«Собирательные числительные». Урок русского языка в 6 классе

2
2
Материал опубликован 18 April 2016

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тип урока

Объяснение нового

Тема

Собирательные числительные

Цель

Анализ возможной сочетаемости собирательных числительных с именами существительными

Задачи

Образовательные: изучение круга особого ряда существительных, с которыми могут сочетаться собирательные числительные.
Развивающие: развитие навыков составления словосочетаний с собирательными числительными.
Воспитательные:
воспитание культуры речи, культуры употребления собирательных числительных в речи

УУД

Личностные УУД:   у обучающихся сформирована учебная мотивация, вызвана задача стремления к культуре речи.

Регулятивные УУД: обучающиеся формулируют вопрос урока, намечают пути его решения.

 Коммуникативные УУД: обучающиеся учатся работать в группе, договариваться.

Познавательные УУД: обучающиеся ищут способы решения проблемы с помощью товарищей своего коллектива.

Планируемые результаты

Предметные:

знать, что собирательные числительные употребляются только с определённым кругом существительных.

Уметь составлять словосочетания с собирательными числительными.

Личностные: учиться помогать своим товарищам находить правильный ответ.
Метапредметные:
уметь ориентироваться в поставленных задачах, уметь менять способы решения задачи в зависимости от поставленной проблемы.

Основные понятия

Собирательное числительное, существительные, обозначающие лиц мужского пола, существительные всегда множественного числа, дети и детёныши животных.

Меж предметные связи

Русский язык и биология, технология

Ресурсы: основные и дополнительные

Основные: компьютеры, экран.

Дополнительные: карточки с картинками животных, людей, предметов, обозначающих существительные всегда множественного числа, карточки с разно уровневыми заданиями, карточки с дополнительными заданиями, мяч для физ минутки

Формы урока

Групповая, работа с электронной тетрадью (индивидуальная), работа с разно уровневыми заданиями.

Технология

Технология дифференцированного подхода

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Повторение пройденного

Предлагает закончить схемы по классам и разрядам числительных.

Предлагает выписать собирательные числительные из общего ряда предложенных словосочетаний

Заканчивает недостроенные схемы классов и разрядов числительных

Приём восполнения недостающей информации

Предметные: повторение пройденного по теме «Числительное»

Мета предметные: анализ предлагаемой информации, логическое её дополнение

Личностные: желание своего само совершенствования в достижении новых знаний.

В группе намечается первый контакт, определяются первые лидеры.

Мотивация

Проблемный вопрос: почему собирательные числительные – пережиточная группа слов?

Определяют для себя, что такое «Пережиток», обсуждают, почему эта группа пережиточная.

Проблемная ситуация

Предметные: рассуждают о свойствах собирательных числительных, предлагают источники поиска информации

Мета предметные: договариваются о поиске

Личностные: стараются проявить свои знания в общении с одноклассниками

Находят источники решения проблемы: учебник и таблица из интернета.


 


 


 

Изучение нового

Предлагает заполнить карточку по речевой модели

Выбирают из правила и таблицы необходимые понятия и переносят в свою карточку

Составление нового текста на основе заданного по речевой модели .

Предметные: записывают и одновременно запоминают правило употребления собирательных числительных.

Мета предметные: помогают друг другу выбрать нужную информацию.

Личностные: учатся друг другу уступать и слышать друг друга.

Составлена карточка, которая может служить опорным сигналом для правильного грамотного употребления собирательных числительных в речи.

Закрепление нового

Предлагает выполнить задание по карточке «Зачеркни неправильный вариант»

По очереди называют пример в карточке и зачёркивают неправильный, объясняют правильный.

Закрепление нового путём проговаривания правила употребления собирательного числительного.

Предметные: закрепление навыка употребления собирательного числительного.

Мета предметные: применение знаний в новой ситуации.

Личностные: учатся помогать членам группы в правильном выборе ответа.

Произведён начальный этап закрепления правила употребления собирательного числительного в речи.

Рефлексия по навыку закрепления правила употребления собирательного числительного

Предлагает работу в интерактивном формате «Электронная тетрадь»

Нажимают на правильный пример употребления собирательного числительного

Интерактивные средства обучения

«Электронная тетрадь»http://onlinetetradka.ru/tests

Предметные: практическое применение знаний по решению интерактивного теста.

Мета предметные: самообладание, усилие воли по применению своих знаний.

Личностные: навык применения знаний в нестандартной ситуации.

Индивидуальная самопроверка и рефлексия. По окончании теста каждый получает свою оценку от сайта.

Практическая часть.

Предлагает решить разно уровневые задания.

Выбирают свой уровень, решают на время.

Дифференцированный подход к обучению.

