Внеклассное мероприятие «Безопасное поведение в лесу в летний период»

7
7
Материал опубликован 3 June 2020

Внеклассное занятие по окружающему миру для учащихся начальной школы

«Безопасное поведение в лесу в летний период»

Подготовила учитель МАОУ «СОШ №3»

г. Верхняя Пышма Свердловской области

Хазеева Т.И.

 

Цель: формирование навыков безопасного поведения школьников на природе в период летних каникул.

 

Задачи:

актуализировать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу и на воде;

способствовать формированию знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных ситуаций.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: в ходе групповой работы и учебного сотрудничества повторить способы ориентирования на местности; составить и сформулировать правила безопасного поведения в лесу; развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – логические: построение речевых высказываний, построение логической цепи рассуждения, анализ объектов, рефлексия.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – целеполагание; планирование; контроль внимания; оценка учебной деятельности; коррекция; прогнозирование.

КОММУНИКАТИВНЫЕ – взаимодействие; кооперация;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.

Форма проведения: заочное путешествие по станциям

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, на классной доске – карта путешествия с названием станций

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вступительное слово учителя.

- Приближается пора летних каникул, когда вы, ребята, большую часть времени будете проводить на улице, на природе, в кругу сверстников и родных. Как сделать летние каникулы, эту самую счастливую пору в жизни каждого школьника, по-настоящему безопасными?

-Об этом наш сегодняшнее занятие, которое я предлагаю вам провести в форме заочного путешествия по лесу.

 

 

 

 

 

- Но, отправляясь на прогулку или в поход, надо помнить, что в лесу нас могут поджидать некоторые опасности. Вот о них мы сейчас и поговорим.

- А вначале давайте подумаем, как нужно одеться и что взять с собой?

 

СТАНЦИЯ «БЫВАЛЫЕ ТУРИСТЫ»

А) Что возьмём с собой в поход?

Б) Какой должна быть одежда? Почему?

 

 

 

 

 

 

СТАНЦИЯ «ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ»

-Лес богат разнообразными растениями: цветы, кустарники, деревья. Но среди них могут быть и ядовитые.

Вороний глаз - красивое растение. У него высокий стебель, четыре листа у верхушки и единственный цветок, который осенью превращается в синюю ягоду. Это растение очень ядовито, особенно ягода и корневище.

Другое растение – волчье лыко. Этот кустарник иногда путают с облепихой. Их можно различить тем, что у облепихи ягоды желтые или оранжевые, а у волчьего лыка - красные. Если человек съест всего 10 ягод волчьего лыка, произойдет смертельное отравление. Ни в коем случае нельзя рвать цветущие ветки этого растения для букетов, потому что у него очень ядовитая кора.

Болиголов. Стебель у него высокий, до 1,5 метра, а вверху находятся белые зонтики цветов. Цветет растение долго – с мая по конец осени. Иногда его путают с петрушкой из-за похожих листьев, или с тмином, из-за схожести плодов. Болиголов - очень ядовитое растение, если человек им отравится, спасти его будет сложно.

Лютики имеют высоту от 15 до 50 см. На верхушках стеблей располагаются небольшие, но яркие золотисто-желтые цветки, каждый с пятью лепестками. Цветут лютики с середины апреля до середины мая. Название «Лютик» происходит от слова «лютый». То есть жесткий, режущий, едкий. Именно такое чувство возникает у людей, на кожу которых попадает сок некоторых видов лютиков.

«Куриная слепота» - таково народное прозвище одного из видов лютиков - лютика едкого. Это одно из самых ядовитых растений в семействе лютиковых. Особенно едок он бывает во время цветения.

Вывод:

-Изучай растения, где польза, а где вред.
И тогда спасёшься ты от разных бед
.

 

СТАНЦИЯ «НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ»

-Летом и осенью в лесу появляются грибы. Но, чтобы их собирать, надо научиться отличать съедобные грибы от ядовитых. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов.)

Мухомор красный – встречается как в хвойных, так и в лиственных лесах с июля по октябрь.

Другой вид - мухомор пантерный. Шляпка у него серая или коричневая. Крапинки на шляпке расположены ровными рядами.

Есть мухомор вонючий, ножка у него покрыта чешуйками, и он неприятно пахнет. Эти грибы смертельно ядовитые.

Ложноопенок серо-желтый – пластинки у него зеленоватые, а мякоть желтая с неприятным запахом. Этот гриб смертельно ядовит.

