Авторский урок русского языка в 6 классе «Устарел ли Бетховен...»

3
0
Материал опубликован 15 March 2018

 

               Авторский урок русского языка по развитию связной речи в 6 классе

(2 ч.)

 «Устарел ли Бетховен…»

Учитель русского языка и литературы

МОБУ ЛИЦЕЙ № 8 г. Тынды Амурской области

Федяева Татьяна Геннадьевна

Цель для учителя:

создать комфортные условия для творческого взаимодействия учащихся при подготовке к написанию лингвистического этюда-рассуждения «Устарел ли Бетховен?»

Задачи:

- пробудить слушателей, творцов, счастливых востребованных учеников, которые разработают собственное видение и понимание творчества Л.В. Бетховена через межпредметные связи;

- сформировать культуру восприятия шедевров мирового искусства, пробуждая творческое воображение учащихся;

- создать ситуацию, чтобы у учеников возникло понимание: «Живопись, литература, музыка – это про Меня! Это для Меня!»;

- выработать схему работы: Слушатель - Зритель – Читатель – Исследователь – Творческая деятельность – Счастливый ученик;

- отработать формы работы: вычитывание «по строчкам» сюжета музыкального произведения, работа от «зацепившего образа», словесное рисование, первое представление о предмете.

Цель для учащихся:

- выработать собственные пути решения проблемы, участвуя в процессе обучения и проявляя активность в познавательном процессе.

Задачи для учащихся:

-совершенствование навыков устной и письменной речи в сотрудничестве;

- познание своих способностей и возможностей для духовно-нравственного развития; 
- познание окружающего мира в многообразии, сложности и противоречивости через творчество Л.В. Бетховена; 
- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека; 
- формирование волевого характера, способности преодолевать любые трудности, быть целеустремленными в достижении поставленной цели; 

- восприятие себя как части мира;

- осознание ответственности за себя и каждого человека на планете. 

Личностные УУД:

- создать внутреннюю мотивацию к учению;

- создать устный рассказ-рассуждение и письменный текст-рассуждение о личности и творчестве Л.В.Бетховена;

- уметь подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации;

- развивать эмоциональную сферу через восприятие произведений искусства;

Познавательные УУД:

- развитие устной монологической и письменной речи учащихся;

- развитие индивидуальных творческих способностей;

- умение строить речевое высказывание;

Метапредметные УУД:

- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;

- уметь извлекать информацию, представленную в разных формах и преобразовывать её в связное высказывание.

Коммуникативные УУД:

- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействовать в групповой и парной работе.

Регулятивные УУД:

- научить постановке цели работы;

- учиться работать с искусствоведческим материалом;

- планировать свою работу, корректировать её и оценивать.

Тип урока: урок развития речи.

УМК: учебник «Русский язык», 6 класс, под ред. М.М Разумовской, П.А. Леканта; М.: Дрофа, 2016г;

Методы и приемы:  

- словесные;

- наглядные;

-самостоятельная работа;

-проблемное обучение.

Технология развития критического мышления через восприятие шедевров мирового искусства.

Планируемые образовательные результаты:

- умение определять цели предстоящей работы;

- работать с интересом, с пользой, опираясь на разнообразную научную, справочную, критическую литературу;

-совершенствовать культуру восприятия произведений искусства и находить способы самовыражения;

- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- выступать перед аудиторией сверстников, осознавая, что произведение живописи, музыки и языковая категория вне восприятия учащегося и его творческого воображения не существует;

- взаимодействовать в коллективной, групповой и парной работе;

- проявить индивидуальные творческие способности, выработать схему работы: Слушатель - Зритель – Читатель – Исследователь – Творческая деятельность – Счастливый ученик!;

Оборудование:

- портрет Л.В.Бетховена;

- портрет Джульетты Гвиччарди;

- портреты А.С. Пушкина; И.С. Тургенева; А.М. Горького; Н. Заболоцкого;

- старинная лампа на круглом столе;

- «Толковый словарь великорусского языка» В.И. Даля;

