Публикация «Беседа. Её значение в воспитательно-образовательном процессе детского сада»
Беседа. Ее значение в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Одним из самых эффективных словесных методов является
беседа – целенаправленное обсуждение вместе с детьми
каких-либо явлений, событий, проблем. Беседу целесообразно
использовать при взаимодействии с детьми среднего
и старшего дошкольного возраста.
Подготовила: воспитатель Шалыгина Н.В.
Беседа с детьми дошкольного возраста является прежде всего средством систематизации и уточнения представлений, полученных в процессе повседневной жизни, в результате наблюдений, общения и деятельности. Вовлекая ребенка в беседу, воспитатель помогает ему полнее и глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что недостаточно осознается им; в итоге знания становятся четче, осмысленнее.
В беседе взрослый, своими вопросами направляя мысль детей в определенное русло, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума это важно. Ценность беседы именно в том и состоит, что взрослый учит ребенка логически мыслить, рассуждать, поднимает сознание ребенка с конкретного способа мышления на более высокую ступень – ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки к школьному обучению. Но в этом же и большая трудность беседы как для ребенка, так и для воспитателя: научить самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать готовые знания (поэтому многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними). С развитием мышления тесно связано и развитие речи. В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Следовательно, беседа имеет важное значение не только для углубления знаний, но и для развития связной речи, для выработки навыков вести речь в коллективе.
В беседе воспитатель объединяет детей общим интересом, пробуждает их интерес друг к другу. В беседе опыт одного ребенка делается общим достоянием. Так вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями. С одной стороны, в беседе развивается активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседа является ценным методом не только умственного (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и социально-нравственного воспитания.
Прежде чем организовывать беседы, педагогу надо решить весьма важный вопрос: какое программное содержание целесообразно давать детям методом беседы?
Неудачи воспитателей часто объясняются тем, что они путем беседы стараются сообщить детям новый и к тому же сложный материал. А ведь высказывать свои суждения о сложных, мало знакомых явлениях трудно даже взрослому человеку, имеющему богатый жизненный опыт. Поэтому новый материал разумнее давать детям в повествовательной форме, используя при этом прием дробления информации. Суть приема состоит в следующем: новая информация дается небольшими частями – сегментами: воспитатель сначала на занятии дает только одну порцию нового, а затем в процессе беседы. Опираясь на субъективный опыт детей, обогащает их новыми знаниями (такой прием носит название «сегментация речи»). Чем успешнее применяется этот прием или на занятии, или в процессе беседы, тем точнее и легче детям понять и усвоить новый материал.
Беседы лишь тогда протекают живо и непринужденно, будят мысль, удерживают внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, ради усвоения которого проводится беседа, близок и доступен ребенку. При этом педагог должен понимать: понятие близкого и доступного по отношению к детям в последние годы претерпело существенные изменения. Педагоги прошлого считали возможным обращать внимание детей на такие вещи и, следовательно, беседовать с ними лишь о таких вещах, которые их непосредственно окружают. Е.И. Тихеева рекомендовала отталкиваться от предметов, непосредственно воздействующих на внешние чувства детей. «Материалом для таких упражнений могут служить предметы, находящиеся в комнате, части человеческого тела, предметы питания, одежды, все, что находится в поле, в саду, животные, растения, поскольку они знакомы детям». Таким образом, основной принцип отбора тем для бесед с ребенком – это то, что непосредственно окружает его в жизни.
Несомненно, с ребенком надо прежде всего говорить о знакомом и близком ему, потому что чувственный опыт ребенка и сопровождающее этот опыт поясняющее слово взрослого формируют конкретное познание действительности. Но не надо забывать, что современные дети живут в информационно насыщенном мире. Телевидение, радио, компьютер, детская познавательная литература. Газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребенок наблюдает непосредственно на улице, - все это достаточно рано раздвигает умственные горизонты нынешнего дошкольника. Расширяя круг его представлений и понятий. Будит новые интересы. Поэтому в наших условиях с детьми старшего дошкольного возраста возможно беседовать о таком содержании, с которым он в своем ближайшем окружении не сталкивался, в том числе о незнакомом и далеком (конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но бесполезными они не окажутся).
Итак, чем младше ребенок, тем больше беседы должны быть связаны с его непосредственными наблюдениями. С детьми до 5 лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. А вот беседа со старшими дошкольниками, например, о стуле заранее обречена на неудачу: дети 5-7 лет не раз видели стул, его спинку, ножки, сиденье, и беседа, расчленяющая этот хорошо знакомый им предмет на части, ничего в сознании ребенка не прибавит. Незачем делать предметом обсуждения то, что и так уже освоено!
Часто беседа превращается в стержень, вокруг которого объединяется вся работа с детьми: предварительно проводятся наблюдения и экскурсии, рассматриваются иллюстрации, чтобы дать пищу для беседы; после нее полученная информация обязательно закрепляется в рисовании, лепке, изготовлении макетов, заучивании стихов, песен, чтении рассказов. Даже игры порой подчиняются общей теме, которая не теряет своей актуальности несколько дней или даже недель.
Многие детские сады осуществляют тематических подход к организации педагогического процесса, что сужает возможности педагогической работы, заслоняет живую действительность, ведет к отрывочности впечатлений. Отработав «тему», воспитатели редко к ней возвращаются, а в результате впечатления детей о том или ином явлении не закрепляются, не повторяются в последующем.
Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он повторяется систематически, когда впечатления наслаиваются одно на другое и не отрываются от жизни. Поэтому настоящая роль беседы в деле уточнения, углубления, систематизации понятий может быть реализована лишь тогда. Когда беседа опирается на другие методы знакомства детей с окружающим, а также на их субъективный опыт.
