12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демина Светлана Викторовна555
Стаж работы: 38 лет. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в МКГиКе. Большое внимание уделяю внеклассной работе: провожу олимпиады, литературный кружок, организую встречи с писателями и поэтами, поездки на родину Шукшина, Бажова, Есенина.
Россия, Москва, Москва
0

"Бальзак "Гобсек".Губительная сила и власть денег." Конспект урока.


Министерство науки и ВЫСШЕГО образования Российской федерации

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»














Методическая разработка.

Конспект урока «Бальзак «Гобсек». Губительная сила и власть денег».

преподаватель: Демина С.В.






2023, май.



Тема. Оноре де Бальзак «Гобсек».

Цель урока: рассмотреть изображение губительной силы и власти денег в новелле «Гобсек».

Задачи:

образовательные:

1.познакомиться с основными вехами биографии и творчества Бальзака, проанализировать повесть «Гобсек»;

воспитательные:

1. воспитывать у обучающихся положительные качества характера;

2. воспитывать эстетический вкус, чувство слова;

развивающие:

1.совершенствовать умение самостоятельно анализировать прозаический текст;

2.развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

3. совершенствовать культуру речи и публичного выступления;

4. развивать навыки критического мышления и память.

Методические приемы: метод творческого чтения, эвристический метод, диспут и исследовательский метод.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Материально-техническое оснащениемультимедийный проектор, экран, компьютер, доска.

Дидактическое оснащение: фотографии Бальзака, презентации по его жизни и творчеству.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Время-90 минут (1 пара).

План.

1. Биография Бальзака (кратко).

2. Бальзак-французский писатель – реалист.

3. «Человеческая комедия» Бальзака.

4. Краткий пересказ новеллы «Гобсек».

5. Особенности композиции повести.

6. Роль рассказчика в повести.

7. Сущность характера Гобсека.

Ход урока.

Слово преподавателя.

-Бальзак – это выдающийся французский писатель: романист, драматург, литературный и художественный критик, эссеист, журналист и издатель; один из основоположников реализма в европейской литературе.

Родился 20 мая 1799 года в городе Тур, Франция. Отец – Бернар Франсуа Бальса (1746 -1829), крестьянин, помощник мэра. Мать –Анна –Шарлотта –Лаура Саламбье (1778 -1853). В 1813 году окончил Вандомский коллеж, а в 1819году –Парижскую школу права. С 1923 года начал печатать свои книги.

Первая его книга вышла в свет в 1829 году. Это был исторический роман «Шуаны». В 1830 году был напечатан роман «Эликсир долголетия». В.Г.Белинский, познакомившись с ранними произведениями писателя, в то время не получившего полного признания в своей стране, отметил в «Литературных исканиях» «непостижимое искусство» Бальзака в обрисовке характеров, в создании индивидуализированных, жизненно достоверных образов.

Презентация «Творчество Бальзака» –(8мин.)

Бальзак «Человеческая комедия». Сообщение студента –(12 мин.)

История создания и публикации

В 1830 году писатель опубликовал шесть повестей (в том числе текст, получивший позднее название «Гобсек») в одном томе под общим названием «Сцены частой жизни». В 1831 году вышел трехтомник «Философские романы и повести» (тринадцать произведений, в том числе роман «Шагреневая кожа» и повесть «Неведомый шедевр»). В 1833 году Бальзак подписал с издательницей, госпожой Беше, контракт на издание «Этюдов о нравах XIX века» — двенадцатитомника, состоящего из трех серий: «Сцены частной жизни», «Сцены провинциальной жизни», «Сцены парижской жизни». Окончательно этот замысел выкристаллизовался в 1834 году. Бальзак подразделил все свои произведения, как уже написанные, так и те, которые еще предстояло написать, на три серии: «Этюды о нравах XIX века», посвященные социальной истории человечества, «Философские этюды», посвященные «причинам» всех этих «социальных следствий», и «Аналитические этюды», посвященные общим «принципам» устройства мира. Венчать все это здание был призван «Опыт о человеческих силах» (Бальзак называл его «трудом всей своей жизни», но написать не успел). Понятно, что с 1834 г. в уме Бальзака уже сложилось намерение создать единый прозаический цикл — по его собственному определению, «западную Тысячу и одну ночь», в которой «человек, общество и человечество будут подвергнуты описанию, суду и анализу».

