Проектная работа «Банки и финансовые мошенничества в банковской сфере»
Министерство образования пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»
Проектная работа
«Банки и финансовые мошенничества в банковской сфере»
(1-3 курс СПО, база 9 классов)
Проектную работу выполнили: | должность |
| |
| |
Аникеева Ольга Николаевна | преподаватель спец дисциплин |
Медведева Татьяна Николаевна | преподаватель спец.дисциплин |
| |
| |
| |
| |
г. Пенза, 2020
Введение
«Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их»
(Мишель де Монтень)
В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным. Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций.
В возрасте 15–17 лет учащийся должен знать свои основные категории трат, понимать, какие из них постоянные, а какие - нет, уметь распределять деньги так, чтобы хватало на все необходимое. Важно ставить личные финансовые цели и уметь их достигать, в том числе и с помощью разных финансовых учреждений и инструментов.
Банковская система является ключевым элементом денежно-кредитной системы и финансовых отношений. От её состояния во многом зависят перспективы устойчивого развития страны, благополучие граждан. Надежность и независимость банковской системы является одной из основ экономической безопасности, независимости самого государства.
Выходя во взрослую жизнь большинство студентов, абсолютно не готовы к этой жизни. И незнание о принципах кредитования, «подводных камней» банков, может завести их в долговую яму и разрушить жизнь. Изучение финансовой грамотности уберегает будущих взрослых, от ненужных ошибок.
Поэтому тема нашего проекта о банках и финансовых мошенничествах на сегодняшний день актуальна и своевременна.
Наши дети, владеющие сложнейшими техническими компетенциями, обладающие знаниями по многим предметам, с невероятной легкостью, попадаются на удочки различных мошенников, занимающихся различными финансовыми махинациями.
В последние десятилетия в банковском секторе получили распространение формы мошенничества, связанные с использованием телеграфных авизо, пластиковых платежных средств, электронной подписи, электронных ценных бумаг, виртуальных Internet-магазинов.
Навыки обращения с деньгами и принятие финансовых решений помогут студентам во взрослой жизни, когда придется нести ответственность не только за себя, но и за своих близких.
Актуальность проекта:
получение учащимися банковских карт для выплат стипендий и других социальных поступлений;
низкая финансовая грамотность детей как потребителей финансовых услуг;
возможность официального заработка через банк;
большое количество кредитов и проблемы с выплатами;
большое количество мошенничеств в банковской сфере;
необходимость целенаправленного информирования и обучения общества.
Формы проведения внеурочного мероприятия:
дискуссия: подразумевают под собой обсуждение темы или проблемного вопроса сохранения финансов, формирует умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
конкурс: соревновательное мероприятие, позволяет проявить детям индивидуальные способности, развивает коммуникативные навыки.
Цель проекта внеклассного мероприятия:
создать основы для формирования финансово грамотного поведения учащихся колледжа;
сформировать морально-нравственную культуру, выявить и развить индивидуальные (интеллектуальные, психологические и эмоциональные) качества каждого отдельного учащегося;
развить коммуникативные навыки;
- выявление и решение проблем мошенничества в банковской сфере.
Задачи:
приобщить учащихся к финансовой культуре взаимоотношений банка и клиента;
раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;
выявить основные факторы, определяющие существование мошенничества в банковской сфере;
рассмотреть основные виды мошенничества;
определить основные методы предотвращения мошенничества;
привлечь учащихся к дискуссии.
Состав проектной группы.
Состав проектной группы № п/п | Ф. И. О. участника проекта | Вид деятельности |
1. | Медведева Татьяна Николаевна | Координация действий, разработка технологической карты внеурочного мероприятия формулировка УУД, создание презентации |
2. | Аникеева Ольга Николаевна | Систематизация материала внеурочного мероприятия, создание презентации, формулировка выводов, анализ результатов |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ДЛЯ 1-3 КУРСОВ СПО
Подготовили преподаватели:
Аникеева О.Н., Медведева Т.Н. (ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»)
Тема мероприятия: «Банки и финансовые мошенничества в банковской сфере»
Тип мероприятия: Внеурочное мероприятие
Цели внеурочного мероприятия:
1.Познакомить учащихся с функциями банковской системы и рисками, сформировать знания, необходимые в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности
2.Создать условия для развития УУД
Познавательные
• использование различных способов поиска информации, необходимой для повышения своей финансовой грамотности в отношении с банком,
• сбор, обработки, анализа информации по личным финансовым проблемам.
