Методическая разработка раздела учебной программы «Религии России»

1
0
Материал опубликован 28 January 2016

Город Нижний Новгород

МБОУ «Школа №133».

Методическая разработка раздела учебной программы «Религии России».

9 класс

Выполнила: учитель истории МБОУ «Школа №133»

Семенова Жанна Валерьевна

2016 год

Пояснительная записка, цели и задачи

История современной школы представляла непрерывную череду образовательных реформ, суть которых сводилась к стремлению изменить сознание человека. Была прервана духовная традиция, многое, что дорого русскому сердцу, предавалось осмеянию, целые пласты народной и духовной культуры были изъяты из образовательного пространства, разрушалась традиционная система ценностей. Целью обучения и воспитания становились: успешность, карьера, вхождение в общество западного типа. Формировалась система образования адаптационного типа, позволявшая ученику приспосабливаться к условиям жизни в обществе, но исключавшая условия для его духовного, а значит, личностного роста. Результатами подобного воспитания стали: упадок нравов, потеря ориентиров, подмена понятий.

На современном этапе политика защиты национальных интересов государства привели к пониманию необходимости укрепления семьи и возвращению к нравственным ценностям, в основе которых просматриваются христианские мотивы. В связи с этим особую актуальность обретает вопрос духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Именно курс «Религии России» и призван способствовать решению этих насущных задач, находясь на стыке общегуманитарных дисциплин и рассчитанный на преподавание в 8-9 классах(68 часов).

Учитывая неразрывную связь данного курса и историей России, я считаю, что именно раздел «Православие», который изучается в 9 классе, дает возможность увидеть, понять, проследить особую логику в истории своего народа: его взлеты и падения, которые зависели и зависят от того, как народ выполняет нравственные законы. В связи с этим необходимо всегда помнить, что история народа священна.

Реализация педагогической цели передо мной ставит следующие задачи в рамках курса «Религии России» раздела «Православие»:

Изучение своей культуры, религии и уважения культуры и религии других народов

Воспитание чувства патриотизма и гражданственности

Формирование мировоззрения, самосознания

Воспитание чувства любви и уважения к родителям

Выполнение этих важных задач в учебно-образовательном процессе осуществляется мной на уроках «Религии России».
 

Психолого-педагогическое обоснование

Восприятие и освоение учебного материала учащимися 9х классов имеет свои специфические особенности в силу их возраста(подростковый период). Важнейшим новообразованием юношеского этапа является становление самосознания, мышление приобретает рефлективный характер, происходит расширение жизненного пространства подростка, впервые наступает осознание будущего, появляется жизненная перспектива, возникают профессиональные намерения.

Ребенок уже не играет во взрослого, не подражает ему, он ставит себя в ситуацию взрослого, требует признания своей самостоятельности, равенства при отсутствии достаточных условий – физических, интеллектуальных и социальных. Ничего не принимает на веру, проявляет потребность в доказательствах. Главной потребностью этого возраста является интимно-личное общение. Оформляются взгляды и убеждения.

Юношеский возраст – это время живых чувств, когда все занимает, все удивляет, когда легко можно впасть в соблазн, когда многое зависит от того, кто находится рядом с подростком.

Изучение раздела «Православие» дает, на мой взгляд, те «маячки», которые помогают ребенку найти правильное решение. При изучении темы «Православные святые» учащиеся знакомятся с их жизнеописанием, при этом больший акцент делаем на юношеском периоде, когда они были в таком же возрасте и испытывали такие же чувства, переживания. Как им удавалось избежать соблазнов, падений, что их подвигало уходить в монастырь, оставляя суетный мир, как строились отношения со сверстниками, родителями, близкими – ответы на все эти вопросы мы находим в святоотеческой литературе. Завершая тему, каждый ученик готовит мини-презентацию о святом, имя которого он носит(«Имя мое свято»).