Герои «Человеческой комедии» Бальзака

«Человеческая комедия» – это собрание 97 произведений, в которых описана история народа Франции. Бальзак описывал жизнь общества в XIX веке.

Цель «Человеческой комедии», какой она виделась Бальзаку, много шире и глубже, чем простое изображение современного писателю общества. Бальзака всегда волновала мысль о едином строении Вселенной. Если в начале романа «Златоокая девушка» он изображает один за другим все круги «ада, именуемого Парижем», то во всей «Комедии» стремится создать такую же целостную картину французского общества. Следуя примеру естествоиспытателя — Бюффона, автора «Естественной истории», описавшего все «виды животного царства», Бальзак задался целью применить эти теории к обществу: ведь оно «создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире». Он принялся описывать виды не природные, а социальные. Для этого ему пришлось «создавать типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров» и следить за «продвижением людей, олицетворяющих эти виды, в отведенных им сферах», прежде всего в рамках разных профессий («Предисловие к «Человеческой комедии»). Этих разнообразных людей в «Человеческой комедии», по убеждению самого Бальзака, должно было действовать «не меньше тысячи»; в бальзаковских романах присутствуют и реальные исторические лица, и фигуры вымышленные.

Единство художественного мира Бальзак начал подкреплять с помощью «возвращающихся персонажей»: так, банкир Нусинген действует в 31 произведении «Человеческой комедии», врач Бьяншон — в 29, денди и политик де Марсе — в 27. Распоряжаясь судьбами своих героев, Бальзак исходил не только из особенностей данного романа и рассказа, но и из своих представлений об общем здании «Человеческой комедии». Для «сквозных» героев, переходящих из произведения в произведение, он даже предусмотрел необходимость «биографических указателей, которые дадут возможность читателю ориентироваться в этом бесконечном лабиринте» (предисловие к первому изданию романа «Дочь Евы»). В них Бальзак намеревался излагать биографии героев в хронологической последовательности, начиная с рождения. Автор настаивал на том, что в мире «Человеческой комедии» представлены все социальные и психологические разновидности людей, существующие в мире: «свое дворянство и буржуазия, свои ремесленники и крестьяне, политики и денди, своя армия» Героев-аристократов он снабдил тщательно выверенной генеалогией, а его приятель Фердинанд де Грамон в 1839 году нарисовал по всем правилам геральдической науки гербы для 55 родовитых бальзаковских героев.

Анализ «Человеческой комедии» Бальзака

Одной из целей Бальзака, называвшего себя не столько историком, сколько секретарем современного ему общества, было создание книги о нравах Франции XIX в., и эту задачу он выполнил блестяще. Читая «Человеческую комедию», можно получить исчерпывающее представление о том, как действовала французская юстиция (повести «Дело об опеке», 1836 г. или «Полковник Фабер», 1832 г.), что представлял собою литературный и газетный мир Парижа (роман «Утраченные иллюзии», 1837— 1843 гг.), как работала тайная полиция при Империи (роман «Темное дело», 1841 г.), какую глухую, но жестокую войну вели крестьяне с помещиками (роман «Крестьяне», 1844—1855 гг.) и какие механизмы действовали в кабинетах парижских министерств (повесть «Чиновники», 1837 г.). Из романов Бальзака можно узнать, что такое акции и облигации, как ведется игра на бирже, как составляются брачные контракты и завещания. Бальзак имел полное право в «Предисловии к «Человеческой комедии» назвать себя «археологом общественного быта».