Регулятивные УУД
• освоение способов решения финансовых проблем в учебной ситуации и в условиях, приближенных к реальным;
• формирование умения понимать причины своего успеха/неуспеха в личной финансовой деятельности и способности правильно действовать в ситуациях неуспеха;
Коммуникативные УУД
• определять общую коммуникативную цель и пути ее достижения в процессе обсуждения финансовых проблем;
• слушать собеседника и вести диалог с представителем банка с использованием экономических категорий;
• аргументировать свою точку зрения, признавать возможность существования альтернатив в финансовых вопросах;
Личностные:
• позитивная мотивация к освоению финансовой грамотности;
• способность к самооценке в освоении финансовой грамотности
3. Развить практические навыки по использованию полученных сведений в реальной жизни.
Планируемые познавательно-воспитательные результаты:
осознанная мотивация к освоению финансовой грамотности
создать основы для формирования финансово грамотного поведения учащихся колледжа
сформировать морально-нравственную культуру, выявить и развить индивидуальные (интеллектуальные, психологические и эмоциональные) качества каждого отдельного учащегося;
развить коммуникативные навыки
выявить решение проблем мошенничества в банковской сфере;
Формы проведения внеурочного мероприятия:
Дискуссия, конкурс
Материалы мероприятия:
ПК с доступом в интернет
Демонстрационный экран
Методические материалы:
Медиа ресурсы сайта «вашифинансырф», раздел «Для детей и молодежи»: презентация в Pover Point «Банки», «Финансовое мошенничество», видеоролик «Что такое микрокредиты»
«Сценарии тематических уроков для школьников» проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения…»: «Банки: вклады и кредиты»
План - карта внеурочного мероприятия
Раздаточный материал - памятки банка
Листы и карандаши для учащихся.
Технология проведения | Деятельность учащихся | Деятельность преподавателя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности
| Слушают, смотрят слайды, отвечают на вопрос индивидуально (учащиеся перечисляют варианты, касающиеся вкладов, кредитов, пенсии, обмена валюты, денежных переводов, оплаты ЖКХ) | Добрый день. Вопрос: Приходилось ли вам взаимодействовать с банком? Как часто вы бываете в банках или пользуетесь их услугами онлайн? Пожалуйста, поднимите руку, те, кто делает это хотя бы раз в месяц. (Если никто не поднял руку, преподаватель может спросить, ходят ли в банки их родственники, друзья, знакомые.) А что вы, или ваши знакомые, там делаете? Зачем вообще люди обращаются в банк? (учащиеся перечисляют варианты, касающиеся вкладов, кредитов, пенсии, обмена валюты, денежных переводов, оплаты ЖКХ, штрафов) Преподаватель: Вам предстоит уже на первом курсе стать клиентами банка -получить банковские карты для выплат стипендий и других социальных поступлений. В связи с этим вы обязаны: разбираться в возможностях финансовых инструментов банка; находить, анализировать нужную финансовую информацию; меть вести переговоры с работниками банка; отличать звонки и предложения финансовых мошенников. Вопрос: Насколько важна информация о банковских услугах и их польза в современной жизни | Вопрос: Приходилось ли вам взаимодействовать с банком? Как часто вы бываете в банках или пользуетесь их услугами онлайн? Пожалуйста, поднимите руку, те, кто делает это хотя бы раз в месяц. А что вы, или ваши знакомые, там делаете? Зачем вообще люди обращаются в банк? Вопрос: Насколько важна информация о банковских услугах и их польза в современной жизни? | Осознанная мотивация к освоению финансовой грамотности |
II. Формулирование темы мероприятия, постановка цели
|
Формулируют актуальность темы, отвечают | Тема нашего сегодняшнего мероприятия: «Дети, деньги и мошенничества в банковской сфере» Мы обсудим, какие услуги предоставляют, как с ними взаимодействовать и как не попасть в сети финансовых мошенников, выполняя банковские операции и, пользуясь банковской картой. И что отличает финансово грамотного человека Актуальность темы мероприятия: Сформулируйте каждый для себя актуальность сегодняшней темы. 1.Низкая финансовая грамотность потребителей финансовых услуг. 2. Большое количество кредитов и проблемы с выплатами. 3. Большое количество махинаций. 4.