 Смертельно ядовита и бледная поганка. Она выглядит по-разному: белая, сероватая, бурая, но у нее всегда белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и разорванный мешочек в нижней части гриба. Ее можно иногда спутать с шампиньоном, у которого пластинки розовые или фиолетовые, а внизу ножки мешочка нет.

Основное отличие желчного гриба ложного белого гриба от съедобного белого и от подберезовика – это горький вкус. Попробуйте лизнуть желчный гриб – и вы сразу все поймете. Ни съедобный белый гриб, ни подберезовик не имеют даже намека на горечь. Мякоть желчного гриба темнеет при срезе и приобретает розовато-бурый цвет. Мякоть съедобного белого гриба и подберезовика не темнеет при срезе.

Вывод:

Даже если гриб
красивый самый,
Хорошо запомните,
друзья:
Но без разрешенья
папы, мамы
ПРОБОВАТЬ и ЕСТЬ ГРИБЫ
Н Е Л Ь З Я!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНЦИЯ «ОПАСНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»

- Кроме бабочек, стрекоз, кузнечиков в лесу обитают и другие насекомые, от которых может исходить опасность для людей.

-Большая опасность в лесу - это клещ. Клещи - смышленые существа и умеют охотиться. Они устраивают засаду на травинках и на ветках кустарников, которые растут вдоль тропинок. Как только мимо проходит человек или животное, клещ протягивает лапки, цепляясь за жертву. На лапках у него коготки и присоски, что позволяет клещу крепко зацепиться. Не зря существует поговорка «Вцепился как клещ».

Правила для детей

-Заходя в лес, опрыскайте себя защитными аэрозолями.

-После прогулки по лесу нужно обязательно внимательно осмотреть тело. Если ребенок обнаружил на теле клеща, он должен обратиться к взрослым, извлекать его нужно осторожно, чтобы не раздавить. В слюне клеща может находиться инфекция, поэтому лучше обратиться к врачу.

-В лесу, на поляне много насекомых. Жалящие насекомые – пчела, оса, шмель, шершень. Как правило, укусы ос, пчёл и шмелей не приводят к отравлениям и переносу инфекций. Однако, они очень опасны, если у человека есть аллергия на данный яд. Также срочно нужно к врачу, если оса или пчела укусила в глаз, губы, рот или язык, так как отёк в этих местах может быть опасен для жизни.

Соблюдай следующие правила:

1.Не приближайся, особенно в жаркие дни, к пчелиным ульям. Вблизи них не делай резких движений.

2.Не разоряй осиные гнёзда.

3.Осы частенько забираются в мёд, варенье, ползают по фруктам. Будьте осторожны, когда едите или пьёте, чтобы оса не ужалила вас в язык или губу.

 

 

 

 

 

 

 

СТАНЦИЯ «ВСТРЕЧА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ»

-Во время прогулок в лесу будь осторожен, смотри под ноги, чтобы не наступить на змею или на другое животное. Не трогай гнезда, не просовывай руку в дупло.

-Если ты услышал шорох, возможно от какого-то животного, для предупреждения возьми палку, постучи по дереву, громко крикни, скажи взрослым.

-Встреча с дикими животными маловероятна, ведь они, почувствовав запах человека, сами бегут подальше от нее.

но если ты всё же наткнулся на дикое животное: сохраняй спокойствие, не шевелись, не убегай;

ни в коем случае не приближайся и не прикасайся к нему, каким бы хорошим оно тебе не показалось (животное может быть больным)

в случае особой опасности зови на помощь, попробуй найти укрытие — высокое дерево, водоем

Запомни! Серьёзную опасность для человека могут представлять животные в брачный период, когда зверь ранен, во время кормления, когда он находится с малышами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНЦИЯ «ЛЕСНЫЕ ОРИЕНТИРЫ»

-Собираясь на прогулку или в поход, не забудь взять компас, спички, немного еды и воды.

-Заходя в лес, старайся запомнить дорогу. Отслеживай природные ориентиры (высокое дерево, линия электропередач, возвышенность, просека.)

-Можно найти нужное направление днём по солнцу, ночью по звёздам.

-Помогают сориентироваться на местности кора и ветки на деревьях, муравейники.

ЕСЛИ ТЫ ЗАБЛУДИЛСЯ В ЛЕСУ:

1. Оставайся на месте! Это первое и главное правило потерявшегося. В любой ситуации ты стоишь на месте, а взрослые тебя ищут!

