«Собирательные числительные». Урок русского языка в 6 классе
Технологическая карта урока |
|
Предмет |
Русский язык |
Класс |
6 |
Тип урока |
Объяснение нового |
Тема |
Собирательные числительные |
Цель |
Анализ возможной сочетаемости собирательных числительных с именами существительными |
Задачи |
Образовательные: изучение круга особого ряда существительных, с которыми могут сочетаться собирательные числительные. |
УУД |
Личностные УУД: у обучающихся сформирована учебная мотивация, вызвана задача стремления к культуре речи. Регулятивные УУД: обучающиеся формулируют вопрос урока, намечают пути его решения. Коммуникативные УУД: обучающиеся учатся работать в группе, договариваться. Познавательные УУД: обучающиеся ищут способы решения проблемы с помощью товарищей своего коллектива. |
Планируемые результаты |
Предметные: знать, что собирательные числительные употребляются только с определённым кругом существительных. Уметь составлять словосочетания с собирательными числительными.
Личностные: учиться помогать своим товарищам находить правильный ответ. |
Основные понятия |
Собирательное числительное, существительные, обозначающие лиц мужского пола, существительные всегда множественного числа, дети и детёныши животных. |
Меж предметные связи |
Русский язык и биология, технология |
Ресурсы: основные и дополнительные |
Основные: компьютеры, экран. Дополнительные: карточки с картинками животных, людей, предметов, обозначающих существительные всегда множественного числа, карточки с разно уровневыми заданиями, карточки с дополнительными заданиями, мяч для физ минутки |
Формы урока |
Групповая, работа с электронной тетрадью (индивидуальная), работа с разно уровневыми заданиями. |
Технология |
Технология дифференцированного подхода |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Повторение пройденного |
Предлагает закончить схемы по классам и разрядам числительных. Предлагает выписать собирательные числительные из общего ряда предложенных словосочетаний |
Заканчивает недостроенные схемы классов и разрядов числительных |
Приём восполнения недостающей информации |
Предметные: повторение пройденного по теме «Числительное» Мета предметные: анализ предлагаемой информации, логическое её дополнение Личностные: желание своего само совершенствования в достижении новых знаний. |
В группе намечается первый контакт, определяются первые лидеры. |
Мотивация |
Проблемный вопрос: почему собирательные числительные – пережиточная группа слов? |
Определяют для себя, что такое «Пережиток», обсуждают, почему эта группа пережиточная. |
Проблемная ситуация |
Предметные: рассуждают о свойствах собирательных числительных, предлагают источники поиска информации Мета предметные: договариваются о поиске Личностные: стараются проявить свои знания в общении с одноклассниками |
Находят источники решения проблемы: учебник и таблица из интернета.
|
Изучение нового |
Предлагает заполнить карточку по речевой модели |
Выбирают из правила и таблицы необходимые понятия и переносят в свою карточку |
Составление нового текста на основе заданного по речевой модели . |
Предметные: записывают и одновременно запоминают правило употребления собирательных числительных. Мета предметные: помогают друг другу выбрать нужную информацию. Личностные: учатся друг другу уступать и слышать друг друга. |
Составлена карточка, которая может служить опорным сигналом для правильного грамотного употребления собирательных числительных в речи. |
Закрепление нового |
Предлагает выполнить задание по карточке «Зачеркни неправильный вариант» |
По очереди называют пример в карточке и зачёркивают неправильный, объясняют правильный. |
Закрепление нового путём проговаривания правила употребления собирательного числительного. |
Предметные: закрепление навыка употребления собирательного числительного. Мета предметные: применение знаний в новой ситуации. Личностные: учатся помогать членам группы в правильном выборе ответа. |
Произведён начальный этап закрепления правила употребления собирательного числительного в речи. |
Рефлексия по навыку закрепления правила употребления собирательного числительного |
Предлагает работу в интерактивном формате «Электронная тетрадь» |
Нажимают на правильный пример употребления собирательного числительного |
Интерактивные средства обучения «Электронная тетрадь»http://onlinetetradka.ru/tests |
Предметные: практическое применение знаний по решению интерактивного теста. Мета предметные: самообладание, усилие воли по применению своих знаний. Личностные: навык применения знаний в нестандартной ситуации. |
Индивидуальная самопроверка и рефлексия. По окончании теста каждый получает свою оценку от сайта. |
