Урок русского языка в 6 классе «Написание наречие»
Тема: «Написание наречий»
Цель урока: видеть и понимать орфограмму «Буквы О-А на конце наречий с приставками из-, до-, с-». Уметь применять правило, изученное на уроке.
Задачи:
Обучающая: совершенствование навыков написания наречий
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки
- развитие логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы.
- развитие способностей к самостоятельному труду
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность.
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей
- воспитывать культуру речи, общения
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: доска, мел, компьютер, мультимедиапроектор, экран, работа в программе Panaboard, аудиозапись для релаксации, живой пейзаж.
Раздаточный материал: карточки, образец для рассуждения
План урока:
1. Организационный момент.
1. Изучение нового материала
-
Мотивационный момент.
Повторение изученного на прошлом уроке
2. Организация целеполагания.
Объяснение нового материала
III. Закрепление через игру «Одним словом»
а) назови одним словом – замени синонимом.
б) комментированное письмо
в) цифровой диктант с взаимопроверкой и выставлением оценок
Организация домашнего задания.
Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент – 1 слайд
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Мотивационный момент
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Здравствуйте. Садитесь.
Повторение изученного на прошлом уроке.
Цель: закрепить навык написания букв О-Е на конце наречий после шипящих.
Урок мы начнём с проверки домашнего задания. Итак, какова была его тема? («Буквы о – е на конце наречий после шипящих») Проверить нам наши знания помогут Леопард, Зайка, Медведь – талисманы предстоящих игр Сочи – 2014. Я желаю вам, чтобы во время урока вы проявили положительные качества этих животных - талисманов. А за правильные ответы вы будете получать данные талисманчики.
2 слайд. Я знаю, что в ващем классе и мальчики, и девочки любят играть в футбол. Поэтому предлагаю вам поиграть сейчас, применяя правило на изученную орфограмму. Задание: переместите в ворота только те наречия, которые имеют на конце букву О. Гол будет засчитан в том случае, если мяч не исчезнет в воротах. Если мы допустим ошибки, то придётся вновь остановиться на данной теме. Когда же пишется буква О, а когда Е?
В воротах оказываются слова: горячо, хорошо, свежо; исчезают: блестяще, зловеще, волнующе, певуче.
На месте остаётся слово «ещё». Вопрос: почему это слово осталось на месте, не двигается. Дети делают вывод: это слово исключение.
Давайте ещё раз проговорим правило, которое мы повторили. Схему записать на доске.
Итак, мы блестяще прошли этот этап. Давайте похвалим себя, погладим по голове, плечам и скажем: «Ах, какой я умный, какой хороший. Я всё могу». Теперь мы может двигаться дальше.
II. Изучение нового материала
1. В тетрадях запишем число.
Классная работа.
3 слайд «Буквы О – А на конце наречий с приставками из-, до-, с-»
2. Организация целеполагания.
Цель: учить самостоятельно определять цель урока
Возьмите простой карандаш, поставьте знак вопроса над теми словами нашей темы урока, где стоит проблема урока и вытекает цель урока.
Какова же цель урока? Учащиеся пытаются сформулировать тему урока слайд 4. Написать на обычной доске и держать в поле зрения учащихся.
Цель: научиться выбирать, правильно писать букву О_А на конце наречий с приставками из-, до- , с-. (Цель написана на доске после темы урока)
Слайд 5. Объяснение нового материала с разрешением проблемной ситуации: по какому признаку разделены слова на две группы.
а) Как вы думаете, почему в одних наречиях на конце пишется О, в других – А. Предположения детей. Давайте попробуем определить, от каких слов они образованы. На слайде 5 открываем после ответов детей слова, от которых образованы наречия.
издалека |
далёкий |
изнеженно |
изнеженный |
добела |
белый |
доверчиво |
доверчивый |
снова |
новый |
сбивчиво |
сбивчивый |
Как образованы наречия первого столбика.? От каких слов. Есть подсказка на доске (от бесприставочных глаголов) Какая гласная на конце? – А
Как образованы наречия второго столбика? От каких прилагательных? В которых были уже приставки. Давайте попробуем сформулировать правило.
б) работа с учебником. Давайте откроем учебник на странице 115 и прочтём правило. Правильно ли мы с вами определили закономерность выбора суффиксов О – А на конце наречий (самостоятельное чтение правила). Ответы детей. Проговорим ещё раз правило
в) Талисманами Паралимпийских игр в Сочи – 2014 должны стать Лучик и Снежинка. Слайд 6. Поэтому я предлагаю вам отправиться к ним в гости.
