12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Богданова Ирина Николаевна19
2

Программа элективного курса в сфере финансовой грамотности для старшеклассников "Как уберечь себя от финансового мошенничества"




Программа элективного курса в сфере финансовой грамотности

для старшеклассников


"Как уберечь себя от финансового мошенничества"









Разработчик - Богданова И.Н., учитель экономики и права

МОУ Гимназии № 5 Ворошиловского района Волгограда













Волгоград 2019 г.



Пояснительная записка


В распоряжении Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. № 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности на 2017-2023 г.г." обозначены проблемы финансовой грамотности населения в России и актуальность повышения уровня финансовой грамотности населения. В приоритетные целевые группы населения включены учащиеся образовательных организаций как составляющие потенциал будущего развития России.

Учащиеся 11-х классов вступают в возраст совершеннолетия и полной дееспособности, что дает им право на осуществление любых финансовых операций. Выпускник школы должен быть подготовлен к взаимодействию с разными финансовыми институтами. Вступая в финансовые отношения, и, не обладая необходимыми знаниями и умениями в финансовой сфере, юный потребитель может принять ошибочные решения, совершить опасное действие, что приведет к финансовому ущербу. По данным Министерства финансов РФ российские школьники являются активными пользователями финансовых услуг. 85% подростков копят деньги из разных источников, более 70% делают покупки через интернет, каждый второй оформлял страховой полис на разные случаи.

Программа элективного курса в сфере финансовой грамотности "Как уберечь себя от финансового мошенничества" направлена на формирование компетенций старшеклассников ориентироваться в финансовом пространстве; знать виды финансового мошенничества; распознавать признаки, указывающие на риски финансовых ловушек; принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях в сфере финансов. Особое внимание уделяется финансовому кибермошенничеству. Подростки хорошо разбираются в информационных технологиях и часто совершают приобретения с помощью интернета. Важным является формирование у старшеклассников ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умения сопоставлять свое поведение с моральными и правовыми нормами. Данный курс необходим для выпускников образовательных учреждений, так как позволит им в успешной социализации, чувствовать себя более уверенно, рационально решать возникающие материальные и финансовые проблемы, стать личностью, достойной уважения обществом, планировать свою жизнь с перспективой на личное благополучие; отстаивать свои права, вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.

В основе образовательного курса для учащихся 10-11-х классов лежит системно-деятельностный подход, в котором отражены личностные, предметные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте для организации внеурочного обучения основам финансовой грамотности. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму знаний о финансовых мошенничествах, признаков финансовых махинаций и правил поведения, способствующих избежать финансовых ловушек.

Новизна образовательной программы "Как уберечь себя от финансового мошенничества" предусматривает новые методики преподавания:

- объединение обучения теоретических основ и создание учебных видеороликов;

- применение интерактивных форм обучения: имитационные ролевые игры, мозговой штурм, экскурсия, самостоятельная разработка тестовых заданий и кроссвордов, интеллект-карты, защита учебного проекта.

Созданные школьниками учебные видеоролики по темам образовательной программы будут использоваться при обучении старшеклассников гимназии и других школ Волгоградского региона в последующие годы.


Актуальность программы элективного курса по финансовой грамотности "Как уберечь себя от финансового мошенничества"

для старшеклассников определена ростом мошеннических операций на рынке финансовых услуг и состоит в срочности и важности изучения видов финансового мошенничества и способов защиты от преступников.


Цель - формирование грамотного поведения потребителей финансовых услуг.


Задачи:

а) образовательные:

- сформировать мотивацию учащихся к обучению основ финансовой грамотности;

- создать условия для отработки навыков распознавания признаков финансовых махинаций;

- расширить знания учащихся о видах финансового мошенничества и уголовной ответственности за финансовые преступления;

- сформировать умения по составлению заявления в правоохранительные органы;

- освоить алгоритм создания видеороликов, интеллект-карты, технологии мозгового штурма.

б) воспитательные:

- развить социальную активность и гражданскую ответственность перед обществом и государством;

- проявлять внимательность и бдительность при осуществлении финансовых операций;

- быть ответственным за семейный бюджет и личные денежные средства.

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.


