12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Кирякова244
Россия, Московская обл., Красногорск


ВСТРЕЧА С ЧУДОМ

 

t1604514892aa.jpg

     Современный мир меняется так быстро, что то, что было инновацией утром, к вечеру имеет статус «неактуально». Уходят профессии. Кто помнит телефонисток или машинисток? Как не затеряться среди миллионной толпы? Как найти то, что будет приносить удовольствие, будет востребовано и еще и давать финансовый доход? Если посмотреть вокруг, то везде, где возможно прописать алгоритм, человека вытесняет техника, роботы.

    То есть человек становится востребован только там, где нельзя мыслить шаблонно, где надо выйти за рамки привычного. Про такого человека говорят креативный, талантливый.

    Можно возразить, что талант от рождения. Современная наука пока не дает однозначного ответа, и говорит, что 50% таланта – кропотливая работа и умение видеть то, что не видят другие. Видеть чудо в обычном.

t1604514892ab.jpg    Ребенок рождается с жаждой знания. Этот маленький «Почемучка» еще не имеет стереотипов и умеет удивляться всему: как летит жук, как гремит гром, как муравей строит свой муравейник, как появляется радуга. Для него это Чудо!

     Валентина Геннадьевна Березина, специалист по ТРИЗ и писатель, проделала большую работу, проанализировав биографии многих талантливых людей.

    Все они тех, кого мы считаем гениями, вспоминают о своем детстве, в котором произошли встречи с их чудом. Эти встречи поразили детский ум и захватили на столько, что была найдена Троя после подаренной энциклопедии, сын лесничего стал основателем  аэро- и ракетодинамики, потому что отец поощрял любую самодеятельность. Таких примеров сотни.

   Детство – самое подходящее время, чтобы найти свое «Чудо». Детский глаз видит «шире», чем взрослый, у него нет рамок из-за правил и знаний. Он не боится пробовать и творить. Детям надо только помочь организовать встречу с чудом.

    Такие встречи организовываю в рамках курса ТРИЗ для детей "Лаборатория креативности" (блок «встреча с чудом»). Ниже приведен один из сценариев такого занятия.

 

Сценарий по теме «Чудесный песок или как мы удивлялись»

Педагог: «Друзья, добро пожаловать в нашу лабораторию Чудес. (Выносится коробка/шкатулка, внутри-емкости с песком)

Сегодня нам доставили посылку, но….чтобы узнать, что в ней надо открыть секретный замок. Есть подсказка.

На листе красиво написана подсказка:

Откроет мой секрет лишь тот, кто сможет угадать меня не видя.

Подсказку я даю, спроси меня и я отвечу, да или нет.

Предлагается прочитать детям. Лес рук обеспечен и добровольное чтение тоже.

 

Педагог: «Замок можно открыть, задавая ему вопросы. Вопросы не простые, а только на которые замок ответит «да» или «нет».

Педагог может прикладывать коробочку к уху, делая вид, что слушает ответ. Или использовать механизм с двумя разноцветными кнопками. Они расположены на коробке-пульт от них в кармане педагога. Если ответ «да» -загорается зеленая, если «нет»- красная.

Педагог: «Ребята, что это? Песок.»

На стол ставится песочница.

Как вы думаете, что удивительного в песке? Дети перечисляют и играют руками в песке. При необходимости педагог задает наводящие вопросы.

Думаете, что назвали уже всё удивительное?! Тогда взгляните. Демонстрация видеоролика песка под микроскопом (ракушки, кристаллики, разноцветные песчинки).

 

t1604514892ac.jpg

    Давайте, посмотрим, а какой наш песок. Сначала дети описывают песок в коробочках, которые были в «волшебной коробке». Затем его же рассматривают под микроскопом и описывают увиденное, сравнивают, что видно глазами, что под микроскопом.

  • На, что похожи, песчинки под микроскопом?
  • Как вы думаете, почему они все разные?
  • Как вы думаете, как появился песок?