- «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова;

- книга С. Могилевской «У лиры семь струн»;

- книга Т.В. Соколовой «Людвиг ванн Бетховен»;

- компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись;

- листы для рисования, фломастеры;

- Л.В. Бетховен «Симфония № 5, часть 1»;

- Л. В.Бетховен «К Элизе»;

- Л.В. Бетховен «Лунная соната»;

- художественный фильм режиссёра Бернарда Роуза «Жизнь Бетховена»;

- репродукция картины Д.И. Поленова «Ранний снег»;

- репродукция картины Д.И. Поленова «Золотая осень».

Эпиграф: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец».

Л. В. Бетховен.

1.Организационный момент.

Учащимся предлагаю две картины с изображением пейзажей. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, весёлым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

           Д.И. Поленов «Ранний снег» Д.И. Поленов «Золотая осень»

2. Фонетическая (музыкальная) зарядка.

Мы на уроках работаем со звучащим, мелодичным русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись.

1 группа учеников (поём стихи, мелодию импровизируем)

«Мимоза»

С мохнатой мимозой зима обнималась,

Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.

Махая мантильей морозец смеялся,

И маленький кустик мимозы сломался.

(В. Брюсов.)

2 группа учеников (поём):

«Песенка синичья»

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьётся,

Славно сегодня звенится, поётся.

(М. Бородицкая.)

3 группа учеников (поём):

«Песенка грачиная»

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера»

( М. Бородицкая.)

3. Мотивация к учебной деятельности. (Подвожу учащихся к осознанию целей и задач урока, к формулированию темы урока).

(Смотрим видео о природе, слушаем музыку леса).

Проблемные вопросы:

- Зачем мы посмотрели это видео?

- Где можно услышать звуки вообще?

(- Дети отвечают, что она слышна в голосах птиц, в шуме деревьев, в волнах, которые набегают на берег, в скрипе снега под ногами, в скрипе двери).

Добавляю, что не у каждого человека есть возможность проводить время в лесу или возле моря. Звуки природы оказывают на нас целебное действие, снимают стресс, успокаивают нервную систему. Психологи утверждают, что если послушать шум волн или звуки леса за час до сна, сон будет лучше и крепче. Звуки природы влияют на мозг, вызывая чувство спокойствия, радости и счастья.

Послушаем фрагмент из произведения Л.В. Бетховена «Симфония № 5, часть 1».

- Чем отличается эта музыка от звуков леса и морского прибоя?

(- Ученики говорят, что она создана композитором, это великая музыка. Её создал гениальный композитор Л. В.Бетховен, что она волнует их, пробуждает воображение и совсем не старинная, а современная. Значит, она про нас с вами .Ученики формулируют тему урока: «Устарел ли Бетховен?»)

4.Работа со словарём В.И. Даля .

(Группа № 1).

ГЕНИЙ м. лат. незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух–покровитель человека, добрый и злой. Самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума. Человек этих свойств или качеств. Гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный.  Гениальность ж. качество, свойство гениального. « Толковый словарь» В.И. Даля.- 1863-1866.

(Группа № 2). КОМПОЗИТОР, -а, м.

Музыкант, создатель музыкальных произведений. II ж. композиторша, -и (разг.). II прил. композиторский, -ая,-ое. По «Толковому словарю»

С. Ожегова.

(Группа№ 3) . Лексико-орфографическая работа.

(Работу проводит подготовленный ученик в роли учителя)

Ген..й, иску..ство, увл..чение, к..пелла, ..ркестр, с..мфония, к..нцерт, п..еса, вп..ч..тление, с..ната, кв..ртет, ф..рт..пиано, трио, св..рель, в..ол..нчель, т..лант, творч..ство, орг..нист, д..рование, мин..атюра, г..рмон..я, м..лод..я, к..мп..зит..р.

5. Секция «библиографы» +»музыковеды».