Так, внешность человека для Бальзака — не случайная оболочка, а своеобразный знак, за которым скрывается глубокий смысл. По внешности человека угадывается его характер; более того, во многом он этой внешностью предопределяется. Бальзак был убежденным последователем швейцарского ученого Лафатера, создателя физиогномики — науки о связях психологических свойств человека с его внешностью. Для Бальзака нет незначащих частей тела (и, следовательно, деталей портрета): неподвижные ноздри обличают черствую натуру; длинная шея выдает гордыню и упрямство, свойственные знати; сутулость доказывает, что человек живет в мире идей. Не менее важен костюм; он также несет, по Бальзаку, разнообразную информацию о характере, социальном положении и страстях человека. Писатель собирался даже создать по образцу физиогномики «вестигномику» — науку о семиотике одежды; подступом к этому стал его «Трактат об элегантной жизни», (1830 г.), включенный впоследствии в «Аналитические этюды».

Итак, за каждой материальной деталью (обликом, жестом, костюмом, поступком) скрывается мысль, идея. Но этого мало: определенная идея или страсть правит каждым из героев «Человеческой комедии» и рано или поздно вступает в столкновение с социальными условиями, с происхождением и профессией. Дело в том, что сами идеи, по убеждению Бальзака и его любимых героев (прежде всего Луи Ламбера из одноименной повести, 1832-1835 гг.), представляют собой вполне материальные силы, своеобразные флюиды, не менее могущественные, чем пар или электричество. Идея может поработить человека и привести его к гибели, даже если социальное его положение благоприятно. Критики-современники нередко упрекали Бальзака, охотно изображавшего супружеские измены и порывы незаконной страсти, в аморальности. Между тем писатель в «Человеческой комедии» не только не аморален, но, напротив, даже моралистичен: в романе «Тридцатилетняя женщина» (1831—1834 гг.) он показывает, до каких несчастий могут довести женщину необдуманный брак и последовавшие за ним нарушения супружеского долга. Рассказ о любви Феликса де Ванденеса к замужней женщине г-же де Морсоф в романе «Лилия долины» (1836 г.) это, по Бальзаку, — «невидимая миру битва между госпожой де Морсоф и страстью». В определенном смысле «Человеческая комедия» столько же посвящена быту и нравам, сколько страстям, владеющим героями, и столкновению этих страстей (будь то отцовская любовь отца Горио, любовь к золоту Гобсека или мания изобретательства Валтасара ван Клааса из романа «Поиски Абсолюта», 1834 г.) со страстями других героев и с социальной действительностью.

Для того, чтобы удовлетворить свои страсти, людям нужна воля — «сгусток силы», с помощью которого человек исторгает идеи за пределы собственного существа. В зависимости от наличия или отсутствия воли герои, поставленные в одни и те же обстоятельства и снедаемые одной и той же страстью, проживают свою жизнь по-разному. Энергичному Растиньяку, приезжающему из провинции в Париж («Отец Горио»), удается сделать блестящую карьеру («Банкирский дом Нусингена»), а безвольные Люсьен де Рюбампре («Утраченные иллюзии») или Виктюрньен д'Эгриньон («Музей древностей», 1836— 1838 гг.) в сходной ситуации (провинциал в Париже) терпят поражение. Герои Бальзака делятся на тех, кто наделен волей и потому способен действовать, и на тех, кто безволен, а значит, обречен на поражение. Бальзак всегда любуется людьми волевыми, энергичными. Те, кто аморфен, лишен воли, ему неинтересны. Только если у человека есть воля, его идеи — «организованные, цельные существа, обитающие в мире невидимом», — становятся действенной силой. Воля и «материальность» идей лежат в основе животного магнетизма и ясновидения — явлений, которым Бальзак уделял самое пристальное внимание (роман «Урсула Мируэ», 1841 г.). С другой стороны, писатель сознает, что у сильной воли есть изнанка, что ее мощь страшна, что порой она носит разрушительный характер (носитель такой страшной воли — каторжник Вотрен из романов «Отец Горио» и «Блеск и нищета куртизанок»).

