Социально-исследовательский проект «Край родной»
Цель проекта: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуре, любви к природе родного края.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- расширять знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
- развивать потребности общения с природой;
- развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
- развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Актуальность и новизна проекта
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Изучение родного края необходимо уже на уровне начального общего образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранению и развитию социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для общения большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулированию стремления знать как можно больше о родном крае, интересу учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Содержание проекта отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Новизна проекта: интеграция природоведческих и социальных знаний формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие познавательных способностей учеников.
Целевые группы и направления реализации проекта:
Целевой группой проекта являются учащиеся МАОУ «СОШ № 2» 1-4 классов.
Основными направлениями реализации проекта являются:
- Гражданско-патриотическое;
- Морально-нравственное;
- Культурно-историческое
-Экологическое.
Срок реализации проекта: 2016-2018 учебный год.
Ожидаемый результат:
· рост познавательной активности у ребят;
· увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
· формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
· развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
· Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Организация достижения целей:
Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
Основными критериями отбора материала при составлении проекта является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Планируемые мероприятия могут проводиться в различных формах: исследования, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, школы, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.
Презентация
PPTX / 4.36 Мб
Фото
DOCX / 2.96 Мб
№ п/п | Наименование мероприятий/ основное содержание | Основные виды деятельности и формы организации деятельности | Сроки выполнения |
1 | Наша школа Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. История школы. Наши достижения. | -Знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). -Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа. -Презентация исследовательских и творческих работ. -Встреча с выпускниками прошлых лет. | Сентябрь-октябрь |
2 | Мой край на карте Родины Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Тюменской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, посёлок, в котором живем. Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | -Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. - Знакомство с картой страны, области, района; границы; история образования. -Подбор пословиц о родном крае. Просматривание материала по геральдике. -Творческая работа по созданию символа (герба) своего района. --Экскурсия по улицам города, поселка. -Исследовательская деятельность. -Проведение общешкольного мероприятия «Прикоснись к своей истории» Приложение № 1, 4 | Ноябрь-декабрь |
3 | Моя улица Урок-экскурсия по улицам пос. Комсомольский, г.Заводоуковска. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. | -Урок-экскурсия по улицам г.Заводоуковска. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов, историческими объектами, мемориальными досками. -Готовят рассказ-презентацию «Улица, на которой я живу». | Январь |
4 | Природа нашего края Полезные ископаемые Тюменской области. Речная сеть области, реки Тюменской области. Климатическая область расположения района. Ветер, причины его образования. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений. Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон. Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы. Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история. Экологические проблемы региона и своего края. | -Знакомство с картами: полезных ископаемых, климатической, флоры и фауны области. Рассматривание коллекции растений, коллекции полезных ископаемых. Просмотр презентаций и видео по теме занятия. Посещение краеведческого музея с.Падун, г.Заводоуковска. Приложение № 2, 5 Выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков) Подготовка проекта «Мой край родной» (животные и растения родного края). Проведение общешкольного конкурса «Наши пернатые друзья», Акции «Помогите птицам!» Приложение № 3, 8 Виртуальная экскурсия «Сибирский ковер» Приложение № 6 Конкурс сочинений и плакатов «Берегите природу» Приложение № 7 Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история. Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Написание сочинения-рассуждения «Что дает наш край стране». | Февраль-март |
5 | Я и моя семья Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная. Конкурс сочинений «История семьи в годы ВОВ». История семьи в годы Великой отечественной войны. События, история жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. | Подготовка материала о профессиях Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» -Моя родословная - нарисовать родословное древо. Подготовка стенда: «Наш город в годы ВОВ». Знакомство с событиями, историей жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Встречи с ветеранами, детьми участников ВОВ, тружениками трудового фронта. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”. | Апрель-май |
Материально-техническое обеспечение реализации проекта
Технические средства обучения:
-Персональный компьютер
-Мультимедийный проектор
-Интерактивная доска.
Оборудование кабинета начальных классов
-Физические карты России, Тюменской области, иллюстрации растительного и животного мира, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея. Географические карты и планы разных масштабов.
-Коллекция горных пород и минералов: мрамор, песчаник, гранит, базальт, мел, сланец, селенит, каменный уголь, каменная соль и др. Коллекции полезных ископаемых, образцы почв.
- Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка.
- Толковые словари.
-Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Методическое обеспечение
Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2011.
Клепинина З.А., Клепинина Е.В. – Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению – М.: Ювента, 2007.
Экологическая книга для чтения. – М.: Современные тетради, 2008.
Юдина И. Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы, издательство Учитель -АСТ, Волгоград, 2002.
Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.
Линев А. Откуда дождик. Экологические этюды. «МИЛ»,1997.
Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая
Российская энциклопедия», 1994.
10. Клуб веселых и любознательных. Игры, конкурсы, викторины для школьников /
В.М. Пашнина: - Ярославль, Академия развития, 2008. – 256с.;
11. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся: Методическое пособие. – М.: АРКИ, 2005. – 40с.
12. Головкин Б. Н. «О чем говорят названия растений». - М.: Колос , 1992г.
13. Дмитриев Ю.О.«Кто в лесу живет и что в лесу растет» - М.: Детская литература, 1985г .14. Дмитриев Ю.О. «О природе для больших и маленьких» - М.: Педагогика ,1982 г.
15. Корабельников В.А. «Краски природы» - М.: Просвещение ,1989г.
16. Плешаков А.А. «Зеленые страницы».- М.: Просвещение , 1997г.
17. Т.В. Волкова «Познаём мир» материалы для классных часов в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель, 2008г.
18. Е.Ю. Сухаревская «Занимательное естествознание. Природа Земли». Изд. «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003г.
19. Н.В. Лободина «Экологическое воспитание в начальной школе» - Волгоград: Учитель, 2007г.
20. Г.Т. Дьячкова «Окружающий мир. Олимпиадные задания» - Волгоград: Учитель, 2007г.
21. Е.И. Рудянская, Л.Б. Черезова «Уроки экологии в начальной школе» - М.: ТЦ Сфера, 2007г.
22. Энциклопедия «Что такое. Кто такой»: В 3 томах – М.: Педагогика-Пресс, 2000г.
Список информационных источников
Сайт «ДРОФА»:www.drofa.ru.
Единая коллекция ЦОР: https://multiurok.ru/goto.php?url=http://school-collection.edu.ru/
Мир энциклопедий: https://multiurok.ru/goto.php?url=http://www.encyclopedia.ru/
Журнал «Начальная школа»: http://www.n-shkola.ru/
Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов: http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fschool-collection.edu.ru%2F.
Сайт Начальная школа: http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fnachalka.info%2F.
Мультимедийный учебник. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. Компания «Кирилл и Мефодий». 2007 г. (DVD-диск).
Видео:
(http://www.youtube.com/watch?v=jB2nALC_Cgg видео Коренные народы севера)
(http://www.youtube.com/watch?v=0KRDWS3LMN8 видео Тобольск)
(http://yalutorovsk.admtyumen.ru/mo/yalutorovsk/tourism-redirect/historic_tourism/ostrog.htm Ялуторовский острог)
Лянторский хантыйский этнографический музей (Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Сургутский р-н, г. Лянтор)
Красноселькупский историко-краеведческий музей (Тюменская область, с. Красноселькуп)
Овгортский краеведческий музей (Тюменская область, пос. Овгорт)
(http://www.museum.ru/alb/image.asp?4808 Музей автомобильной техники Уральской горно-металлургической компани)