 

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Усвоение основных догматов православного вероучения

Воспроизводить основные идеи изученного материала

Формирование нравственного отношения учащихся к себе и другим людям

Умение применять полученные знания на других уроках (история, обществознание, литература, мхк)

Видеть, понимать закономерности исторического развития с точки зрения нравственных законов

Умение сопоставлять духовную жизнь народа и ее земное проявление

Желание глубже узнать историю своего народа, в основе которой лежит православное мироощущение

Умение оценивать свои поступки с точки зрения основ православной религии

Формирование умения аргументировать основные положения, обобщать, выделять существенные признаки

Исходя из ожидаемых результатов освоения раздела программы «Православие», предлагаю следующую диагностику достижений учащимися этих результатов:

Контрольные срезы на знание материала

Понятийные диктанты

Индивидуальная работа по карточкам (для слабых учеников)

Творческие отчеты в виде мини-презентаций

Контрольные тесты

Уроки-обобщения по разделу

Используемые технологии, методы, формы организации деятельности

Современная школа предлагает массу самых разнообразных образовательных технологий и воспитательных систем. Не отвергая инноваций, применяя их на своих уроках, я все же являюсь сторонником традиционной системы обучений и считаю, что они апробированы временем и дают хороший, стабильный результат. Основным звеном образовательного процесса был, есть и будет школьный урок. Именно на уроке учитель решает важнейшие задачи обучения и воспитания. В своей педагогической деятельности я использую следующие подходы к обучению:

Знания не берутся, а обретаются в процессе обучения;

Ученик не должен быть пассивным, поэтому необходимо направить его деятельность на поиск знаний, на готовность осознать, понять и вместить знаний, когда эрудиция дополняется интуицией.

Образование сводится не к доказательству истины только силой разума, а к познанию истины как откровения, свидетельства и описания.

Рассмотрим основные образовательные технологии на уроках «Религии России».

Мой урок отличается высоким темпом, информативной насыщенностью, постановкой проблемных вопросов, требующих от старшеклассников самостоятельной работы. Учитывая минимальное количество часов на изучение курса «Религии России», большой объем работы учащиеся выполняют дома, составляя схемы-опоры, таблицы, которые, несомненно, помогают систематизировать материал, логически выстраивать ответ, подготовить учащихся к лекционной работе в ВУЗе, умение информативно-содержательный материал уместить в читаемую схему-опору. Не менее ярко и интересно проходят уроки-экскурсии (Владимир, Дивеево, Макарьев). Окунуться в историческое прошлое, побывать в атмосфере того времени, увидеть самим то, о чем говорили на уроках – все это дает незабываемые эмоциональные переживания и сохраняется в сознании подростка на всю жизнь. То, что обращено к сердцу ребенка, несомненно находит отклик и в его душе и в душе педагога. На мой взгляд, это самый позитивный урок, где нельзя получить плохой оценки, где мотивация деятельности учащегося самая высокая. Ребята получают задание перед учебно-тематической экскурсией на выбор:

«Самый лучший фоторепортаж»

«Путевые заметки» (эссе)

«На этой экскурсии я впервые узнал, что…»(собственные открытия)

Подведение итогов по уроку-экскурсии превращается в самый настоящий праздник, где ребята делятся своими впечатлениями, переживая их вновь и вновь, и получая при этом хорошие оценки.

В совместной деятельности с ребятами родилась идея проведения творческих мастерских и постановок спектаклей в рамках религоведческого курса. Построенные на проблемно-поисковом методе, где ведущая роль принадлежала ученикам в поиске необходимой информации, оформлении, составлении сценария, привели к постановке ряда спектаклей, посвященных православной тематике: «Звездочка»(сказка для самых маленьких), «Рождественская сказка», «Вифлеемская звезда», которые стали настоящим событием для школы. Традиционной стала работа лекторских групп (в рамках раздела «Православие»), связанная с празднованием Рождества Христова, Пасхи, дня славянской письменности.

