Методическая разработка урока по физике на тему «Влажность воздуха для окружающей среды и в жизни человека»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский национальный исследовательский
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Геологический колледж
Методическая разработка урока по физике
на тему : "Влажность воздуха для окружающей среды и в жизни человека".
Выполнил преподаватель физики:
Селюнина Светлана Валерьевна
Цели урока:
Образовательные цели
Познакомить учащихся с понятием влажности воздуха и ее видами, с приборами для измерения влажности воздуха, с значением влажности воздуха для окружающей среды и для человека. Научиться определять влажность воздуха с помощью психрометрической таблицы.
Развивающие цели
Развитие умения находить влажность воздуха и видеть физические явления в окружающем мире; формирование и развитие способности анализировать, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала на уроках физики, развитие творческого мышления.
Воспитательные цели
На материале урока показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека. Создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу; вызвать желание связать знания и умения, полученные на уроке физики в решение качественных и расчетных задач; вырабатывать наблюдательность; способствовать развитию самостоятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения.
Показательно – иллюстративные с применением мультимедийных технологий:
учебная игра "Самый умный";
рассказ-беседа;
решение качественных и расчетных задач.
Оборудование и технические средства обучения:
1. мультимедийный проектор;
2. ноутбук;
3. экран;
4. презентация к уроку “Влажность воздуха”.
5. раздаточный материал:
психрометрическая таблица;
таблица "Зависимость давления и плотности насыщенного водяного пара от температуры ";
таблица "Зависимость точки росы от температуры и от относительной влажности воздуха".
Ход урока:
1. Организационный момент.
Контроль посещения урока. Информация об особенностях урока.
2. Актуализация знаний.
Проводится небольшая игра, которая называется "Самый умный". Она поможет повторить , проверить и закрепить знания и умения по предыдущему материалу. Эта игра состоит из 13 вопросов, за каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл. В конце игры считается количество баллов, кто же оказался из учащихся наиболее подготовленным, внимательным и "Самым умным".
1. Вопрос :
Вещество, про которое китайский философ древности Лао - Цзы написал:
"Самое мягкое и самое слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и ему нет равного в мире"
Ответ: вода.
Далее учащийся читает басню "Вода и пар" В.С.Чикина
Вода и пар.
Дружили пар с водой –
Водой не разольёшь,
Иначе говоря, без пара
Житьё воде – сплошная кара.
Ещё бы, чем они не пара?
Но вот, узнав об этой страсти,
Измор – огонь решил на части
Единство разделить без промедленья.
Огнём затравлена вода до испаренья.
Седеет пар,
Нигде воды ни-ни…
Один как перст, кого тут ни вини.
Вдруг жар ослаб,
А сверху кап да кап,
Желанная вода по каплям льётся
И над огнём она смеётся.
Здесь мораль найдётся:
Не забывай про мать – природу
Имея цель разъединить пар и воду.
2. Вопрос: Что же такое пар?
Ответ: Пар — газообразное состояние вещества в условиях, когда газовая фаза может находиться в равновесии с жидкой фазой того же вещества.
3. Вопрос: Какие виды пара существует?
Ответ: Различают насыщенный и ненасыщенный пар.
Ненасыщенный пар — пар, не достигший термодинамического равновесия со своей жидкостью.
Насыщенный пар - пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
4. Вопрос: Как называется максимальная температура, при которой пар превращается в жидкость?
Ответ: критическая температура.
5. Вопрос:
Что такое испарение?
Ответ: Испарение — процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящий на поверхности веществ.
6. Вопрос:
Найти ошибку в тексте.
При испарении поверхность жидкости покидают молекулы с наименьшей кинетической энергией.
Ответ: наибольшей кинетической энергией.
7. Вопрос: Что такое конденсация?
Ответ: Конденсация - процесс перехода из газообразного состояния в жидкое состояние.
8. Вопрос: Что такое кипение?
Ответ: Кипение - процесс парообразования по всему объему жидкости.
9. Вопрос: Отчего зависит температура кипения воды в гейзерах? (просмотр видеоролика "гейзер")
Ответ: температура кипения воды зависит от давления.
10. Вопрос:
Отрывок из произведения Л.Н.Толстой. Лёд, пар и вода.
«Паром греют вот как: напустят пару в холодный дом. Пар станет охолаживаться, каплями потечет к низу и станет водой. Воду эту выносят и в доме становится теплее».
Какое природное явление согревает холодный дом?
