Беседа «Математика в быту»

7
4
Материал опубликован 15 October 2018 в группе

БЕСЕДА «НУЖНА ЛИ МАТЕМАТИКА В БЫТУ?»

Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.

Н. Лобачевский

цели: 1.Развитие интереса к математике

2. Расширение представлений обучающихся об изучаемой науке

ход беседы: 1. Вопросы к обучающимся

2. Раскрытие темы

3. Решение практических задач

Вопросы к обучающимся: -С какими математическими расчетами, фактами, действиями вы сталкивались помимо уроков математики?

- Как применяют математические навыки другие члены вашей семьи?

- В каких профессиях, на ваш взгляд, необходимо знание математики?

Бесспорно, знание математики необходимо каждому человеку. Даже не говоря о том, что математика, развивая логику, требуя точности, сосредоточенности и аккуратности при проведении расчетов, построений положительно влияет на развитие нашей личности. Ежедневно нам приходится сталкиваться с применением математических знаний. Мы привели и еще приведем множество бытовых примеров применения математики. Особенно хочется отметить роль математики в формировании финансовой культуры каждого гражданина. В настоящее время, как никогда, нам часто приходится сталкиваться с финансовыми расчетами. Это и налоги, и оплаты счетов, и выплаты по кредитам и рассрочкам, и выборы наиболее выгодных тарифов. Человек, владеющий элементарными математическими знаниями всегда сможет обезопасить себя от грубых ошибок.

 

Математика в профессиях

Математика в строительстве. В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами: надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов . Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир . Надо рассчитывать количество и пропорции необходимых материалов. Для монтажа различного сантехнического, отопительного оборудования применяют измерение углов наклона, диаметров труб и т.п.

Математика и экология. Эколог сотрудник, в обязанности которого входит влиять словом или делом на сохранность природы, создавать экологические программы, которые смогли бы минимизировать пагубное влияние на природу от работы предприятия. Он исследует источники загрязнения окружающей среды, разрабатывает методы контроля, производит оценку воздействия вредных выбросов на атмосферу, почву, водные объекты. Многие аналитические данные представляются в виде таблиц, графиков

Математика в торговле. Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.

Математика в медицине. Даже не вдаваясь в сложные профессиональные факты применения математики в медицине, можно привести пример, с которым сталкивается любой из нас- это расчет дозы лекарства по возрасту или весу, или количества необходимого лекарства на курс лечения

В банке считают деньги, имея дело с огромными суммами, с процентами. Даже в музыке, в поэзии приходится считать ритм, размер, восьмые, четвертные, ямбы, хореи. Что уж говорить о таких сложных науках, как космос (ракеты, спутники), компьютерная техника, телевидение, радио! Конечно, ничего этого не изобрели бы без вычислений, без математики 

Математика в быту

Математика в кулинарии. Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика.Часто в рецепте указывается не точный вес или объем продукта, а их соотношение. Поэтому необходима самому рассчитать вес или объем.

Математика в раскрое одежды. Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку. При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь

Математика в вязании опытные вязальщицы знают, что без математических расчетов невозможно выполнить никакое изделие. Во-первых, зная раппорт узора необходимо рассчитать количество петель на всю деталь изделия. Во-вторых, надо рассчитать расход пряжи. В- третьих, вывязывая одежду надо рассчитывать прибавление и убавление петель в детали.

Математика на огороде. Ответственные огородники и цветоводы знают, что без расчета нормы посева семян, норм применения удобрений для растений трудно рассчитывать на богатый урожай.

Задачи с практическим содержанием

Давайте решим несколько задач, с которыми мы можем столкнуться в повседневной жизни.

Задача 1.  Показания счётчика электроэнергии 1 ноября составляли 12 625 кВт·ч, а 1 декабря — 12 802 кВт·ч. Сколько нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь, если 1 кВт·ч электроэнергии стоит 1 рубль 80 копеек? Ответ дайте в рублях.

Решение.

Расход электроэнергии за ноябрь составляет 12 802 − 12 625 = 177 киловатт-часов. Значит, за ноябрь нужно заплатить 1,8 · 177 = 318,6 рубля.

 Ответ: 318,6.

Задача 2.  Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?Решение.Больному нужно выпить 0,5 · 3 · 21 = 31,5 г лекарства. В одной упаковке содержится 0,5 · 10 = 5 г лекарства. Разделим 31,5 на 5:Значит, на курс лечения шести упаковок не хватит, требуется 7 упаковок.Ответ: 7.

Задача 3. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12 500 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?

 Решение.Налог на зарплату Ивана Кузьмича составит 12 500 · 0,13 = 1625 рублей. Значит, после вычета налога на доходы он получит: 12 500 − 1625 = 10 875 рублей.Ответ: 10 875.

Задача 4. Мас­штаб карты 1:100 000. Чему равно рас­сто­я­ние между го­ро­да­ми A и B (в км), если на карте оно со­став­ля­ет 2 см?Решение.Масштаб карты 1:100 000 означает, что рас­сто­я­ние на карте, рав­ное 1 см равно 100 000 см на местности. Следовательно, рас­сто­я­ние между го­ро­да­ми будет равно:

 Ответ: 2.

Задача 5. Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных плана.

Тарифный план

Абонентская плата

Плата за трафик

План «0»

Нет

2,5 руб. за 1 Мб

План «500»

550 руб. за 500 Мб трафика в месяц

2 руб. за 1 Мб сверх 500 Мб

План «800»

700 руб. за 800 Мб трафика в месяц

1,5 руб. за 1 Мб сверх 800 Мб

Пользователь предполагает, что его трафик составит 600 Мб в месяц и, исходя из этого, выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 600 Мб?

Решение.

Рассмотрим все варианты.

 

По Плану «0» пользователь потратит 2,5 · 600 = 1500 руб. в месяц за 600 Мб трафика.

 

По плану «500» он потратит 550 руб. абонентской платы за 500 Мб и 2 · 100 = 200 руб. сверх того. Поэтому полная плата в месяц составит 550 + 200 = 750 руб.

 

По плану «800» пользователь потратит в месяц за 600 Мб трафика 700 руб.

 

Наиболее выгодный вариант составляет 700 руб.

 

Ответ: 700.

( использованы задачи с сайта «Решу ЕГЭ» https://ege.sdamgia.ru/manual)

 

Учите, дети, математику! Вникайте тщательнее в суть… Гоните лень, освойте тактику - Учить предмет не как-нибудь. Прилежно слушайте учителя, Следя за тем, что на доске, Заданья делайте усидчиво И, не шушукаясь ни с кем. Учите, дети, математику! По цифрам, взглядами скользя, Считайте вдумчиво, внимательно, Причём, ворон считать нельзя. Возьмите на вооружение Привычку - темы повторять Ведь, как известно, повторение Ученья ласковая мать. Учите, дети, математику! Она поможет в жизни вам Достичь высот, познать галактику, Летать к загадочным мирам. С годами, выработав практику, Решать, просчитывать с умом: «Учите, дети, математику!» - Вы детям скажете потом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная и яркая информация! Спасибо!!!

15 October 2018

Согласна!

15 October 2018

Интересная разработка! Ещё бы презентацию к ней!

19 October 2018

Светлана Анатольевна! Спасибо за разработку!

8 December 2018