Проектная работа «Банки и финансовые мошенничества в банковской сфере»

5
0
Материал опубликован 20 September 2020 в группе

Министерство образования пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»












Проектная работа

«Банки и финансовые мошенничества в банковской сфере»

(1-3 курс СПО, база 9 классов)



t1600615177aa.png





Проектную работу выполнили:

должность





Аникеева Ольга Николаевна

преподаватель спец дисциплин

Медведева Татьяна Николаевна

преподаватель спец.дисциплин













г. Пенза, 2020

Введение

«Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их»

(Мишель де Монтень)


В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным. Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций.

В возрасте 15–17 лет учащийся должен знать свои основные категории трат, понимать, какие из них постоянные, а какие - нет, уметь распределять деньги так, чтобы хватало на все необходимое. Важно ставить личные финансовые цели и уметь их достигать, в том числе и с помощью разных финансовых учреждений и инструментов.

Банковская система является ключевым элементом денежно-кредитной системы и финансовых отношений. От её состояния во многом зависят перспективы устойчивого развития страны, благополучие граждан. Надежность и независимость банковской системы является одной из основ экономической безопасности, независимости самого государства.

Выходя во взрослую жизнь большинство студентов, абсолютно не готовы к этой жизни. И незнание о принципах кредитования, «подводных камней» банков, может завести их в долговую яму и разрушить жизнь. Изучение финансовой грамотности уберегает будущих взрослых, от ненужных ошибок.

Поэтому тема нашего проекта о банках и финансовых мошенничествах на сегодняшний день актуальна и своевременна.

Наши дети, владеющие сложнейшими техническими компетенциями, обладающие знаниями по многим предметам, с невероятной легкостью, попадаются на удочки различных мошенников, занимающихся различными финансовыми махинациями.

В последние десятилетия в банковском секторе получили распространение формы мошенничества, связанные с использованием телеграфных авизо, пластиковых платежных средств, электронной подписи, электронных ценных бумаг, виртуальных Internet-магазинов.

Навыки обращения с деньгами и принятие финансовых решений помогут студентам во взрослой жизни, когда придется нести ответственность не только за себя, но и за своих близких.

Актуальность проекта:

получение учащимися банковских карт для выплат стипендий и других социальных поступлений;

низкая финансовая грамотность детей как потребителей финансовых услуг;

возможность официального заработка через банк;

большое количество кредитов и проблемы с выплатами;

большое количество мошенничеств в банковской сфере;

необходимость целенаправленного информирования и обучения общества.

Формы проведения внеурочного мероприятия:

дискуссия: подразумевают под собой обсуждение темы или проблемного вопроса сохранения финансов, формирует умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

конкурс: соревновательное мероприятие, позволяет проявить детям индивидуальные способности, развивает коммуникативные навыки.

Цель проекта внеклассного мероприятия:

создать основы для формирования финансово грамотного поведения учащихся колледжа;

сформировать морально-нравственную культуру, выявить и развить индивидуальные (интеллектуальные, психологические и эмоциональные) качества каждого отдельного учащегося;

развить коммуникативные навыки;

- выявление и решение проблем мошенничества в банковской сфере.

Задачи:

приобщить учащихся к финансовой культуре взаимоотношений банка и клиента;

раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;

выявить основные факторы, определяющие существование мошенничества в банковской сфере;

рассмотреть основные виды мошенничества;

определить основные методы предотвращения мошенничества;

привлечь учащихся к дискуссии.







Состав проектной группы.


Состав проектной группы № п/п

Ф. И. О. участника проекта

Вид деятельности

1.

Медведева Татьяна Николаевна

Координация действий, разработка технологической карты внеурочного мероприятия формулировка УУД,

создание презентации

2.

Аникеева Ольга Николаевна

Систематизация материала внеурочного мероприятия, создание презентации, формулировка выводов, анализ результатов





















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ДЛЯ 1-3 КУРСОВ СПО


Подготовили преподаватели:

Аникеева О.Н., Медведева Т.Н. (ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»)

Тема мероприятия: «Банки и финансовые мошенничества в банковской сфере»

Тип мероприятия: Внеурочное мероприятие

Цели внеурочного мероприятия:

1.Познакомить учащихся с функциями банковской системы и рисками, сформировать знания, необходимые в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности

2.Создать условия для развития УУД

Познавательные

использование различных способов поиска информации, необходимой для повышения своей финансовой грамотности в отношении с банком,

сбор, обработки, анализа информации по личным финансовым проблемам.