Поурочное планирование по разделу «Православие»

урока

Название тем, разделов

Количество часов

Примечание

 

Тема 9. Православие

19

 

1

Принятие Русью христианства и значение христианизации в судьбе русского народа.

1

 

2

Особенности православного вероучения и культа. Учение о Сотворении мира.

1

 

3

Понятие греха в православном вероучении. Семь таинств.

1

 

4

Никеоцарьградский символ веры.

1

 

5

Православные святые. Понятие святости и канонизации.

1

 

6

Почитание святых.

1

 

7

Святые земли Нижегородской.

1

 

8

Монастыри. Монашество: основное понятие.

1

 

9

Монастыри в X-XVII веках, их роль в истории государства.

1

 

10

Монастыри в императорский период XVIII и начала XX века.

1

 

11

Судьба монастырей в советский период в 1917 -1991.

1

 

12

Основные этапы истории РПЦ и их характеристика. Первый и второй периоды.

1

 

13

Период патриаршества в истории РПЦ. Синодальный период.

1

 

14

РПЦ в истории атеистического государства до наших дней

1

 

15

Система организации и управления РПЦ.

1

 

16

Иерархия православного духовенства.

1

 

17-18

Социальная концепция русского православия.

2

 

19

Обобщающий урок по теме «Православие».

1

 

Разработка урока по теме: «Понятие греха в православном вероучении»

Цель урока: Познакомить учащихся с одним из центральных понятий в православном вероучении – понятие греха.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: 1) Библия

2) Ученическая тетрадь

3) н/доска, где записана тема урока, основной понятийный аппарат

Основные понятия: Дерево жизни, Дерево познания добра и зла, Заповедь, первородных грех, покаяние.

Методические рекомендации:

1) опрос домашнего задания рекомендуется провести в форме фронтальной игры (это задействует весь класс, значительно оживит урок)

2) Активизировать самостоятельную работу учащихся, предложив опережающие задания (это даст возможность учителю, объясняя новый материал, вести диалог с классом, побуждая их к активной работе)

Ход урока:

I. (10 минут)

1) Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что православное вероучение основывается на Библейском сюжете о Сотворении мира. Как вы усвоили эту тему, мы сейчас проверим. Опрос домашнего задания сегодня пройдет в форме игры. Я предлагаю приготовить вам листочки, просмотреть свои записи и выслушать задание. Внимательно слушая текст Библии, определите в какой день творения это происходило. Итак, «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, древо плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так»

Ответ учащихся: Третий день творения

Учитель: «И сказал Бог: произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной…И был вечер, и было утро: день(?)

Ответ учащихся: день пятый

Учитель: В какой день «Сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их…»

Ответ учащихся: Шестой день

Учитель: В какой день «Бог создал твердь и отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью? И назвал Бог твердь небом»

Ответ учащихся: второй день

Учитель: По слову Божьему засияли над землей светила небесные; солнце, луна, звезды. И был это день(?)

Ответ учащихся: день четвертый

2) Некоторым учащимся предлагается индивидуальная работа по карточкам (можно предложить слабым учащимся). Это задание на определение основных понятий по пройденному материалу: Ангелы, Рай, дьявол, Ад, бесы.

3)Опрос по домашнему заданию: Что представлял собой созданный Богом невидимый духовный мир ангелов (учу строить монолог)

Ответ учащихся: Прежде всего, Бог создал невидимый мир ангелов. Ангелы – духи бестелесные (потому невидимые и бессмертные) как и наши души, но их Бог одарил более высокими силами и способностями, чем человека. Ум их совершеннее нашего, они всегда исполняют волю Божию, безгрешные, так утвердились в делании добра, что и грешить не могут. Много раз ангелы являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда их Бог посылал к людям сказать или возвестить Свою волю. Поэтому слово «ангел» означает вестник.

Учитель: Как в этот духовный мир пришло зло?

