Внеклассное мероприятие «Бестселлер XV века или "Корабль дураков"»
Пояснительная записка к презентации
Автор – Воропаева Лилия Алексеевна
Объединение "Гуманитарная школа"
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
районный Дом детского творчества
село Мильково Камчатского края
Себастьян Брант (1458, Страсбург — 1521, Страсбург) — немецкий сатирик XV века, автор сатирического произведения «Корабль дураков», прозаик, поэт, юрист, «доктор обоих прав».
В 2018 году можно отметить 560-летний юбилей со дня его рождения и вспомнить его замечательную книгу "Корабль дураков", которая не только сама стала бестселлером XV века, но и открыла отсчёт многим шедеврам искусства в последующие века. Эта книга до сих пор не потеряла его актуальности, и каждому бы нужно не только иметь её в личной библиотеке, но и перечитывать время от времени.
Вашему вниманию предлагается внеклассное занятие по этой книге
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ.
Познавательная: познакомиться со знаменитым произведением XV века С.Бранта «Корабль дураков» и другими произведениями на эту тему (включая новейшее время), разобраться в основном содержании произведения, убедиться в том, что эта тема проходит через последующие века, понять причины этого,
Развивающая: развивать навыки анализа и синтеза, творческие способности, умение кратко, доходчиво и образно выражать свои мысли, выразительно читать и говорить
Воспитательная: пробудить желание чаще анализировать своё поведение, меньше совершать глупостей, больше стремиться к умному поведению.
ТИП ЗАНЯТИЯ – изучение нового материала
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ - компьютерный класс
ОБОРУДОВАНИЕ:
карточка № 1 "Опорный конспект темы"),
карточка № 2 «С. Брант Корабль дураков (фрагменты)"
книга С.Брант «Корабль дураков»,
презентация «Корабль дураков»,
пример синквейна,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЦОРЫ:
видео «Корабль уродов» из фильма «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»
задача "Цитата С. Бранта" (автор Фёдоров Илья - учащийся "Гуманитарной школы"). Задача сделана в сервисе HotPotatoes/
Пазл Портрет Себастиана Бранта
СЦЕНАРИЙ
План
1. Вступление
2. Определение темы и цели занятия
3. Работа над содержанием книги
4. Закрепление
5. Вывод
1. Вступление педагога:
В конце XV века священник кафедрального собора немецкого города Базеля Иоганн Бергман проводил своё свободное время в приятных разговорах с друзьями. Вы скажете, подумаешь, невидаль, многие проводят время в приятной беседе с друзьями. Но разговоры разговорам рознь. Как-то незаметно у тех немецких друзей в ходе бесед родилась идея. Опять вы скажете, и у нас идей хватает. Но не спешите с выводами…
Эти люди жили в удивительное время, когда по всей Европе расходились поразительные идеи. И им очень хотелось быстрее донести их до жителей Германии или, как её тогда называли, Священной Римской империи германской нации, и свои идеи. А как это сделать? Ответ напрашивался простой. Создать издательство и начать издавать книги. Обязательно с хорошими рисунками. Тем более, что Иоганн Гутенберг сказал уже своё слово в истории: изобрёл книгопечатание. Сказано – сделано.
Реализация идеи пошла удачно. Первая же напечатанная книга стала, как бы мы сейчас сказали, бестселлером.
Что это была за книга, что это за сюжет, откуда и почему он взялся, зачем надо было об этом говорить, почему люди на протяжении веков возвращаются к нему - всё это будет предметом нашего сегодняшнего разговора.
А для начала определим название и автора книги, которая будет темой нашего сегодняшнего занятия, выясним цель написания книги.
2. Определение темы и цели занятия
Метод работы учеников - работа на компьютере, на доске, с наглядным материалом. Работа с карточкой № 1 "Опорный конспект темы" (заполнение 1-ой и 2-ой графы). Приложение 1
Первое задание ученикам: собрать два пазла, определить название и автора книги и заполнить часть записи на доске. Это сделает тот, кто первым соберёт пазл.
Ученики - Собирают пазлы
(Пазл - изображение книги С.Бранта "Корабль дураков")
(Пазл - изображение портрета С.Бранта)
Написана книга была Себастианом Брантом
Для чего же он её написал?
Цель написания этой книги была сформулирована С.Брантом очень просто. Чтобы её выяснить, решим задачу.
Задача "Цитата С. Бранта" (задача сделана учеником "Гуманитарной школы" Ильёй Фёдоровым, 9 класс)
Задача "Цитата С. Бранта"
RAR / 494.2 Кб
Второе задание ученикам: открыть в браузере и решить задачу Ильи Фёдорова.
Инструкция по решению задачи: перед вами разбросанные в беспорядке слова. Их нужно поставить в правильной последовательности, чтобы получилась фраза, которая раскрывает цель написания книги, как её сформулировал С Брант. Для этого кликайте на нужное слово. оно поставится в строку ответа. В случае затруднения нажимайте на кнопку "Подсказка", в случае ошибки - на кнопку "Откат". Следите за временем, ибо Илья поставил таймер.
Ученики - решают задачу
Цель написания книги:
"Ради пользы и благого поучения, для увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого — с исключительным тщанием, серьезностью и рачительностью составлено в Базеле Себастианом Брантом, доктором обоих прав"
После выполнения и проверки работы на доске (или на стенде) - следующие материалы:
"Бестселлер XV века или Корабль дураков"
Портрет Себастиана Бранта. Цель написания книги
Вот только три выказывания об этой книге. О чём они говорят?