Беседы важны и в процессе накопления детьми знаний – во время экскурсий, наблюдений, а также перед ними. Однако такие беседы не очень эффективны: до наблюдений детям трудно высказывать свои суждения, а во время наблюдений они поглощены новыми впечатлениями и высказываются лаконично. Наиболее успешно беседы протекают после того, как дети в процессе экскурсий, наблюдений или рассказов получили новые впечатления. Материал беседы должен оставить глубокий след в сознании ребенка, но, чтобы это произошло, необходимо поставить его в активную позицию, когда он не столько наблюдает, слушает, иногда отвечает, сколько действует, а значит, активно общается.
Беседа также требует от ребенка интенсивной умственной деятельности: надо активно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем беседа в коллективе связана и со способностью к известной сдержанностью, т.е. умением внимательно слушать других, воздерживаться от высказываний, пока говорят другие, удерживать в памяти то, что хотел сказать. Все это, несомненно, нелегко для старшего дошкольника.
Для некоторых детей участие в коллективной беседе требует и волевого усилия, чтобы преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Педагогу прежде всего необходимо продумать логику последовательного расположения материала, преподносимого детям, подготовить вопросы и объяснения. Большое значение в руководстве беседой имеют наглядные материалы, уточняющие отдельные ее положения и позволяющие «собрать» внимание детей. Взрослому также необходимо знать индивидуальные особенности детей, чтобы дифференцированно руководить ими в процессе беседы.
Общие принципы расположения материала беседы:
Начать беседу с рассматривания предметов, картин или с воспоминаний об увиденном, о близких жизненному опыту ребенка явлениях.
Затем следует анализ этих явлений, выделение наиболее существенных частностей, на основе которых педагог получает возможность подвести детей к необходимым ему выводам, и, наконец,
обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке должного отношения к обсуждаемым явлениям и по возможности наталкивающее детей на соответствующее поведение.
Например, беседу о зиме можно провести, основываясь на детских впечатлениях о ней. Начав с очень близкого детям – их собственных зимних забав – и развернув картину зимней природы (после разговора о снеге и его свойствах естественно перейдя к вопросу о животных, птицах, об их жизни зимой).
На педагогическую эффективность беседы влияет умелый, продуманный подбор и постановка вопросов. Если они не доходят до сознания ребенка, не будят его мысль, значит, беседа проходит формально. Индивидуальные особенности детей заставляют по-разному ставить один и тот же (по содержанию) вопрос: одному ребенку можно задать вопрос в формулировке, вызывающей раздумье, требующей умозаключений; другому этот же вопрос лучше задавать в подсказывающей форме.
Наибольшее кол-во вопросов ставит своей задачей выявить имеющие у детей представления и научить выражать их словесно. Вопросы «что?», «какой?», «как?» обычно задаются, когда обсуждаемый предмет воспринимается, как говорят, «живьем» или в виде наглядного пособия (картинка, игрушка и т.п.). Эти вопросы могут задаваться и при условии, если обсуждаемые предметы отсутствуют. Тогда педагог своим вопросом должен пробудить воспоминания детей о ранее виденном, слышанном, пережитом, а от них требуется установить и описать факт, однако их психологическое состояние в этом случае гораздо сложнее: своим вопросом взрослый заставляет ребенка о чем-то вспоминать, мысленно воспроизводить образ и давать его описание.
Еще большую трудность представляют вопросы, требующие установления причинной связи, умозаключений, обобщений («зачем?», «почему?» и т. п.).
В случае затруднений с ответом полезными оказываются наводящие вопросы, которые помогают ребенку уловить смысл спрашиваемого, наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно с ним справится. Например: «Что делают из фруктов?». «Компот», - отвечают дети. «А что еще?». «Фруктовый салат», - вспоминает девочка. Но большинство детей молчат. Педагог уточняет: «А еще из фруктов делают такое вкусное, сладкое, что можно намазывать на хлеб, пить с ним чай зимой. Что это?». «Варенье», «Мама делает из яблок повидло», - вспоминают дети. Важнейшая задача вопроса – пробудить самостоятельную мысль детей, развивать способность к логическим суждениям. Мышление дошкольника конкретно, поэтому вопросы, рассчитанные на логические суждения, требуют не только хорошо продуманной формулировки, но и достаточного запаса конкретных представлений.
Вопросы – это основное средство, направляющее беседу. На ее качество большое влияние оказывают также объяснения и ответы самого воспитателя. В дошкольном возрасте дети часто не сразу улавливают смысл вопроса, и тогда воспитателю приходится самому отвечать на свои вопросы или давать пояснения к ответам детей. Чем систематичнее проводятся беседы, тем самостоятельнее справляются с ответами дети. Поэтому, готовясь к беседе, продумывая ее содержание, вопросы, иллюстративный материал, педагогу необходимо предусмотреть и свои объяснения, обобщения, рассказы.
В построении бесед с детьми дошкольного возраста большую роль играют наглядные пособия. Иллюстрации оживляют воспоминания детей, дают возможность уточнить свои представления. Пособия помогают педагогу сконцентрировать внимание детей. Показ иллюстрации в начале беседы: зрительный образ сразу привлекает внимание детей, а на его основе легче дать направление их мысли. В середине беседы, когда внимание детей начинает рассеиваться, также желателен показ наглядных пособий. Следует иметь в виду, что наглядное пособие должно кратко иллюстрировать отдельные места беседы.
Систематическое проведение бесед положительно влияет на уточнение детских представлений, на развитие речи, навыков эффективного общения, на воспитание устойчивого внимания и развитие памяти, мышления. Беседы влияют также на выработку у детей определенного отношения к окружающей действительности.
6