Ответ учащихся: Ангельский духовный мир не весь пребывал в доброте и Божественной любви. Нашелся в те давние времена среди добрых ангелов коварный ангел по имени Денница, который возгордился своим могуществом и стал увлекать за собой других. Он начал клеветать на Бога, противиться Его воле. Он стал темным, злым духом – Диаволом (клеветником) или по-иному Сатаной (противником). Ему удалось соблазнить и некоторых других ангелов, которые тоже начали гордиться собой. Они также стали злыми духами – бесами.

Учитель: Домой вы получили задание для самостоятельной работы: ответить, почему при сотворении первых людей Бог сказал: «Сотворим, а не сотворю» (проверка самостоятельной работы учащихся дома)

Ответ учащихся: Потому что Бог един в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Поэтому при сотворении человека Бог говорит во множественном числе: «Сотворим».

Подведение итогов и выставление оценок.(2 минуты)

II. Изучение нового материала. (20 минут)

Учитель: Сегодня мы с вами знакомимся и разбираем одно из самых главных понятий в православном вероучении – это понятие греха. С чем у вас ассоциируется это слово?

Ответ учащихся: «Это плохо», «преступление», «нехороший поступок».

Учитель: Можно так сказать. А откуда он взялся (грех)? Кто знает?

Ответ учащихся: «Ева съела яблоко и дала своему мужу Адаму, и Бог их изгнал из Рая».

Учитель: Неужели из-за яблока были лишены блаженства первые люди? Давайте обратимся к Библии (работа с источником).

Итак, посреди Рая – Эдема Бог посадил два дерева: «древо жизни и древо познания добра и зла» (сразу ознакомимся с новыми понятиями и запишем их в тетрадь). О древе жизни повествуется в Библии как о древе, которые не только украшало Рай и давало плоды, но и обладало особым свойством: его плоды давали вкусившему их вечную жизнь. А вот древо познания добра зла, в противоположность первому, имело плоды, которые лишали бессмертия вкусивших их, и потому плоды его были запрещены для вкушения. Жизнь людей в Раю была исполнена радостью: совесть их была спокойной, разум был светлый, а сердце чистым. Бог заботился о них как любящий отец. Он создал людей как ангелов для того, чтобы они любили Бога и друг друга. Для этого Он стал учить людей любви. Он дал им полную свободу и маленькую заповедь (повеление) – не есть плодов с дерева познания добра и зла (отрабатываем понятия, записываем в тетрадь). Исполняя эту заповедь, люди могла проявить свою любовь и внимание к желанию Того, кого любили. Адам и Ева с радостью приняли этот завет, и царили в Раю любовь и согласие.

А что произошло дальше? Почему Ева, помня завет Божий, его нарушила?

Ответ учащихся: «Не смогла устоять перед привлекательностью плода».

Учитель: Что же произошло?

Люди поддались искушению, нарушили волю Божию – согрешили (записываем понятие в тетрадь). Они отделили себя от Бога. В мир, во все творение Божие пришло зло, которое до того не имело место в мире. Этот первых грех называют «первородным грехом». Так что же такое «первородный грех»?

Ответ учащихся: Это грех, который дал начало всем последующим грехам.

Учитель: Согрешив, люди не получили ни радости, ни совершенства, они лишились душевного спокойствия, их стала мучить совесть.

Бог, по-своему милосердию, стал призывать их к покаянию – осознанию своей вины (запись понятия в тетрадь). Он ждал, что люди раскаются и попросят прощения, однако грех отдалил людей от Бога. Адам и Ева не раскаялись, они перекладывали вину за содеянное друг на друга и на змея. Больше людям нельзя было оставаться в Раю, безгрешном месте, и они были изгнаны. Господь предсказал Адаму все тяготы жизни, которые предстоит испытать людям на земле, прежде чем они снова обретут Рай.

Почему же Господь попустил зло?

