Урок русского языка в 6 классе «Написание наречие»

1
0
Материал опубликован 13 January 2018 в группе

Тема: «Написание наречий»

Цель урока: видеть и понимать орфограмму «Буквы О-А на конце наречий с приставками из-, до-, с-». Уметь применять правило, изученное на уроке.

Задачи:

Обучающая: совершенствование навыков написания наречий

Развивающие:

- развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки

- развитие логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

- развитие способностей к самостоятельному труду

- развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность.

- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей

- воспитывать культуру речи, общения

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: доска, мел, компьютер, мультимедиапроектор, экран, работа в программе Panaboard, аудиозапись для релаксации, живой пейзаж.

Раздаточный материал: карточки, образец для рассуждения

План урока:

1. Организационный момент.

1. Изучение нового материала

  1. Мотивационный момент.

    Повторение изученного на прошлом уроке

2. Организация целеполагания.

Объяснение нового материала

III. Закрепление через игру «Одним словом»

а) назови одним словом – замени синонимом.

б) комментированное письмо

в) цифровой диктант с взаимопроверкой и выставлением оценок


 

Организация домашнего задания.

Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент – 1 слайд

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Мотивационный момент

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

Здравствуйте. Садитесь.
 

Повторение изученного на прошлом уроке.

Цель: закрепить навык написания букв О-Е на конце наречий после шипящих.

Урок мы начнём с проверки домашнего задания. Итак, какова была его тема? («Буквы о – е на конце наречий после шипящих») Проверить нам наши знания помогут Леопард, Зайка, Медведь – талисманы предстоящих игр Сочи – 2014. Я желаю вам, чтобы во время урока вы проявили положительные качества этих животных - талисманов. А за правильные ответы вы будете получать данные талисманчики.

2 слайд. Я знаю, что в ващем классе и мальчики, и девочки любят играть в футбол. Поэтому предлагаю вам поиграть сейчас, применяя правило на изученную орфограмму. Задание: переместите в ворота только те наречия, которые имеют на конце букву О. Гол будет засчитан в том случае, если мяч не исчезнет в воротах. Если мы допустим ошибки, то придётся вновь остановиться на данной теме. Когда же пишется буква О, а когда Е?

В воротах оказываются слова: горячо, хорошо, свежо; исчезают: блестяще, зловеще, волнующе, певуче.

На месте остаётся слово «ещё». Вопрос: почему это слово осталось на месте, не двигается. Дети делают вывод: это слово исключение.

Давайте ещё раз проговорим правило, которое мы повторили. Схему записать на доске.

Итак, мы блестяще прошли этот этап. Давайте похвалим себя, погладим по голове, плечам и скажем: «Ах, какой я умный, какой хороший. Я всё могу». Теперь мы может двигаться дальше.

II. Изучение нового материала

1. В тетрадях запишем число.

Классная работа.

3 слайд «Буквы О – А на конце наречий с приставками из-, до-, с-»

2. Организация целеполагания.

Цель: учить самостоятельно определять цель урока

Возьмите простой карандаш, поставьте знак вопроса над теми словами нашей темы урока, где стоит проблема урока и вытекает цель урока.

Какова же цель урока? Учащиеся пытаются сформулировать тему урока слайд 4. Написать на обычной доске и держать в поле зрения учащихся.

Цель: научиться выбирать, правильно писать букву О_А на конце наречий с приставками из-, до- , с-. (Цель написана на доске после темы урока)

Слайд 5. Объяснение нового материала с разрешением проблемной ситуации: по какому признаку разделены слова на две группы.

а) Как вы думаете, почему в одних наречиях на конце пишется О, в других – А. Предположения детей. Давайте попробуем определить, от каких слов они образованы. На слайде 5 открываем после ответов детей слова, от которых образованы наречия.


 

издалека

далёкий

изнеженно

изнеженный

добела

белый

доверчиво

доверчивый

снова

новый

сбивчиво

сбивчивый

Как образованы наречия первого столбика.? От каких слов. Есть подсказка на доске (от бесприставочных глаголов) Какая гласная на конце? – А

Как образованы наречия второго столбика? От каких прилагательных? В которых были уже приставки. Давайте попробуем сформулировать правило.

