Рабочая программа по дисциплине «Финансовый анализ деятельности коммерческого банка» для специальности «Банковское дело»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины ОП.14 Финансовый анализ деятельности коммерческого банка
38.02.07 Банковское дело
форма обучения очная
2019
СОГЛАСОВАНА:
Цикловой методической комиссией
«Банковское дело»:
Протокол № ___
от «___»_____________20___года
Председатель цикловой методической комиссии
Н.Н.Климова
Подпись Инициалы Фамилия
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации № 67 от 5 февраля 2018 года
Заместитель директора по учебной работе
__________________________/ /
Подпись
УТВЕЖДЕНА:
Директор колледжа __________________________/
Подпись
Составители (авторы) __Климова Наталья Николаевна____________________________
ФИО, преподаватель ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Рецензент: ________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ФГБОУ
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
13 | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.14 ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.14 Финансовый анализ деятельности коммерческого банка является вариативной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело.
Учебная дисциплина ОП.14 Финансовый анализ деятельности коммерческого банка обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.07 Банковское дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 | применять теоретические знания и практические навыки для самостоятельного проведения финансового анализа по различным аспектам деятельности банка и формулирования выводов и рекомендаций; распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); | методы, приемы и информационное обеспечение анализа деятельности коммерческого банка; актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; |
ОК 02 | определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска; | номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации; |
ОК 03 | определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; | состав, порядок составления и предоставления публикуемой отчетности банка; содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; |
ОК 04 | организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности; |
ОК 05 | грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; применять теоретические знания и практические навыки для самостоятельного проведения финансового анализа по различным аспектам деятельности банка и формулирования выводов и рекомендаций; | особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений; методы, приемы и информационное обеспечение анализа деятельности коммерческого банка; |
ОК 09 | применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности; методики проведения анализа ресурсной базы банка, его активных операций, ликвидности и финансового результата деятельности банка. |
ОК 10 | понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
ОК 11 | презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; рассчитывать и анализировать основные финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность коммерческого банка. | основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 70 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 32 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 30 |
курсовая работа (проект) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | 4 |
Консультации | 4 |
Промежуточная аттестация | Дифф. зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансовый анализ деятельности коммерческого банка»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Особенности аналитической работы в банке | 22 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, | |
Тема 1.1 Методы, приемы, информационное обеспечение анализа деятельности коммерческого банка | Содержание учебного материала | 16 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, |
1. Анализ как элемент управления банком. | |||
2. Этапы анализа деятельности коммерческого банка | |||
3. Информационное обеспечение финансового анализа | |||
4. Методы и приемы анализа деятельности банка. | |||
5. Рейтинговые системы оценки деятельности банка | |||
В том числе: практических занятий | 4 | ||
Практическе занятие № 1. Анализ деятельности банка по данным различных рейтинговых агентств. | 2 | ||
Практическое занятие № 2. Анализ выполнения банком экономических нормативов. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентаций на темы: 1.Развитие методик рейтинговой оценки коммерческих банков в России. 2.Характер формирования и назначение рейтингов. 3.Рейтинги независимых рейтинговых агентств. 4. Экспертный подход к составлению рейтинга. 5. Бухгалтерский подход к составлению рейтинга. 6. Системно-значимые банки. 7. Топ-10 российский банков. | 2 | ||
Тема 1.2 Анализ публикуемого баланса коммерческого банка | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, |
1. Баланс банка: порядок составления и предоставления | |||
В том числе, практических занятий | 4 | ||
1. Практическое занятие № 3. Организационно-экономическая характеристика банка и его роль в банковской системе РФ. | 2 | ||
2. Практическое занятие № 4. Горизонтальный и вертикальный анализы баланса банка | 2 | ||
Раздел 2. Анализ активов и пассивов банка | 22 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, | |
Тема 2.1 Анализ ресурсной базы банка | Содержание учебного материала | 14 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, |
1. Структура ресурсной базы банка. | |||
2. Собственный капитал банка, его структура и функции. | |||
В том числе: практических занятий | 8 | ||
Практическое занятие № 5. Анализ динамики нормативов достаточности капитала банка | 2 | ||
Практическое занятие № 6. Анализ собственного капитала банка | 2 | ||
Практическое занятие № 7. Анализ привлеченных средств банка. | 2 | ||
Практическое занятие № 8. Анализ качества пассивов банка. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение Положения Банка России от 28 декабря 2012 г. № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций (Базель III)» и составление на его основе опорного конспекта «Определение величина капитала банка по Базель III. | 2 | ||
Тема 2.2 Анализ активных операций коммерческого банка | Содержание учебного материала | 8 | |
1. Структура активов баланса банка. | |||
В том числе: практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 9. Анализ качества активов банка. | 2 | ||
Практическое занятие № 10. Анализ кредитного портфеля банка. | 2 | ||
Консультация по теме 2.2 | 2 | ||
Раздел 3. Анализ финансового результата деятельности коммерческого банка, его устойчивости и ликвидности | 26 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, | |
Тема 3.1 Анализ доходов и расходов банка | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, |
1. Структура доходов банка. | |||
2 Структура расходов банка. | |||
3. Порядок составления и предоставления отчета о финансовых результатах. | |||
В том числе: практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 11. Анализ структуры и динамики доходов банка | 2 | ||
Практическое занятие № 12. Анализ структуры и динамики расходов банка | 2 | ||
Тема 3.2 Анализ прибыли и рентабельности банка | Содержание учебного материала | 6 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, |
1. Формирование финансового результата деятельности банка. | |||
В том числе: практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 13. Расчет показателей оценки эффективности деятельности банка. | 2 | ||
Консультация по теме 3.2 | 2 | ||
Тема 3.3. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости банка | Содержание учебного материала | 10 | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, |
1. Ликвидность банка: понятие, методики оценки. | |||
2. Устойчивость банка: понятие и методы оценки. | |||
3.Оценка экономического положения банка по методике Банка России. | |||
В том числе: практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 14. Анализ ликвидности банка. | 2 | ||
Практическое занятие № 15. Анализ показателей финансовой устойчивости банка. | 2 | ||
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет | ||
Всего: | 70 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должна быть предусмотрена лаборатория «Учебный банк». Оснащается оборудованием: рабочее место преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся, магнитно-маркерная учебная доска, наглядные пособия, бланковая документация, нормативно-законодательные документы, учебно-методическая документация; техническими средствами обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, калькуляторы
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Банковское дело: учебник для СПО/ Т.М. Костерина — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 332 с. — Серия : Профессиональное образование.
2. Банковское дело. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / под ред. В. А. Боровковой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 390 с. — Серия : Профессиональное образование
3. Банковское дело. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для СПО / под ред. В. А. Боровковой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 159 с. — Серия : Профессиональное образование.
4. Банковское дело. В 2ч. Часть2: учебник для СПО/ под ред. Е.Ф.Жукова, Ю.А.Соколова.- М.: Издательство Юрайт, 2018.-301 с.- Серия: Профессиональное образование
5. Банковское дело : учебник и практикум для СПО / под ред.В. А. Боровковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 623 с. — Серия : Профессиональное образование.
6. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для СПО / Ю. А. Кропин. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 364 с. — Серия : Профессиональное образование.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронный ресурс Банка России.- Режим доступа http://www.cbr.ru
2. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа http://www.consultant.ru
3. Справочно-правовая система «ГАРАНТ».- Режим доступа http://www.aero.garant.ru
4. Электронно-библиотечная система "Znanium. Режим доступа http:// znanium.com
3.2.3 Дополнительная литература
1. Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. 23.05.2018 г.).
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ « О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. 23.04.2018 г.).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины - методы, приемы и информационное обеспечение анализа деятельности коммерческого банка; - этапы анализа деятельности банка; - состав, порядок составления и предоставления публикуемой отчетности банка; - методики проведения анализа ресурсной базы банка, его активных операций, ликвидности и финансового результата деятельности банка. -актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности; - номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации; - содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; - психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности; - особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений; - современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности; - правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности; - основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации; основы денежного обращения; сущность банков и их роль в экономике; особенности организации и функционирования центральных банков; методы и инструменты денежно-кредитной политики центральных банков; цели и функции Банка России; принципы деятельности коммерческих банков их функции и операции; - правовые основы банковской деятельности в РФ. | Характеристики демонстрируемых знаний, которые могут быть проверены: 1. Уровень освоения учебного материала. Критерии оценивания: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если: 1) обучающийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» – обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» – обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. 2. Умение использовать теоретические знания и практические умения при выполнении профессиональных задач; 3.Уровень сформированности общих компетенций. | Какими процедурами производится оценка Наблюдение за деятельностью в процессе освоения программы дисциплины обучающегося и оценка достижения результата через: - активное участие в ходе занятия; - контроль выполнения заданий для самостоятельной работы; - контроль выполнения практических работ; - подготовку и обсуждение презентаций. В процессе обучения производится: - Оценка результатов выполнения практических работ. - Оценка результатов самостоятельной работы. - Оценка результатов дифференцированного зачета |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - применять теоретические знания и практические навыки для самостоятельного проведения финансового анализа по различным аспектам деятельности банка и формулирования выводов и рекомендаций; - рассчитывать и анализировать основные финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность коммерческого банка; - анализировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность коммерческого банка с целью определения его финансового состояния; - распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника); - определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска; - определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; - организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности; - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; - понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы; - презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; - оперировать основными понятиями и категориями банковского дела; - ориентироваться в основных законодательных документах по вопросам функционирования банковской системы РФ; - анализировать статистические показатели банковского сектора, процессы и явления, происходящие в банковской системе. | 1. Демонстрация умений проведения финансового анализа коммерческого банка. Критерии оценки умений «Отлично» - обучающийся глубоко изучил учебный материал по теме; свободно применяет полученные знания на практике; практическая работа выполнена в полном объеме, правильно, без ошибок, в установленные нормативом время. «Хорошо» - обучающийся твердо знает учебный материал; умеет применять полученные знания на практике; практическая работа выполнена в полном объеме с небольшими недочетами, в установленное нормативом время. «Удовлетворительно» - обучающийся знает лишь основной материал; практическая работа выполнена с ошибками, отражающимися на качестве выполненной работы, не в полном объеме студент не уложился в установленное нормативом время. «Неудовлетворительно» - обучающийся имеет отдельные представления об изученном материале; практическая работа не выполнена или выполнена с грубыми ошибками, не в полном объеме, обучающийся не уложился в установленное нормативом вр 2. Систематическое планирование собственной учебной деятельности и действие в соответствии с планом. 3.Структурирование объема работы и выделение приоритетов. 4.Грамотное определение методов и способов выполнения учебных задач. 5.Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов. 6. Анализ результативности использованных методов и способов выполнения практических задач. 7.Адекватная реакция на внешнюю оценку выполненной работы | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов выполнения самостоятельной работы. Оценка результатов дифференцированного зачета |
7