Отсюда в «Человеческой комедии» утверждение необходимости «укротить жизненный порыв» отдельных людей и целых народов, воспитать их мысль с помощью христианской религии и монархического принципа. Отсюда же прославление семьи как подлинной основы общества, как установления, позволяющего смирить своеволие индивидов. В романе «Воспоминания двух юных жен», 1841—1842 гг., своенравная Луиза слушается только голоса своих желаний — и погибает, а рассудительная Рене посвящает свою жизнь нелюбимому мужу и обожаемым детям — и обретает счастье. Бальзак особенно гордился теми произведениями, где ему удалось предложить свой план переустройства общества. В романах «Сельский врач» (1833 г.) и «Сельский священник» (1839 г.), входящих в «Сцены сельской жизни», подробнейшим образом описана сходная ситуация. Герои (врач Бенасси и священник аббат Бонне) благодаря введению мудрых и рациональных законов преображают отдаленный край, пребывавший во власти нищеты и болезней.

Описывает Бальзак и пробы усовершенствования самого человека путем развития у него новых, почти сверхъестественных способностей: у Луи Ламбера «внутреннее, духовное «я» человека может отделяться от его тела и передвигаться в пространстве». Серафита из одноименного романа (1834 г.) — существо земное, но предназначенное для жизни небесной, «ангельский дух», наделенный мудростью шведского мистика Сведенборга и благодаря особому «внутреннему видению» знающий всё о тайнах мироздания. Если читателям и критикам порой казалось, что философские, социологические и политические рассуждения Бальзака — просто скучное дополнение к романной интриге, то сам писатель считал эти воспитательные и даже проповеднические страницы одним из главных своих достижений.

Несмотря на наличие повторяющихся героев, произведения, входящие в «Человеческую комедию» Бальзака, достаточно самостоятельны и могут читаться по отдельности. Именно так их обычно и читают. Больше того, имена бальзаковских героев, окончательно отрываясь от породивших их текстов, становятся нарицательными (реальных людей называют Растиньяками или Гобсеками). Бальзак, однако, видел свою главную заслугу в создании целостной картины человеческих несовершенств и их исправления с помощью правильного политического устройства и религиозной веры — христианства. Бальзак считал себя в первую очередь автором не отдельных, пусть даже весьма удачных произведений, но единой «Человеческой комедии».

Популярность «Человеческой комедии» в России.

Почти все тексты, вошедшие впоследствии в «Человеческую комедию», печатались в переводах на страницах русских журналов, причем интервал между оригинальной публикацией и появлением перевода составлял в 1830-е гг. — эпоху высшей популярности Бальзака в России — один-два года. Русская образованная публика имела также возможность знакомиться с произведениями Бальзака в оригинале, причем помимо отдельных изданий в ее распоряжении был петербургский журнал «Revue Etrangere», где тексты этого писателя (и других французских авторов) появлялись зачастую одновременно с их выходом в Париже.

Хотя многие литераторы и читатели причисляли Бальзака к школе «неистовой словесности» и упрекали в безнравственности и цинизме, тем не менее произведения его пользовались огромной популярностью, что дало основания русскому литератору С.П. Шевыреву сказать, что Бальзак в России «почти национален», а французскому писателю А. де Кюстину заметить, что из новых французских авторов «в России знают одного Бальзака, которым бесконечно восхищаются и о котором судят весьма верно». Из русских писателей XIX в. автор «Человеческой комедии» оказал особенно большое влияние на Ф.М. Достоевского, который считал характеры бальзаковских героев «произведениями ума вселенной» (письмо к брату от 9 августа 1838 г.) и начал свою литературную карьеру с перевода романа «Евгения Гранде» (1844 г.). История молодого человека, которому предложили пожелать смерти старому мандарину и за одно лишь это пожелание получить миллион («Отец Горио»), была упомянута Достоевским в черновой редакции «Речи о Пушкине»; она же является и одним из источников сюжета «Преступления и наказания».

Слово преподавателя.

-Сегодня на уроке мы ознакомимся с одним из первых произведений Бальзака – реалиста - новеллой «Гобсек». Она написана в 1830 году и входит в сцены частной жизни «Этюдов о нравах».

Дома вы прочитали это произведение:

Беседа по вопросам: (40мин.)