в) развивающие:

- содействовать обучению и приобретению навыков создания учебного видеоматериала;

- развить самостоятельность в принятии и реализации решений;

- нести индивидуальную ответственность за последствия деяний;

- осуществлять коммуникацию в коллективной работе;

- сформировать потребность в дальнейшем самообразовании основам финансовой грамотности.


Возрастная категория учащихся

образовательная программа "Как уберечь себя от финансового мошенничества" рассчитана на учащихся 10-11 классов (возраст 17 лет), обладающих предварительной подготовкой знаний по предметам "Экономика", "Право", "Обществознание".


Срок реализации программы составляет 4 месяца (1 полугодие учебного года).


Формы занятий:

- групповая;

- индивидуальная;

- работа по подгруппам;

- экскурсии;

- мозговой штурм;

- беседы со специалистами финансовых учреждений:

- лекция - презентация;

- ролевая игра;

-дискуссия;

-практическое занятие;

- создание учебного продукта (видеоролик).



Планируемые результаты обучения:

а) требования к личностным результатам освоения курса:

- стремление к повышению благосостояния семьи путем применения полученных знаний;

- сформированность устойчивой гражданской позиции, избегание вовлечения в мошеннические схемы, предостережение близких о видах и технологиях финансового мошенничества;

- исполнение своего гражданского долга по взаимодействию с правовыми органами и финансовыми учреждениями в противодействии мошенникам в случаях противоправных ситуаций;

- понимание наличия риска при осуществлении финансовых операций.

- умение связывать теорию с реальными жизненными ситуациями;

- соблюдение нравственных норм общества, права и морали;

- выработка своей жизненной позиции в отношении самозащиты на рынке финансовых услуг;

- развитие личных качеств: внимательность, стрессоустойчивость, отвественность, решительность, коммуникабельность, умение слушать, способность противостоять чужой воле, умение консультировать других, способность действовать по обстоятельствам.

- определить смысл обучения и применения знаний в практической деятельности.

б) требования к предметным результатам освоения курса:

- владение базовыми понятиями в сфере финансов;

- владение правилами поведения в финансовых институтах;

- освоение технологии создания видеороликов;

- умение составить заявление в правоохранительные органы о финансовом преступлении;

- определение признаков финансовой пирамиды;

- знание ст. 159 УК РФ, комментарии к ней.

в) требования к метапредметным (интеллектуальным) результатам освоения курса:

- умение ориентироваться в различных источниках финансовой информации;

- умение ставить цель финансовой деятельности, определять задачи для достижения цели;

- умение осуществлять самоконтроль личных финансов и оценивать свое поведение на рынке финансов;

- распознавать признаки, указывающие на риски финансового мошенничества;

- понимать тенденции в кибермошенничестве;

- находить альтернативы решения финансовых проблем.



Познавательные УУД:

- научиться поиску и отбору необходимой информации для выявления потенциальной проблемы в сфере финансов;

- научиться моделировать способы своего поведения в ситуации вовлечения в мошенническую схему и определять алгоритм выхода из проблемы и ее полного решения;

- проводить синтез и анализ финансовых ловушек;

- устанавливать причинно-следственные связи возникшей проблемы;

- строить логическую цепь рассуждений и доказательств;

- грамотно формулировать проблему и осознавать ее последствия;

- освоить технологию построения интеллект-карты.

Регулятивные УУД:

- планировать самообразование в сфере финансов;

- прогнозировать результаты обучения;

- самостоятельно контролировать уровень усвоения учебного материала;

- вырабатывать волевую саморегуляцию, преодолевать сложности в процессе обучения, вырабатывать способности к мобилизации сил, энергии, воли.

Коммуникативные УУД:

- научиться слушать и понимать партнера;

- согласовывать свою совместную деятельность;

- взаимно контролировать действия друг друга;

- этично вести дискуссию;

- правильно выражать свои мысли в речи;

- уважать в общении партнера и самого себя.


Формы подведения итогов реализации образовательной программы "Как уберечь себя от финансового мошенничества":

- создание учебных видеороликов;

- разработка учащимися интеллект-карты, итогового тестового задания, кроссворда;

- выполнение тестового задания и решение кроссворда, разработанных другими учащимися;

- проведение школьной конференции по образовательному курсу с презентацией учебных авторских видеороликов по темам.