Предметные: применение на практике полученных знаний

Мета предметные: умение видеть правило в заданиях разного уровня и направлять свою волю для решения поставленной задачи.

Личностные: самоорганизация волидля решения комплексной задачи.

Решённые практические задания разного уровня.

Физминутка.

Предлагает поиграть в мяч. Ловим мяч с числительным, отдаём, указывая его разряд.

Называют разряды числительных,

Меняются с учителем и сами предлагают пример числительных своим одноклассникам.

Повторение разрядов числительных в игровой форме.

Предметные: повторение разрядов числительных

Мета предметные: применение знаний в игровой форме

Личностные: усилие волевых качеств для решения задачи в игре.

Прошёл процесс повторения числительных, показано место собирательных числительных в окружении других разрядов.

Завершающий этап. Рефлексия.

Предлагает ответить на вопрос, что нового я узнал(а) на уроке

Оценить справедливостьполученных на уроке оценок за индивидуальную работу и за разно уровневые задания.

Повторяют материал по своим карточкам- речевым моделям

Отвечают на вопрос урока, почему собирательные числительные- это пережиточная группа слов.

Предметные: могут утверждать, что знают, как правильно надо употреблять собирательные числительные в речи.

Мета предметные: могут выполнять задания разного уровня.

Личностные: умеют организовывать себя на решение лингвистической задачи в разных ситуациях

Рефлексия показала, что все учащиеся успешно усвоили правила употребления собирательных числительных

Слайд 1.Здравствуйте. Рада вас приветствовать на своём уроке.

Запишите в тетрадях «18 марта классная работа»

Тема урока «Собирательное числительное»

Слайд 2, 3, повторение.

Слайд 4. Повторение пройденного

Выпишите, собирательные числительные из предложенных примеров:

Два портфеля, восемь ручек, семь подруг, семеро друзей, одна вторая пирога, семь девятых пути, двое медвежат, пятьдесят девять стульев, четверо суток.

Слайд 5. Предлагаю вам небольшую информацию к размышлению:

Мотивация. В современном русском языке собирательные числительные представляют собой пережиточную, замкнутую и непроизводящую группу.слов. http://www.terver.ru/russian/sobiratelnie_chislitelnie.php

Пережиточный — ПЕРЕЖИТОК, тка, м. Остаток прошлого, устарелого. П. старины. Пережитки прошлого. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов.

Вопрос по мотивации.

Как вы думаете, какой вопрос возникает в связи с этим суждением о собирательных числительных?

Слайд 6. Выберите:

1. Почему собирательные числительные- это «пережиток»?

2.Что означают собирательные числительные?

Для решения вопроса обратимся к источникам информации:

Слайд 7. Учебник. (с.56)

Слайд 8 Практическое закрепление по группам.

Работа в группах.

Что на столах

Задание

Картинки разных предметов и животных перемешанные

Выбрать и отложить только те картинки, которые изображают предметы, сочетающиеся с собирательными числительными.

Слайд 9. Кто быстрее! Придумайте с выбранными картинками словосочетания.

Слайд 10. Сделаем вывод, ответим на вопрос: почему собирательные числительные – пережиток прошлого? Посмотрите, сколько осталось ещё существительных, с которыми можно образовать словосочетания, но только не с этой группой числительных.

С какой частью речи сочетаются собирательные числительные? (Заполните карточку по речевой модели, впишите необходимое).

Собирательные числительные сочетаются:

1.С именами существительными, обозначающими лиц …………………… пола, …………………………………………….животных.

2.С именами существительными, только ………………….. …………….. числа

3.Местоимения : нас, вас

Примеры

1.

2.


Слайд 11. Закрепительная карточка

 

Зачеркни неправильный вариант употребления

Сущ. Всегда множественного числа+

Существительное мужского пола (детёныши животных)+

1

Двое саней, двое скамеек

   

2

Трое мужчин, трое девушек

   

3

Семеро котят, семеро коров

   

4

Пятеро рыбаков, пятеро буфетчиц

   

5

Семеро суток, семеро деревьев

   

6

Трое студентов, трое помощниц

   

 

Слайд 12. Работа с тестами. Электронной тетради http://onlinetetradka.ru/auth/login
 

Слайд.13.Разно уровневые задания. Уровень 1.

1.Запишите правильное употребление числительных и составьте словосочетание:

(Семеро, семь) друзья , (двое, два) сутки, (трое, три ) подруги, (четверо, четыре) ножницы , (пятеро, пять) щенков, (трое, три) юноши, (пятеро, пять) неделя.

Комментарии

Спасибо, очень интересно. Я только начинаю работать по ФГОС.

9 August 2016

Спасибо, интересный урок, подскажите, а как скачать?

13 February 2018