Мастер-класс на тему «Бархатные ёлочные шары»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельской области «Архангельский морской кадетский корпус
имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»
Мастер-класс
«Бархатные ёлочные шары»
Автор:
Заболотняя Светлана Юрьевна, воспитатель высшей категории
ГБОУ АО КШИ «АМКК»
|
|
Архангельск
2021 г.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является современное прикладное творчество.
Актуальность связана с современными тенденциями моды - в последнее время вновь становится популярным ручной труд и рукоделие, дающие возможность создавать эксклюзивные вещи. Для кого-то изготовление изделий ручной работы просто хобби и творческий процесс. Для других он может стать прибыльным бизнесом, совпадающим с любимым занятием. Рукоделие одно из самых интересных и полезных времяпровождений. Занятие творчеством является эффективным средством формирования и развития духовного мира, художественного вкуса учащихся, обогащает их эмоциональную сферу, а также направлено на профилактику асоциального поведения детей. Современное декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну. Также декоративно-прикладное творчество способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В процессе занятий декоративно-прикладным творчеством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что ребёнок способен творить добро и красоту, приносить себе и людям радость.
Цель: декорирование ёлочных шаров с помощью бархата, кружев, тесьмы, бусин и других декоративных элементов.
Задачи:
познакомить детей с технологией декорирования ёлочных шаров с помощью бархата, кружев, тесьмы, бусин и других декоративных элементов;
познакомить с материалами и инструментами, необходимыми для работы;
актуализировать знания по технике безопасности при выполнении различных видов работ;
формировать условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, художественный вкус;
способствовать воспитанию аккуратности, бережливости и экономии.
Участники: учащиеся 7-11 классов.
Оборудование (инструменты и материалы): основа для декорирования – пенопластовый или пластиковый шар диаметром от 6 до 10 см, картон, циркуль, линейка, карандаш, портновский мел или обмылок, портновские иголки, ткань бархат–стретч, различное кружево, тесьма, бусины, стразы, тесьма для петельки (3-5мм шириной, 12см длиной), тесьма для бантика шириной 2,5 – 4 см (из расчёта на один бант - длиной 18 см), клей «Момент» или клеящий пистолет, швейные нитки №40, швейная ручная игла, ножницы, клеёнка на стол (бумага).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Методы работы: словесные, наглядные и практические.
Ход мастер-класса
Введение (вступление). Знакомство участников мастер-класса с темой предстоящего занятия, его целью и задачами.
Скоро Новый год, главным атрибутом которого является ёлка. Каждый год мы решаем, как и чем украсить ёлку. Наступило время мастерить ёлочные игрушки! Хочу поделиться с вами знаниями и умениями по созданию ёлочных шаров, обтянутых бархатом, декорированных кружевом и другими декоративными элементами.
- Мы с нетерпением ждём наступления 2022 года, который пройдёт под знаком голубого водяного Тигра. Ёлку можно украсить в цветах символа-покровителя. За основу стоит взять гамму главных цветов наступающего года: серебристый, голубой, синий, белый – оттенки воды. Холодная палитра светлых тонов будет успешно смотреться на ветвях зелёной красавицы. Поэтому я предлагаю сделать наши ёлочные шары сине-белые с серебром.
Теоретическая часть - технологическая
демонстрация изделий - мини выставка изделий автора (ёлочных шаров) с соответствующими комментариями технологических приемов, которые будут освещены на данном мастер – классе.
ознакомление обучающихся с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления ёлочных шаров;
виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, проведение инструктажей по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, иглой;
подготовка материалов, рассказ о необходимых требованиях к его качеству;
Практическая часть - обучающиеся под руководством педагога – мастера из заранее подготовленных материалов выполняют практическое задание. Пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов, наглядно демонстрирующих все этапы выполнения изделия.
Последовательность выполнения работ:
Покрыть стол клеёнкой (газетами) и приготовить инструменты.
Делаем шаблон: берём шар–основу, измеряем длину окружности (не путайте с диаметром шара). Чертим на картоне с помощью циркуля круг диаметром, который вычисляется по формуле: L:2-15мм (полученную при измерении длину окружности делим на два и отнимаем 10-15мм. Число, которое отнимаем зависит от того, насколько хорошо тянется ткань. Чем лучше тянется ткань, тем больше отнимаем). Размечаем круг на четыре равные части, вырезаем круг.
Выкраиваем две детали: укладываем шаблон на ткань, обводим мелом, размечаем на четыре равные части, вырезаем (без припусков).
Берём первую деталь – круг из ткани, швейную иглу с ниткой и отступив от края круга 3-4 мм по всей длине окружности прокладываем шов «вперёд иголку», стягиваем до размера длины окружности шара – основы, делаем закрепку. Тоже самое проделываем со второй деталью.
Стягиваем и скрепляем две детали по четырём меткам с помощью портновских иголок, надев заготовки из ткани на шар-основу.
Сшиваем две детали потайным швом. Получаем обтянутый бархатом шар.
Продумываем декор, прикладывая тесьму, кружево и др. элементы к шару.
Первым делом необходимо закрыть шов с помощью тесьмы или кружева. Приклеиваем тесьму по шву по всей длине окружности. Затем делаем разметку на шаре с помощью мела, чтобы ровно прикрепить элементы декора и последовательно их приклеиваем к шару.
Изготавливаем петельку и бант из тесьмы. Бант можно декорировать стразами. Пришиваем или приклеиваем его к шарику.
Подведение итогов (обсуждение) включает вопросы руководителю мастер-класса, который в свою очередь рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу.
Украшение ёлки с использованием изготовленных шаров.
Работы детей:
Панов Егор Игоревич
Заболотняя Светлана Юрьевна