Если дети не озвучили ответа. Педагог: «Песок родился в скалах. Ударом молнии от скал откалываются огромные куски. Крупные обломки превращаются в мелкие, которые распадаются на камни. Камни превращаются в гальку (мелкие камушки), а галька в песчинки, т.е в песок.

Отлично. Что вы еще знаете о песке? Ответы. А что вы не знаете о песке? Ответы.

Ребята, а как вы думаете:

1 ) Как добывают песок?

2) Какого цвета песок?

3) Чем опасен песок для человека?

4) Какие чувства, эмоции, ощущения вызывает у вас песок?

5)С чем у вас ассоциируется песок?

6) Как вы бы описали свои ощущения после игры с песком?

 

Педагог: «Юные исседователи, мы с вами отлично поработали и много узнали. Давайте теперь отдохнем и представим, что мы на берегу моря, а под ногами тот самый красивый теплый песок и поиграем в «Море волнуется». Педагог озвучивает правила. Дети играют.

В нашей лаборатории есть много интересных вещей. Как вы думаете песок сможет занять место среди наших чудес?

А для этого давайте-ка узнаем, что он умеет.

Дети играют руками в песке и рассказывают, о свойствах сухого песка, которые могут наблюдать.

Делают вывод, что сухой песок:

  • сыпучий,
  • шершавый,
  • может двигаться (для этого детям предлагается подуть из коктейльных трубочек на песок),
  • можно рисовать на нем,
  • остаются следы от влажных поверхностей (дети погружают руки в воду иприжимают ладошками песок)

t1604514892ad.jpg  

   Детям предлагаются на выбор выбор формочки, чтобы сделать куличик. Они насыпают сухой песок и пробуют. Не получается. Расстраиваются.

  Далее в песочницу добавляем воду, предварительно показав и спросив у детей, что это такое.

  И заново предлагаем сделать куличик. Получаются отличные куличи и дети радуются.

Педагог: «Что можем сказать про мокрый песок? Что он умеет?» Делаем вывод, что мокрый песок принимает любую форму. Убирается песочница, дети моют руки.

Опыт. Очищаем воду с помощью песка и ткани

    Педагог достается воронки или отрезанные горлышки бутылок с отвинченными крышками, тканевые салфетки, спрашивая у детей, что это такое.

     Салфетки складываем и помещаем в воронку, насыпаем половину воронки песком из песочницы.

    Педагог достается стакан, в котором смешаны земля и вода. Желательно, чтобы земля уже осела и размешивать палочкой при детях. Так достигается больший эффект удивления.

    Дети угадывают, что в стакане грязная вода. Далее каждый ставит воронку в пластиковый стакан и наливает грязную воду в свой фильтр. Вода просачивается быстро и дети удивляются, что наливали черную воду, а капает в стакан светлая.

Фильтры убираются, дети моют руки. Вспоминаем, что узнали про песок.

Переходим к обсуждению, для чего нужен песок.

t1604514892ae.jpg Педагог: «Мы уже много узнали о песке. Давайте теперь подумаем, нужен ли человеку песок. Есть ли от него польза? Как и где используют песок?

На листе формата А3 изображены картинки, где используется песок, каждая картинка закрыта меньшим листом, на котором написаны буквы, цифры, фигуры.

Дети называют применение, педагог говорит, где это спрятано (например, синий круг, цифра 5 и т.п.). Когда дети назвали все, что знали, по очереди открывают оставшиеся листочки.


Достоин песок занят свое место среди наших чудес? Давайте поможем ему это сделать.

t1604514892af.jpg Дети красят песок (или уже предлагается разноцветный) и создают картины из песка.

Педагог: «Мои юные исследователи, вы сегодня отлично поработали. Разгадали тайну загадочного ящика. Волшебная посылка говорит, что вы все заслужили награду». (Заранее готовится точна такая же коробка, как в начале. В нее кладется угощение для ребят и медальки: «лучший исследователь» и т.п.)

