12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Алексеева44 Россия, Ханты-Мансийский АО, п.Выкатной |
«Собирательные числительные». Урок в 6 классе.
Технологическая карта урока | |
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 |
Тип урока | Объяснение нового |
Тема | Собирательные числительные |
Цель | Анализ возможной сочетаемости собирательных числительных с именами существительными |
Задачи | Образовательные: изучение круга особого ряда существительных, с которыми могут сочетаться собирательные числительные. |
УУД | Личностные УУД: у обучающихся сформирована учебная мотивация, вызвана задача стремления к культуре речи. Регулятивные УУД: обучающиеся формулируют вопрос урока, намечают пути его решения. Коммуникативные УУД: обучающиеся учатся работать в группе, договариваться. Познавательные УУД: обучающиеся ищут способы решения проблемы с помощью товарищей своего коллектива. |
Планируемые результаты | Предметные: знать, что собирательные числительные употребляются только с определённым кругом существительных. Уметь составлять словосочетания с собирательными числительными. Личностные: учиться помогать своим товарищам находить правильный ответ. |
Основные понятия | Собирательное числительное, существительные, обозначающие лиц мужского пола, существительные всегда множественного числа, дети и детёныши животных. |
Меж предметные связи | Русский язык и биология, технология |
Ресурсы: основные и дополнительные | Основные: компьютеры, экран. Дополнительные: карточки с картинками животных, людей, предметов, обозначающих существительные всегда множественного числа, карточки с разно уровневыми заданиями, карточки с дополнительными заданиями, мяч для физ минутки |
Формы урока | Групповая, работа с электронной тетрадью (индивидуальная), работа с разно уровневыми заданиями. |
Технология | Технология дифференцированного подхода |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Повторение пройденного | Предлагает закончить схемы по классам и разрядам числительных. Предлагает выписать собирательные числительные из общего ряда предложенных словосочетаний | Заканчивает недостроенные схемы классов и разрядов числительных | Приём восполнения недостающей информации | Предметные: повторение пройденного по теме «Числительное» Мета предметные: анализ предлагаемой информации, логическое её дополнение Личностные: желание своего само совершенствования в достижении новых знаний. | В группе намечается первый контакт, определяются первые лидеры. |
Мотивация | Проблемный вопрос: почему собирательные числительные – пережиточная группа слов? | Определяют для себя, что такое «Пережиток», обсуждают, почему эта группа пережиточная. | Проблемная ситуация | Предметные: рассуждают о свойствах собирательных числительных, предлагают источники поиска информации Мета предметные: договариваются о поиске Личностные: стараются проявить свои знания в общении с одноклассниками | Находят источники решения проблемы: учебник и таблица из интернета. |
Изучение нового | Предлагает заполнить карточку по речевой модели | Выбирают из правила и таблицы необходимые понятия и переносят в свою карточку | Составление нового текста на основе заданного по речевой модели . | Предметные: записывают и одновременно запоминают правило употребления собирательных числительных. Мета предметные: помогают друг другу выбрать нужную информацию. Личностные: учатся друг другу уступать и слышать друг друга. | Составлена карточка, которая может служить опорным сигналом для правильного грамотного употребления собирательных числительных в речи. |
Закрепление нового | Предлагает выполнить задание по карточке «Зачеркни неправильный вариант» | По очереди называют пример в карточке и зачёркивают неправильный, объясняют правильный. | Закрепление нового путём проговаривания правила употребления собирательного числительного. | Предметные: закрепление навыка употребления собирательного числительного. Мета предметные: применение знаний в новой ситуации. Личностные: учатся помогать членам группы в правильном выборе ответа. | Произведён начальный этап закрепления правила употребления собирательного числительного в речи. |
Рефлексия по навыку закрепления правила употребления собирательного числительного | Предлагает работу в интерактивном формате «Электронная тетрадь» | Нажимают на правильный пример употребления собирательного числительного | Интерактивные средства обучения «Электронная тетрадь» | Предметные: практическое применение знаний по решению интерактивного теста. Мета предметные: самообладание, усилие воли по применению своих знаний. Личностные: навык применения знаний в нестандартной ситуации. | Индивидуальная самопроверка и рефлексия. По окончании теста каждый получает свою оценку от сайта. |