Педагогические технологии:

- развивающего обучения;

- проектного обучения;

- совместного исследования;

- имитационного моделирования;

- игровые;

-коммуникативные (мозговой штурм, дискуссия);

- коллективного совместного обучения (работа в паре, группе);

- социальной практики.


Методическое сопровождение учебной работы педагога (разработки):

- методика стимулирования познавательной активности учащихся;

- методика контроля усвоения учащимися учебного материала;

- методика проведения занятий по темам;

- методика комплектования учебной группы;

- методика анализа результатов деятельности;

- методика организации и проведения экскурсии в финансовое учреждение;

- методика проведения родительского собрания по планированию и итогам реализации образовательной программы элективного курса "Как уберечь себя от финансового мошенничества".


Методическое обеспечение программы

Разработка методик:

- мозгового штурма;

- дидактического и лекционного материалов;

- создания презентаций по темам;

- контрольно-измерительных материалов;

- создания видеоролика;

- организации исследовательской работы;

- проведения школьной учебной конференции.



Виды дидактических материалов:

- презентации, фотоматериалы;

- учебно-познавательные фильмы;

- раздаточный материал;

- ситуационные задания;

- тестовый материал, кроссворды, mind-map;

- образцы фальшивых купюр;

- образцы заявлений потерпевших в правоохранительные органы от финансового мошенничества.



Программно-методическое обеспечение

для учащихся:

* перечень учебных материалов на бумажных носителях

А.П. Киреев Финансовая грамотность: материалы для учащихся.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014

В.В. Чумаченко, А.П. Горяев Учебное пособие "Основы финансовой грамотности". М - "Просвещение", 2018. 3-е издание, 271 стр.

* Интернет-ресурсы:

http://dni- fg.ru Он-лайн уроки финансовой грамотности

http://baba- deda.ru / Образовательный курс ЦБ РФ "Прививаем культуру финансовой грамотности"

https://fingram34.ru Региональный центр финансовой грамотности

https://www.fin-olimp.ru/wp-content/uploads/docs/matveev-fingramotnost.pdf


Для учителя:

* перечень учебных материалов на бумажных носителях

1. Белицкий  В.Ю.  Еще  раз  о  признаках  мошенничеств,  совершенных  по  принципу  финансовых  пирамид/ Сборник  материалов  криминалистических  чтений. - 2012. №  8. 

2. Маргарян Я.А., Овчинникова Н.Г., Жабыко Л.Л. Актуальные проблемы мошенничества в сфере финансов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. Ст. По матер. XXXVII междунар. научно-практической конференции № 5(37). - Новосибирск: Сибак, 2014.

3.Чумаченко В.В. Горяев А.П. Основы финансовой грамотности Методические рекомендации. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение», 2017

* интернет-ресурсы:

https://fmc.hse.ru/primarySchool НИУ Высшая школа экономики "Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования"

Берзон Н.И., д.э.н., профессор НИУ ВШЭ, директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования. Электронное пособие в схемах «Системно-деятельностный подход к организации процесса обучения основам финансовой грамотности» Вагин С.Г., д.э.н., профессор НИУ ВШЭ. Электронное пособие в схемах «Содержательное наполнение и методические подходы к организации процесса обучения основам финансовой грамотности. Финансовое мошенничество и финансовые пирамиды» https://fmc.hse.ru/methbank Банк методических разработок по финансовой грамотности НИУ ВШЭ

http://www.consultant.ru Уголовный кодекс Российской Федерации 2019 с последними изменениями. Консультант плюс.


* для родителей:

Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Материально-техническое обеспечение программы элективного курса "Как уберечь себя от финансового мошенничества"



- учебный кабинет, оснащенный компьютером, активной доской, проектором, аудиомагнитофоном, калькуляторами, столами, стульями для учащихся;

- методические и практические пособия;

- материалы, необходимые для занятий: калькуляторы, флеш-накопители, бумага А4, канцтовары;

- учебные пособия;

- тетради для практических работ;

- учебно-познавательные видеоматериалы по темам программы;

- видеокамера;

- юридические нормативные акты.


