Урок русского языка в 6 классе: «Разносклоняемые существительные»

3
0
Материал опубликован 18 August 2019

Урок русского языка в 6 классе

Разносклоняемые имена существительные

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: сформировать представление о разносклоняемых именах существительных.

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, научить их склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях;

развивающие: совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать;

воспитательные: формирование уважительного отношения к труду, готовности помогать окружающим людям, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык. 6 класс. 1 часть. Москва. «Просвещение». 2016.

Ход урока.

1.Мотивация на обучение. Слайд 1.

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Данко, гордый и отважный, проложил к свобод.. путь.

Время выбирает смелых, что с дорог.. не свернут.


 

Сердце из груди достал ты - пламя страшный мрак зажгло.

Сердце факелом горело - стало всё вокруг светло!


 

Гордый Данко, твоё имя - символ верност.. святой.

Ты надежд.. бросил семя в души тех, кто жил враждой!

- О ком это стихотворение? Какой подвиг совершил Данко? Какими качествами обладал этот литературный герой?

- Желаю вам быть, как Данко, добрыми по отношению друг к другу, верными друзьями, упорными в достижении цели. А ваша главная цель сейчас – учёба.

2. Актуализация знаний.

Задание к тексту: выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограммы.

- Каковы условия написания букв Е-И в безударных окончаниях существительных?

- Вспомните правило написания безударных окончаний в именах существительных на -ий, -ие, -ия. Приведите свои примеры.

Вспомните на таблицу и расскажите правило полностью.

Слайд 2.

Падеж

Склонение

- ия
(армия)

-ие
(здание)

-ий
(лекторий)

1-е

2-е

3-е

Р.п.

-и (-ы)

-

- и

- и

-

-

Д.п.

- е

-

- и

- и

-

-

П.п.

- е

- е

- и

- и

- и

- и

 

3. Создание проблемной ситуации.

- Заполните таблицу, просклоняв выделенные курсивом слова.

Слайд 3.

И.

Что?

 

 

 

 

 

Р.

Чего?

 

 

 

 

 

Д.

Чему?

 

 

 

 

 

В.

Что?

 

 

 

 

 

Т.

Чем?

 

 

 

 

 

П.

О чем?

 

 

 

 

 


 

Слайд 4. Самопроверка.

И.

Что?

Имя

Время

Пламя

Семя

Путь

Р.

Чего?

Имени

Времени

Пламени

Семени

Пути

Д.

Чему?

Имени

Времени

Пламени

Семени

Пути

В.

Что?

Имя

Время

Пламя

Семя

Путь

Т.

Чем?

Именем

Временем

Пламенем

Семенем

Путём

П.

О чем?

Об имени

О времени

О пламени

О семени

О пути


 

- На что оканчиваются эти имена существительные в именительном и винительном падежах? (На -мя, кроме слова путь). Обратите внимание на их окончания в других падежах.

- Вы можете сказать, к какому склонению относятся эти слова? (Нет).

- Ещё раз посмотрите на таблицу окончаний. Почему вы испытали затруднение, пытаясь определить склонение? (Потому что эти существительные в разных падежах имеют окончания как 2-го, так и 3-го склонения).

4. Формулировка темы урока.

- Исходя из проделанной на уроке работы, попробуйте сформулировать тему урока.

Предполагаемый ответ – «Склонение существительных на -мя и слова путь».

5. Целеполагание.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Познакомиться с этими существительными и научиться их склонять).

6. Объяснение нового материала.

-Какие ещё слова на -мя вы знаете?

- Самостоятельно прочитайте материал § 45.

-Что есть общего у этих существительных, в чём особенность их склонения. (Окончания –и -е  в родительном, дательном и предложном падежах, как у существительных третьего склонения и существительных на -ия; а в творительном падеже они имеют окончание  - ем (-ём), как существительные второго склонения).

- Получается, что эти слова склоняются по-разному? Давайте уточним тему нашего урока.

7.Работа с толковым словарем. Выяснение лексического значения слов: бремя, стремя, темя.

БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.

ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными, затылочными и височными костями

8.Закрепление нового материала.

Тренировочные упражнения.

Вставить на местах пропусков подходящие по смыслу слова, поставив их в нужные падежи.

Занимать много…, в …. костра, выращивание …, подарок африканскому …, нога в ...., звать по ..., подъем …

Пламя, племя, стремя, знамя, время, имя.

Слайд 5. Самопроверка.

Выполнение упражнения 257. Используя данные прилагательные в качестве зависимых слов, составьте и запишите словосочетания со словом путь.

Самостоятельная работа (тест).

1.Найдите лишнее слово, объясните свой выбор: Акация, профессия, батарея, делегация.

2.Укажите несклоняемое имя существительное:

Природа;

космос;

такси;

время.

3.Укажите разносклоняемое имя существительное:

башня;

стремя;

июнь;

лень.

4.Укажите неверное утверждение:

Путь– разносклоняемое существительное;

кофе – существительное среднего рода;

соня– существительное общего рода;

пальто – существительное среднего рода.

5. Пятый лишний!

Выпишите «лишнее» слово.

Время, имя, знамя, тема, темя.

Вымя, стремя, тьма, семя.

Море, поле, племя, земля.

 Ночь, рожь, речь, путь.

6.Установи соответствие и отметь правильный вариант.

А)Пальто

1.Сущ. 2 склонения мужского рода

Б)Моль

2. Сущ. 3 склонения

В)Полотенце

3. Разносклоняемое существительное

Г)Время

4. Несклоняемое существительное

Д)Маршрут

5. Существительное среднего рода


 

А1, Б2, В3, Г4, Д5

А3, Б1, В4, Г4, Д2

А2, Б3, В1, Г4, Д5

А3, Б2, В4, Г1, Д3

А4, Б5, В2, Г3, Д1

А5, Б4, В3, Г2, Д1

А4, Б2, В5, Г4, Д1

7.Установи соответствие и отметь правильный вариант.

А)Кафе 4

1.Сущ. 2 склонения среднего рода

Б)Племя 3

2. Сущ. 3 склонения

В)Рояль 5

3. Разносклоняемое существительное

Г)Солнце 1

4. Несклоняемое существительное

Д)Дичь 2

5. Существительное мужского рода


 

А1, Б2, В3, Г4, Д5

А3, Б1, В4, Г4, Д2

А2, Б3, В1, Г4, Д5

А3, Б2, В4, Г1, Д3

А4, Б5, В2, Г3, Д1

А4, Б3, В5, Г1, Д2

А5, Б4, В3, Г2, Д1

Слайд 6. Самопроверка.

9. Рефлексия.

-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

-Что показалось вам простым и легким?


 10.Домашнее задание на выбор.

1. Подобрать пословицы с разносклоняемыми существительными. 2. Упр. 258.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.