Конспект открытого урока математики по теме: «Исследование функции на монотонность»
Предмет: Математика.
Преподаватель высшей квалификационной категории Чертихина Л.П.
Тема: «Исследование функции на монотонность»
Тип занятия: урок изучения новой темы.
Вид занятия : комбинированный урок с использованием активных технологий.
Обучающая цель: научить студентов исследовать функцию на монотонность.
Развивающая цель: мотивировать развитие умений путем закрепления знаний
и формировать навыки для решения различных проблемных задач; развитие монологической речи при решении математических задач.
Воспитательная цель: формировать навыки умственного труда, побудить студентов к развитию творческого мышления и познавательной деятельности; мотивировать атмосферу эмоциональной ,образовательной и психологической обстановки на уроке под девизом: « Это Вы можете!»
Оборудование:
Технические средства:
Компьютер
Проектор
Звукозапись «Лунной сонаты» Бетховена.
Дидактические средства:
1)Карточки для выполнения дидактических заданий.
Использование педагогических технологий:
1.Личностно-ориентированное обучение.
2.Активные методы обучения.
3.Технология работы в микрогруппах.
4.Технология дифференцированного обучения.
Основные этапы урока.
1)Организационный момент(2 мин).
2)Обсуждение темы и целей урока.( 2 мин)
3) Историческая справка( 3 мин).
4)Актуализация знаний и умений и навыков(20 мин).
5)Исследовательская работа(15 мин)
6) Устная работа на закрепление( 10 мин)
7) «Физкультминутка» ( 3 мин).
8) Работа в группах(10 мин).
9) Защита выполненных работ(15 мин).
10) Итог урока( 3 мин).
11) Домашнее задание(2 мин).
12) Рефлексия.
Ход урока
1.Организационный момент: прием кабинета дежурным по группе, взаимное приветствие, определение отсутствующих студентов.
2.Обсуждение темы и целей урока.
Мы закончили изучать большую тему математического анализа «Производная функции». Целью нашего сегодняшнего занятия является то, чтона этом уроке мы повторим весь пройденный материал по данной теме и рассмотрим следующую тему: Исследование функции на монотонность.
3.Историческая справка.
Производная –это одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 17 веке в связи с необходимостью решения ряда задач по физике, механике и математике.
Математика- это не сухие числа. За великими открытиями в любой области, в т. Ч. И в математике , стоят люди. Их пытливый ум, настоящий творческий поиск, работа над собой дали возможность развития удивительной науке- математике. И мы должны помнить имена тех , кто дал нам возможность развивать свой ум, использовать их открытия.
Независимо друг от друга И. Ньютон и Г. Лейбниц разработали аппарат, которым мы пользуемся и в настоящее время. И. Ньютон в основном опирался на физические представления о мгновенной скорости движения, считая его очевидным и сводя к нему другие случаи производной. Г. Лейбниц использовал понятие бесконечно малой величины.
Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем, называется дифференциальным исчислением. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии. В частности, используя методы дифференциального исчисления, ученые предсказали возвращение кометы Галлея.
Большую роль в области дифференциального исчисления сыграл Л. Эйлер, написавший учебник «Дифференциальное исчисление». Основные понятия дифференциального исчисления долгое время не были должным образом обоснованы. Однако в начале ХIХ века французский математик О. Коши дал строгое построение дифференциального исчисления на основе понятия предела.
В настоящее время понятие производной находит большое применение в различных областях науки и техники.
4.Актуализация знаний , умений и навыков.
И прежде чем приступить к решению задач, давайте проверим нашу готовность к вычислению производных.
Задание1. Найдите соответствующую пару.
С | | cosu | lna | ctgu |
sinx | U* | |||
-usinu | arctgx | |||
arcsinx | tgu | ucosu | ||
nu | lnx | - | 0 | |
x | cosx | - | lnu |
Преподаватель: Мы провели на прошлом занятии самостоятельную работу и вот несколько заданий из ваших работ. Вам нужно найти ошибку, есть она есть.
Задание2. Найти ошибку если она есть.
(tg3x)=(tg)3x - tg(3x)=*3x – tg*3
()= =
()====
Преподаватель: Как Вы думаете, какую цель я преследовала, когда давала вам это задание?
Задание 3.Самостоятельная работа « Волшебная таблица»
Нужно решить соответствующие задания и вставить букву ответа в таблицу.
У: у= ; у()-?
И: y=*sinx; у(0)-?
А: y=ln(2x+1); у(1)-?
Р: y= ; у(1)-?
Б: y=; у()-?
Историческая справка:
Рубаи- четверостишие, форма лирической поэзии. По содержанию рубаи-это лирика с философскими рассуждениями.
Омар Хайям(1048-1131)-выдающийся поэт, математик, астроном, астролог, философ. В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. Известен он и как создатель календаря, более точного с европейским.
5. Исследовательская работа .
Построить график функции.
Записать промежутки монотонности.
Найти производную функции.
Приравнять ее к нулю.
Отметить полученные значения на координатной прямой.
Определить знак производной на каждом интервале.
Сделать выводы.
Задание1: у =-4х+3.
Задание2: у= -4х-3.
Вывод:1) (Достаточный признак возрастания функции). Если производная функции>0 в каждой точке интервала, то функция возрастает на этом интервале.
2) (Достаточный признак убывания функции). Если производная функции <0 в каждой точке интервала, то функция убывает на этом интервале.
6.Устная работа ( логическое задание).
А)Описать поведение функции, если известен график ее производной:
1. Назвать интервалы, на которых функция возрастает.
2. Назвать интервалы, на которых функция убывает.
Б)Описать производную функции, если дан график этой функции:
1. Назвать интервалы, на которых производная функции положительна.
2. Назвать интервалы, на которых производная функции отрицательна.
3.Назвать точки, в которых производная функции равна нулю.
7.Физкультминутка.
8.Решение задач на закрепление ( работа в группах)
1 группа:
Исследовать функцию на монотонность:
А) у =++2
Б) у = -4х+4
2 группа:
.Исследовать функцию на монотонность:
А) у = - 2+ 15
Б) у = - - х- 1
3группа:
Исследовать функцию на монотонность
А) у =
Б) у = ln
4 группа:
Исследовать функцию на монотонность
А) у = – lnх
Б) у = 2- - 12х+ 8
5 группа:
Исследовать функцию на монотонность
А) у = lnx
Б) у = - + - 24х+10
6 группа:
Исследовать функцию на монотонность
А) у = .
Б) у = - 9+ 12х -8
9. Защита выполненных работ .
10.Подведение итогов урока.
1)Какую тему мы сегодня изучили?
2)Алгоритм исследования функции на экстремум.
3)Что нового вы узнали?
11.Домашнее задание: Составить три функции и найти промежутки монотонности
«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись - радовать глаз,
Поэзия-пробуждать чувства,
Философия-удовлетворять потребность разума,
Инженерное дело- совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей»