Программа элективного курса в сфере финансовой грамотности для старшеклассников «Как уберечь себя от финансового мошенничества»
Программа элективного курса в сфере финансовой грамотности
для старшеклассников
"Как уберечь себя от финансового мошенничества"
Разработчик - Богданова И.Н., учитель экономики и права
МОУ Гимназии № 5 Ворошиловского района Волгограда
Волгоград 2019 г.
Пояснительная записка
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2023 г.г." обозначены проблемы финансовой грамотности населения в России и актуальность повышения уровня финансовой грамотности населения. В приоритетные целевые группы населения включены учащиеся образовательных организаций как составляющие потенциал будущего развития России.
Учащиеся 11-х классов вступают в возраст совершеннолетия и полной дееспособности, что дает им право на осуществление любых финансовых операций. Выпускник школы должен быть подготовлен к взаимодействию с разными финансовыми институтами. Вступая в финансовые отношения, и, не обладая необходимыми знаниями и умениями в финансовой сфере, юный потребитель может принять ошибочные решения, совершить опасное действие, что приведет к финансовому ущербу. По данным Министерства финансов РФ российские школьники являются активными пользователями финансовых услуг. 85% подростков копят деньги из разных источников, более 70% делают покупки через интернет, каждый второй оформлял страховой полис на разные случаи.
Программа элективного курса в сфере финансовой грамотности "Как уберечь себя от финансового мошенничества" направлена на формирование компетенций старшеклассников ориентироваться в финансовом пространстве; знать виды финансового мошенничества; распознавать признаки, указывающие на риски финансовых ловушек; принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях в сфере финансов. Особое внимание уделяется финансовому кибермошенничеству. Подростки хорошо разбираются в информационных технологиях и часто совершают приобретения с помощью интернета. Важным является формирование у старшеклассников ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умения сопоставлять свое поведение с моральными и правовыми нормами. Данный курс необходим для выпускников образовательных учреждений, так как позволит им в успешной социализации, чувствовать себя более уверенно, рационально решать возникающие материальные и финансовые проблемы, стать личностью, достойной уважения обществом, планировать свою жизнь с перспективой на личное благополучие; отстаивать свои права, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
В основе образовательного курса для учащихся 10-11-х классов лежит системно-деятельностный подход, в котором отражены личностные, предметные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте для организации внеурочного обучения основам финансовой грамотности. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму знаний о финансовых мошенничествах, признаков финансовых махинаций и правил поведения, способствующих избежать финансовых ловушек.
Новизна образовательной программы "Как уберечь себя от финансового мошенничества" предусматривает новые методики преподавания:
- объединение обучения теоретических основ и создание учебных видеороликов;
- применение интерактивных форм обучения: имитационные ролевые игры, мозговой штурм, экскурсия, самостоятельная разработка тестовых заданий и кроссвордов, интеллект-карты, защита учебного проекта.
Созданные школьниками учебные видеоролики по темам образовательной программы будут использоваться при обучении старшеклассников гимназии и других школ Волгоградского региона в последующие годы.
Актуальность программы элективного курса по финансовой грамотности "Как уберечь себя от финансового мошенничества"
для старшеклассников определена ростом мошеннических операций на рынке финансовых услуг и состоит в срочности и важности изучения видов финансового мошенничества и способов защиты от преступников.
Цель - формирование грамотного поведения потребителей финансовых услуг.
Задачи:
а) образовательные:
- сформировать мотивацию учащихся к обучению основ финансовой грамотности;
- создать условия для отработки навыков распознавания признаков финансовых махинаций;
- расширить знания учащихся о видах финансового мошенничества и уголовной ответственности за финансовые преступления;
- сформировать умения по составлению заявления в правоохранительные органы;
- освоить алгоритм создания видеороликов, интеллект-карты, технологии мозгового штурма.
б) воспитательные:
- развить социальную активность и гражданскую ответственность перед обществом и государством;
- проявлять внимательность и бдительность при осуществлении финансовых операций;
- быть ответственным за семейный бюджет и личные денежные средства.
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.