Практическая часть. |
Предлагает решить разно уровневые задания. |
Выбирают свой уровень, решают на время. |
Дифференцированный подход к обучению. |
Предметные: применение на практике полученных знаний Мета предметные: умение видеть правило в заданиях разного уровня и направлять свою волю для решения поставленной задачи. Личностные: самоорганизация волидля решения комплексной задачи. |
Решённые практические задания разного уровня. |
Физминутка. |
Предлагает поиграть в мяч. Ловим мяч с числительным, отдаём, указывая его разряд. |
Называют разряды числительных, Меняются с учителем и сами предлагают пример числительных своим одноклассникам. |
Повторение разрядов числительных в игровой форме. |
Предметные: повторение разрядов числительных Мета предметные: применение знаний в игровой форме Личностные: усилие волевых качеств для решения задачи в игре. |
Прошёл процесс повторения числительных, показано место собирательных числительных в окружении других разрядов. |
Завершающий этап. Рефлексия. |
Предлагает ответить на вопрос, что нового я узнал(а) на уроке Оценить справедливостьполученных на уроке оценок за индивидуальную работу и за разно уровневые задания. |
Повторяют материал по своим карточкам- речевым моделям |
Отвечают на вопрос урока, почему собирательные числительные- это пережиточная группа слов. |
Предметные: могут утверждать, что знают, как правильно надо употреблять собирательные числительные в речи. Мета предметные: могут выполнять задания разного уровня. Личностные: умеют организовывать себя на решение лингвистической задачи в разных ситуациях |
Рефлексия показала, что все учащиеся успешно усвоили правила употребления собирательных числительных |
Слайд 1.Здравствуйте. Рада вас приветствовать на своём уроке.
Запишите в тетрадях «18 марта классная работа»
Тема урока «Собирательное числительное»
Слайд 2, 3, повторение.
Слайд 4. Повторение пройденного
Выпишите, собирательные числительные из предложенных примеров:
Два портфеля, восемь ручек, семь подруг, семеро друзей, одна вторая пирога, семь девятых пути, двое медвежат, пятьдесят девять стульев, четверо суток.
Слайд 5. Предлагаю вам небольшую информацию к размышлению:
Мотивация. В современном русском языке собирательные числительные представляют собой пережиточную, замкнутую и непроизводящую группу.слов. http://www.terver.ru/russian/sobiratelnie_chislitelnie.php
Пережиточный — ПЕРЕЖИТОК, тка, м. Остаток прошлого, устарелого. П. старины. Пережитки прошлого. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов.
Вопрос по мотивации.
Как вы думаете, какой вопрос возникает в связи с этим суждением о собирательных числительных?
Слайд 6. Выберите:
1. Почему собирательные числительные- это «пережиток»?
2.Что означают собирательные числительные?
Для решения вопроса обратимся к источникам информации:
Слайд 7. Учебник. (с.56)
Слайд 8 Практическое закрепление по группам.
Работа в группах.
Что на столах |
Задание |
Картинки разных предметов и животных перемешанные |
Выбрать и отложить только те картинки, которые изображают предметы, сочетающиеся с собирательными числительными. |
Слайд 9. Кто быстрее! Придумайте с выбранными картинками словосочетания.
Слайд 10. Сделаем вывод, ответим на вопрос: почему собирательные числительные – пережиток прошлого? Посмотрите, сколько осталось ещё существительных, с которыми можно образовать словосочетания, но только не с этой группой числительных.
С какой частью речи сочетаются собирательные числительные? (Заполните карточку по речевой модели, впишите необходимое).
Собирательные числительные сочетаются: 1.С именами существительными, обозначающими лиц …………………… пола, …………………………………………….животных. 2.С именами существительными, только ………………….. …………….. числа 3.Местоимения : нас, вас Примеры 1. 2. |
Слайд 11. Закрепительная карточка
Зачеркни неправильный вариант употребления |
Сущ. Всегда множественного числа+ |
Существительное мужского пола (детёныши животных)+ |
|
1 |
Двое саней, двое скамеек |
||
2 |
Трое мужчин, трое девушек |
||
3 |
Семеро котят, семеро коров |
||
4 |
Пятеро рыбаков, пятеро буфетчиц |
||
5 |
Семеро суток, семеро деревьев |
||
6 |
Трое студентов, трое помощниц |
Слайд 12. Работа с тестами. Электронной тетради http://onlinetetradka.ru/auth/login
Слайд.13.Разно уровневые задания. Уровень 1.
1.Запишите правильное употребление числительных и составьте словосочетание:
(Семеро, семь) друзья , (двое, два) сутки, (трое, три ) подруги, (четверо, четыре) ножницы , (пятеро, пять) щенков, (трое, три) юноши, (пятеро, пять) неделя.
Похожие публикации
Сафонова Елена Валерьевна
Цымбалюк Светлана Александровна