-Назовите главных героев произведения.
Жан Эстер ван Гобсек – ростовщик, расчетливый, скупой , но по-своему справедливый человек.
Дервиль – опытный стряпчий, честный и порядочный человек.
Другие персонажи
Граф де Ресто – знатный господин, отец семейства, обманутый муж.
Графиня де Ресто – красивая, знатная дама, супруга графа де Ресто.
Максим де Трай – расточительный повеса, молодой любовник графини де Ресто.
Эрнест де Ресто – старший сын графа де Ресто, наследник его состояния.
Виконтесса де Гранлье – богатая знатная дама.
Камилла – юная дочь виконтессы влюбленная в Эрнеста де Ресто.

Вопрос студентам:
-Перескажите содержание новеллы «Гобсек».
Однажды, поздним зимним вечером «в салоне виконтессы де Гранлье» – одной из самых богатых и знатных дам аристократического Сен-Жерменского предместья – произошел разговор касательно одного из гостей виконтессы. Им оказался молодой граф Эрнест де Ресто, которым явно заинтересовалась дочь госпожи де Гранлье, юная Камилла.
Виконтесса не имела ничего против самого графа, однако репутация его матери оставляла желать лучшего, и «ни в одном порядочном семействе» родители не доверят своих дочерей и, в особенности, их приданое графу де Ресто, пока жива его мать.
Дервиль, услышав разговор матери и дочери, решил вмешаться и пролить свет на истинное положение дел. В свое время ловкому стряпчему удалось вернуть виконтессе принадлежавшее ей по праву имущество, и с тех пор он считался другом семьи.
Дервиль начал свою историю издалека. В студенческие годы он снимал комнату в дешевом пансионе, где судьба свела его с ростовщиком по имени Жан Эстер ван Гобсек. Это был сухой старик с бесстрастным выражением лица, и маленькими и желтыми, «словно у хорька», глазами. Вся его жизнь проходила размеренно и монотонно, это был своего рода «человек-автомат, которого заводили ежедневно».
Клиенты ростовщика нередко выходили из себя, кричали, плакали или угрожали, в то время как Гобсек неизменно сохранял хладнокровие – бесстрастный «человек-вексель», который только вечером возвращался в свое человеческое обличье.
Единственным человеком, с которым старик поддерживал отношения, был Дервиль. Так молодой человек узнал историю жизни Гобсека. В детстве он устроился юнгой на судно и двадцать лет скитался по морям. Ему пришлось пережить немало испытаний, которые легли глубокими морщинами на его лицо. После многочисленных бесплодных попыток разбогатеть, он решил заняться ростовщичеством, и не прогадал.
В порыве откровенности Гобсек признался, «что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное» – золото, и только в нем «сосредоточены все силы человечества». В назидание он решил рассказать молодому человеку историю, которая произошла с ним намедни.
Гобсек отправился взыскивать долг в тысячу франков с одной графини, чей молодой щеголь-любовник получил деньги по векселю. Знатная дама, страшась разоблачения, вручила ростовщику бриллиант. Мимолетного взгляда на графиню хватило бывалому ростовщику, чтобы понять – скорая нищета грозила этой женщине и ее расточительному любовнику, «поднимала голову и казала им свои острые зубы». Гобсек поведал юноше, что его работа раскрыла ему все пороки и страсти человечества – «тут мерзкие язвы, и неутешное горе, тут любовные страсти, нищета».
Вскоре Дервиль «защитил диссертацию, получил степень лиценциата прав», и устроился старшим клерком в контору стряпчего. Когда владелец конторы был вынужден продать свой патент, Дервиль ухватился за этот шанс. Гобсек ссудил ему необходимую сумму под «дружеские» тринадцать процентов, ведь обычно он брал не менее пятидесяти. Ценой упорного труда и жесткой экономии Дервилю удалось полностью погасить свой долг в течение пяти лет. Он удачно женился на простой, скромной девушке, и с тех пор считал себя абсолютно счастливым человеком.
