Статья на тему «Подходы к воспитанию девушек линейного казачества Северного Кавказа»
ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕВУШЕК ЛИНЕЙНОГО КАЗАЧЕСТВА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Предки казаков оставили богатое духовное наследие, которое постоянно пополняется. К сожалению, в современном обществе происходит разрушение привычных стереотипов поведения и мышления. Молодежь в погоне за материальными благами деградирует, забывая о своей духовной сущности. Создается необходимость воспитывать новое поколение, опираясь на мудрые, проверенные временем, традиции, веру в Бога.
Казачьи семьи отличались прочностью браков и были довольно многочисленны. В конце XIX века в таких семьях насчитывалось восемь-десять детей.
Кубанские казаки – люди православные. После того, как казаки переселились на нашу землю, на Кубани было 4 церкви, а сегодня в Краснодарском крае более 300 православных храмов, возведённых потомками казаков.
Вера в Бога являлась главной ценностью, которую воспитывали с детства в ребенке. Появляются казачьи заповеди, которые казаки должны обязательно соблюдать. Христианская мораль не позволяла совершать «дурные» дела, а народная педагогика осуждала 7 смертных грехов, о которых знал каждый ребенок в казачьей семье: леность, гордыню, скупость, зависть, гнев, прелюбодеяние и чревоугодие.
В казачьих семьях детей до семи лет считали младенцами, и все грехи, совершаемые ими в этом возрасте, оставались на совести матери. Мать - ответчица за дитя перед Господом Богом. Приобщение к религии и осмысление веры в казачьих семьях начиналось с 5-6 лет. Девочки обязаны были перед сном вместе со всеми членами семьи, стоя на коленях перед иконами читать молитвы с обращением к Богу. У девочек в казачьих семьях с малолетства вырабатывалась вера в Божьи законы. Старшее поколение вместе с маленькими казачками постоянно посещали церковные приходы, учили многочисленным молитвам.
Послушанию уделялось большое значение. Семьи, у которых росли непослушные дети, неоднократно посещались атаманом, а родители приглашались на заседания станичного правления. Каждой девочке с детства внушали, что наказание неизбежно. В большинстве случаях, за небольшие провинности и проступки, право наказания оставалось за матерью - она могла отстегать хворостиной, нашлепать, поставить на колени.
По православному вероучению, с 7 лет девочка уже должна была посещать церковь, исповедоваться, знать основные заповеди Божьи. Народная мудрость казачества гласила: «Где вера - там и Родина», «Где Бог – там и правда». Хочется подчеркнуть важность преподавания в школах предмета «Основы православной культуры». Возродить веру в человеке – главная задача и семьи, и школы. Научить детей, и родителей хранить и обеспечивать общечеловеческие ценности, которые завещаны нам. Процитирую нашего Патриарха, который говорит: «Без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество не возможно».
С раннего детства воспитывали в сознании каждой девочки то, что мальчик – будущий хозяин дома и защитник, девочка – хозяйка и рукодельница, подчиняющаяся мужчине. Девочек воспитывали в строгости и прививали уважительное отношение к мужчине. Все заработанные семьей деньги, обычно, отдавались и хранились у главы семьи. Жена не могла их тратить на что-либо без разрешения мужа, но и муж, прежде чем совершить крупную покупку обращался к жене за мудрым советом. Именно семья закладывает в свою дочь духовно-нравственные ценности: мудрость, терпение, умение охранять семейный очаг, быть не только достойной матерью, хозяйкой, но и поддержкой своему мужу-защитнику, верной женой, соратницей и опорой. Верность, преданность и честь всегда были присуще женщинам-казачкам.
В воспитании девочек-казачек сформировались определенные традиции. Рождение девочки было тихой домашней радостью. У каждой новорожденной казачки обязательно были крёстный отец и крёстная мать, выбирали кровные родители их заранее. Крёстные родители обязательно должны были жить рядом, чтобы принимать совместное участие в воспитании будущей казачки. Крёстного подбирал отец. Крёстную подыскивала кровная мать среди своих подруг. Крёстная мать формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи. Девочка в казачьей семье с рождения и до 7 лет находилась с родителями под их опекой. Жизнь на таких землях, где кусок хлеба добывается тяжелым трудом, требовала от казачек быть смелыми и уверенными в себе. В казачьих песнях и сказках изображается идеал казачки — как матери, верной жены-труженицы, которая ждет домой мужа и сына. С 7 лет девочек приобщали к работам по дому и огороду. Девочка училась «стать» настоящей казачкой. У нее вырабатывалось особое достоинство, гордость, хозяйственность. Она проходила своеобразные обряды посвящения — например, на Тереке родители ставили ее в 12 лет на лавку, и она спрыгивала во «взрослую» одежду: юбку, сарафан или круг, сделанный из пояса. С малолетства девочки получали трудовые навыки. Их с ранних лет учили постоянно следить за чистотой нравов, шить, стирать, нянчить младших братьев и сестер, помогать матери убирать комнату, мыть и приводить в порядок кухонную посуду, готовить пищу, жить по казачьим принципам, не изменять им.
У кубанцев было свое представление о женской чести. Родители строго следили за взаимоотношением полов до брака. В линейных станицах Кавказа на пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед и бабушка, крестные. Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами, желая молодым изобилия и счастья. В ряде станиц Кубани и Терека до сих пор существует поверье о том, что монета, доставшаяся кому-либо при осыпании, а затем подложенная весной под наседку, способствует хорошему выводу цыплят. Как мы уже заметили, казаки были людьми очень религиозными, и, поэтому многие приметы были связаны с религиозными праздниками. Так, казачки в Сретение начинали усиленно кормить кур, чтобы они несли хорошие яйца.
После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. После ухода мужчины на военную службу женщины трудились вдвойне, выполняя и мужскую работу. «Даже дерзкий черкес, пробираясь темной ночью в казачью станицу на грабеж, имел дело с казачкой, и бывали случаи, когда высокая грудь казачки украшалась Георгиевским крестом за военный подвиг», - так писал о казачьих женах историк Ф.А.Щербина в своей книге «История кубанского казачьего войска».
В заключении, хотелось бы отметить положительные плоды воспитания в казачьей семье. Воспитание в семье, закрепленное православными и народными традициями, ведет к формированию в подрастающем поколении здорового образа жизни и высокого духовного мира.
Назарян Вартануш Азатовна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 18 с УИОП города Армавира, Краснодарского края