Социально-исследовательский проект «Край родной»

6
0
Материал опубликован 30 June 2020 в группе

Социально-исследовательский проект «Край родной»


Цель проекта:  формирование осознанного отношения детей  к природе, экологической культуре, любви к природе родного края.

Задачи проекта:

Образовательные:

-   формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

-    расширять знания о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;

-      научить видеть и понимать красоту живой природы;

-      сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

-      познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

-      сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

- развивать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

-      воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-      воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

-       воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

-      развивать потребности общения с природой;

-      развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

-      развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

-      развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Актуальность и новизна проекта

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Изучение родного края необходимо уже на уровне начального общего образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранению и развитию социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для общения большого количества учащихся; изучение истории города  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулированию стремления знать как можно больше о родном крае, интересу учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Содержание проекта отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

  Новизна проекта: интеграция природоведческих и социальных знаний формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края  и  истории своей  семьи. Все  это предполагает расширение  краеведческого  кругозора,  развитие  познавательных способностей учеников.                                                                                                                  

 Целевые группы и направления реализации проекта:

Целевой группой проекта являются учащиеся МАОУ «СОШ № 2» 1-4 классов.

Основными направлениями реализации проекта являются:

- Гражданско-патриотическое;

- Морально-нравственное;

- Культурно-историческое

-Экологическое.

Срок реализации проекта: 2016-2018 учебный год.

Ожидаемый результат:

·       рост познавательной активности у ребят;

·       увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.

·       формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

·       развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

·       Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.



Организация достижения целей:

Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;

Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).

Основными критериями отбора материала при составлении проекта является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:

События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;

Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;

Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.

 Методы работы:

-    словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

-  наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

-   практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

     Планируемые мероприятия могут проводиться в различных формах:  исследования, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. 

        Объекты изучения:

История: история  своей  семьи, школы, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий насе­ленных пунктов и географических объектов.

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и расти­тельного мира края; природные ресур­сы края; охраняемые территории; па­мятники природы.

Экология: важность охраны при­родной среды от загрязнения, разру­шения и истощения, жизненная необ­ходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.                                        

Хозяйство: промышленные пред­приятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транс­порта.

Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и се­ле;

Культура: народные промыслы; произведение профессионального ис­кусства; писатели  и художники, памятники архитектуры, достопримечательности. 

 Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.



Презентация
PPTX / 4.36 Мб

Фото
DOCX / 2.96 Мб

План реализации проекта

п/п

Наименование мероприятий/ основное содержание

Основные виды деятельности и формы организации деятельности

Сроки выполнения

1

Наша школа

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. История школы. Наши достижения.

-Знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

-Презентация исследовательских и творческих работ.

-Встреча с выпускниками прошлых лет.

Сентябрь-октябрь

2

Мой край на карте Родины

 Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы.    Понятие  край, область, регион. Территория и географическое положение Тюменской области. Знакомство с картой района, границы, история образования.    Символика края. Город, посёлок,   в котором живем.   Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.  

-Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

- Знакомство с картой страны, области, района; границы; история образования. 

-Подбор пословиц о родном крае. Просматривание материала по геральдике.

-Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.

--Экскурсия по улицам города, поселка.

-Исследовательская деятельность.

-Проведение общешкольного мероприятия «Прикоснись к своей истории»

Приложение № 1, 4

Ноябрь-декабрь

3

Моя улица    

Урок-экскурсия по улицам пос. Комсомольский, г.Заводоуковска. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов.  



-Урок-экскурсия по улицам г.Заводоуковска. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов, историческими объектами, мемориальными досками.

-Готовят рассказ-презентацию «Улица, на которой я живу».



Январь

4

Природа нашего края

Полезные ископаемые Тюменской области.

Речная сеть области, реки Тюменской области.

Климатическая область расположения района. Ветер, причины его образования.

Лекарственные  и  комнатные растения.  Редкие     и  исчезающие  виды  растений (Красная   книга). Охрана растений.

Животный  мир. Дикие  и  домашние  животные. Роль  животных  в  жизни  человека.  Редкие  и  исчезающие виды  животных (Красная  книга)   Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов;  сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Птицы.  Птицы  нашей  области. Группы птиц: перелетные,  оседлые,  кочующие. Хищники. Зимовка  птиц. Охрана  и  подкормка  птиц.  Красная  книга. 

Законы  об  охране  природы. Заповедники, заказники,  охраняемые  территории. Организации  по  охране природы.

Природные ресурсы края, их исполь­зовании и значении для промышлен­ности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

Экологические проблемы региона и своего края.

-Знакомство с картами: полезных ископаемых, климатической, флоры и фауны области. Рассматривание коллекции растений, коллекции полезных ископаемых. Просмотр презентаций и видео по теме занятия.

Посещение краеведческого музея с.Падун, г.Заводоуковска.