Регулятивные УУД

освоение способов решения финансовых проблем в учебной ситуации и в условиях, приближенных к реальным;

формирование умения понимать причины своего успеха/неуспеха в личной финансовой деятельности и способности правильно действовать в ситуациях неуспеха;

Коммуникативные УУД

определять общую коммуникативную цель и пути ее достижения в процессе обсуждения финансовых проблем;

слушать собеседника и вести диалог с представителем банка с использованием экономических категорий;

аргументировать свою точку зрения, признавать возможность существования альтернатив в финансовых вопросах;

Личностные:

позитивная мотивация к освоению финансовой грамотности;

способность к самооценке в освоении финансовой грамотности

3. Развить практические навыки по использованию полученных сведений в реальной жизни.

Планируемые познавательно-воспитательные результаты:

осознанная мотивация к освоению финансовой грамотности

создать основы для формирования финансово грамотного поведения учащихся колледжа

сформировать морально-нравственную культуру, выявить и развить индивидуальные (интеллектуальные, психологические и эмоциональные) качества каждого отдельного учащегося;

развить коммуникативные навыки

выявить решение проблем мошенничества в банковской сфере;

Формы проведения внеурочного мероприятия:

Дискуссия, конкурс

Материалы мероприятия:

ПК с доступом в интернет

Демонстрационный экран

Методические материалы:

Медиа ресурсы сайта «вашифинансырф», раздел «Для детей и молодежи»: презентация в Pover Point «Банки», «Финансовое мошенничество», видеоролик «Что такое микрокредиты»

«Сценарии тематических уроков для школьников» проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения…»: «Банки: вклады и кредиты»

План - карта внеурочного мероприятия

Раздаточный материал - памятки банка

Листы и карандаши для учащихся.




Технология проведения

Деятельность

учащихся

Деятельность

преподавателя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

 

 Слушают, смотрят слайды, отвечают на вопрос

индивидуально


(учащиеся перечисляют варианты, касающиеся вкладов, кредитов, пенсии, обмена валюты, денежных переводов, оплаты ЖКХ)


Добрый день. Вопрос: Приходилось ли вам взаимодействовать с банком?

Как часто вы бываете в банках или пользуетесь их услугами онлайн? Пожалуйста, поднимите руку, те, кто делает это хотя бы раз в месяц. (Если никто не поднял руку, преподаватель может спросить, ходят ли в банки их родственники, друзья, знакомые.)

А что вы, или ваши знакомые, там делаете? Зачем вообще люди обращаются в банк? (учащиеся перечисляют варианты, касающиеся вкладов, кредитов, пенсии, обмена валюты, денежных переводов, оплаты ЖКХ, штрафов)

Преподаватель:

Вам предстоит уже на первом курсе стать клиентами банка -получить банковские карты для выплат стипендий и других социальных поступлений.

В связи с этим вы обязаны:

разбираться в возможностях финансовых инструментов банка;

находить, анализировать нужную финансовую информацию;

меть вести переговоры с работниками банка;

отличать звонки и предложения финансовых мошенников.

Вопрос: Насколько важна информация о банковских услугах и их польза в современной жизни


Вопрос: Приходилось ли вам взаимодействовать с банком?

Как часто вы бываете в банках или пользуетесь их услугами онлайн? Пожалуйста, поднимите руку, те, кто делает это хотя бы раз в месяц.

А что вы, или ваши знакомые, там делаете? Зачем вообще люди обращаются в банк?

Вопрос:

Насколько важна информация о банковских услугах и их польза в современной жизни?


Осознанная мотивация к освоению финансовой грамотности 






II. Формулирование темы мероприятия, постановка цели

 

 

 Формулируют актуальность темы, отвечают

  Тема нашего сегодняшнего мероприятия:

«Дети, деньги и мошенничества в банковской сфере»

Мы обсудим, какие услуги предоставляют, как с ними взаимодействовать и как не попасть в сети финансовых мошенников, выполняя банковские операции и, пользуясь банковской картой. И что отличает финансово грамотного человека Актуальность темы мероприятия:

Сформулируйте каждый для себя актуальность сегодняшней темы.

1.Низкая финансовая грамотность потребителей финансовых услуг.

2. Большое количество кредитов и проблемы с выплатами.

