Беседа о весне
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования « Дом детского творчества»
Конспект занятия по развитию речи
на тему:
«Беседа о весне»
Подготовила: Полякова З.С.
Детское творческое объединение
«Родничок»
г. Донской, 2025
Конспект занятия на тему:
«Беседа о весне»
Цель: учить детей понимать причинно-следственные связи в явлениях природы.
Задачи:
Образовательные:
обучение составлению рассказа;
формирование словаря по теме «Весна»;
уточнение и расширение представлений о ранней весне и её признаках.
Развивающие:
развитие связной речи;
развитие координации речи с движением;
развитие творческого воображения.
Воспитательные:
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
чтение стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций к ним;
заучивание стихотворений о весне наизусть;
разучивание подвижной игры «Зима прошла».
Ход занятия:
Организационный момент.
Педагог: Дети, кто мне скажет, какое сейчас время года? Какие изменения происходят сейчас в природе?
Ребенок 1: Ярко светит солнышко.
Ребенок 2: Тает снег.
Ребенок 3: Появились проталинки.
Педагог: Сегодня мы с вами будем говорить о весне. Но сначала мы вспомним стихи о весне, которые учили. Я буду читать вам отрывок из стихотворения. А вы должны угадать стихотворение и его автора.
Игра: «Отгадай стихотворение по отрывку»(отгадавший читает наизусть всё стихотворение)
«Взбесилась ведьма злая…»
«…зима ещё хлопочет и на весну ворчит…»
«…и всё засуетилось, всё гонит зиму вон…»
Ф.И. Тютчев, «Весна»
«Бегут и будят сонный берег…»
«Они гласят во все концы…»
«Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы…»
Ф.И. Тютчев, «Весенние воды»
«…с нею солнце краше и весна милей…»
А.Н. Плещеев, «Сельская песенка»
«… на озёрах треснул лёд, будто раскололи…»
«…все чернее с каждым днём стежки и дорожки…»
С.Я. Маршак, «Весенняя песенка»
«…пробирается медведь сквозь лесной валежник…»
«По полям бегут ручьи, на дорогах лужи…»
С.Я. Маршак, «Апрель»
«…И песню звонкую запел в лазури…»
«…Я здесь пою приход весны!»
В.А. Жуковский, «Жаворонок»
«И о чем звените вы в день веселый мая…»
А.К. Толстой, «Колокольчики»
« …Засвищут скоро соловьи и лес оденется листвою…»
А.И.Плещеев, «Уж тает снег…»
« …Вот уж снег последний в поле тает…»
А.К. Толстой, «Вот уж снег…»
Беседа о весне.
Педагог: Какое сейчас время года?
Нравится вам весна и почему?
Почему весна радует все живое?
Нравилась ли весна русским поэтам Ф.И.Тютчеву и А.И.Плещееву?
За что они любили весну? Докажите строчками из стихов.
Вспомните самое красивое описание весны в стихах.
Какие приметы весны вы наблюдали в природе во время экскурсий и прогулок? Найдите их в знакомых стихах.
Какая первая примета весны? С чего начинается весна, ощущается её приближение? Вспомните сказку К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
А какая из примет главная? От какой зависят все другие приметы? Без чего не образовались бы, не заплакали бы сосульки, не таял бы снег, не набухли почки…?
Почему говорят грачи открыли весну?
А какие птицы прилетают с юга последними? Почему?
Как вы понимаете слова весной природа пробуждается? Покажите это из жизни растений и животных.
Назовите весенние месяцы.
За каким месяцем идёт март?
Какой месяц до апреля?
Какой месяц за апрелем?
Какой месяц между мартом и маем?
Физкультурная пауза. Упражнение «Зима прошла».
Дети приглашаются на ковер.
Воробей с березы
На дорогу –прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеёк,
И не зябнут лапки –
Скок, скок, скок!
Высохнут овражки!
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки –
Чик-чирик!
М. Клокова
Ритмично прыгают,
хлопают руками по бокам.
Бегут по кругу, взявшись за руки.
Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом – против.
Игра «Подскажи словечко».
Педагог: А теперь поиграем в знакомую вам игру «Подскажи словечко». Если вы хорошо знаете приметы весны, то вы легко справитесь с этим заданием.
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу…
Дети: …Проталинки.
Педагог: Самый первый день весны,
Самый-самый первый,
На опушке у сосны
Распустилась…
Дети: …Верба.
Педагог: Рад весне братишка Саша
И собака рада Жулька,
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась…
Дети: …Сосулька.
Педагог: Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши, прямо на дорогу
Звонка капает …
Дети: …Капель.
Педагог: На реке и треск, и гром.
Это значит ледолом.
На реке лёд идет,
Это значит…
Дети: …Ледоход.
Педагог: Молодцы! Отлично! Похлопайте себе.
Лексические упражнения.
А) родственные слова:
весна – весенний, «Веснянка», веснушки, веснушчатая, по-весеннему.
солнце – солнышко, солнечный, подсолнух, солнцепек, солнцезащитный.
трава – травка, травушка, травинка, травяной, травянистый, травник, травостой, травоядные.
цветы – цвет, цветок, цветник, семицветик, цвести, расцветать, цветник, цветной, бесцветный.
Б) антонимы:
зима – лето
весна – осень
день – ночь
холод – тепло
солнечная погода – пасмурно
чистое небо – облачное
ветреный день – тихий
радостное настроение – грустное
В) подбор признаков и действия:
Весна
красивая наступает
веселая приходит
звонкая борется
радостная побеждает
долгожданная радует
цветущая цветёт
Ручей
быстрый течёт
веселый бежит
звонкий журчит
журчащий звенит
разговорчивый поёт
серебристый разговаривает
глубокий сверкает
Окончание занятия (оценка работы детей).
Педагог предлагает вспомнить чем они занимались на занятии.
Педагог: Чем мы с вами занимались на занятии?
Дети: Мы учились составлять рассказ о веснею
Педагог: Что вам сегодня показалось самым интересным на занятии? Почему?
Дети рассказывают.
Педагог: Вы очень хорошо рассказали о том, что вам было интересно. А мне очень понравилось, как вы занимались! Молодцы!