Ответ: При переходе пара в воду происходит конденсация. Внутренняя энергия воды увеличивается, выделяется энергия, которая обогревает холодный дом.
11. Вопрос:
Почему образуются белые клубы при выдохе на морозе?
Ответ: Водяной пар, содержащийся в выдыхаемом воздухе, зимой охлаждается , становится насыщенным и частично конденсируется в воду в виде тумана.
Подведение итогов игры
Тема урока на доске не записана, далее предлагается учащимся самим определить её. Предлагаются учащимся ответить на следующие вопросы. Все эти вопросы связанные с природными явлениями:
1. Вопрос .
Рано утром молоко
Побежало далеко,
Разметалось по полям,
По болотам и лугам.
Какому природному объекту и явлению посвящены эти строки?
Ответ: облака.
2. Вопрос:
Герасимов Александр Михайлович оставил заметный след в русском искусстве. Он создал много замечательных произведений, так и вот эту картину представленную:
На протяжении всей его творческой жизни особый интерес у художника вызывала природа во время этого явления или после него. Он делал очень много набросков, пока не создал одну из лучших своих картин . Как называется эта картина?
Ответ: Картина называется "После дождя. Мокрая терраса".
3. Вопрос:
На рассвете, в сумерках ледовых,
Хор берёз был выше и туманней.
И стояла роща, как Людовик, -
В сизых буклях изморози ранней.
Ответ: иней
4. Вопрос:
Строки из стихотворения Константина Бальмонта «Безглагольность»
"Приди на рассвете на склон косогора, -
над зябкой рекою дымится прохлада....."
О чем идет речь?
Ответ: туман.
5. Вопрос:
Она вся сияла,
Сверкала, искрилась
И огоньками цветными
Светилась.
И я удивился,
Задумался сразу:
А вдруг из нее
Происходят алмазы?
Ответ: роса.
6. Вопрос:
Какое явление природы описал Ф. И.Тютчев в своем стихотворение
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим – за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Ответ: радуга .
7. Вопрос:
У китайского поэта Цюй Цюбо есть такие строки:
О необъятная страна,
необозримая страна.
И для тебя нашлась одежда,
Никем не сшитая она,
Как бы безбрежный дивный сон
Вдруг успокоенной земли –
Вокруг на десять тысяч ли
Невиданная белизна.
Что это за одежда?
Ответ: снег
Вопрос к учащимся : Что объединяет эти явления?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Ответ: все эти явления объединяет вода, содержащаяся в атмосфере.
Учитель:
- Итак, тема сегодняшнего урока: "Влажность воздуха в нашей жизни".
3. Изучение новой темы.
Содержание темы:
понятие влажности воздуха;
виды влажности воздуха;
величины, характеризующие влажность воздуха;
виды приборов для определения влажности воздуха;
субъективное ощущение влажности воздуха;
как можно регулировать влажность воздуха;
значение влажности воздуха.
Влажность воздуха - это содержание водяного пара в атмосфере.
Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое воздухом на находящиеся в нем тела.
Рассмотрим одну из характеристик влажности воздуха:
Парциальное давление водяного пара - это давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали.
Обозначается: [p] – Паскалях (Па).
Виды влажности воздуха:
Абсолютная влажность воздуха – содержание водяного пара в одном кубическом метре воздуха при данных условиях.
ρ – абсолютная влажность
[ρ] -
Вопрос к учащимся : А какая еще физическая величина так обозначается и имеет такую же единицу измерения?
Ответ: плотность.
Абсолютная влажность и парциальное давление водяного пара связаны уравнением Менделеева - Клапейрона.
Вопрос к учащимся : как записывается уравнение Менделеева - Клапейрона?
Ответ: или
Относительная влажность – отношение парциального давления к давлению насыщенного пара при той же температуре.
Обозначается: [] - %.
,
- давление водяного пара, - давление насыщенного пара при той же температуре.
Давление и плотность насыщенного пара при разных температурах можно найти в таблице. Это табличная величина.
Точка росы - это температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы содержащийся в нём пар достиг состояния насыщения и начал конденсироваться в росу.
Этот параметр зависит от давления воздуха. Точка росы характеризует влагосодержание воздуха. По ней, например, можно судить о вероятности образования тумана. Определяется точка росы с помощью специальной таблицы.
Приборы для определения влажности воздуха это:
гигрометры (волосяной и конденсационный)
психрометр
Волосяной гигрометр состоит из:
1 обезжиренного волоса,
2 регулировочного винта,
3 дужки,
4 рычажка,
5 стрелки,
6 шкалы.