1 библиограф (Рассказ о композиторе Людвиге ван Бетховене)

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в 1770 году. Он рано начал заниматься музыкой. Первым учителем был его отец, певчий боннской капеллы. Уже в 11 лет Бетховен был помощником органиста а боннской капелле, а с 13 лет работал придворным органистом и концертмейстером придворного театра. Мальчик был талантлив, трудолюбив и обладал огромной тягой к знаниям. Он самостоятельно подготовился к поступлению на философский факультет Боннского университета.

2 библиограф:

С 1792 года Бетховен поселился в Вене и начал заниматься у великого австрийского композитора Йозефа Гайдна, совершенствуя своё симфоническое мастерство. Он был величайшим симфонистом. Им было написано 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром. 16 струнных квартетов, 10 сонат для фортепиано и скрипки, 6 сонат для фортепиано и виолончели, 32 фортепианных сонаты и великое множество других музыкальных произведений.

1 музыковед:

Вот некоторые рекомендации, которые помогут вам при прослушивании

музыки. В театрах, в концертных залах существуют определённые правила поведения. Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти за 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается. Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шёпот, обмен мнениями.
2 музыковед:

Аплодировать между частями крупного произведения не принято, нужно дождаться окончания исполнения пьесы. Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта – это лучшая награда артистам. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Музыка всегда наградит вас за это, подарив вам новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное. Давайте попробуем себя в роли слушателя.
 

(Звучит пьеса Л. Бетховена «К Элизе», ребята наслаждаются ею)

Беседа о характере музыки музыкальных образах.

- Вам понравилась музыка?

- Какая она по характеру? Спокойная или динамичная?

- Вообразите, о чём хотел сообщить композитор?

- Какими мыслями хотел поделиться с нами?
 

6. Музыкально-театральный этюд.

Задание:

1 группа выражает свои впечатления от прослушанной музыки жестами (пантомима)

2 группа превращает жесты в устное высказывание.

3 библиограф.

Творчество Л. Бетховена не оставило равнодушными великих мастеров русского слова. Особенно почитал талант композитора И.С. Тургенев. Сохранились письма Тургенева, в которых писатель упоминает имя Бетховена. Он даёт оценку творчества великого композитора. Особенно часто Тургенев писал о Бетховене в период ссылки в Спасское. В письме к Полине Виардо он сообщает, что в сельском заточении особенно не хватает музыки. С трудом он усаживал за фортепиано Тютчеву, жену управляющего его имением, и она несколько раз со своей сестрой сыграла увертюру к «Кориолану» Бетховена: «Какое великолепное произведение! Я не знаю другой увертюры, которая равнялась бы с этой!»

4 библиограф.

Музыку Бетховена исполняют герои художественных произведений

И.С. Тургенева. Автор доверяет играть произведения великого композитора

лишь героям, которым он сочувствует, симпатизирует. Героиня поэмы

«Андрей» Дуняша сначала исполняет романс «Звучат уныло страстные слова», потом она сыграет «Погребальный, известный марш Бетховена».

В рассказе «Гамлет Щигровского уезда» из сборника «Запики охотника»

героиня Софья как натура возвышенная, как «существо благороднейшее, добрейшее» не случайно увлеклась музыкой Бетховена и «беспрестанно наигрывала какую-нибудь любимую, страстно задушевную фразу из Бетховена».

7.Эксперимент-ассоциация .

Перед прослушиванием музыки Л. Бетховена «Лунная соната» говорю, что она была посвящена любимой ученице Бетховена Джульетте Гвиччарди . Задание: «включаем» творческое воображение:

- Постарайтесь что-нибудь представить себе во время прослушивания произведения…

- Какую картину вы бы нарисовали к этой музыке?

- Какие краски, оттенки цветов вы бы использовали?

- Можно ли описать эту музыку словами?

- Чему способствует музыка? ( К чему подталкивает?)

- Она современна или устарела, ведь мы живём в 21 веке?

