Урок «География моей страны» (8 класс)
ГЕОГРАФИЯ МОЕЙ СТРАНЫ 8 класс
Цель: систематизация и обобщение географических знаний.
Задачи:
Образовательная: продолжить формирование у учащихся образа своей страны, показать ее величие и размеры.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, развивать интеллектуальные способности и умения создавать образ объекта.
Воспитательная: формировать географическое мышление, прививать положительный интерес к своей стране и ее изучению, способствовать формированию межличностных отношений через работу в группах.
Оборудование: средства мультимедиа, компьютер с колонками, географическая карта России.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие. Разделение класса на 5 команд по 4-5 человек
Изучение нового материала.
В этом учебном году вы изучаете природу России, много уже знаете, много умеете и сегодня на уроке наша цель - обобщить полученные знания. Работать сегодня мы будем по группам.
Начать наш урок я хочу с песни «Моя Россия» (звучит отрывок из песни «Моя Россия» слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве)
О чем эта песня? Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
А сейчас перейдем непосредственно к теме урока «География моей страны». Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас, осознавал масштабы страны, в которой мы родились и живем.
Откуда начинается Россия?
С Курил? Камчатки? или Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, правде, к доброте:
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя! (В. Боков)
Какие географические объекты вы услышали в стихотворении? Давай те покажем их на карте! Как вы считаете, почему автор обращает внимание именно на Курильские острова, Камчатку?
1 задание «От южных морей до полярного края…»
Россия - самая большая по площади страна мира. Огромная территория-главное богатство страны.
Россию омывает 13 морей, она граничит с 18 государствами. Это должен знать любой житель РФ. Ваша задача - за 3 минуты на чистой контурной карте России (карты готовятся заранее) подписать как можно больше названий морей и стран-соседей.
Работа в группах. За каждое верно подписанное название объекта команда получает по 1 баллу.
2 задание «Степь да степь кругом…»
Каждый из нас любит отдыхать на природе. Опишите пейзажи, характерные для местности, к которой мы проживаем. В какой природной зоне мы живем?
Социологи утверждают, что природа влияет на деятельность, уклад жизни, характер человека. Выберите черты характера, которые сформировались у людей в зоне степей.
а) чувство дали и шири
б) замкнутость
в) стремление выходить на прямую дорогу окольными путями
г) коллективизм
д) стремительность
е) легкость на подъём
ё) склонность к одиночеству
ж) самопожертвование
з) предусмотрительность
Действительно, жителям Волгоградской области близок образ степей. Каждый из нас сможет живописно рассказать о том, как выглядит степь в разные времена года, о типичных растениях, животных. А сейчас мы проведем диктант на знание характерных признаков природных зон. Ваша задача – выбрать верные признаки (Карточки раздаются в произвольном порядке)
1. Арктические пустыни.
а) зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;
б)несколько месяцев длиться полярная ночь;
в) избыточное увлажнение, много озер и болот;
г) значительные площади заняты ледником;
д) лето короткое и холодное;
е) зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
2. Зона тундры.
а) средняя температура июля +5-10°С;
б) выпадает много осадков;
в) увлажнение избыточное;
г) почвы подзолистые;
д) сильные ветры;
е) территория зоны - огромные пастбища домашних оленей.
3. Зона тайги.
а) увлажнение избыточное, много болот, озер, рек;
б) главная ценность плодородные почвы;
в) преобладают хвойные деревья: ель пихта, сосна;
г) зима холодная, лето теплое;
д) преобладают подзолистые почвы;
е) самая большая по площади природная зона России.
4. Зона смешанных и широколиственных лесов.
а) суровая зима;
б) почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные;
в) леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей;
г) растут дуб, клен, ясень, липа;
д) увлажнение недостаточное;
е) растения - амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.
5. Полупустыни и пустыни.
а) растения: бук, граб, каштан, бамбук;
б) встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;
в) почвы представлены солончаками;
г) реки полноводные, много озер;
д) растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки;
е) встречаются глинистые участки-такыры
За каждую исправленную ошибку команда получает по 1 баллу.
Молодцы, ребята! Все справились! Но, к сожалению, практически все мы лишены возможности полюбоваться красотами России, и сейчас в качестве релаксации я предлагаю вам совершить небольшое путешествие…(ролик «Ямал»)
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1453987854.mp4 (видео Ямал)
3 задание «Я другой такой страны не знаю…»
Согласитесь, если задуматься, то действительно наша страна уникальна, одна из самых богатых в мире и такой другой нет. И на этой станции мы должны подвести итог о богатствах нашей страны. Итак, ровно за одну минуту, составить список богатств…
Выступления учащихся. Оценка по 5-бальной шкале.
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце. ( Н.Забила)
Подведение итогов
Учащиеся делают выводы о проделанной работе. Объявляются итоги соревнования. Выставляются оценки.
Домашнее задание
Творческая работа: сочинение – размышление «Моя Великая Россия»
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1453987674.mp3 (песня У моей России)
Хлюпина Татьяна Леонидовна