1. Почему этой книги нет в школьной или университетской программе? Это же идеальное пособие по воспитанию молодого поколения.
2. Леди и господа, рекомендую «Корабль дураков» к прочтению ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ! Не пожалеете.
3. Это произведение настолько актуально и настолько применимо к современности, что иногда, при чтении, забываешь, что написано оно было более чем пять веков назад.
Просмотр презентации "Корабль дураков" вчера, сегодня, завтра..."
Корабли дураков вчера, сегодня и...
PPT / 2.33 Мб
Какой вывод вы можете сделать после просмотра презентации?
Вариант ответа: Многие деятели искусства на протяжении последующих веков возвращались к теме "Корабль дураков". На эту тему были написаны книги, картины, скульптуры. созданы предметы прикладного искусства, фильмы.
Вопрос учителя - Почему же люди на протяжении веков возвращались к этой теме? Знакомство с содержанием книги позволит нам ответить на это вопрос.
3. Работа над содержанием книги. Работа с карточкой № 1 "Опорный конспект темы" (заполнение 3--ей графы). Приложение 1. Работа с карточкой № 2 "С. Брант "Корабль дураков" (фрагменты)". Приложение 2.
Вступление педагога
В своей книге С.Брант выделил 111 разновидностей дураков. Мы, конечно, все рассмотреть не сумеем. Но давайте хотя бы прикоснёмся к той классификации, которую провёл С. Брант. Он идёт двумя путями. Характеризует качества дураков или называет типы людей, которые он относит к дуракам. Посмотрим, совпадёт ли его классификация с вашей.
Ученики - работают над заполнением таблицы «Качества дураков.
Графа 3 - вставить пропущенные слова».
В карточке «Качества дураков» зашифрованы слова. Их 15. Попробуйте прикинуть, сколько каждый из вас сумеет расшифровать за пять минут. Количество поставьте рядом с заданием. По моему сигналу Вы начнёте заполнять таблицу.
Проверка выполнения задания и заполнения таблицы. Проверка сопоставления уровня притязания и уровня достижений. Насколько они совпали.
Беседа по содержанию каждого качества или разновидности.
б) работа с карточкой № 2 «С. Брант «Корабль дураков» (фрагменты)»
Давайте познакомимся с самим текстом С.Бранта. Это поможет нам понять столь широкую популярность книги. Возьмите карточку № 2, прочитайте выразительно на выбор один фрагмент. Определите тип дурака. Кто окажется лучшим чтецом?
Ученики - работают с фрагментами
Проверка выполнения задания.
А кто понял причины популярности книги С. Бранта?
Примерный ответ. Простой образный язык С.Бранта, его меткие зарисовки окружающей жизни способствовали широкой популярности книги. Она была понятна всем. Её содержание было важно для людей. И это было её сильной стороной.
4. Закрепление
Работа с карточкой № 1 "Опорный конспект темы" (заполнение 4--ой, 5-ой и 6-ой граф). Смотр синквейнов.
4 графа - написать синквейн
5 графа - ответить на вопросы
Является ли, на Ваш взгляд, в наше время это произведение актуальным?
Что показалось Вам наиболее интересным?
Сделали Вы какой-то практический вывод из изученного материала?
6 графа - ассоциация к понятию "Корабль дураков"
Смотр синквейнов. Потом мы их все напечатаем.
Проверка выполнения задания.
И у нас остался ещё один важный вопрос. Нам надо вернуться к задаче, которую поставил С.Брант. Смотрим на стенд. Вот эта задача. Возникает вопрос. А зачем надо искоренять глупость? Куда приплывёт этот корабль? Может быть, вам поможет этот фрагмент фильма.
Ученики - смотрят видео «Корабль уродов» из фильма «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»
Ваше мнение. «Мозговой штурм».
Детский анализ. Детские выводы.
5. Вывод учителя.
В конце средневековья вошел в Европе в моду сюжет "Корабль дураков". подхваченный и развитый в последующие века. Плывёт он по бурным водам жизни. Люди заняты обычными своими делами, проявляя зависть, лицемерие, обжорство, подхалимаж, пьянство, сплетни и тому подобное. С. Брант так всё это подаёт, чтобы невольно на ум пришел вопрос: а куда же плывет такой корабль? "Корабль Дураков" - не о других людях, это - о нас. Это себе мы должны задать вопрос: куда же плывет наш корабль?
"Корабль дураков - ёмкий символ, символ безумного человечества, которое плывет без руля и без ветрил, не зная цели своего путешествия, а должен задуматься об этом. И каждый человек - тоже. Иначе с ним может произойти ужасное.
Надо кораблем управлять. А для этого нужно стать поумнее.
ИСТОЧНИКИ
- Анализ поэмы Бранта «Корабль дураков»
- Брант, Себастьян
- Корабль дураков (поэма)
- «Корабль дураков» Себастьяна Бранта
- Рецензии на книгу «Корабль дураков»
- Себастиан Брант "Корабль дураков"
- видео «Корабль уродов» из фильма «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»
Приложение № 1. Карточка № 1 "Опорный конспект темы"
Карточка № 1. "Опорный конспект темы"
DOC / 70 Кб
Приложение № 2. Карточка № 2. "Корабль дураков (фрагменты)"