проведённых праздниках и мероприятиях на портале «УчПортфолио» на странице сайта-портфолио педагога.
Методические разработки, материалы и статьи учителя могут использоваться педагогами других казачьих учебных заведений, кадетских корпусов и школ.
Доступ к работам возможен по ссылке без регистрации на сайте «УчПортфолио».
-
Название разработки, статьи, страницы
- Электронный адрес
Статья: "Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании»
Статья: "Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельность"
Презентация к статье: "Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельность»
Статья: «Патриотизм казачества в годы Великой Отечественной войны»
Статья: «Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества»
Статья: Фольклорный ансамбль «Читинская слобода»
Статья: «Забайкальские узоры. Верность традициям»
Статья: «Забайкальские казаки. Песенно- танцевальный фольклор»
Отчёт- презентация по социальному гранту «Возродим мы род казачий, дух казачий не забыт»
Презентация на тему: «Использование материалов школьного музея забайкальского казачьего войска на занятиях факультативов.
Учебные материалы для факультативов: "Духовная культура казаков" и "История казачества России"
Доклад на тему: «Казачья народная песня в казачьей школе как путь сохранения и развития культурных традиций»
Презентация к докладу-
Фотоматериалы празднования мероприятий народного казачьего календаря
- 6.Результативность участия учителя и обучающихся в конкурсах и мероприятиях по теме казачьего образования и воспитания. (Приложение 13)
-
Мероприятие,
конкурс
- Название доклада, разработки
Результативность
1.Грамота Атамана, казачьего полковника ЗКВ Погосова В.
Грамота за высокую активную личную творческую деятельность, весомый вклад в сфере пропаганды казачьих традиций и культуры, популяризацию казачьего движения и образа жизни, развитие и распространение казачьих народных традиций, казачьих песен и плясок.
Атаман, казачий полковник ЗКВ Погосова В. 1.11 2013 г
2 Районный конкурс патриотической песни "Живи, Россия»
Вокальное пение (старшие классы)
Грамота за занятое 1 место февраль 2013 г
3.Районный конкурс патриотической песни "Живи, Россия»
Вокальное пение (средние классы)
Грамота за занятое 1 место февраль 2014 г
4.Муниципальная научно-практическая конференция
Исследовательская работа на тему "Песня, прошедшая через века"
Грамота за 3 место
Швецова Ирина 8 класс 2015 г
5.Международный творческий конкурс «Победилкин»
Исследовательская работа на тему "Песня, прошедшая через века"
Диплом лауреата 1 степени
Швецова Ирина 2015 г
6.Работа опорной базовой площадки
Представление презентации на тему: «Использование материалов школьного музея забайкальского казачьего войска на занятиях факультативов.
Грамота за "Трансляцию педагогического опыта в рамках работы базовой опорной площадки по теме "Влияние государственного общественного управления на развитие социального партнёрства в условиях казачьей кадетской школы" 2016 г Директор школы
7.Портал Всеросс-го сообщества школьных издательств «Стенгазета»
Статья: «Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества»
Свидетельство о публикации в федеральной базе знаний
25.02. 2015 г
8.Всероссийский педагогический конкурс «Педлидер»
Статья: "Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании»
Диплом – 1 место 26. 12. 2015
9.Благодарственное письмо Главы Муниципального района Сенотрусова Р . В.
Благодарственное письмо за пропаганду традиционной казачьей культуры , её достойное применение в деле воспитания подрастающего поколения Глава Муниципального района- Сенотрусов Р .В 23. 11 .2016 г
19.Районный конкурс социально-значимых проектов
Проект «Возродим мы род казачий, дух казачий не забыт»
Проект на казачьи женские костюмы
Сертификат победителя. Вручены 50.000 руб. Администрацией Нерчинского района для реализации проекта
декабрь 2016 г
11 .III Нерчинские Рождественские образовательные чтения. Секция «Церковь и казачество»
Доклад на тему " Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельность"
Грамота за участие
ноябрь 2017
12.VII Забайкальские Рождественские образовательные чтения. «Нравственные ценности и будущее человечества»
Секция «Соработничество Церкви и Казачества»
Доклад на тему « Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельность»
Диплом 1 степени руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством , войсковой священник – протоиерей С. Комков.
