Урок в 5 классе «И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце. Изучение басни "Ворона и Лисица"»

5
0
Материал опубликован 26 April 2017

МБОУ гимназия № 20 им. С.С. Станчева п. Каменоломни

 Учитель русского языка и литературы Ахцхецян О.В.

Урок литературы в 5 классе.

Тема: И.А. Крылов. Краткие сведения о баснописце. Изучение басни «Ворона и Лисица»

Цель: познакомить учащихся с личностью И.А. Крылова, формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам.

Задачи:

- образовательная: совершенствовать умение выразительного и осознанного чтения басни;

- развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитательная: воспитывать отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Оборудование: мультимедийный проектор, текст басни И.А. Крылова, костюмы для инсценировки, выставка иллюстраций к басням И.А. Крылова.


 

Ход урока.

Организация класса.(2мин.)

Подготовка к уроку, посадка учащихся, психологический настрой (я рада вас всех видеть на сегодняшним нашем уроке, я вам желаю успехов, и надеюсь, что вам понравится наш урок).

Послушайте известные вам строки…

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.

- Ребята, кто автор этих строк?

- Верно, молодцы!

Целеполагание.(1мин)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с личностью замечательного поэта и мудреца своего слова – Иваном Андреевичем Крыловым, а так же погрузимся в мир его художественного слова, проанализировав басню «Ворона и Лисица».

Открытие новых знаний.

Слово учителя о Крылове.(8мин)

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Отец его был бедным армейским офицером. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства. Воспитанием сына занималась мать. И.А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней с особой нежностью.

С детства Крылов любил читать и размышлять о прочитанном . первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать же приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием.

Ученье давалось ему легко. Мальчик был исключительно музыкален, трудные математические задачи решал охотно и умело.

Настойчивость, упорство в овладении знаниями принесли плоды: он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Но все же домашние условия были трудны, и девятилетнему Крылову пришлось работать в губернских канцеляриях переписчиком бумаг. Однако, впереди были еще более тяжкие испытания: рано умер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. На плечи Крылова легла забота о пропитании его матери и младшего брата.

Иван Андреевич Крылов полностью отдается самовоспитанию и саморазвитию. Он много читает, но продолжать учебу становится все труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится образованным человеком и вступает во взрослую жизнь. В своей жизни Иван Андреевич был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец. В своих баснях он представил всю русскую жизнь в ее самых острых противоречиях.

Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен.

О смерти Крылова поэт П. Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться, и гордится им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».

- Что вам запомнилось из жизни Крылова?

2. Басня в творчестве Крылова.(4мин)

Какое же место занимает басня в творчестве Ивана Андреевича Крылова? . Свою первую басню Крылов написал в возрасти 11-ти лет. В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, честность- главное в жизни. Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.

Басни Крылова расходились огромными по тому времени тиражами. Каждые три-четыре года их приходилось переиздавать. Крылов постоянно свое собрание сочинений новыми баснями. В первом сборнике их было два десятка, а в последнем- почти две сотни.

(обратите внимание на доску. Вашему вниманию представлены наиболее популярные басни И.А. Крылова).

Первичный контроль знаний учащихся.(3мин)

- Ребята, а сейчас мы познакомимся с одной из них.

- Но, прежде чем преступить к работе с текстом басни, дадим определение понятию «Басня».(это стихотворное или прозаическое произведение, которое носит поучительный характер)

- В баснях всегда присутствует аллегория. А что такое аллегория?(это иносказание, которое заключает в себе скрытый смысл, или скрытый намёк. Например, хитрость иносказательно изображается в образе лисы, коварство- в виде змеи, жадность- в обличие волка).

- В каждой басне присутствует мораль. А что такое мораль?( Мораль, ребята,- это логический, поучительный вывод. Она несёт в себе то, чему учит нас автор).

1 .Работа над текстом басни.(4мин)

Чтение басни «Ворона и лисица».

Послушайте, сейчас я прочту вам эту басню.

Скажите, какие новые для вас слова встретились а басне?

2. Словарная работа.(2мин)

Лесть – лицемерное, неискреннее восхваление.

Льстец - льстивый человек.(говорит о ком-либо лучше, чем есть на самом деле)

Гнусный – внушающий отвращение

Пленил – привлёк внимание

Вещуньина – принадлежащая вещунье (Вороне)

Царь- птица – главная среди всех птиц.

Взгромоздясь – взлетела, взобралась, уселась.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(1,5мин)

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

3. Анализ басни.(7 мин)

- Прочитайте первые три строчки басни. (мораль басни)

- Скажите, о чем предупреждает своих читателей Крылов?

- Что советует автор помнить всегда?

-Молодцы.

-Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите в тексте слова, с которыми она обращается к вороне.

- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

- Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, перышки, носок и постепенно подбирается к самому главному – «ангельскому голоску». Все вы слышали голос вороны. Опишите её голос. (неприятный, громкий, пронзительный).

- Вот это и называется аллегорией.

Проанализировав, басню Крылова, сделайте вывод: чему учит нас эта басня? (уметь отличать ложь от правды. и не попасться на удочку к льстецу).

Контроль знаний учащихся.

И в завершении нашего сегодняшнего урока, хотелось бы представить вашему вниманию инсценировку басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».(4мин)

Рефлексия.(3мин)

- Ребята, что полезного из нашего сегодняшнего урока вы узнали?

- Что запомнилось вам больше всего?

Выставление оценок за работу на уроке, с комментарием учителя.(2мин)

Д/з.: выучить наизусть басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица».(1мин)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.