Практическая часть. | Предлагает решить разно уровневые задания. | Выбирают свой уровень, решают на время. | Дифференцированный подход к обучению. | Предметные: применение на практике полученных знаний Мета предметные: умение видеть правило в заданиях разного уровня и направлять свою волю для решения поставленной задачи. Личностные: самоорганизация волидля решения комплексной задачи. | Решённые практические задания разного уровня. |
Физминутка. | Предлагает поиграть в мяч. Ловим мяч с числительным, отдаём, указывая его разряд. | Называют разряды числительных, Меняются с учителем и сами предлагают пример числительных своим одноклассникам. | Повторение разрядов числительных в игровой форме. | Предметные: повторение разрядов числительных Мета предметные: применение знаний в игровой форме Личностные: усилие волевых качеств для решения задачи в игре. | Прошёл процесс повторения числительных, показано место собирательных числительных в окружении других разрядов. |
Завершающий этап. Рефлексия. | Предлагает ответить на вопрос, что нового я узнал(а) на уроке Оценить справедливостьполученных на уроке оценок за индивидуальную работу и за разно уровневые задания. | Повторяют материал по своим карточкам- речевым моделям | Отвечают на вопрос урока, почему собирательные числительные- это пережиточная группа слов. | Предметные: могут утверждать, что знают, как правильно надо употреблять собирательные числительные в речи. Мета предметные: могут выполнять задания разного уровня. Личностные: умеют организовывать себя на решение лингвистической задачи в разных ситуациях | Рефлексия показала, что все учащиеся успешно усвоили правила употребления собирательных числительных |
Слайд 1.Здравствуйте. Рада вас приветствовать на своём уроке.
Запишите в тетрадях «18 марта классная работа»
Тема урока «Собирательное числительное»
Слайд 2, 3, повторение.
Слайд 4. Повторение пройденного
Выпишите, собирательные числительные из предложенных примеров:
Два портфеля, восемь ручек, семь подруг, семеро друзей, одна вторая пирога, семь девятых пути, двое медвежат, пятьдесят девять стульев, четверо суток.
Слайд 5. Предлагаю вам небольшую информацию к размышлению:
Мотивация. В современном русском языке собирательные числительные представляют собой пережиточную, замкнутую и непроизводящую группу.слов. http://www.terver.ru/russian/sobiratelnie_chislitelnie.php
Пережиточный — ПЕРЕЖИТОК, тка, м. Остаток прошлого, устарелого. П. старины. Пережитки прошлого. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов.
Вопрос по мотивации.
Как вы думаете, какой вопрос возникает в связи с этим суждением о собирательных числительных?
Слайд 6. Выберите:
1. Почему собирательные числительные- это «пережиток»?
2.Что означают собирательные числительные?
Для решения вопроса обратимся к источникам информации:
Слайд 7. Учебник. (с.56)
Слайд 8 Практическое закрепление по группам.
Работа в группах.
Что на столах | Задание |
Картинки разных предметов и животных перемешанные | Выбрать и отложить только те картинки, которые изображают предметы, сочетающиеся с собирательными числительными. |
Слайд 9. Кто быстрее! Придумайте с выбранными картинками словосочетания.
Слайд 10. Сделаем вывод, ответим на вопрос: почему собирательные числительные – пережиток прошлого? Посмотрите, сколько осталось ещё существительных, с которыми можно образовать словосочетания, но только не с этой группой числительных.
С какой частью речи сочетаются собирательные числительные? (Заполните карточку по речевой модели, впишите необходимое).
Собирательные числительные сочетаются: 1.С именами существительными, обозначающими лиц …………………… пола, …………………………………………….животных. 2.С именами существительными, только ………………….. …………….. числа 3.Местоимения : нас, вас Примеры 1. 2. |
Слайд 11. Закрепительная карточка
Зачеркни неправильный вариант употребления | Сущ. Всегда множественного числа+ | Существительное мужского пола (детёныши животных)+ | |
1 | Двое саней, двое скамеек | ||
2 | Трое мужчин, трое девушек | ||
3 | Семеро котят, семеро коров | ||
4 | Пятеро рыбаков, пятеро буфетчиц | ||
5 | Семеро суток, семеро деревьев | ||
6 | Трое студентов, трое помощниц |
Слайд 12. Работа с тестами. Электронной тетради http://onlinetetradka.ru/auth/login
Слайд.13.Разно уровневые задания. Уровень 1.
1.Запишите правильное употребление числительных и составьте словосочетание:
(Семеро, семь) друзья , (двое, два) сутки, (трое, три ) подруги, (четверо, четыре) ножницы , (пятеро, пять) щенков, (трое, три) юноши, (пятеро, пять) неделя.