Приложение № 2, 5

Выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков)

Подготовка проекта «Мой край родной» (животные и растения родного края).

Проведение общешкольного конкурса «Наши пернатые друзья», Акции «Помогите птицам!»

Приложение № 3, 8







Виртуальная экскурсия «Сибирский ковер»

Приложение № 6

Конкурс сочинений и плакатов «Берегите природу»

Приложение № 7

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история. Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Написание сочинения-рассуждения «Что дает наш край стране».

Февраль-март

5

Я и моя семья

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.






Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»


Моя родословная.


Конкурс сочинений «История семьи в годы ВОВ».

История семьи в годы Великой отечественной войны.

События, история жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.



Подготовка материала о профессиях Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» -Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Подготовка стенда: «Наш город в годы ВОВ».

Знакомство с событиями, историей жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

Творческая работа «Расскажи о своем герое». Встречи с ветеранами, детьми участников ВОВ, тружениками трудового фронта.

Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

Апрель-май



 Материально-техническое обеспечение реализации проекта

Технические средства обучения:

-Персональный компьютер

-Мультимедийный проектор

-Интерактивная доска.

Оборудование кабинета начальных классов

-Физические карты России, Тюменской области, иллюстрации растительного и животного мира, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея. Географические карты и планы разных масштабов.

-Коллекция горных пород и минералов: мрамор, песчаник, гранит, базальт, мел, сланец, селенит, каменный уголь, каменная соль и др. Коллекции полезных ископаемых, образцы почв.

- Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка.

- Толковые словари.

-Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Методическое обеспечение

Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2011.

Клепинина З.А., Клепинина Е.В. – Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению – М.: Ювента, 2007.

Экологическая книга для чтения. – М.: Современные тетради, 2008.

Юдина И. Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы, издательство Учитель -АСТ, Волгоград, 2002.

Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.

Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.

Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.

Линев А. Откуда дождик. Экологические этюды. «МИЛ»,1997.

Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая
Российская энциклопедия», 1994.

10. Клуб веселых и любознательных. Игры, конкурсы, викторины для школьников /

В.М. Пашнина: - Ярославль, Академия развития, 2008. – 256с.;

11. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся: Методическое пособие. – М.: АРКИ, 2005. – 40с.

12. Головкин Б. Н. «О чем говорят названия растений». - М.: Колос , 1992г.

13. Дмитриев Ю.О.«Кто в лесу живет и что в лесу растет» - М.: Детская литература, 1985г .14. Дмитриев Ю.О. «О природе для больших и маленьких» - М.: Педагогика ,1982 г.

15. Корабельников В.А. «Краски природы» - М.: Просвещение ,1989г.

16. Плешаков А.А. «Зеленые страницы».- М.: Просвещение , 1997г.

17. Т.В. Волкова «Познаём мир» материалы для классных часов в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель, 2008г.

18. Е.Ю. Сухаревская «Занимательное естествознание. Природа Земли». Изд. «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003г.

19. Н.В. Лободина «Экологическое воспитание в начальной школе» - Волгоград: Учитель, 2007г.

20. Г.Т. Дьячкова «Окружающий мир. Олимпиадные задания» - Волгоград: Учитель, 2007г.

21. Е.И. Рудянская, Л.Б. Черезова «Уроки экологии в начальной школе» - М.: ТЦ Сфера, 2007г.

22. Энциклопедия «Что такое. Кто такой»: В 3 томах – М.: Педагогика-Пресс, 2000г.

Список информационных источников

Сайт «ДРОФА»:www.drofa.ru.

Сайт http://www.proshkolu.ru/

Единая коллекция ЦОР: https://multiurok.ru/goto.php?url=http://school-collection.edu.ru/

 Мир энциклопедий: https://multiurok.ru/goto.php?url=http://www.encyclopedia.ru/

Журнал «Начальная школа»: http://www.n-shkola.ru/

Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов: http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fschool-collection.edu.ru%2F.

Сайт Начальная школа: http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fnachalka.info%2F.

Мультимедийный учебник. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. Компания «Кирилл и Мефодий». 2007 г. (DVD-диск).

Видео:

(http://www.youtube.com/watch?v=jB2nALC_Cgg видео Коренные народы севера)

(http://www.youtube.com/watch?v=0KRDWS3LMN8 видео Тобольск)

(http://yalutorovsk.admtyumen.ru/mo/yalutorovsk/tourism-redirect/historic_tourism/ostrog.htm Ялуторовский острог)

Лянторский хантыйский этнографический музей (Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Сургутский р-н, г. Лянтор)

Красноселькупский историко-краеведческий музей  (Тюменская область, с. Красноселькуп)

Овгортский краеведческий музей    (Тюменская область, пос. Овгорт)

(http://www.museum.ru/alb/image.asp?4808 Музей автомобильной техники Уральской горно-металлургической компани)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.