Динамическая пауза. Справа находится Снежинка, если посмотреть налево – Лучик. Устройтесь поудобнее и перенеситесь в гости. На море, где живёт Лучик, или заснеженный край, где живёт Снежинка. Закройте глаза и помечтайте, отдохните под приятную музыку.
Справа живой пейзаж (падающий снег), слева – плещущееся море.
Слайд 7. Музыка для релаксации (1 мин).
А теперь возвращаемся в наш класса и продолжим урок. Напоминаю, что мы работаем с орфограммой «Буквы О-А на конце наречий с приставками из-, до-, с-. Цель.
г) У вас на столах есть карточки с заданием. Найдите в карточках слова на тему «Буквы О-А на конце наречий»
д) Работа с образцом рассуждения
Цель: при помощи образца рассуждения помочь усвоить условия написания букв о - а на конце наречий.
Слайд 8. Слово на экране справ... В наречии я увидел изученную орфограмму. Наречие справ.. образовано от прилагательного правый, в котором нет приставки, поэтому на конце наречия пишется буква А.
или
А экране слово налев… В этом наречии приставка на – она не влияет на написание наречий, значит на конце – о.
III. Закрепление.
Ребята, а для чего мы выучили правило?
Чтобы его знать, пользоваться им.
Да, знать правило важно. Но самое главное - уметь его применять его. При выполнении упражнения будем использовать рассуждение
Цель: закрепить изученный учебный материал на практике.
а). Игра «Одним словом»
Комментированное письмо
Цель: формирование орфографических умений
Замените словосочетания одним словом. Подбор синонимов.
1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть, сколько влезет поесть – досыта.
2.Выехать, пока ещё светло, не стемнело, - выехать засветло
3.Навещать нечасто, редко – изредка навещать.
4.Приходить в гости без стеснений – приходить запросто
5.В пылу спора, под горячую руку обидеть – обидеть сгоряча
6.С давних пор, с незапамятных времён сеять – сеять издавна
7.Встретить гостеприимно, с распростёртыми объятиями – радушно.
б) После комментированного письма записанные слова убираются с доски и выполняется цифровой диктант. На слайде открываются отгаданные наречия, но суффикс скрыт.
О или А мы напишем на конце наречий?. Если А – ставим цифру 1, если О – 2.
в) После цифрового диктанта взаимопроверка. Обменяться тетрадями и сверить код в тетради с кодом на доске. Выставление оценок: правильно – «+», неправильно «-». Посчитаем: 6 правильных ответов – «5» , 5 правильных ответов – «4», 4 – 3 правильных ответа – «3». Обменяйтесь тетрадями. Какие оценки получены? Сдайте, пожалуйста, тетради, в которых работали, в них вложите заработанные талисманчики. После проверки тетрадей, будут выставлены оценки за урок (с учётом полученных талисманов)
IV. Организация домашнего задания (дифференцированное д/з.):
(Приложение 1)
Рефлексия:
Слово учителя: Что вы узнали сегодня на уроке? Какова была тема сегодняшнего урока? Достигли ли мы цели урока? (обратить внимание на цель урока, записанную на доске). Научились выбирать гласные на конце наречий с приставками из-, до-, с-?
Отвечая, учащиеся рекомендуется использовать предложения, записанные на доске. Используется метод «Незаконченные предложения»
- Сегодня на уроке …
- Я узнал, что …
- Я научился и никогда не сделаю ошибки в …
- Я буду стараться …
Всем спасибо. Урок окончен.
Карточки с домашним заданием.
Замените словосочетания наречиями с приставками из-, до-, с- в-, на-, за-
С суффиксами О или А. на конце.
Образец: идти в правую сторону - вправо.
Раскалить до красного цвета -_________________
расстаться на долгое время - _________________
переписать окончательно -____________________
идти в левую сторону - _______________________
знать с давних времён - _______________________
встретить кого – то ещё раз - ___________________
хорошо покушать - ___________________________
пока ещё светло, не стемнело -__________________
Спиши. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание:
Издавн__, слев__, достаточн__, справ__, дотемн__, достойн__, засветл__, издалек__, намертв__, дословн__, начист__, занов__, длсух__, наглух__.