в) развивающие:
- содействовать обучению и приобретению навыков создания учебного видеоматериала;
- развить самостоятельность в принятии и реализации решений;
- нести индивидуальную ответственность за последствия деяний;
- осуществлять коммуникацию в коллективной работе;
- сформировать потребность в дальнейшем самообразовании основам финансовой грамотности.
Возрастная категория учащихся
образовательная программа "Как уберечь себя от финансового мошенничества" рассчитана на учащихся 10-11 классов (возраст 17 лет), обладающих предварительной подготовкой знаний по предметам "Экономика", "Право", "Обществознание".
Срок реализации программы составляет 4 месяца (1 полугодие учебного года).
Формы занятий:
- групповая;
- индивидуальная;
- работа по подгруппам;
- экскурсии;
- мозговой штурм;
- беседы со специалистами финансовых учреждений:
- лекция - презентация;
- ролевая игра;
-дискуссия;
-практическое занятие;
- создание учебного продукта (видеоролик).
Планируемые результаты обучения:
а) требования к личностным результатам освоения курса:
- стремление к повышению благосостояния семьи путем применения полученных знаний;
- сформированность устойчивой гражданской позиции, избегание вовлечения в мошеннические схемы, предостережение близких о видах и технологиях финансового мошенничества;
- исполнение своего гражданского долга по взаимодействию с правовыми органами и финансовыми учреждениями в противодействии мошенникам в случаях противоправных ситуаций;
- понимание наличия риска при осуществлении финансовых операций.
- умение связывать теорию с реальными жизненными ситуациями;
- соблюдение нравственных норм общества, права и морали;
- выработка своей жизненной позиции в отношении самозащиты на рынке финансовых услуг;
- развитие личных качеств: внимательность, стрессоустойчивость, отвественность, решительность, коммуникабельность, умение слушать, способность противостоять чужой воле, умение консультировать других, способность действовать по обстоятельствам.
- определить смысл обучения и применения знаний в практической деятельности.
б) требования к предметным результатам освоения курса:
- владение базовыми понятиями в сфере финансов;
- владение правилами поведения в финансовых институтах;
- освоение технологии создания видеороликов;
- умение составить заявление в правоохранительные органы о финансовом преступлении;
- определение признаков финансовой пирамиды;
- знание ст. 159 УК РФ, комментарии к ней.
в) требования к метапредметным (интеллектуальным) результатам освоения курса:
- умение ориентироваться в различных источниках финансовой информации;
- умение ставить цель финансовой деятельности, определять задачи для достижения цели;
- умение осуществлять самоконтроль личных финансов и оценивать свое поведение на рынке финансов;
- распознавать признаки, указывающие на риски финансового мошенничества;
- понимать тенденции в кибермошенничестве;
- находить альтернативы решения финансовых проблем.
Познавательные УУД:
- научиться поиску и отбору необходимой информации для выявления потенциальной проблемы в сфере финансов;
- научиться моделировать способы своего поведения в ситуации вовлечения в мошенническую схему и определять алгоритм выхода из проблемы и ее полного решения;
- проводить синтез и анализ финансовых ловушек;
- устанавливать причинно-следственные связи возникшей проблемы;
- строить логическую цепь рассуждений и доказательств;
- грамотно формулировать проблему и осознавать ее последствия;
- освоить технологию построения интеллект-карты.
Регулятивные УУД:
- планировать самообразование в сфере финансов;
- прогнозировать результаты обучения;
- самостоятельно контролировать уровень усвоения учебного материала;
- вырабатывать волевую саморегуляцию, преодолевать сложности в процессе обучения, вырабатывать способности к мобилизации сил, энергии, воли.
Коммуникативные УУД:
- научиться слушать и понимать партнера;
- согласовывать свою совместную деятельность;
- взаимно контролировать действия друг друга;
- этично вести дискуссию;
- правильно выражать свои мысли в речи;
- уважать в общении партнера и самого себя.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы "Как уберечь себя от финансового мошенничества":
- создание учебных видеороликов;
- разработка учащимися интеллект-карты, итогового тестового задания, кроссворда;
- выполнение тестового задания и решение кроссворда, разработанных другими учащимися;
- проведение школьной конференции по образовательному курсу с презентацией учебных авторских видеороликов по темам.
