Изучение истории и традиций казачества через знакомство с культурой казаков, воспитание уважения к памяти поколений, раскрытие творческого потенциала детей, мотивация их на написание проектно- исследовательских работ
Инновационные технологии
Технология проектного и проблемного обучения, исследовательской деятельности.
Методы
Объяснительно — иллюстративный, частично поисковый (эвристический), исследовательский, метод проектов.
Формы
Факультатив, внеурочная деятельность, исследовательская деятельность
Проектный продукт
1. Изучение истории, традиции и культуры казаков, в том числе Забайкальского казачества через факультативную деятельность
2. Приобщение детей к народному творчеству через выступления, участия в школьных и районных мероприятиях, праздниках народного и казачьего календаря. 3.Публикация материалов к факультативным занятиям, народным казачьим праздникам, творческих работ учащихся на портале «УчПортфолио» (Всероссийское педагогическое Интернет - сообщество)
Актуальностьпроекта
Вопросы воспитания патриотизма всегда находятся в центре внимания государства. Так, в одном из своих выступлений Президент нашей страны В.В. Путин сказал: «…В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальна идея. Это идея не идеологизирована и не связана с деятельностью какой – то партии. Это связано с общим объединяющим началом». «…Единство и сплоченность делают граждан России сильнее в сложные времена, когда особенно остро ощущается значимость доверия и солидарности, опоры на традиции братства и родную историю. Созданию проекта способствовала необходимость изучения объективных знаний о возрождении культуры, традиционных устоев и народного творчества казаков Забайкалья, изучение народного художественного и песенного творчества казаков, развитие педагогического опыта по теме данного проекта и его распространение через различные публикации. Реализация проекта создаст важные предпосылки для целенаправленного художественно-эстетического и познавательного развития детей, приобщение к фольклорной культуре казаков.
Новизна проекта
В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков. История забайкальского казачества – это частица славной истории села Знаменка, отметившего в 2012 году своё 350-летие, названного в честь иконы Знамения Божьей матери, которая находилась в станичной церкви. Любая семья бережно хранит и исполняет унаследованные от предков заветы. Поэтому, определяя основной ориентир развития нашей школы, мы решили опереться именно на изучение и восстановление традиций казачества как основу духовно-нравственного становления личности. Опыт работы школ в данном направлении существенно мал. В связи с этим, нам приходится идти своим путём и нарабатывать собственные практики возрождения казачьей культуры через дополнительное образование.
Цель проекта:
Изучение истории и традиций казачества через знакомство с культурой казаков в дополнительном образовании казачьей школы.
Задачи проекта:
Образовательные – формировать знания о культурно - исторических традициях и песенном наследии казаков, об истории Забайкальского казачества. Воспитательные- воспитание патриотизма и гражданственности, нравственных ценностей, гордости за подвиги предков Развивающие - развивать творческие способности, умения добывать знания путём метапредметных действий на факультативных занятиях. Гипотеза: Использование культурно-исторического наследия казаков в дополнительном образовании школы позволит сформировать у учащихся уважительное отношение к традициям казаков, привить интерес к изучению духовного наследия предков.
Реализация проекта осуществляется в нескольких направлениях:
- Участие детей и педагогов в дополнительном музыкально - творческом образовании школы. - Изучение курсов внеурочной деятельности (факультативы «Духовная культура казаков» и «История казачества»). - Участие детей в конкурсах и мероприятиях разного уровня по теме казачества. -Систематизация и размещение материалов на страницах сайта педагога: «Казачьему роду нет переводу», Материалы к факультативам.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (2013-2014 гг) -Создание проекта, изучение имеющего опыта по казачьей тематике. -Разработка программы факультатива «Духовная культура казаков». - Создание фольклорной группы «Казачьи напевы». -Участие детей в мероприятиях и конкурсах разного уровня.
Основной (2015-2018) - Разработка программы факультатива ««История казачества». - Применение теоретических знаний на факультативных занятиях и в общешкольных народных казачьих праздниках и мероприятиях. - Участие детей и педагогов в дополнительном музыкально - творческом образовании школы. - Участие детей в муниципальных и краевых мероприятиях и конкурсах. - Развитие творческого потенциала обучающихся через проектно- исследовательскую деятельность. - Реализация социального проекта на тему «Возродим мы род казачий, дух казачий не забыт» на приобретение женских казачьих костюмов. - Распространение педагогического опыта учителя в данном направлении через публикации в сети Интернет.
3. Аналитический (2018 г) Обобщение опыта через факультативную деятельность, мероприятия, концерты, представление ППО казачьей тематики через публикации, выступления на различных конференциях и образовательных чтениях.