Ноябрь 2017 г
13.Диплом победителя I степени Всероссийского пед. конкурса в номинации «Лучшее из опыта работы»
Статья «Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании»
Диплом победителя I степени Всероссийского пед. конкурса в номинации «Лучшее из опыта работы» январь . 2017 г
14.Районный конкурс патриотической песни "Живи, Россия»
Вокальное пение (старшие классы)
Грамота за занятое 1 место февраль 2017 г
15.Районный конкурс патриотической песни "Живи, Россия»
Вокальное пение (старшие классы)
Грамота за занятое 2 место февраль 2018 г
16.Муниципальная научно-практическая конференция
Исследовательская работа на тему: «Люди искусства - выходцы из казачьих семей»
Грамота за 2 место
Верхотурова Александра 4 класс
26.03 2918
17..Всероссийская
(с Международным участием) научно-практическая конференция «Забайкальское казачество: история и современность»
Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся Знаменской казачьей школы через факультативную деятельность» в работе секции:
«Казачество в системе образования и воспитания»
Сертификат участника.
Материал размещён в РИНЦ. (Российский индекс научного цитирования)
Март 2018 г
18 .Атаманская грамота
Атамана Забайкальского казачьего войска Г.П. Чупина
Атаманская грамота за многолетний педагогический труд и работу с казачьей молодёжью.
Атаман Забайкальского казачьего войска Г.П. Чупина 6.10. 2018 г
19.IV Региональный этап XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодёжь: свобода и ответственность»
Нерчинской епархии Забайкальской митрополии
Доклад на тему:
«Казачья народная песня в казачьей школе как путь сохранения и развития культурных традиций»
См. Приложение
Ноябрь 2018 г
20. Всероссийский конкурс талантов
Номинация «Педагогическая копилка»
Диплом призёра- 2 место
22.10 2018 г
- Сформированность ценностных ориентаций школьников, изучение традиций и обычаев казаков;
- Возрождение традиций предков;
- Погружение участников проекта в традиции казачества: проведение праздников по народному календарю, изучение песенного наследия казаков.
- Исследовательская и поисковая деятельность учащихся.
- Успешная реализация программ дополнительного образования.
Вывод:
Приобщение учащихся к культурно- историческому наследию казачества позволяет сформировать у детей интерес к самобытной культуре казачества, его духовным ценностям и традициям.
Участвуя в мероприятиях и концертах, дети чувствуют себя носителями духовного наследия казаков и, несомненно, будут передавать свои знания потомкам.
Проделанная работа по реализации проекта подтвердила гипотезу:
Использование культурно-исторического наследия казаков в дополнительном образовании школы позволяет формировать у учащихся уважительное отношение к традициям казаков, прививать интерес к изучению духовного наследия предков.
Источники: 1.Путин: В России не может быть иной объединяющей идеи, кроме патриотизма- https://vz.ru/news/2016/2/3/792109.html
2.Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование, 2000. № 6
Вопросы традиционной культуры. 2009. Вып. 2. Казачество: духовная культура / Сост.: Карпова М.М., Филатченко И.А. - Чита: УМЦКиНТ, 2009.
Приложения
Приложение 1
Фольклорная группа- победитель конкурса патриотической песни
«Живи, Россия!» 2013 г.
Фольклорная группа- победитель конкурса патриотической песни
«Живи, Россия!» 2017 г.
Фольклорная группа- 2 место в конкурсе патриотической песни
«Живи, Россия!» 2018 г.
Празднование Покрова Пресвятой Богородицы в 2014 г
«День матери – казачки» 2015 г
Крещение Господне- 2015 г
Покров Пресвятой Богородицы – 2015 г
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Презентация - "Казачьи вожди. «Степан Разин» | |
Презентация «Казачьи вожди. Адриан Карпович Денисов » | |
Презентация -: «Казачьи вожди. Платов Матвей Иванович» | |
Презентация -: «Казачьи вожди. Василий Васильевич Орлов-Денисов» | |
Презентация - : «Казачьи вожди. Антон Андреевич Головатый » | |
Презентация - «Казачьи вожди. Алексей Максимович Каледин» » | |
Презентация -: «Казачьи вожди. Ермак Тимофеевич» |
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
4. 12. 2018 ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА «КАЗАЧЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ»
Региональная научно-практическая конференция
«Современные тенденции развития
казачьего образования в Забайкальском крае»
"Лучшая практика внеурочной деятельности
с использованием культурно- исторических традиций казачества
Садварий Жанна Владиславовна
Десяткова Наталья Владимировна
Трушина Светлана Юрьевна
Любовь Витальевна
Забелина Маргарита Владимировна
Порошина Ольга Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Трушина Светлана Юрьевна
Баранов Владимир Ильич
Трушина Светлана Юрьевна