Принцип действия волосяного гигрометра основан на свойстве обезжиренного человеческого волоса. Волос изменяет свою длину с изменением влажности воздуха, при повышении относительной влажности, волос удлиняется.
Конденсационный гигрометр состоит из:
1. металлической коробочки,
2. передней стенки,
3. отполированного кольца,
4. теплоизолирующей прокладки,
5. резиновой груши,
6. термометра.
Такой гигрометр определяет влажность воздуха по температуре металлической коробочки в тот момент, когда на ней появляются капли воды, а в холодное время года кристаллы льда, которые конденсируются из воздуха.
Психрометр
Название прибора произошло от греч. слова «психрос», что означает «холодный». Он состоит из двух термометров: один сухой термометр, другой увлажняющий (влажный) обмотан тканью и опущен в воду (поскольку вода испаряется, то термометр охлаждается).
По разности температур двух термометров сухого и влажного и с помощью психрометрической таблицы определяют относительную влажность воздуха.
Психрометром пользуются в тех случаях, когда требуется достаточно точное и быстрое определение влажности воздуха.
Субъективное ощущение влажности воздуха человеком
Если относительная влажность воздуха меньше 40% , то возникает сухость. Сухость приводит к старению кожи, зимой при 10 - 20% скапливается большой статический заряд.
Идеальная влажность в жилом помещении, когда человек чувствует нормально и комфортно составляет 40-60%.
Если выше 60%, такая влажность воздуха усиливает чувствительность организма к перепадам температур, повышает риск возникновения легочных заболеваний и ухудшает обменные процессы.
Если влажность больше 80 процентов, то становится трудно дышать, а в помещениях образуется плесень и грибок.
Как достичь оптимальной влажности?
Активно поглощает водяные пары гранулы силикагеля.
Силикагель - это высушенный гель кремниевой кислоты.
В качестве влагопоглотителя для предохранения от коррозии и от влаги при длительном хранении различных веществ,
например:
- оптических приборов;
- кожи, различных кожаных изделий (сумки, обувь и т.д.)
- в основаниях стеклопакетов закладывается силикагель для предохранения запотевания окон.
Увлажнители.
Раньше для того, чтобы увлажнить воздух, хозяйки использовали поддоны с водой на радиаторы центрального отопления или развешивали сушить в комнатах мокрое бельё. Сейчас выпускаются специальные приборы – увлажнители воздуха, позволяющих поддерживать необходимый уровень влажности воздуха в помещении.
Осушители воздуха – это эффективный прибор для поддержания нормальной влажности в сырых помещениях.
Кроссворд на тему: "Значение влажности воздуха"
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
4 |
||||||||||||
5 |
||||||||||||
6 |
||||||||||||
7 |
||||||||||||
1. Эрнст Теодор Амадей Гофман – известный немецкий писатель, покоривший русского читателя XIX века своими романтическими сказками и таинственными новеллами, сказал так , это искусство пользоваться физическими и химическими науками для сохранения здоровья. О чем идет речь?
Ответ. медицина
2. Девочка с рождения умна,
Очень образована она.
В ней сегодня - вся премудрость века!
Ответ: библиотека
3. Совокупность машин, механических устройств, орудий.
Ответ: техника
4. Дышат, а ходить не могут.
Ответ: растения
5. Изделия образованные в процессе переплетения нитей на ручном или механических станках
Ответ: ткань
6. В цветастые одёжки
Завёрнуты Хаврошки.
А внутри - вкуснота.
Не проносишь мимо рта.
Ответ: конфеты
7.(по горизонтали)
Наука о погоде .
Ответ: метеорология
7. (по вертикали)
Место, где хранятся старые вещи.
Ответ: музеи
Значение влажности в медицине:
В операционных, послеоперационных палатах, реанимационных залах и палатах интенсивной терапии относительную влажность воздуха следует поддерживать в диапазоне от 55 до 60%.
Во всем мире около 6% детей рождаются раньше положенного срока, организм недоношенного ребенка не совсем адаптирован к внешней среде.
Он не может дышать самостоятельно, поэтому необходимо создать микроклимат, максимально соответствующий тому в котором ребенок находился до рождения. Для этого в реанимации есть инкубатор - кювез, обеспечивающий новорожденного необходимой температурой и влажностью воздуха. Температура — 33–38ºC, влажность — 85–90% в первые 3 - 4 дня, в последующем снижают до 50 - 60%.