Ответ учащихся: Не знаем.

Учитель: Над этим вопросом люди размышляли во все времена. Человек по своей природе был всегда свободен, и в его общении с Богом не было никакого принуждения, лишь согласие и любовь, но вы знаете, жизнь человека всегда наполнена желанием все изведать, все познать, достичь: «запретный плод сладок».

Довольно сложно бывает человеку избежать соблазна греха – внешней привлекательности и кажущейся легкости сделать или получить что-то, что человеку не позволено и даже вредно. Каждый миг жизненного пути это миг выбора. Не всегда человек идет путем добра и справедливости, но каждый для себя этот путь определяет самостоятельно. Чем больше у человека добра и правды в душе, тем ближе он к Богу, тем больше у него сил удержаться от дурных соблазнов.

Закрепление материала: (5 минут)

Учитель: Итак, сегодня мы с вами познакомились с понятием греха. Как вы поняли, что это такое?

Ответ учащихся: Грех – это нарушение воли Божией.

Учитель: Давайте еще раз вспомним основные моменты урока и запишем в тетрадь блок-схему, которая поможет вам подготовиться к следующему занятию.

Предлагается блок-схема, еще раз проговаривается весь материал.

Блок-схема

Понятие? греха

Рай

Земля

ЛЮДИ

СВЯЗЬ

БОГ

ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ

ЗЛО – Первородный грех

что? Бог

покаяние

ЛЮБОВЬ

= Ангелы

Свободу =

ЛЮДЕЙ

ЗАПОВЕДЬ

СОЗДАЛ

БОГ

ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

НЕЛЬЗЯ!

ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

ВКУШАЙ!

 

Завершение урока: (3 минуты)

Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с одним из главных понятий православного вероучения – понятием греха.

Запишем домашнее задание:

Составить письменный рассказ по теме, используя схему-опору.

Используя компьютер, составьте свою блок-схему по теме (формат А4).

Подумайте, почему Дьявол, вошедший в змея, спрятался в ветвях древа познания добра и зла?

Опережающее задание (самостоятельная работа учащихся) по Символу веры, как простому и точному изложению главных истин Христианской веры.

Выучить понятийный аппарат

Литература:

Библия. Российское библейское общество (Москва, 1997г.)

История религии в России (Москва, 2004г.)

Гараджа В.И. Религоведение (Москва, 1995г.)

Система знаний и система деятельности

В процессе изучения раздела «Православие» учащиеся соприкасаются с другими дисциплинами, такими, как история, литература, культурология. Формируется определенная система знаний. Так, при изучении темы «Принятие Русью христианства и значение христианизации в судьбе русского народа», ребята используют свои знания, полученные на уроках истории России в седьмом классе. Используется такой вид деятельности как организационная беседа в вопросно-ответной форме.

Изучая тему «Особенности православного вероучения и культа», основной акцент в системе знаний делается на отработке понятийного аппарата, терминологии, как на уроке, так и самостоятельно, применяется проблемно-поисковый метод.

Умение строить монолог, работать с дополнительными источниками, грамотно выстраивать свое выступление помогают уроки: «Православные святые», «Монастыри. Монашество», давая возможность творческого подхода к изучению этих тем. Таким образом, дается панорамная картина событий в историческом, духовном, культурном аспектах.

Рассмотрение темы «Основные этапы истории РПЦ» проходят в историческом контексте, поэтому, изучая их, учащиеся используют свои знания, полученные на уроках истории, мхк, литературы, выстраивая определенную систему событий, фиксируя их, получая более полное представление.

Список литературы

Зеньковский В.В. «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». Москва (1993г.)

Куломзина С.С. «Наша церковь и наши дети». Москва (1994г.)

Нилус С.А. «Великое в малом». Сергиев Посад (1992г.)

Протоиерей Евгений Шестун. «Православная педагогика». Москва (2002г.)

Комментарии
Комментариев пока нет.