12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Хабетдинова Зумрат Даминовна161
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
1

Урок «Басня как литературный жанр. И.А. Крылов — баснописец. Басни «Свинья под Дубом», «Демьянова уха», «Волк и Ягнёнок»

Тема: Басня как литературный жанр. И.А. Крылов — баснописец. Басни «Свинья под Дубом», «Демьянова уха», «Волк и Ягнёнок».

Цели урока: познакомить учащихся с личностью И.А. Крылова и его баснями, с понятием «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни.
Планируемые результаты:
Личностные:

формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;

познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями;

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение; учить видеть за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества;

коммуникативные: умение прислушиваться к мнению одноклассников; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: умение сотрудничать с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Тип урока: Открытие новых знаний

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, учебник: Б.А.Ланин. Литература.5 класс, 1 часть, М., «Вентана-Граф», 2012.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс

Ход урока.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский
 

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

1. Организационный момент.

- Посмотри в глаза своему соседу по парте, улыбнись ему и мысленно пожелай ему успеха на уроке.

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности.

Урок начинаю с чтения басни

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина* с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро. (Л.Толстой)

- К какому жанру (виду) вы отнесете это произведение?

- Что вы можете рассказать об этом жанре?

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

- Сформулируйте тему нашего урока. (Определяют тему урока, записывают в тетрадь).

Басня – один из старейших литературных жанров, ему уже более двадцати веков. Название жанра – от старого глагола «баять» - «говорить», «рассказывать». Создателем басни считается Эзоп, древнегреческий баснописец, живший VI веке до нашей эры.

Басня тесно связана с народным творчеством. Басня произошла из сказок, в которых герои являлись носителями какой-то отличительной черты. Предметом изображения в ней были недостатки людей.

- Вспомним, какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Лиса? Осел? Волк? Зайц?(Лиса – хитрости, осёл – глупости, волк – жадности, заяц – трусости).

3. Работа с литературоведческими терминами.

В литературоведении этому понятию дается определение «аллегория». Давайте заглянем в словарь литературоведческих терминов, найдем определение и запишем его в тетрадь.

Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

- А как называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль - нравственное наставление автора. Мораль выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.)

Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Основные признаки жанра басни (под запись):

аллегория (иносказание, «эзоповский язык»)

олицетворение (наделение человеческими чертами растений, животных и неживых предметов)

Отличительные черты басни

Небольшой рассказ, часто стихотворный

2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)

Аллегорическая форма (иносказание)

Сатирическое изображение

Герои – чаще животные

Диалог

Лаконизм (краткость)

Особый басенный стих, передающий разговорную речь

Олицетворение

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

1. Ознакомление с биографией И.А.Крылова.

Самобытная русская басня возникает в 30-е годы 18 века. Первыми русскими баснописцами были Антиох Кантемир, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский. Особая роль отводится И.Крылову. Когда говорят «великий русский баснописец», все знают – речь идет об Иване Андреевиче Крылове. Никому из баснописцев не удалось превзойти его в мастерстве.

-Обратимся к эпиграфу.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

 

- Как вы понимаете эти строки? Согласны ли вы с поэтом М.Исаковский?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»? (Построение развернутого ответа)

- Ребята, а что вы знаете о Крылове? (Развернутые ответы ребят или выступление ученика.)

И.А.Крылов родился в семье офицера, который 30 лет был простым солдатом. Во время Пугачевского восстания отец поэта был помощником коменданта Яицкой крепости. Когда казаки осадили крепость, малолетний Крылов и его родители едва не погибли. Пугачев грозился схватить их и повесить. В большом глиняном горшке мать увезла Ивана в Оренбург.

Отец будущего поэта умер рано, оставив сыну в наследство сундучок с книгами. Любовь к книгам испытывал Иван Андреевич с раннего детства.

Одиннадцатилетнему Крылову приходилось каждое утро вместо того, чтобы идти в гимназию, отправляться в тверской губернский суд, чтобы очинивать гусиные перья, переписывать бумаги, разносить пакеты. Так он мог позволить себе купить книгу.

Однажды, оказавшись на торговой площади в толпе простого народа, он открыл для себя чудесную русскую речь. С тех пор ему доставляло удовольствие, растворившись в толпе, вслушиваться в нее.

Крылов был одаренным от природы человеком. Он прекрасно рисовал, своеобразно играл на скрипке. При чтении своих басен он легко перевоплощался в ее героев. Много времени он посвятил изучению математики. Чтобы читать в подлиннике Эзопа, Иван Андреевич овладел древнегреческим языком. И все же главным увлечением его жизни были литература. Он не высказывался прямо, но говорил своим замысловатым языком.

С тринадцати лет он начал пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен. Первый успех к нему пришел в 37 лет.

Известность Крылову принесли басни, написанные в 1812г. по поводу Отечественной войны: «Раздел», «Обоз», « Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и Кот».

Басни Крылова расходились огромными тиражами. Каждые 2-3 года их приходилось переиздавать.

В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев его басен.