(Рисуем на листах картины, созданные воображением, показываем их друг другу, обсуждаем нарисованное)

(- Буйство фантазии учеников превзойдёт все мои ожидания. Они будут рисовать рассвет и закат, цветы, плывущие в море, корабли на волнах, деревья в лесу. Они скажут, что музыка была печальная, задушевная, грустная, красивая, лиричная. Она тревожила их. Заставила думать, плакать и даже смеяться…)

8.Секция «психологи». (Рассказ о болезни композитора Людвига ван Бетховена)

1 психолог.

Людвиг ванн Бетховен жил трудно. Но ничто не могло сразить его таланта, сильной воли: ни мрак тишины, ни болезни, ни бедность, которая преследовала его постоянно. Свою болезнь он сначала обнаружил сам и долгое время скрывал. Он оглох! Ему казалось, что глухота временная, случайная. Пройдёт время, и через месяц, через полгода, через год… Но глухота неотвратимо усиливалась. Наступил день, тот ужасный миг, когда Бетховену стало ясно: он глохнет с каждым днём всё сильнее и сильнее. Самые трагические страницы жизни композитора – это тот день и час, когда всё стало ясно и ему самому, и его другу Фердинанду Рису.

2 психолог. (На фоне мелодии Л.В. Бетховена «Лунная соната»)

Было лето. Сияло солнце. Пели птицы. Свежий ветер был тёплым и душистым. Они с другом отправились на прогулку в лес. Бетховен и Фердинанд Рис. К ним доносились звуки: высокие, чистые, ясные. На свирели играл пастух. Фердинанд спросил своего учителя, нравится ли ему нехитрая пастушья песенка. Бетховен с удивлением взглянул на своего ученика. Песенка? Какая песенка? Он принялся поворачивать голову направо и налево. Он старался уловить, откуда доносится мелодия, о которой говорит Рис. Фердинанд с ужасом понял, что Бетховен не слышит свирели, хотя пастушок был почти рядом, за кустом орешника.

9. Предлагаю ученикам посмотреть отрывок из художественного фильма режиссёра Бернарда Роуза «Жизнь Бетховена». Обращаю внимание на то, как режиссёр передал трагедию композитора, равнодушие чопорной публики к гению Бетховена).

10.Секция «литературоведы».

1 литературовед.

Творчество Л. Бетховена не оставило равнодушным писателя Максима Горького. Он отмечал: «Бетховен – лучше всех писателей вместе». Из всех сонат Бетховена он особенно любил Largo. Горький говорил о музыке Largo: «...скорбь, которая в неё вложена, так велика, что перестает быть единоличной, мелодия, которую Бетховен извлек из своей души, перестает быть его личной мелодией — в ней говорит душа народа».

2 литературовед.

Прекрасны строки русского поэта Н. Заболоцкого, который создал незабываемые образы о музыке Бетховена:
 
  В тот самый день, когда твои созвучья
  преодолели тяжкий мир труда,
  свет пересилил свет,
  прошла сквозь тучу туча, 
  гром пересилил гром,
  в звезду вошла звезда.
  
  В рогах Быка опять запела, 
  пастушьей флейтой стала песнь орла,
  и понял ты живую радость мира
  и отделил добро его от зла.

3 литературовед.

В литературном  памятнике  пушкинской эпохи – «Записках» современницы  поэта Александры Осиповны Смирновой содержится факт об интересе  А.С.Пушкина к творчеству Бетховена. Автор «Записок» рассказывает, что однажды поэт застал у нее в гостях пианистку Гирт, называвшую себя ученицей Бетховена. А.С.Пушкин расспрашивал Гирт о жизни Бетховена, «об его глухоте, об его меланхолии, об его оригинальных идеях», полагая, что «Лунная соната» была сымпровизирована Бетховеном для слепой девушки, и связывал сонату с романтической любовью  композитора. Истинные сведения о жизни Бетховена и обстоятельствах создания его произведений в пушкинскую пору ещё не были известны.

Психолог.