Необходимость целенаправленного информирования общества. Цель нашего сегодняшнего общения Приобретение общих знаний о банковской сфере, чтобы использовать их в повседневной жизни и построении ваших жизненных планов, выявление проблем, исследование и предупреждение основных способов мошенничества в банковской сфере. План нашей сегодняшней встречи: Обсудить значение банка в нашей жизни с помощью мультимедийной презентации «Банки» Сообща исследовать систему банковских карт с помощью мультимедийной презентации Исследовать и проанализировать способы финансовых мошенничеств сторонних лиц (мультимедийная презентация «Финансовые мошенничества») Дискуссионный просмотр 3-х минутного видео ролика о МФО «Что такое микрокредиты» Игра-конкурс для закрепления информации: вы разделитесь на 2 команды. Каждая команда подготовит 10 вопросов соперникам о банках, картах и финансовых мошенничествах. Задаете поочередно. Выигрывает команда, ответившая на большее кол-во вопросов Разобрать ситуационные задачи | Задание: Сформулируйте каждый для себя актуальность сегодняшней темы | Создать основы для формирования финансово грамотного поведения учащихся колледжа Формирование умения понимать причины своего успеха/неуспеха в личной финансовой деятельности и способности правильно действовать в ситуациях неуспеха Определить общую коммуникативную цель и пути ее достижения в процессе обсуждения финансовых проблем Развить коммуникативные навыки
|
III. Изучение нового материала
| Отвечают на вопросы, делятся наблюдением по общению с банками Студенты дискутируют по каждому виду мошенничества, предлагают пути решения проблемы По видеоролику ребята проводят аналог с реальной жизнью, высказывают мнение, предлагают альтернативы МФО | 1. Преподаватель демонстрирует и комментирует презентацию в Pover Point «Банки» (материал сайта «вашифинансырф»), задает проблемные вопросы. Наблюдает за обсуждением, участвует в обсуждении. 2. Преподаватель демонстрирует и комментирует презентацию «Финансовые мошенничества». Предлагает ситуацию. Наблюдает за обсуждением, участвует в дискуссии, направляя на решение проблемных ситуаций. 3. Видеоролик «Что такое микро кредиты » Преподаватель участвует в обсуждении. Преподаватель подводит итог по представленной информации и дискуссии учащихся и предлагает ее закрепить в игровом варианте. | Вопросы: Какими услугами банка вы уже пользовались? С какого возраста выдаются карты банка? Что вы знаете о вкладах и кредитах? Какие вклады выгоднее? Знаете ли ставки по вкладам? Какие виды мошенничеств встречаются чаще? Как избежать мошенничества? Приходилось ли вашим знакомым сталкиваться с МФО? Каков максимальный кредит МФО? Предлагаемый процент МФО по кредиту за какой период времени (год, квартал, месяц, день)? | Создать основы для формирования финансово грамотного поведения учащихся колледжа Сформировать морально-нравственную культуру, выявить и развить индивидуальные (интеллектуальные, психологические и эмоциональные) качества каждого отдельного учащегося
|
IV. Закрепление новой информации
| Учащиеся разрабатывают формулировку вопросов соперникам. Отвечают на вопросы. Задействован каждый студент
| Игра-конкурс: Участвует группа учащихся. Группа делится на две команды (название команд). Каждая команда формулирует одинаковое количество вопросов темы о банках, картах и финансовых мошенничествах и задает сопернику. Выигрывает команда, ответившая на большее количество вопросов | (вопросы, разработанные самими учащимися)
| Выявить и развить индивидуальные (интеллектуальные, психологические и эмоциональные) качества каждого отдельного учащегося; Развить коммуникативные навыки |
V. Контролирующее задание | Прогнозируют альтернативные финансовые действия героя в данной ситуации
| 1. Придумайте продолжение. Как должен повести себя Олег? Объясни рациональность такого поведения. После прогулки Олег решил зайти в одно из кафе на Аллее Героев. Вечер был теплый, но не душный, поэтому он выбрал кафе с открытой верандой. Вдалеке виднелась набережная, залитая теплым светом старых фонарей. Олег выбрал легкий салат, цыпленка и закончил своим любимым капучино. Когда принесли счет, Олег положил карту для оплаты. Девушка взяла ее в руки, поставила на поднос посуду и собралась уходить…. 2. Проанализируйте ситуацию Кто-то завладел Вашим паролем Екатерина получила на электронную почту сообщение, представленное ниже:
Так, как Екатерина ждала в этот период времени важное сообщение, то, не задумываясь, перешла по указанной ссылке. В течение суток ей на электронную почту пришло следующее сообщение:
Екатерина сменила пароль. После указанных действий Екатерина получила доступ к своей почте. Через неделю она обнаружила, что с её счетов, которые были доступны с данного компьютера, были списаны денежные средства. Ответьте на следующие вопросы: Как вы считаете, был ли в данном случае факт финансового мошенничества? Если да, то в чем суть данного мошенничества? Как данному человеку можно было избежать последствий необдуманных действий. (Ответ на данный вопрос зафиксируйте на предоставленном вам листе бумаги в виде конкретных рекомендаций). | Малыми группами придумать продолжение финансовой истории и проанализировать ситуацию
| Выявить и принять решение проблем мошенничества в банковской сфере Аргументировать свою точку зрения, признавать возможность существования альтернатив в решении финансовых вопросов
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке: самооценка учащимися результатов своей деятельности, преодоления затруднений | Каждый учащийся высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из списка на экране. | Вопросы для рефлексии учащихся: Каждый обучающийся высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из списка на экране. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился…… Меня удивило… Информация для жизни… Мне захотелось… Преподаватель предлагает следующее мероприятие спланировать и провести учащимся: Каждому подготовить выступление для родителей и других учащихся на тему «Как не стать жертвой мошенничества» | 1.Вопросы для рефлексии учащихся. 2. В качестве домашнего задания можно предложить: - найти в сети Интернет, какие еще виртуальные «ловушки» существуют. Подготовить выступление для родителей и других учащихся колледжа на тему «Как не стать жертвой мошенничества в сети Интернет» . | Умение добыать, преобразовывать и представлять информацию. Умение донести сваою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща. Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат. Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности. |
Выводы
Тема занятия выбрана не случайно, так как современные подростки легко попадаются на «удочку» виртуальных мошенников. И не все из них знают, как себя вести в той или ситуации, связанной с данной проблемой.
При планировании данного мероприятия, учитывались возрастные особенности детей. Занятия с ними традиционно ведутся по технологии проблемного обучения. Данная технология предполагает, что дети сами открывают для себя новые знания, поэтому и «открытие» нового знания осуществляется посредством деятельного метода в форме подводящего диалога.
Финансовое мошенничество - довольно опасное и частое явление, способное проявляться в различных его формах. И даже несмотря на то, что рассматриваемая проблема кажется от нас далёкой, необходимо быть с ней знакомым. Она может коснуться любого из нас, каким бы осторожным человек ни был. В ходе реализации проекта были достигнуты его цель и задачи:
1. Подростки были ознакомлены с функциями банков и понятием финансового мошенничества.
2. Были изучены виды и особенности финансового мошенничества.
3. Были найдены и описаны пути минимизации финансовых рисков.
Данное мероприятие позволяет сформировать ключевые правила безопасности финансовых операций в Интернете и в повседневной жизни, а так же, последовательность действий при возникновении угрозы финансового мошенничества. Приобретенные знания и навыки помогут свести к минимуму риски при встрече с финансовыми мошенниками различного направления.
На мероприятии были использованы активные формы работы, как: фронтальная, групповая, игра. Происходит чередование различных видов деятельности: системность, научность, доступность, проблемность, принцип интереса. Материал может быть использован преподавателями колледжа во внеурочной деятельности (классных часах, факультативах, занятиях кружка).
Библиографический список
Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.- М.: ВАКО, 2018 – 232 с.
Кожевникова Н. Н. Основы экономики: учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений- 10-е изд., пер. и доп. – М.: Академия, 2014. – 288 с.
Чумаченко В. Горяев. А. Основы финансовой грамотности. : Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2017.
Чумаченко В. В. Горяев. А. П. Рабочая тетрадь. Основы финансовой грамотности. – М.: «Просвещение», 2016.
Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru/
Вашифинансы https://vashifinancy.ru/
http://finance.instrao.ru/fin/
http://minfin.ru/ru/om/fingram