2. Закрепления изученного. Проверка знаний учащимися биографии И.А.Крылова

- Сейчас мы проведем небольшую викторину, которая называется «Верите ли вы?». С этих слов будет начинаться каждый вопрос о жизни И.А. Крылова, опираясь на свои знания, вы должны будете ответить «да» или «нет», рассказав о фактах из жизни писателя.

- Верите ли вы, что Крылов родился в бедной семье и в детстве не смог получить хорошего образования? (Да, грамоте Крылов выучился в семье, а позже ему довелось учиться «из милости» с детьми богатого помещика, у которых были домашние учителя)

- Верите ли вы, что Крылов был немузыкальным ребенком и не умел играть на музыкальных инструментах? (Нет, в Твери он познакомился с синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Крылов быстро выучился игре на этом инструменте.)


- Верите ли вы, что Крылову уже в 11 лет пришлось работать? (Да, после смерти отца семья Крыловых лишилась средств к существованию. В 11 лет Крылов поступает на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья)

- Верите ли вы, что Крылов очень поздно стал увлекаться литературой? (Нет, от отца Крылову достался сундучок с книгами. После работы мальчик любил почитать эти книги: арабские и русские сказки, стихи. В 1782 году семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Крылов продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором)

- Верите ли вы, то Крылов подписывал басни не своим именем? (Да, многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Прочитайте это имя справа налево)

Иван Андреевич Крылов писал стихи, издавал журнал, но сильнее всего его талант проявился в баснях. Он писал так просто, доходчиво, что каждый запоминал фразы из его басен.

- А знаете ли вы басни Крылова? Какие знаете наизусть?

3. Повторения ранее изученного. Проверка знаний учащимися басен И.А.Крылова

- Из каких басен эти строки:

«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

«У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и ягненок»)

«А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь» («Квартет»)

«Ты все пела? Это дело: так пойди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей»)

«Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона!» («Слон и Моська»)

«Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там» («Лебедь, Рак да Щука»)

- Продолжите крылатые слова:

Ты все пела? Это дело…(Так поди же попляши.)

А вы, друзья, как ни садитесь…(Все в музыканты не годитесь.)

Кукушка хвалит петуха …(За то, что хвалит он Кукушку.)

Чем кумушек считать трудиться…(Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)

Кукушка хвалит петуха …(За то, что хвалит он Кукушку.)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет.)

- Назовите героя:

Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)

У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)

Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)

Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)

- Конкурс «Картинная галерея» (Слайды с иллюстрациями из басен Крылова).

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом басни И.А.Крылова «Свинья под Дубом».

Итак, мы узнали о басне и о Крылове, настало время проанализировать басню – «Свинья под Дубом».

1. Работа с текстом басни.

Выразительно читаю басню, дети следят по тексту, расставляя ударения в сложных случаях.

- Интересна ли басня?

2.Словарная работа

-Встретились ли вам непонятные слова? (Рыло, продравши, обнажить, прок, невежда, ослепленье, вкушать).

- По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

- Какие чувства вызывает у читателей Свинья? Какие слова использованы для ее описания?

-Почему она названа невеждой? В чем разница значений «невежда» и «невежа»? (Невежда- малообразованный человек, неуч; невежа - грубый, невоспитанный человек.)

- В каких строчках заключена мораль басни?

-Объясните аллегорический смысл басни.(Необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но он не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не понимая, губит начало познания (корни). Не понимает, что науки должны развиваться).

- Актуальна ли мораль басни в наше время?

- Чему вас научила эта басня?

- Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать мораль этой басни?

Когда басня была написана (1826), Крылов хотел доказать той части дворянства, которая выступала против просвещения, ее неправоту.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Жизнь писателя и его творчество известны всем. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Писатель в своих баснях высмеивал пороки людей.

В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. Среди нас по-прежнему Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе - музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение (Самостоятельное написание сиквейна на басню)

- Что нового сегодня узнали на уроке?

- Какова основная цель басни?

- Как композиционно строится басня?

-Чему нас учат басни Крылова?(Учат понимать истинные ценности, пользоваться народной мудростью, накапливая жизненный опыт.)

2.Домашнее задание

1. Выучить басню (на выбор).

2. Письменно ответить на вопрос: почему басням суждена долгая жизнь?

3.Рефлексия

- Что удалось нам сегодня на уроке?

- Чем запомнится эта встреча?

- Кто узнал новое для себя?

Детство поэта прошло в бедности. Отец рано ушел из жизни. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. С 8 лет Крылов работал переписчиком, чтобы содержать мать и брата.

Став взрослым, Крылов пробует себя в разных жанрах: трагедии, комедии, стихи, басни. При жизни писатель добился большой известности.

В возрасте 75 лет И.А.Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии.

Синквейн.

1 шаг. Что? 1 существительное басня

2 шаг. Какая? 2 прилагательных смешная, весёлая

3 шаг. Что делает? 3 глагола учит, высмеивает, помогает

4 шаг. Что об этом думаете? фраза из 4 слов высмеиваются отрицательные пороки людей

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.