Как-то раз случай свел Дервиля с молодым повесой графом Максимом де Трай, который настоятель просил свести его с Гобсеком. Однако ростовщик не собирался «ссудить хоть грош человеку, у которого долгов на триста тысяч франков, а за душой ни сантима».
Тогда молодой кутила выбежал из дома, и вернулся со своей любовницей – очаровательной графиней, которая в свое время расплатилась с Гобсеком бриллиантом. Было заметно, что Максим де Трай вовсю пользуется «всеми ее слабостями: тщеславием, ревностью, жаждой наслаждений, светской суетностью». В этот раз женщина принесла в заклад роскошные бриллианты, согласившись на кабальные условия сделки.
Едва любовники покинули обитель ростовщика, к нему вошел супруг графини с требованием немедленно вернуть заклад, поскольку графиня не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями.
Дервилю удалось мирно уладить конфликт и не доводить дело до суда. В свою очередь, Гобсек посоветовал графу передать надежному лицу все свое имущество путем фиктивной сделки, чтобы спасти от верного разорения хотя бы детей.
Спустя несколько дней граф навестил Дервиля, чтобы узнать его мнение о Гобсеке. Молодой стряпчий признался, что вне своих ростовщических дел это «человек самой щепетильной честности во всем Париже», и в сложных вопросах на него можно в полной мере положиться. Поразмыслив, граф решил передать все права на имущество Гобсеку, чтобы спасти его от жены и ее любовника.
Поскольку разговор принял весьма откровенные формы, виконтесса отправила Камиллу спать, и собеседники могли открыто назвать имя обманутого мужа – им был граф де Ресто.
Спустя время после оформления фиктивной сделки Дервиль узнал, что граф находится при смерти. Графиня, в свою очередь, «уже убедилась в подлости Максима де Трай и горькими слезами искупала свои прошлые грехи». Понимая, что стоит на пороге нищеты, она никого не пускала в комнату к умирающему мужу, в том числе, и Дервиля, которому не доверяла.
Развязка этой истории наступила в декабре 1824 года, когда граф, обессиленный болезнью, отправился на тот свет. Перед смертью он попросил Эрнеста, которого считал своим единственным сыном, бросить в почтовый ящик запечатанный конверт, и ни в коем случае не рассказывать о нем матери.
Узнав о смерти графа де Ресто, Гобсек и Дервиль поспешили в его дом, где стали свидетелями настоящего погрома – вдова отчаянно искала документы на имущество покойника. Услышав шаги, она бросила в огонь бумаги, согласно которым младшие ее дети обеспечивались наследством. С этой минуты вся недвижимость графа де Ресто переходила Гобсеку.
С тех пор ростовщик зажил на широкую ногу. На все просьбы Дервиля сжалиться над законным наследником, он отвечал, что «несчастье — лучший учитель», и юноша должен узнать «цену деньгам, цену людям», только тогда можно будет вернуть ему состояние.
Узнав о любви Камиллы и Эрнеста, Дервиль в очередной раз отправился к ростовщику, чтобы напомнить о его обязательствах, и нашел того при смерти. Все свое состояние он передал дальней родственнице – уличной девке по прозвищу «Огонек». При осмотре дома ростовщика Дервиль ужаснулся его скупости: комнаты были забиты тюками табака, роскошной мебелью, картинами, протухшими съестными припасами – «все кишело червями и насекомыми». К концу жизни Гобсек только покупал, но ничего не продавал, боясь продешевить.
Когда Дервиль сообщил виконтессе, что Эрнест де Ресто вскоре вернет свои права на отцовское имущество, она ответила, что ему «нужно быть очень богатым» – только в этом случае знатный род де Гранлье согласится на родство с графиней де Ресто с ее испорченной репутацией.
В своем произведение Оноре де Бальзак в полной мере раскрывает тему власти денег над людьми. Противостоять им могут лишь немногие, в ком нравственное начало побеждает меркантильность, в большинстве же случаев золото безвозвратно порабощает и развращает.
-Назовите тему и идею этого произведения.

-Что вас поразило в характере Гобсека?

-Кого из героев русской литературы 19 века напоминает Гобсек?

-Что можно сказать о композиции повести?