Содержательность проекта
Тема проекта «Использование культурно-исторических традиций казаков во внеурочной деятельности как путь сохранения наследия казачества» осуществляется в нескольких направлениях:
Работа факультативов - «Духовная культура казаков» и «История казачества». Применение теоретических знаний учащихся в общешкольных мероприятиях и народных праздниках Участие фольклорной группы «Казачьи напевы» в культурной жизни школы и села, муниципальных и краевых мероприятиях. Развитие познавательности и творческих способностей детей через проектную и исследовательскую деятельность. Реализация социального проекта на приобретение женских казачьих костюмов Распространение педагогического опыта учителя через публикации занятий факультативов, фотоматериалы об участии детей в проведённых праздниках и мероприятиях на портале «УчПортфолио» на сайте- портфолио педагога. Результативность участия учителя и обучающихся в конкурсах и мероприятиях по теме казачьего образования и воспитания.
Системность в представлении опыта работы по направлениям данного проекта.
Работа по реализации проекта запланирована по направлениям:
1.Работа факультативов - «Духовная культура казаков» и «История казачества». Применение теоретических знаний учащихся в общешкольных мероприятиях и народных праздниках.
Теоретическая обоснованность и значимость
Поскольку наша школа – казачья - актуальным представляется включение изучения истории и традиционной культуры казачества России в процесс воспитания и образования современных кадет-казаков. Ввиду отсутствия готового методического материала по данному направлению,
Актуальность разработки факультативов заключается в необходимости изучения объективных знаний о возрождении культуры, традиционных устоев и народного творчества казаков в Забайкалье. Также, значимость обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Новизна программ факультативов состоит в подаче материала, каждый из которых, предполагает разные направления деятельности. Это позволяет создать поле для диалога с воспитанниками, способствующее формированию правильной направленности жизненных приоритетов. Программы факультативов включает в себя:
-исторические сведения о возникновении и развитии казачества в Забайкалье как культурно-этнической общности с момента первых упоминаний в документах и по сегодняшний день.
-роль забайкальского казачества в становлении, укреплении и защите Российского государства. знакомство с традиционными промыслами казаков и способами ведения хозяйства, народное художественное и песенное творчество, бытовых и духовных традиции казаков.
Практическая значимость.
Факультативы данной тематики являются неотъемлемой частью образовательного процесса в нашей школе. Так как теоретические занятия на факультативах имеют неразрывную связь с практикой, то знания, приобретённые на них, находят применение в проведении мероприятий и праздников народного и казачьего календаря. Теоретические знания учащихся были использованы в проведении Предметной неделе Искусства на тему: «Возродим мы род казачий, дух казачий не забыт!» в апреле 2017 г. Полученные знания на факультативных занятиях учащиеся школы и кадеты применяют в различных школьных мероприятиях и праздниках.
2)Участие фольклорной группы «Казачьи напевы» в культурной жизни школы и села, муниципальных и краевых мероприятиях.
Одним из источников, из которого современный человек черпает сведения об историческом прошлом своего края, своей страны- – является казачья песня. В песне казаки не просто рассказывают о тех событиях, которые происходили в их жизни или свидетелями которых они стали, но и дают этим событиям собственную оценку через повествования о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях. Целью программы фольклорного кружка «Казачьи напевы» является знакомство с казачьей песней как средство изучения культурных традиций казаков. В приобщении детей к народной культуре казаков большое место занимают народные праздники и традиции, которые помогают детям вступить в фольклорный мир, формируют представление об обычаях и обрядах. Поэтому фольклорная группа является постоянным участником различных школьных мероприятий и концертов, празднований дат казачьего и народного календаря, народных праздниках, организованных в нашем селе, а также участниками и призёрами практически всех вокальных конкурсов муниципального уровня Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности, учат бережному отношению к родному краю, своим предкам, истории народа. Народные и казачьи праздники - это возможность объединить детей и взрослых общей целью, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества. (Приложение 1 )
В проведении праздников по народному календарю обыгрываются и казачьи обряды. Это очень нравится детям, в этом с удовольствием участвуют и взрослые. И здесь обязательно звучит задорная казачья песня, сопровождаемая удалой казачьей пляской!
В рамках проведения Предметной недели в заключительном мероприятии ученики с 5 по 11 кл. представили исполнение казачьих народных песен. (Приложение 2) В феврале 2018 г. в Нерчинском краеведческом музее был организован первый историко-краеведческий квест: «Мой край – Забайкалье: Нерчинск». Фольклорная группа и учащиеся - кадеты, учителя- воспитатели, нашей школы представляли инсценировку, исполнение казачьей песни, фланкировку на площадке квеста- "Забайкальское казачество" В марте 2018 года группа «Казачьи напевы» принимала участие в Межрайонном детском фестивале национальных культур «Венок дружбы» (приложение 3) Казачья песня звучала на благотворительном концерте в специальной (коррекционной) школе- интернате пос. Урульга Карымского района в 2014 г. (Приложение 4)
- Краевых конкурсах "НАША ШКОЛА -НАШ УСПЕХ" «Дополнительное образование детей: мир открытых возможностей»; -В проходивших в нашей школе в рамках III Нерчинских и VII Забайкальских Образовательных Рождественских чтений Через приобщение к казачьей народной песне у детей формируется интерес к этому фольклорному жанру, праздничной культуре, к истории своего народа. Народная песня - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Она помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда.