3. Большое количество махинаций.

4.Необходимость целенаправленного информирования общества.

Цель нашего сегодняшнего общения

Приобретение общих знаний о банковской сфере, чтобы использовать их в повседневной жизни и построении ваших жизненных планов, выявление проблем, исследование и предупреждение основных способов мошенничества в банковской сфере.

План нашей сегодняшней встречи:

Обсудить значение банка в нашей жизни с помощью мультимедийной презентации «Банки»

Сообща исследовать систему банковских карт с помощью мультимедийной презентации

Исследовать и проанализировать способы финансовых мошенничеств сторонних лиц (мультимедийная презентация «Финансовые мошенничества»)

Дискуссионный просмотр 3-х минутного видео ролика о МФО «Что такое микрокредиты»

Игра-конкурс для закрепления информации: вы разделитесь на 2 команды.

Каждая команда подготовит 10 вопросов соперникам о банках, картах и финансовых мошенничествах. Задаете поочередно. Выигрывает команда, ответившая на большее кол-во вопросов  

Разобрать ситуационные задачи

 Задание: Сформулируйте каждый для себя актуальность сегодняшней темы

 Создать основы для формирования финансово грамотного поведения учащихся колледжа


Формирование умения понимать причины своего успеха/неуспеха в личной финансовой деятельности и способности правильно действовать в ситуациях неуспеха


Определить общую коммуникативную цель и пути ее достижения в процессе обсуждения финансовых проблем


Развить коммуникативные навыки



 

  

III. Изучение нового материала

 

 

 Отвечают на вопросы, делятся наблюдением по общению с банками


Студенты дискутируют по каждому виду мошенничества, предлагают пути решения проблемы


По видеоролику ребята проводят аналог с реальной жизнью, высказывают мнение, предлагают альтернативы МФО

1. Преподаватель демонстрирует и комментирует презентацию в Pover Point «Банки» (материал сайта «вашифинансырф»), задает проблемные вопросы. Наблюдает за обсуждением, участвует в обсуждении.





2. Преподаватель демонстрирует и комментирует презентацию «Финансовые мошенничества». Предлагает ситуацию. Наблюдает за обсуждением, участвует в дискуссии, направляя на решение проблемных ситуаций.






3. Видеоролик «Что такое микро кредиты »

Преподаватель участвует в обсуждении.


Преподаватель подводит итог по представленной информации и дискуссии учащихся и предлагает ее закрепить в игровом варианте.

 Вопросы:

Какими услугами банка вы уже пользовались?

С какого возраста выдаются карты банка?

Что вы знаете о вкладах и кредитах?

Какие вклады выгоднее?

Знаете ли ставки по вкладам?

Какие виды мошенничеств встречаются чаще?

Как избежать мошенничества?



Приходилось ли вашим знакомым сталкиваться с МФО?


Каков максимальный кредит МФО?


Предлагаемый процент МФО по кредиту за какой период времени (год, квартал, месяц, день)?

Создать основы для формирования финансово грамотного поведения учащихся колледжа


Сформировать морально-нравственную культуру, выявить и развить индивидуальные (интеллектуальные, психологические и эмоциональные) качества каждого отдельного учащегося 

  

IV. Закрепление  новой информации

 

 Учащиеся разрабатывают формулировку вопросов соперникам. Отвечают на вопросы. Задействован каждый студент

 

 

 Игра-конкурс:

Участвует группа учащихся. Группа делится на две команды (название команд). Каждая команда формулирует одинаковое количество вопросов темы о банках, картах и финансовых мошенничествах и задает сопернику. Выигрывает команда, ответившая на большее количество вопросов


 (вопросы, разработанные самими учащимися)

 

 


Выявить и развить индивидуальные (интеллектуальные, психологические и эмоциональные) качества каждого отдельного учащегося;

Развить коммуникативные навыки

V. Контролирующее задание


 Прогнозируют альтернативные финансовые действия героя в данной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

1. Придумайте продолжение.

Как должен повести себя Олег?

Объясни рациональность такого поведения.

После прогулки Олег решил зайти в одно из кафе на Аллее Героев. Вечер был теплый, но не душный, поэтому он выбрал кафе с открытой верандой. Вдалеке виднелась набережная, залитая теплым светом старых фонарей. Олег выбрал легкий салат, цыпленка и закончил своим любимым капучино. Когда принесли счет, Олег положил карту для оплаты. Девушка взяла ее в руки, поставила на поднос посуду и собралась уходить….


