Урок русского языка в 6 классе «Дробные числительные»
Пояснительная записка к презентации
Здравствуйте, ребята. Записываем в тетради число: «Двадцать пятое февраля, среда. Классная работа».
У: Дома вы должны были приготовить карточку. 1 ученик вслух читает предложения.
2 ученик работает у доски со словами:
Пр…ду, уча..вовало в д…м…нстраци.., ми...он, с..м…леты, шо…е, к..л..метр, р..зыскивали, ра…казал.
Учитель читает, дети показывают светофоры.
У: Что обозначают количественные числительные?
Д: Количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько?
У: Почему мы так написали километр?
Д: Это словарное слово.
У: А сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте это слово:
В летний зной и в колючую стужу,
Чтобы не был ты простужен,
Чтоб был бодр и не рассеян,
Отправляйся-ка в…бассейн.
У: Да, это наше новое слово.
Но как оно выглядит? Давайте обратимся к помощникам-словарям.
Ученик читает громко, по слогам слово.
Все вместе проговариваем 3 раза: громко, тише, еще тише.
Теперь я записываю слово на доске, а вы следите за моей рукой
Ученики записывают в тетрадь.
!!!ПОВЕСИТЬСЛОВО!!!!! !!!!!Слайд!!!!!
Этимология. В русский язык слово пришло из французского. А в фр, в свою очередь, попало из итальянского языка. Означает открытый или находящийся в закрытом помещении искусственный водоем для плавания.
Записываем во 2 столбик от фр. bassin - сосуд для воды
открытый или находящийся в закрытом помещении искусственный водоем для плавания.
У: Сегодня мы продолжаем изучать числительные.
У: Какие бывают разряды количественных числительных?
Д: Целые, собирательные и дробные.
У: Обратите внимание, ребята. Количественные числительные делятся на целые, собирательные и дробные.
!!!!!Слайд!!!!!
У: Сегодня мы продолжаем изучать числительные. На прошлом уроке вы познакомились с правописанием числительных полтора, полтораста. Посмотрите на доску.
1,5 150
Что общего есть между этими числительными?
Д: Это количественные числительные (отвечают на вопрос сколько?) и они простые по составу.
У: Теперь посмотрим, чем они отличаются. Нам уже сказали, что разряды количественных числительных делятся на целые и дробные. Чему равно второе числительное?
Д: 150
У: А второе? Можем ли мы его записать по-другому?
Д: Да одна целая пять десятых или 1 ½ .
У: Значит, чем они отличаются?
Д: Одно число целое, а второе - дробное.
У: Что обозначают целые числительные?
Д: Целые числительные обозначают целые числа. Например, один, десять, сто.
У: Что обозначают дробные числительные? Приведи пример.
Д: Дробные числительные обозначают дробные числа. Например, две третьих.
У: Да, ребята, это так. И полтора – это единственное дробное числительное, которое пишется одним словом.
У: Итак, записываем тему сегодняшнего урока: «Дробные числительные».
У: Цель нашего сегодняшнего урока – ответить на следующие вопросы (учитель открывает план, записанный на доске):
Значение дробных числительных;
Состав дробных числительных;
Изменение дробных числительных;
Употребление дробных числительных в речи.
У: Ответим на первый вопрос плана: Что обозначают дробные числительные?
У: Дробные числительные обозначают дробные числа.
У: Теперь нам нужно выяснить каково же образование дробных числительных, то есть их состав. Из математики вы должны знать, из скольких частей состоит числительное?
Д: Из двух частей.
У: Посмотрите на доску:
4/5 3/9 2/4
У: Мы вспомнили, что числительное состоит из 2 частей. Как называется первая часть числительного?
Д: Числитель.
У: На какой вопрос отвечают числительные четыре, три, две, обозначающие числитель? К какому разряду они относятся?
Д: Отвечают на вопрос сколько? Это количественные числительные.
