Программа внеурочной деятельности «Безопасная дорога»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
"город ДЕРБЕНТ"
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
"ПРОГИМНАЗИЯ №15"
Направление: социальное
Учитель начальных классов: Адамова Н.С.
г. Дербент
год
содержание
1.Пояснительная записка
2.Цель программы
3.Задачи программы
4.общая характеристика программы
5. Описание места программы «Безопасная дорога» в учебном плане
6. Описание ценностных ориентиров содержания программы.
7.Планируемые результаты
8. Содержание учебного материала по программе «Безопасная дорога»
9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по правилам дорожного движения для начальных классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
2.Цель программы
Формирование осознанной культуры поведения, которая обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.
3 . Задачи программы:
1. Обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
2. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
4. Воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.
4. Общая характеристика программы.
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе,
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
5.Описание места программы «Безопасная дорога» в учебном плане
Реализация программы достигается путём рациональной теоретической подготовки и закрепления знаний с помощью практических занятий.
Срок реализации программы – 1 год.
Программа рассчитана на детей от 8-10 лет.
Общее количество часов в год – 34 часа
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 40 минут.
6.Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Программа «Безопасная дорога » направлена на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры, принцип деятельностного подхода и воспитательные результаты.
7.Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Безопасная дорога» обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Результаты |
Планируемые результаты (характеристики) ООП |
Личностные УУД
|
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на безопасность; - осознание ответственности человека за общее благополучие, - гуманистическое сознание, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
Познавательные УУД
|
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. |
Коммуникативные УУД |
-проявлять активность во взаимодействиидля решения коммуникативных и познавательных задач; - обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество; |
Регулятивные УУД
|
- формулировать и удерживать учебную задачу, - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; |
Учащиеся начальной школы к концу обучения должны:
знать:
сигналы светофора;
виды транспорта;
причины ДТП;
правила движения на велосипеде;
правила движения по дороге.
уметь:
ориентироваться в дорожных ситуациях;
оценивать свое поведение на дороге;
объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Основная часть
Содержание учебного материала по программе «Безопасная дорога»
№
|
Тема урока |
Оборудование |
Кол-во часов |
дата |
1 |
Правила перехода улиц и дорог |
Презентация «На пути в школу». |
|
|
2 |
Дорога в школу. Игра «Мы – пешеходы» |
Маршрутные листы с заданиями для групп. |
||
3 |
Безопасные маршруты «Дом – школа – дом» |
Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; |
||
4 |
Правила движения пешеходов по тротуару. |
Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
||
5 |
Сигналы, регулирующие дорожное движение. |
Презентация «Правила для пассажиров». |
||
66 |
Правила поведения на пешеходной дорожке |
Презентация «Наш друг – светофор»; правила пешехода. |
||
7 |
Решение задач, карточек по ПДД. |
Рабочие тетради, цветные карандаши
|
||
8 |
Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины. |
Презентация «Мы - пассажиры». |
||
|
|
|||
9 |
Экскурсия |
|
||
10 |
Как избежать неприятностей на дороге |
Презентация «Сигналы регулировщика». |
||
11 |
Интерактивный кроссворд: «Дорожные ситуации» |
Краски, цветные карандаши, листы бумаги |
||
|
|
|
||
формат А3,А 4. |
|
|
||
12 |
Проектная работа: «Дорога в школу». |
|
||
13 |
Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов |
Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
||
14 |
Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. |
Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши
|
||
15 |
Безопасность на дорогах в летние каникулы |
Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп. |
||
16 |
Путешествие в страну дорожных знаков. |
Презентация «Внимание - дорога!»; набор табличек «Дорожные знаки»; |
||
17 |
Экскурсия «Читаем дорожные знаки» |
|||
18 |
Творческое занятие «Сказка о дорожных знаках» |
Краски, цветные карандаши, листы бумаги формат А3,А4 |
||
19 |
Встреча с инспектором ДПС. |
|
||
20 |
Каким был первый транспорт? |
Презентация «История транспорта» |
||
21 |
Виды транспортных средств. |
Презентация «Транспорт, его виды». |
||
22 |
Посадка и высадка пассажиров. |
Презентация «Мы – пассажиры» «Азбука пешехода» |
|
|
23 |
Сигналы, подаваемые водителями автомобилей |
|||
24 |
Места для игр и отдыха. |
Презентация «Места для детского отдыха» |
||
25 |
Интерактивная викторина «Дорожные знаки в загадках» |
|||
26 |
Ты – начинающий велосипедист. |
Рабочие тетради, цветные карандаши. |
||
27 |
Когда ты становишься водителем. |
Презентация «Внимание - дорога!». |
||
28 |
Конкурс «Знайка ПДД» |
Презентация «Внимание - дорога!» |
||
29 |
Встреча с инспектором дорожного движения. |
|
||
|
|
|||
30 |
Игра: «Регулировщик движения» |
Презентация «Сигналы регулировщика» |
||
31 |
Тесты на знание ПДД |
Тетради, цветные карандаши |
||
32 |
Мероприятие «Красный, желтый, зеленый» |
Презентация «Наш друг- светофор» |
||
33 |
Викторина «Знатоки ПДД» |
|
||
34 |
Праздник «Знай правила движенья, как таблицу умноженья». |
|
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютер
Многофункциональное устройство (копировальный аппарат, принтер, сканер)
Интерактивная доска, проектор
Классная магнитная доска.
Энциклопедии, словари.
Цифровые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru/