Басни. Баснописцы: Эзоп, Л.Н. Толстой, И.А. Крылов

2
0
Материал опубликован 3 April 2022

6

Соболева Лариса Васильевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»













Тема: Басни. Баснописцы: Эзоп, Л.Н. Толстой, И.А. Крылов

t1649001408aa.jpgt1649001408ab.jpgt1649001408ac.jpg




Учитель: Соболева Лариса Васильевна, учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20»















Новомосковск, 2022

Тема: Басни. Баснописцы: Эзоп, И.А. Крылов, Л.Н. Толстой.

Тип урока: комбинированный с применением технологии проектного обучения и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Цель урока:

Читают, работают по вопросам, имеют представление о баснях.

Задачи урока:

Предметные:

сформировано представление о баснях.

умеют создавать план пересказа.

Метапредметные:

умеют планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;

имеют представление о подходах к поиску информации.

Личностные:

осознание значения чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;

знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями;

эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Оборудование:

Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

учебник Литературное чтение.



ХОД УРОКА

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Включение детей в учебную деятельность.

Учитель. Здравствуйте, дети! Садитесь.

Учащиеся рассаживаются по местам, проверяют наличие принадлежностей.

Проверка домашней работы: дети рассказывают, как выполнили домашнее задание.

II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель. Сегодня совершим путешествие в мир басен. Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Басня – иносказательное произведение, которое имеет скрытый смысл. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Басня всегда поучает, осуждает, высмеивает. Она содержит нравоучение, поучение, мораль.

Ученики слушаю басню И.А. Крылова «Лисица и виноград». Отвечают на вопросы:

Как баснописец говорит о лисе? (голодная)

Как описывает виноград? (сладкий, спелый)

Какая мораль басни? (не нужно обманывать себя)

Методические комментарии. Активация внимания, мотивация на деятельность и включение в нее учеников, создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся (познавательные, личностные УУД).


III этап. Исследовательская работа учеников.

Ученики работают в группах, отвечают на вопросы

Где возникли басни? (в Древней Греции)

Назовите первого баснописца. (Эзоп)

Учитель. Л. Н. Толстой для детей много использовал историй и легенд из древней литературы. Особенно ему нравились простые короткие басни, которые сочинил древний греческий мудрец Эзоп.

Учащиеся рассказывают об Эзопе. (Эзоп - баснописец, который жил в древней Греции. За всю жизнь баснописец создал более четырёх сотен произведений. Иногда главными героями басен Эзопа становились боги Олимпа или обычные люди. Однако в основной части произведений главными героями выступают животные).

Учащиеся рассказывают о Л. Н. Толстом. (Басни Толстого - творения писателя, с которыми нельзя не познакомиться. Произведения с птицами и животными в главной роли заполнили азбуку, над которой Лев Николаевич работал долгие годы. Писатель использует краткую и емкую форму басни, чтобы показать людскую глупость, жадность, лень, нежелание учиться).

Ученики читают наизусть басню «Ворон и лисица» Л.Н. Толстого.

Ученики читают по учебнику басню И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Учитель задает вопросы:

Как начинается басня?

Как баснописец представляет своих героев?

Что высмеивает в своей басне автор?

Методические комментарии. Учащиеся рассуждают о животных, описанных в баснях (познавательные УУД). Дети ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу, мотивированы на процесс познания. Развивается внимание, зрительная и слуховая память, диалогическая речь (личностные УУД); они формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, выслушивают мнение других, контролируют действия одноклассников (коммуникативные УУД).

IV этап. Физкультминутка.

Вот мы руки развели, (руки в стороны)

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились! (наклоны вперёд)

Наклонились, выпрямились.

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Методические комментарии. Здоровьесберегающая методика для снятия утомления после работы.

V этап. Самостоятельная работа в больших тетрадях.

Анализ басни.

Творческие работы учеников (рисунки, обоснование выбора темы для рисунка).

Методические комментарии: Ученики анализируют объекты в тексте, сравнивают и находят нужную информацию. Подвергают сомнению полученную информацию (познавательные УУД), осуществляют контроль и самоконтроль, вносят изменения в свои действия (регулятивные УУД). Ориентируются на понимание причин успеха в учении, проявляют интерес к новому материалу (личностные УУД), формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью, контролируют действия одноклассников (коммуникативные УУД).

VI этап. Итог урока.

Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают:

О чём прочитанные произведения? (О характере животных).

Что вам понравилось на уроке? (Чтение басен и определение характера героев).

Методические комментарии: Подведение итогов урока позволяет школьникам произвести самооценку деятельности, соотнести её с оценкой других (личностные УУД)

VIII этап. Домашнее задание

Ученики записывают в дневники домашнее задание: Чтение басен по дополнительной литературе. 

Методические комментарии: Домашнее задание показывает заинтересованность учеников результатами работы каждого.

Литература

УМК «Школа России», авторы: Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г.

Я иду на урок в начальную школу: Чтение - М: Издательство «Первое сентября». 2020 г.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.