У: Как называется вторая часть дробного числительного?
Д: Знаменатель.
У: На какой вопрос отвечают числительные пятых, девятых, четвертых, обозначающие знаменатель? К какому разряду они относятся?
Д: Отвечают на вопрос каких? Это порядковое числительное.
У: Итак, ребята, Дробное числительное состоит из числителя и знаменателя. Числитель – количественное числительное, знаменатель – порядковое.
У: Мы с вами следуем по плану. И теперь мы рассмотрим следующий пункт. Как он называется?
Д: Изменение дробных числительных.
У: Как вы думаете, что нужно сделать с числительными, чтобы они изменились?
Д: Просклонять.
У: Правильно. Нам нужно просклонять числительные. А для этого внимание на доску.
И.п. сколько? трИ четветЫХ тортА
Р.п. скольких? трЕХ четвертЫХ тортА
Д.п. скольким? трЕм четвертЫм тортА
В.п. сколько? трИ четвертЫХ тортА
Т.п. сколькими? трЕМЯ четвертЫМИ тортА
П.п. о скольких? О трЕХ четвертЫХ тортА
У: Нам необходимо выявить особенности склонения дробных числительных. Что является показателем склонения?
Д: Окончание.
У: Где оно изменяется?
Д: В числителе и знаменателе.
У: Какой вы можете сделать вывод об особенностях склонения дробных числительных?
Д: Склоняются обе части.
У: Теперь открываем 148 страницу и читаем параграф 64.
У: Запишем это в теоретическую тетрадь. Тема склонение числительных, графа дробные числительные.
!!!!!Слайд!!!!!
Дробные |
Склоняются обе части |
Д.п. трем четвертым бассейна Т.п. с тремя четвертыми бассейна |
У: В примере мы запишем новое слово, с которым сейчас познакомимся.
У: Итак, мы узнали, что в дробных числительных склоняются обе части. 1 часть склоняется как количественное числительное, 2-ая часть как прилагательное во множественном числе. Можно проверить прилагательным вкусные.
У: Ребята, с дробными числительными мы встречаемся не очень часто, даже редко. Например, на уроке математики. Поэтому. Вы должны легко и правильно употреблять в речи дробные числительные. Внимание на доску.
К 1/5 +6/175/12 сложить с 7/164/9 вычесть из 9/15От 8/9 отнять 7/3К 2, 7 + 1, 8К 140 прибавить 90
У: Молодцы, вы умеете произносить дробные числительные. Теперь мы будем их записывать. Один ученик пишет у доски, остальные в тетради:
3/4 территории; 7/8 коллектива; 1,5 миллиарда; 2/3 сочинения; 1/6 океана; 5/6 террасы; 1/2 рассказа; 0,9 процента, 1/5 бассейна, 7/8 километра.
У: А еще дробные числительные необходимы в кулинАрии. Зачем? Это вы сейчас узнаете. Слушаем меня внимательно, после чего записываем текст.
Чтобы приготовить вкусный торт, необходимо точно соблюдать пропорции. К одному целому одному второму стакану муки добавьте пять вторых яиц, три четвертых стакана сахара, одну восьмую чайной ложки соды. Выпекайте не более сорока минут. Посыпьте полуторастами граммами орехов.
!!!!!Слайд!!!!!
Проверка по контрольной карте!!!
У: Теперь мы с вами превратимся во взрослых редакторов. Для этого возьмите карточки с первым заданием, подпишите их.
Задание 1.Найти и исправить ошибку, указать падеж, выделить окончание.
Я …бъелся пяти шестыми торта, то есть полторами кил…гра…амии.
У семь восьмых нашего класса, то есть у полтора десятка человек, день р…ждения уже прош…л.
Учитель нед…волен пять шестыми класса.
К девяти десятых ба…ейна пр…строили новую дорожку.
Сумма восемь шестых и четыре вторых равна три целых три десятых.