Значение влажности для растений.
Из курса биологии вы знаете о разнообразных приспособлениях растений в засушливых местностях. Растения приспособлены и к высокой влажности воздуха. Так, родина Монстеры, Бегонии, Фикуса – влажный экваториальный лес. У них высокие требования к влажности воздуха. Поэтому их следует очень часто поливать и опрыскивать. Недостаток и избыток влаги плохо влияет на нормальное развитие растений. Учитывая потребности каждой культуры к воде и регулируя влажность почвы, можно вырастить на своем участке богатый урожай.
Значение влажности в метеорологии.
Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды. Конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты.
Значение влажности в ткацком производстве.
Для нормального течения процесса необходима определённая влажность.
Пример:
При производстве шерсти относительная влажность должна быть
50-60%;
При производстве хлопка относительная влажность должна быть
55 - 60%
Значение влажности в кондитерском производстве.
В кондитерском производстве относительная влажность относится к числу важнейших факторов. Необходимо представлять, сколько составляет относительная влажность в помещениях, где осуществляется:
упаковка
хранение продукции
В горячих цехах и особенно в охлаждающих шкафах для шоколада, необходимо регулировать влажность воздуха .Поскольку в случае, если шоколад, поступающий из шкафа, будет охлажден слишком сильно, то его температура окажется ниже температуры точки росы для воздуха в помещении, где шоколад упаковывается. В результате на шоколаде будет осаждаться влага, а позднее возникнет "сахарное поседение".
Значение влажности в библиотеках и музеях.
Хранение произведений искусств и книг требует поддержания влажности воздуха на необходимом уровне.
Зимой 45 - 55% 19 - 23
Летом 50 - 60% 18 - 22
4. Закрепление изученного материала.
Решение качественных и расчетных задач.
Издавна человек пытался узнать какая погода будет завтра, поэтому появилось множество народных примет для погоды.
Давайте попробуем объяснить некоторые из них с точки зрения физики.
например:
Соль мокнет - к дождю. Почему?
Ответ: перед дождем влажность воздуха очень высокая, а соль активно впитывает влагу
21
Дрова в печи трещат и мечут искры к ненастью. Почему?
Ответ: если влажность воздуха высокая то дрова впитывают влагу и разбухают. При горении таких дров вода, содержащаяся в них кипит и пар разрывает волокна древесины.
1. Что происходит перед дождем с крыльями насекомых, и как они летают?
Ответ: тяжелеют от влажного воздуха поэтому они летают низко.
2. Однажды И.Ньютон вышел из дома и повстречался со стадом овец. Внимательно посмотрев на овец Ньютон вернулся домой. Какой предмет забыл взять Ньютон?
Ответ: зонтик, т.к. шерсть овец как и человеческий волос удлиняется
при повышенной влажности.
3. Почему в сауне человек может выдержать температуру воздуха до , а в русской бане вдвое меньше?
Ответ: в сауне очень сухой воздух. Интенсивность испарения влаги с поверхности кожи охлаждает ее. В русской бане пар влажный и испарение слабее.
4. Влажность воздуха равна 85%, а показания сухого термометра 26°С. Какую температуру показывает влажной термометр?
Ответ: температура влажного = 24°С
5. Заполнить таблицу с помощью психрометрической таблицы
№ |
|
|
|
|
1 |
18 |
15 |
? 3 |
? 73 |
2 |
20 |
14 |
?6 |
?51 |
3 |
24 |
?20 |
?4 |
69 |
4 |
?24 |
?18 |
6 |
56 |
6. Давление водяного пара при температуре 15о С равно 0,513 кПа. Давление насыщенного водяного пара при этой температуре – 1,71 кПа. Чему равна относительная влажность воздуха ?
5. Домашнее задание
Задание
Подобрать и объяснить с точки зрения физики, приметы, связанные с влажностью воздуха.
(8 - 10 примет.)
Подведение итогов , выставление оценок.
Литература
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика – 10. М., Просвещение, 2010 г.
2. Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов Физика для средних специальных учебных заведений.- М.:ООО ТИД «Альянс», 2005. – 512 с.
3. Енохович А. С. Е 63. Справочник по физике и технике: Учеб. пособие для учащихся. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: просвещение. , 1989. – 224 с.
Интернет – ресурсы
1. http://ru.wikipedia.org
2. http://www.physbook.ru
Пахомова Татьяна Петровна