-Ребята, остановимся на сюжете повести.

О необыкновенной фигуре ростовщика Гобсека рассказывает стряпчий Дервиль в салоне особняка виконтессы де Гранлье.

Слушатели, члены семьи виконтессы, которая по богатству и знатности рода была одной из самых влиятельных дам в Сен – Жерменском предместье, прерывают рассказ и раздумья Дервиля короткими и немногочисленными репликами.

Бальзак повествует в «Гобсеке» одновременно о многих очень непохожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье – Камилла и обедневший аристократ Эрнест де Ресто. Их любви сочувствует адвокат Дервиль.

Сидя в гостиной госпожи де Гранлье, Дервиль сообщает матери девушки неизвестные подробности о печальной истории семьи графа де Ресто и той роли, которую в этой истории играл ростовщик Гобсек.

Отец Эрнеста, граф де Ресто, в своё время женился на женщине из буржуазной среды, красавице Анастази, обладавшей сильным характером. Анастази, выйдя замуж за аристократа в годы Реставрации,

-Каково социальное положение, профессия Дервиля?

-Как относится к нему автор?

-Какими нравственными чертами он наделён?

(Дервиль – выходец из демократической среды, юрист, порядочный и честный человек. Дервиль из тех адвокатов, которые помогли приехавшей из эмиграции аристократии возвратить их имения, отобранные революцией. Так он помог виконтессе де Гранлье вернуть особняк. «Осмелев от этого успеха, он затеял кляузную тяжбу с убежищем для престарелых и добился возвращения ей лесных угодий в Лиснее…» Дервиль- это воплощение порядочности, умеренности и аккуратности в достижении своей карьеры»).

-Почему Бальзак доверяет рассказать историю Гобсека Дервилю?

(Дервиль выносит на суд людей жизненную позицию Гобсека. Он доверяет рассказать о нём человеку, близко знавшему его в течение более чем десяти лет: «Единственным человеком, с которым старик поддерживал отношения, был я. Он заглядывал ко мне попросить огонька… разрешал мне по вечерам заходить в его келью, и мы иной раз беседовали…»

-К какому выводу приводит писатель своих читателей рассказом Дервиля?

(Счастье, судьба, будущее дворян зависят от власти денег).

-А что из себя представляет главный герой повести?

-Что поражает Дервиля в Гобсеке?

(В Гобсеке уживаются беспомощность, старческая немощь и неимоверная энергия, которая направлена лишь на увеличение дохода.

Своё понимание жизни он излагает с не поколебимой убеждённостью:

Всё в мире иллюзия и суета, всё фальш, «из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это золото». Жизнь – машина, которую производят в движение деньги», «Золото – вот духовная сущность всего нынешнего общества».

Дервиль отмечает, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ,

подлое существо и возвышенное.

-А как вы понимаете слова Дервиля о Гобсеке: «Поэзия? В такой голове?»

(Ростовщик – человек, делающий деньги из денег, оказывается в то же время поэтом, художником: «По сладкому голосу горничной я понял, что хозяйке заплатить нечем. Зато какую же я красавицу тут увидел! В спешке она только накинула на обнажённые плечи кашемировую шаль и куталась в неё так искусно, что под этим покровом вырисовывалась вся её статная фигура.

В Гобсеке нас поражает и социальная зоркость, умение проникнуть и

осознать законы, мораль эпохи и в тоже время неспособность понять смысл и назначение жизни, прежде всего, своей собственной.

Всесилие золота он принимает за единственное сущее.)

Слово преподавателя:

-Автор завершает своё произведение описанием богатства Гобсека, посвятившего свою жизнь накопительству.

Таким образом в центре авторского внимания оказывается своеобразный феномен: «скупость», превратившаяся в безотчётную, лишённую всякой логики страсть». Сцена смерти Гобсека, которую увидел в его доме Дервиль несёт мысль о бессмысленности накопительства.

А сейчас вы напишете небольшое сочинение – размышление «Деньги –это счастье?» (25мин).

Прослушивание сочинений- (3мин.)

Выставление оценок –(2мин).







12



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.