2. Проанализируйте ситуацию

Кто-то завладел Вашим паролем

Екатерина получила на электронную почту сообщение, представленное ниже:

t1600615177ab.png

Так, как Екатерина ждала в этот период времени важное сообщение, то, не задумываясь, перешла по указанной ссылке. В течение суток ей на электронную почту пришло следующее сообщение:

t1600615177ac.png

Екатерина сменила пароль. После указанных действий Екатерина получила доступ к своей почте. Через неделю она обнаружила, что с её счетов, которые были доступны с данного компьютера, были списаны денежные средства.

Ответьте на следующие вопросы:

Как вы считаете, был ли в данном случае факт финансового мошенничества?

Если да, то в чем суть данного мошенничества?

Как данному человеку можно было избежать последствий необдуманных действий. (Ответ на данный вопрос зафиксируйте на предоставленном вам листе бумаги в виде конкретных рекомендаций).



 Малыми группами придумать продолжение финансовой истории и проанализировать ситуацию

 

 Выявить и принять решение проблем мошенничества в банковской сфере









Аргументировать свою точку зрения, признавать возможность существования альтернатив в решении финансовых вопросов

  

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

самооценка учащимися результатов своей деятельности, преодоления затруднений



Каждый учащийся высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из списка на экране.


Вопросы для рефлексии учащихся:

Каждый обучающийся высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из списка на экране.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился……

Меня удивило…

Информация для жизни…

Мне захотелось…


Преподаватель предлагает следующее мероприятие спланировать и провести учащимся: Каждому подготовить выступление для родителей и других учащихся на тему «Как не стать жертвой мошенничества»



1.Вопросы для рефлексии учащихся.

 2. В качестве домашнего задания можно предложить:

- найти в сети Интернет, какие еще виртуальные «ловушки» существуют. Подготовить выступление для родителей и других учащихся колледжа на тему «Как не стать жертвой мошенничества в сети Интернет»



.

 Умение добыать, преобразовывать и представлять информацию.

Умение донести сваою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща.

 Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.

Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности.



Выводы

Тема занятия выбрана не случайно, так как современные подростки легко попадаются на «удочку» виртуальных мошенников. И не все из них знают, как себя вести в той или ситуации, связанной с данной проблемой.

При планировании данного мероприятия, учитывались возрастные особенности детей. Занятия с ними традиционно ведутся по технологии проблемного обучения. Данная технология предполагает, что дети сами открывают для себя новые знания, поэтому и «открытие» нового знания осуществляется посредством деятельного метода в форме подводящего диалога.

Финансовое мошенничество - довольно опасное и частое явление, способное проявляться в различных его формах. И даже несмотря на то, что рассматриваемая проблема кажется от нас далёкой, необходимо быть с ней знакомым. Она может коснуться любого из нас, каким бы осторожным человек ни был. В ходе реализации проекта были достигнуты его цель и задачи:

1. Подростки были ознакомлены с функциями банков и понятием финансового мошенничества.

2. Были изучены виды и особенности финансового мошенничества.

3. Были найдены и описаны пути минимизации финансовых рисков.

Данное мероприятие позволяет сформировать ключевые правила безопасности финансовых операций в Интернете и в повседневной жизни, а так же, последовательность действий при возникновении угрозы финансового мошенничества. Приобретенные знания и навыки помогут свести к минимуму риски при встрече с финансовыми мошенниками различного направления.

На мероприятии были использованы активные формы работы, как: фронтальная, групповая, игра. Происходит чередование различных видов деятельности: системность, научность, доступность, проблемность, принцип интереса. Материал может быть использован преподавателями колледжа во внеурочной деятельности (классных часах, факультативах, занятиях кружка).



Библиографический список



Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.- М.: ВАКО, 2018 – 232 с.

Кожевникова Н. Н. Основы экономики: учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений- 10-е изд., пер. и доп. – М.: Академия, 2014. – 288 с.

Чумаченко В. Горяев. А. Основы финансовой грамотности. : Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2017.

Чумаченко В. В. Горяев. А. П. Рабочая тетрадь. Основы финансовой грамотности. – М.: «Просвещение», 2016.

Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru/

Вашифинансы https://vashifinancy.ru/

http://finance.instrao.ru/fin/

 http://minfin.ru/ru/om/fingram










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.