б) работа с учебником. Давайте откроем учебник на странице 115 и прочтём правило. Правильно ли мы с вами определили закономерность выбора суффиксов О – А на конце наречий (самостоятельное чтение правила). Ответы детей. Проговорим ещё раз правило

в) Талисманами Паралимпийских игр в Сочи – 2014 должны стать Лучик и Снежинка. Слайд 6. Поэтому я предлагаю вам отправиться к ним в гости.

Динамическая пауза. Справа находится Снежинка, если посмотреть налево – Лучик. Устройтесь поудобнее и перенеситесь в гости. На море, где живёт Лучик, или заснеженный край, где живёт Снежинка. Закройте глаза и помечтайте, отдохните под приятную музыку.

Справа живой пейзаж (падающий снег), слева – плещущееся море.

Слайд 7. Музыка для релаксации (1 мин).

А теперь возвращаемся в наш класса и продолжим урок. Напоминаю, что мы работаем с орфограммой «Буквы О-А на конце наречий с приставками из-, до-, с-. Цель.

г) У вас на столах есть карточки с заданием. Найдите в карточках слова на тему «Буквы О-А на конце наречий»

д) Работа с образцом рассуждения

Цель: при помощи образца рассуждения помочь усвоить условия написания букв о - а на конце наречий.

Слайд 8. Слово на экране справ... В наречии я увидел изученную орфограмму. Наречие справ.. образовано от прилагательного правый, в котором нет приставки, поэтому на конце наречия пишется буква А.

или

А экране слово налев… В этом наречии приставка на – она не влияет на написание наречий, значит на конце – о.

III. Закрепление.

Ребята, а для чего мы выучили правило?

Чтобы его знать, пользоваться им.

Да, знать правило важно. Но самое главное - уметь его применять его. При выполнении упражнения будем использовать рассуждение

Цель: закрепить изученный учебный материал на практике.

а). Игра «Одним словом»

Комментированное письмо

Цель: формирование орфографических умений

Замените словосочетания одним словом. Подбор синонимов.

1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть – досыта.

2.Выехать, пока ещё светло, не стемнело, - выехать засветло

3.Навещать нечасто, редко – изредка навещать.

4.Приходить в гости без стеснений – приходить запросто

5.В пылу спора, под горячую руку обидеть – обидеть сгоряча

6.С давних пор, с незапамятных времён сеять – сеять издавна

7.Встретить гостеприимно, с распростёртыми объятиями – радушно.

б) После комментированного письма записанные слова убираются с доски и выполняется цифровой диктант. На слайде открываются отгаданные наречия, но суффикс скрыт.

О или А мы напишем на конце наречий?. Если А – ставим цифру 1, если О – 2.

в) После цифрового диктанта взаимопроверка. Обменяться тетрадями и сверить код в тетради с кодом на доске. Выставление оценок: правильно – «+», неправильно «-». Посчитаем: 6 правильных ответов – «5» , 5 правильных ответов – «4», 4 – 3 правильных ответа – «3». Обменяйтесь тетрадями. Какие оценки получены? Сдайте, пожалуйста, тетради, в которых работали, в них вложите заработанные талисманчики. После проверки тетрадей, будут выставлены оценки за урок (с учётом полученных талисманов)

IV. Организация домашнего задания (дифференцированное д/з.):

(Приложение 1)

Рефлексия:

Слово учителя: Что вы узнали сегодня на уроке? Какова была тема сегодняшнего урока? Достигли ли мы цели урока? (обратить внимание на цель урока, записанную на доске). Научились выбирать гласные на конце наречий с приставками из-, до-, с-?

Отвечая, учащиеся рекомендуется использовать предложения, записанные на доске. Используется метод «Незаконченные предложения»

- Сегодня на уроке …
- Я узнал, что …
- Я научился и никогда не сделаю ошибки в …
- Я буду стараться …

Всем спасибо. Урок окончен.

Карточки с домашним заданием.

Замените словосочетания наречиями с приставками из-, до-, с- в-, на-, за-

С суффиксами О или А. на конце.

Образец: идти в правую сторону - вправо.

Раскалить до красного цвета -_________________

расстаться на долгое время - _________________

переписать окончательно -____________________

идти в левую сторону - _______________________

знать с давних времён - _______________________

встретить кого – то ещё раз - ___________________

хорошо покушать - ___________________________

пока ещё светло, не стемнело -__________________

Спиши. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание:

Издавн__, слев__, достаточн__, справ__, дотемн__, достойн__, засветл__, издалек__, намертв__, дословн__, начист__, занов__, длсух__, наглух__.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.