3) Развитие познавательности и творческих способностей детей через проектную и исследовательскую деятельность.
В рамках проведения предметной недели в 2017 г. учащимися 7 кл. был оформлен исследовательский проект на тему: «О чём поёшь казачья песня». (приложение 5) Дети 5, 6 классов выполнили проект- «Казак обычаи свои сохраняет на Руси» (Приложение 6). Проведён конкурс рисунков на тему: «Мои предки- казаки». (приложение 7) Приобретённые знания учеников на факультативах «Духовная культура казаков" и "История казачества России" позволили реализовать конкурсные мероприятия проектной деятельности: Смотр знаний «Казачий словарь», «Цитаты и высказывания о казачестве и казаках». Также в рамках проведения недели искусства дети занимались поисково- исследовательской деятельностью при подготовке к занятию на тему: « П.И. Бекетов- русский землепроходец» и составлению кроссворда: «Казачьему роду нет переводу». В заключительном мероприятии предметной недели учащиеся с 5 по 10 кл приготовили презентации- рассказы о казачьих вождях. (Приложение 8) К теме народной казачьей песни обращаемся в научно-исследовательской деятельности. В Муниципальной НПК в разные годы были представлены исследовательские работы по темам:
4)Реализация социального проекта на приобретение женских казачьих костюмов
Главной проблемой для успешного существования фольклорного коллектива являлось отсутствие реквизита, и прежде всего, концертных костюмов: казачья форма, реконструированная повседневная одежда казаков и казачек прошлого, что создавало как участникам, так и зрителям неудобства и не позволяло наиболее полно погрузиться в представляемый колорит. Несмотря на трудности, связанные с отсутствием казачьих костюмов, коллектив продолжал свою деятельность. Приобретение казачьих костюмов участникам фольклорной группы создаст условия для дальнейшей творческой и концертной деятельности, возможности показывать своё мастерство на разных площадках района и края. В результате созданный мною проект был признан победителем в Муниципальном конкурсе социально- значимых проектов в декабре 2016 года. (Приложение 10)
5)Распространение педагогического опыта учителя через публикации к занятиям факультативов, фотоматериалы об участии детей в проведённых праздниках и мероприятиях на портале «УчПортфолио» на странице сайта-портфолио педагога.
Методические разработки, материалы и статьи учителя могут использоваться педагогами других казачьих учебных заведений, кадетских корпусов и школ.
Доступ к работам возможен по ссылке без регистрации на сайте «УчПортфолио».
Название разработки, статьи, страницы
Электронный адрес
Статья: "Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании»
6.Результативность участия учителя и обучающихся в конкурсах и мероприятиях по теме казачьего образования и воспитания. (Приложение 13)
Мероприятие,
конкурс
Название доклада, разработки
Результативность
1.Грамота Атамана, казачьего полковника ЗКВ Погосова В.
Грамота за высокую активную личную творческую деятельность, весомый вклад в сфере пропаганды казачьих традиций и культуры, популяризацию казачьего движения и образа жизни, развитие и распространение казачьих народных традиций, казачьих песен и плясок.
Атаман, казачий полковник ЗКВ Погосова В. 1.11 2013 г
2 Районный конкурс патриотической песни "Живи, Россия»
Вокальное пение (старшие классы)
Грамота за занятое 1 место февраль 2013 г
3.Районный конкурс патриотической песни "Живи, Россия»
Вокальное пение (средние классы)
Грамота за занятое 1 место февраль 2014 г
4.Муниципальная научно-практическая конференция
Исследовательская работа на тему "Песня, прошедшая через века"
Грамота за 3 место
Швецова Ирина 8 класс 2015 г
5.Международный творческий конкурс «Победилкин»
Исследовательская работа на тему "Песня, прошедшая через века"
Диплом лауреата 1 степени
Швецова Ирина 2015 г
6.Работа опорной базовой площадки
Представление презентации на тему: «Использование материалов школьного музея забайкальского казачьего войска на занятиях факультативов.
Грамота за "Трансляцию педагогического опыта в рамках работы базовой опорной площадки по теме "Влияние государственного общественного управления на развитие социального партнёрства в условиях казачьей кадетской школы" 2016 г Директор школы
7.Портал Всеросс-го сообщества школьных издательств «Стенгазета»
Статья: «Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества»
Свидетельство о публикации в федеральной базе знаний
25.02. 2015 г
8.Всероссийский педагогический конкурс «Педлидер»
Статья: "Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании»
Диплом – 1 место 26. 12. 2015
9.Благодарственное письмо Главы Муниципального района Сенотрусова Р . В.