Дети пьют чай с печеньем и смотрят короткий ролик про удивительные свойства песка.

«10 удивительных свойств песка»

 1) Песок бывает разных цветов: желтый, белый, черный, красный, зеленый, розовый.

2) Если в песок ударит молния, образовывается фульгурит — стеклянный слиток.

3) До сих пор нет единого мнения о происхождении песка. Официальная версия – продукт распада горных пород. Но…с этим согласны не все. На земле огромное количество песка и есть мнение, что определенная часть песка попала на нашу планету из космоса.

4) Вне зависимости от давления или высоты слоя песка, он всегда будет равномерно высыпаться из отверстия. Например, если взять обычную воронку и насыпать в нее несколько граммов песка, он высыплется из нее с той же скоростью, как и тонна такого же песка, пропущенного через эту же воронку.

5) В древности песок использовался для краткосрочных записей или расчетов. Его высыпали на гладкую поверхность и писали там, все что требовалось.

6) В медицине используют песок. Лечение песком – псаммотерапия. Общий принцип достаточно прост. Песок отлично накапливает тепло и может равномерно его отдавать на протяжении длительного времени.

7) По приблизительным подсчетам, общее количество песчинок на нашей планете приближается к 7 500 000 000. Для сравнения: в нашей галактике около 100 000 000 000 звезд.

8) Если объединить все пустыни Земли, они займут около трети поверхности планеты.

9) Песчаные замки (зыбучие пески) ежегодно убивают больше людей, чем акулы.

10) На земле существуют «поющие» пески, способные под действием ветра или при ходьбе по ним издавать звуки. 

    По завершении занятия дети САМИ узнают, сколько удивительного есть у казалось бы обычного песка, с которым они играют каждый день. Сколько всего можно из него сделать. Возникает интерес исследовать его дальше или узнать, а есть ли столько же интересного в других предметах. Главная задача выполнена – дан старт на поиск.

       Если регулярно поддерживать природное любопытство и помогать в его организации, то со временем у ребенка сформируется привычка видеть «широко, многогранно», искать – что дальше, а что можно еще сделать. Такая способность помогает создавать новое, видеть открытые (жизненные) задачи и совершенствовать их решения.

Вот он – человек будущего. Вне конкуренции и вне времени.

    Хочется отметить преимущество таких занятий. Длительность 50-60 минут с быстрой сменой деятельности, для поддержания интереса в течение всего времени. Учитываются особенности возраста: первые минут 15 детям дается «мозговая» нагрузка и далее по нисходящей.

Дидактическая ценность игры «да-нетка» (играли, когда отгадывали, что в коробке):

  •  развивает умение задавать сильные вопросы (не гадать),
  • слышать окружающих,
  • отрабатывается системный подход к поиску,
  • поддерживаем атмосферу любопытства и интереса (!)

t1604514892ag.jpg   Дети сами делают выводы, тренируют аналитические навыки. На протяжении всего занятия работают все дети. Активно развивается речь и фантазия - надо описать словами то, что они увидели и почувствовали, найти сравнение.

Один из важных принципов ТРИЗ-педагогики - знания через деятельность.

Дети сами все потрогали, сделали. Именно такие знания остаются навсегда.

Дети с нетерпением ждут новых встреч и исследований. Наша задача, как педагогов, быть проводниками на их пути по поиску своего чуда.

 

«Иногда человек наталкивается на какую-то вещь, самую разнообразную вещь, которая запечатлевается у него в сердце и накладывает отпечаток на всю последующую деятельность. На становление человека, на превращение простого человека в Личность с большой буквы.

Но нельзя ждать и рассчитывать на то, что ребенок встретится с чудом сам по себе, что ему повезет. Надо организовать такую встречу в процессе его воспитания. Нам надо научиться осуществлять эту вещь как можно раньше».

Г.С.Альтшуллер

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.