Педагогические технологии:
- развивающего обучения;
- проектного обучения;
- совместного исследования;
- имитационного моделирования;
- игровые;
-коммуникативные (мозговой штурм, дискуссия);
- коллективного совместного обучения (работа в паре, группе);
- социальной практики.
Методическое сопровождение учебной работы педагога (разработки):
- методика стимулирования познавательной активности учащихся;
- методика контроля усвоения учащимися учебного материала;
- методика проведения занятий по темам;
- методика комплектования учебной группы;
- методика анализа результатов деятельности;
- методика организации и проведения экскурсии в финансовое учреждение;
- методика проведения родительского собрания по планированию и итогам реализации образовательной программы элективного курса "Как уберечь себя от финансового мошенничества".
Методическое обеспечение программы
Разработка методик:
- мозгового штурма;
- дидактического и лекционного материалов;
- создания презентаций по темам;
- контрольно-измерительных материалов;
- создания видеоролика;
- организации исследовательской работы;
- проведения школьной учебной конференции.
Виды дидактических материалов:
- презентации, фотоматериалы;
- учебно-познавательные фильмы;
- раздаточный материал;
- ситуационные задания;
- тестовый материал, кроссворды, mind-map;
- образцы фальшивых купюр;
- образцы заявлений потерпевших в правоохранительные органы от финансового мошенничества.
Программно-методическое обеспечение
для учащихся:
* перечень учебных материалов на бумажных носителях
А.П. Киреев Финансовая грамотность: материалы для учащихся.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
В.В. Чумаченко, А.П. Горяев Учебное пособие "Основы финансовой грамотности". М - "Просвещение", 2018. 3-е издание, 271 стр.
* Интернет-ресурсы:
http://dni-fg.ru Он-лайн уроки финансовой грамотности
http://baba-deda.ru/ Образовательный курс ЦБ РФ "Прививаем культуру финансовой грамотности"
https://fingram34.ru Региональный центр финансовой грамотности
https://www.fin-olimp.ru/wp-content/uploads/docs/matveev-fingramotnost.pdf
Для учителя:
* перечень учебных материалов на бумажных носителях
1. Белицкий В.Ю. Еще раз о признаках мошенничеств, совершенных по принципу финансовых пирамид/ Сборник материалов криминалистических чтений. - 2012. № 8.
2. Маргарян Я.А., Овчинникова Н.Г., Жабыко Л.Л. Актуальные проблемы мошенничества в сфере финансов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. Ст. По матер. XXXVII междунар. научно-практической конференции № 5(37). - Новосибирск: Сибак, 2014.
3.Чумаченко В.В. Горяев А.П. Основы финансовой грамотности Методические рекомендации. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение», 2017
* интернет-ресурсы:
https://fmc.hse.ru/primarySchool НИУ Высшая школа экономики "Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования"
Берзон Н.И., д.э.н., профессор НИУ ВШЭ, директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования. Электронное пособие в схемах «Системно-деятельностный подход к организации процесса обучения основам финансовой грамотности» Вагин С.Г., д.э.н., профессор НИУ ВШЭ. Электронное пособие в схемах «Содержательное наполнение и методические подходы к организации процесса обучения основам финансовой грамотности. Финансовое мошенничество и финансовые пирамиды» https://fmc.hse.ru/methbank Банк методических разработок по финансовой грамотности НИУ ВШЭhttp://www.consultant.ru Уголовный кодекс Российской Федерации 2019 с последними изменениями. Консультант плюс.
* для родителей:
Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Материально-техническое обеспечение программы элективного курса "Как уберечь себя от финансового мошенничества"
- учебный кабинет, оснащенный компьютером, активной доской, проектором, аудиомагнитофоном, калькуляторами, столами, стульями для учащихся;
- методические и практические пособия;
- материалы, необходимые для занятий: калькуляторы, флеш-накопители, бумага А4, канцтовары;
- учебные пособия;
- тетради для практических работ;
- учебно-познавательные видеоматериалы по темам программы;
- видеокамера;
- юридические нормативные акты.