Благодарственное письмо за пропаганду традиционной казачьей культуры , её достойное применение в деле воспитания подрастающего поколения Глава Муниципального района- Сенотрусов Р .В 23. 11 .2016 г
19.Районный конкурс социально-значимых проектов
Проект «Возродим мы род казачий, дух казачий не забыт»
Проект на казачьи женские костюмы
Сертификат победителя. Вручены 50.000 руб. Администрацией Нерчинского района для реализации проекта
декабрь 2016 г
11 .III Нерчинские Рождественские образовательные чтения. Секция «Церковь и казачество»
Доклад на тему " Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельность"
Грамота за участие
ноябрь 2017
12.VII Забайкальские Рождественские образовательные чтения. «Нравственные ценности и будущее человечества»
Секция «Соработничество Церкви и Казачества»
Доклад на тему « Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельность»
Диплом 1 степени руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством , войсковой священник – протоиерей С. Комков.
Ноябрь 2017 г
13.Диплом победителя I степени Всероссийского пед. конкурса в номинации «Лучшее из опыта работы»
Статья «Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании»
Диплом победителя I степени Всероссийского пед. конкурса в номинации «Лучшее из опыта работы» январь . 2017 г
14.Районный конкурс патриотической песни "Живи, Россия»
Вокальное пение (старшие классы)
Грамота за занятое 1 место февраль 2017 г
15.Районный конкурс патриотической песни "Живи, Россия»
Вокальное пение (старшие классы)
Грамота за занятое 2 место февраль 2018 г
16.Муниципальная научно-практическая конференция
Исследовательская работа на тему: «Люди искусства - выходцы из казачьих семей»
Грамота за 2 место
Верхотурова Александра 4 класс
26.03 2918
17..Всероссийская
(с Международным участием) научно-практическая конференция «Забайкальское казачество: история и современность»
Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся Знаменской казачьей школы через факультативную деятельность» в работе секции:
«Казачество в системе образования и воспитания»
Сертификат участника.
Материал размещён в РИНЦ. (Российский индекс научного цитирования)
Март 2018 г
18 .Атаманская грамота
Атамана Забайкальского казачьего войска Г.П. Чупина
Атаманская грамота за многолетний педагогический труд и работу с казачьей молодёжью.
Атаман Забайкальского казачьего войска Г.П. Чупина 6.10. 2018 г
19.IV Региональный этап XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодёжь: свобода и ответственность»
Нерчинской епархии Забайкальской митрополии
Доклад на тему:
«Казачья народная песня в казачьей школе как путь сохранения и развития культурных традиций»
См. Приложение
Ноябрь 2018 г
20. Всероссийский конкурс талантов
Номинация «Педагогическая копилка»
Диплом призёра- 2 место
22.10 2018 г
Достигнутый результат: - Сформированность ценностных ориентаций школьников, изучение традиций и обычаев казаков;
- Возрождение традиций предков; - Погружение участников проекта в традиции казачества: проведение праздников по народному календарю, изучение песенного наследия казаков. - Исследовательская и поисковая деятельность учащихся. - Успешная реализация программ дополнительного образования. Вывод: Приобщение учащихся к культурно- историческому наследию казачества позволяет сформировать у детей интерес к самобытной культуре казачества, его духовным ценностям и традициям. Участвуя в мероприятиях и концертах, дети чувствуют себя носителями духовного наследия казаков и, несомненно, будут передавать свои знания потомкам. Проделанная работа по реализации проекта подтвердила гипотезу: Использование культурно-исторического наследия казаков в дополнительном образовании школы позволяет формировать у учащихся уважительное отношение к традициям казаков, прививать интерес к изучению духовного наследия предков.
Источники: 1.Путин: В России не может быть иной объединяющей идеи, кроме патриотизма- https://vz.ru/news/2016/2/3/792109.html 2.Ворохова З. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование, 2000. № 6 Вопросы традиционной культуры. 2009. Вып. 2. Казачество: духовная культура / Сост.: Карпова М.М., Филатченко И.А. - Чита: УМЦКиНТ, 2009.
Приложения
Приложение 1
Фольклорная группа- победитель конкурса патриотической песни «Живи, Россия!» 2013 г.
Фольклорная группа- победитель конкурса патриотической песни «Живи, Россия!» 2017 г.
Фольклорная группа- 2 место в конкурсе патриотической песни «Живи, Россия!» 2018 г.
Празднование Покрова Пресвятой Богородицы в 2014 г
Уважаемые коллеги , спасибо вам за отзывы! Да, я долго "шла" к этому проекту! Всё, что было наработано по теме казачества в нашей школе, всё собрано в этом проекте!