Неужели Бетховен не слышит? В это нельзя было поверить. Но это было лишь началом. Болезнь подкрадывалась постепенно. Скоро она окружила его полной тишиной. С ним осталась только музыка. Она звучала в нём самом. Глухота не отгородила композитора от внешнего мира, он не замкнулся в себе. Готовый к борьбе, он продолжал работать неистово и страстно. Он говорил: «Я схвачу судьбу за глотку. Совсем согнуть меня ей не удастся». Глухой, больной, в бедности, в одиночестве, он шёл к вершинам своего мастерства. И жизнь свою закончил гордо.

11. Лингвистическая игра "Вкусные слова"(«Слова иногда нуждаются в музыке…» Эдвард Григ)

Сегодня на уроке для вас звучала музыка. Попробуйте объяснить, что такое музыка для вас. Если выбрать точные эпитеты, то у нас возникнут ассоциации. Подберите эпитеты к словам.

1 группа: «композитор», «восторг», «радость», «счастье», «любовь».

2 группа: «переживание», «терпение», «волнение», «слёзы», «преодоление».

Результатом игры будет устный рассказ о сегодняшнем впечатлении от услышанного на уроке.

12. Примерный рассказ ученика.

Музыка – очень красивое и сложное искусство. В музыке главное – выразить своё мнение, свои чувства, свои переживания.

Людвиг ван Бетховен – это великий немецкий композитор, гений. Он превзошёл многих в своём деле. Со временем он стал глухим. Это было великой трагедией в его жизни. Первым это заметил его ученик Фердинанд Рис. Потом об этом стали узнавать все, кто его любил, но он не сдавался. Л.В.Бетховен сочинял и исполнял свою музыку. Его талант не умирал, но, к сожалению, композитор постепенно лишался слуха. Он боролся с этой болезнью, но ничего не мог поделать и очень страдал.

После сегодняшнего урока я понял, что музыка Л.В. Бетховена победила время и не устарела. Она нас заставила думать и волноваться. Она является достоянием всего мира, всего человечества. Значит, она не устарела.

Литературовед.

В таинственном письме, обнаруженном после смерти маэстро, есть потрясающие строки: «Мой ангел, моя Вселенная, моё второе я, к тебе обращены все мои помыслы в радости и печали. О, если бы знать, слышит ли нас судьба, моя Бессмертная Возлюбленная! Без тебя моя жизнь мертва! …Прощай, остаюсь вечно твой, о, вечно моя навсегда!»

(Звучит отрывок из «Мелодии слёз» Людвига ван Бетховена)

13. Рефлексия. Стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» (читает подготовленный ученик)

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

- Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась на уроке?

Учитель:

- Думайте!

- Чувствуйте!

- Любите!

- Радуйтесь!

- Грустите!

- Фантазируйте!

- Анализируйте!

- Исследуйте!

- Философствуйте!

- Живите!

- Давайте поблагодарим Л.В. Бетховена за музыку (звучат аплодисменты).

14. Домашнее задание (дифференцированное)

Написать лингвистический этюд-рассуждение на темы:

«Устарел ли Бетховен?»

«Один день моей жизни с великим композитором …»

«Я хочу спросить у Л.В. Бетховена…»


 

Библиографический список

Воропай Е.В. Уроки русского языка в условиях реализации ФГОС второго поколения. Методические рекомендации в помощь учителю. Благовещенск: Изд-во ГОАУ ДПО АИРО, 2013.

У лиры семь струн : [Для мл. школ. возраста] / Худож. Н. Мищенко. - М. : Дет. лит., 1981.

Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствовавнию структуры и содержания общего образования. – М., Новый учебник, 2003.

Меркин Г.С., Зыбина Т.М. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи.- М., Русское слово 2007.

Потемкина Т.В., Сабурова С.В. – Русский язык 10-11 классы. Культура устной и письменной речи. М., Русское слово, 2006.

Основы русской риторики – М., 1997.

Акишина А.А. – Русский речевой этикет.- М., 1995.

Чеснокова Л. Вокруг тебя мир.- М., 2000.

Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», №6, 2000. С. 16 -22.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.