Организационные условия реализации программы:
общее количество часов - 16
периодичность проведения занятий - 1 час в неделю
продолжительность занятия - 40 минут
теоретических занятий - 6, практических занятий - 10
норма наполнения группы - 25 человек.
Работа с родителями
- проведение консультаций по вопросам обучения школьников основам финансовой грамотности;
- составление рекомендаций по разработке практических советов и развитию мышления подростков в сфере финансовой грамотности;
- оказание помощи учащимся в разработке mindmap по заданным темам (совместная деятельность ребенка и родителей);
- отчет по итогам реализации образовательной программы по финансовой грамотности для старшеклассников гимназии.
Учебно-тематический план
программы элективного курса "Как уберечь себя от финансового мошенничества"
для учащихся 10-11 классов
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Теор/ Практ занятия | Форма занятий | Элементы содержания | Форма контроля знаний |
Понятие и виды финансового мошенничества | 1 | Теор | Комбинир | Предпосылки роста финансового мошенничества в современном мире. Статистика преступлений. Основные общие признаки, указывающие на риски финансового мошенничества. Понятие и виды финансового мошенничества. Цель изучения курса. | Устный опрос | |
Финансовые махинации с банковскими картами | 1 | Теор | Комбинир | Финансовые махинации с банковскими картами: Offline. Банкоматы и терминалы. Скимминг. Оплата в торговых розничных организациях. | Групповое выполнение ситуационного задания | |
Финансовые махинации с деньгами | 2 | Практ | Экскурсия в банк | Финансовые махинации с деньгами: дача денег в долг по расписке под проценты; "уплывший безнал"; "кукла", схема "презентация- деньги- где товар?"; "внесите взнос..."; фальшивые деньги. | Индивидуальное выполнение ситуационного задания | |
Финансовые махинации с кредитами | 1 | Теор | Презентация сотрудников ФУ | Типичные махинации с кредитами: лжедоплата по кредиту; кредит, который не брали; обязательства "по дружбе"; кредит за несколько минут, "черный" кредитный брокер; "софинансирование" задолженности перед банком. | Выполнение ситуационного задания парами | |
Финансовые махинации с инвестициями | 1 | Теор | Лекция-беседа специалистов ЦБ | Суть мошеннических инвестиционных предложений. Виды махинаций с инвестициями: "легкий" заработок на рынке Forex, "лавина дешевых велосипедов"; финансовая пирамида. | Устный опрос | |
Кибермошенничество | 3 | Теор/ практ | 1. Лекция юриста ЦБ 2. Изучение учебного видеоматериал 3. Ролевая игра | Фишинг. Вишинг. Смишинг. Фарминг. Нигерийские письма. Интернет-аукцион. Электронная торговля. Скандинавский аукцион. Семь кошельков. С помощью платежной системы Кликфрод. Кликджекинг. РАММ-счета. ХАЙП. Современные тенденции в кибермошенничестве. | Презентация интеллект-карты | |
Способы защиты от финансового мошенничества | 2 | Практ | 1. Мозговой штурм 2. Дискуссия | Формы мошенничества и способы минимизации рисков Поведенческие стереотипы потерпевших от финансовых мошенничеств. Современный опыт законодательной борьбы с фин мошенничеством. Юридическая ответственность за мошенничество | Составление алгоритма защиты от финансовых ловушек | |
Подача заявления по факту финансового мошенничества | 1 | Практ | Оформление документов | Правила составления заявления в полицию, в прокуратуру от потерпевших. | Работа по шаблону | |
Контроль знаний | 1 | Теор | Решение тестового задания и кроссворда | Решение тестового задания и кроссворда | Письменная работа | |
Защита учебных проектов | 2 | Практ | Представление и презентация УИР | Представление и презентация авторских проектов - видеороликов. | Техника выступления. Содержание тезисов Презентация видеороликов. | |
Итоговый зачет | 1 | Практ | Анализ результатов конференции. Подведение итогов образователь ного курса | Обсуждение результативности проектной деятельности. Подведение итогов образовательного курса. Рефлексия. | Заполнение анкеты "Преимущества и недостатки образовательного курса" | |
| Итого | 16 | Теор- 6 Прак- 10 | |