Организационные условия реализации программы:

общее количество часов - 16

периодичность проведения занятий - 1 час в неделю

продолжительность занятия - 40 минут

теоретических занятий - 6, практических занятий - 10

норма наполнения группы - 25 человек.


Работа с родителями

- проведение консультаций по вопросам обучения школьников основам финансовой грамотности;

- составление рекомендаций по разработке практических советов и развитию мышления подростков в сфере финансовой грамотности;

- оказание помощи учащимся в разработке mindmap по заданным темам (совместная деятельность ребенка и родителей);

- отчет по итогам реализации образовательной программы по финансовой грамотности для старшеклассников гимназии.



Учебно-тематический план


программы элективного курса "Как уберечь себя от финансового мошенничества"

для учащихся 10-11 классов




п/п

Темы

Кол-во часов

Теор/

Практ занятия

Форма занятий

Элементы содержания

Форма контроля знаний

Понятие и виды финансового мошенничества

1

Теор

Комбинир

Предпосылки роста финансового мошенничества в современном мире. Статистика преступлений. Основные общие признаки, указывающие на риски финансового мошенничества. Понятие и виды финансового мошенничества. Цель изучения курса.

Устный опрос

Финансовые махинации с банковскими картами

1

Теор

Комбинир

Финансовые махинации с банковскими картами: Offline. Банкоматы и терминалы. Скимминг. Оплата в торговых розничных организациях.

Групповое выполнение ситуационного задания

Финансовые махинации с деньгами

2

Практ

Экскурсия в банк

Финансовые махинации с деньгами: дача денег в долг по расписке под проценты; "уплывший безнал"; "кукла", схема "презентация- деньги- где товар?"; "внесите взнос..."; фальшивые деньги.

Индивидуальное выполнение ситуационного задания

Финансовые махинации с кредитами

1

Теор

Презентация сотрудников ФУ

Типичные махинации с кредитами: лжедоплата по кредиту; кредит, который не брали; обязательства

"по дружбе"; кредит за несколько минут, "черный" кредитный брокер; "софинансирование" задолженности перед банком.

Выполнение ситуационного задания парами


Финансовые махинации с инвестициями

1

Теор

Лекция-беседа специалистов ЦБ

Суть мошеннических инвестиционных предложений. Виды махинаций с инвестициями: "легкий" заработок на рынке Forex, "лавина дешевых велосипедов"; финансовая пирамида.

Устный опрос

Кибермошенничество

3

Теор/

практ

1. Лекция юриста ЦБ

2. Изучение учебного видеоматериал

3. Ролевая игра

Фишинг. Вишинг. Смишинг. Фарминг. Нигерийские письма. Интернет-аукцион. Электронная торговля. Скандинавский аукцион. Семь кошельков.

С помощью платежной системы Кликфрод. Кликджекинг. РАММ-счета. ХАЙП.

Современные тенденции в кибермошенничестве.

Презентация интеллект-карты

Способы защиты от финансового мошенничества

2

Практ

1. Мозговой штурм

2. Дискуссия

Формы мошенничества и способы минимизации рисков Поведенческие стереотипы потерпевших от финансовых мошенничеств. Современный опыт законодательной борьбы с фин мошенничеством. Юридическая ответственность за мошенничество

Составление алгоритма защиты от финансовых ловушек

Подача заявления по факту финансового мошенничества

1

Практ

Оформление документов

Правила составления заявления в полицию, в прокуратуру от потерпевших.

Работа по шаблону

Контроль знаний

1

Теор

Решение тестового задания и кроссворда

Решение тестового задания и кроссворда

Письменная работа

Защита учебных проектов

2

Практ

Представление и презентация УИР

Представление и презентация авторских проектов - видеороликов.

Техника выступления.

Содержание тезисов Презентация видеороликов.

Итоговый зачет

1

Практ

Анализ результатов конференции. Подведение итогов образователь

ного курса

Обсуждение результативности проектной деятельности. Подведение итогов образовательного курса.

Рефлексия.

Заполнение анкеты "Преимущества и недостатки образовательного курса"


Итого

16

Теор- 6

Прак- 10






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.