2. Постарайся не спать. Во сне ты не услышишь, как тебя зовут. К тому же появляется больше шансов переохладиться. Поэтому двигайся: прыгай, танцуй, пой, повторяй стихи.

3. Не иди на шум. В природной среде звук распространяется по-разному в зависимости от погодных условий, состояния леса, его вида и так далее, и можно радикально ошибиться, вычисляя, где находится источник звука. Это чревато тем, что ты можешь ещё дальше уйти или травмироваться.

4. Используй свисток, чтобы взрослые тебя нашли. Отвечай на крики свистом, потому что кричать ты быстро устанешь. Если нет свистка, стучи палкой по дереву — этот звук хорошо разносится по лесу.

5. Не ешь грибы и ягоды. У тебя есть шоколад от голода и вода от жажды. Это запас, на котором ты продержишься, пока тебя не найдут.

6. Не залезай на деревья: сориентироваться таким образом не удастся, потому что надо очень высоко подняться, чтобы увидеть что-то кроме деревьев, а вот получить травму можно запросто.

7. Если тебя зовут по имени даже незнакомыми голосами, всегда отзывайся! Это значит, что мама и папа так переживают за тебя, что попросили незнакомых людей помочь тебя найти.

8. Не прячься, если тебя ищут. Если ты потеряешься, родители будут переживать и искать тебя, но ругать и наказывать, когда найдут, ни в коем случае не будут. Наоборот, они очень обрадуются.

9. Звони родителям и в 112. В 112 можно позвонить даже в том случае, если на телефоне нет сети. Можно набрать номер 112, а можно сделать экстренный вызов (на экране, когда нет сети, появляется эта опция).

 

СТАНЦИЯ «ВОДОЁМ»

- А сейчас давайте вспомним правила поведения на воде в летнее время.

-Ребята, запомните, купаться и плавать можно только в специально отведённых для этого местах!

- Нельзя купаться в незнакомых водоёмах!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАНЦИЯ «ЛЕСНОЙ ПОЖАР»

-В жаркую сухую погоду иногда происходят возгорания в лесу. Их причинами могут быть непотушенный костёр, брошенная сигарета, стёкла.

-Пожар — страшная катастрофа, угрожающая не только человеку, но и всем обитателям леса. В сухую ветреную погоду пламя распространяется со скоростью до 70 км/ч и спастись от него практически невозможно.

-Если вы оказались в зоне лесного пожара, то рекомендуется как можно быстрее искать водоем, дорогу или просеку. Двигаться нужно перпендикулярно линии распространения огня, по возможности навстречу ветру.

 

 

 

 

 

СТАНЦИЯ « ГРОЗА!»

-Представьте ситуацию, что во время похода или прогулки по лесу вас застала гроза. Она сопровождается громом и молнией.

- Не бойся грохота грома, он совсем не опасен.

Молния очень опасна. Она чаще попадает в высокие и одиноко стоящие предметы. Поэтому нельзя прятаться во время грозы под деревьями, столбами и стогами в поле. Лучше укрыться в кустах, в низине. Уберите из рук металлические предметы.

-Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег.

 

Выводы в конце проведённого занятия:

-Мы с вами совершили путешествие по разным станциям, обсудили опасные ситуации, которые могут подстерегать нас в лесу. Помните, что в любой, даже очень опасной ситуации не нужно паниковать, а поступать спокойно и разумно.

 

 

 

Стихотворение о лесе (читает подготовленный ученик):

 

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Всь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
(С.Погорельский)

 

 

Слайд №2

 

 

 

Слайд № 3

 

(На слайде №4 изображены разные предметы, дети выбирают только то, что может пригодиться в лесу)

Слайд №5

Ученики объясняют, что одежда должна закрывать все части тела человека. На ногах сапоги или кроссовки, обязательно- головной убор.

 

Слайд № 6

Подготовленные дети читают стихи о ядовитых растениях:

Он большой, даже огромный,
Почти до метра в высоту.
Ведёт себя совсем нескромно
И нагоняет дурнотУ.
Белые цветы красивы,
Только всё это обман,
Ядовит он. Сделав вывод,
Обходите стороной…(дурман)

Крест-накрест четыре крупных листа,
На одиноком стебле ягода одна.
Сине-чёрным ядом она налита,
Есть её опасно, не рвите никогда.
Очень зло глядит на нас,
Из травы…(вороний глаз).

Когда цветёт, он на сирень похож,
Но только ягоды его не трожь.
Кустарник красивый, но небезопасный,
Ягоды красные смертельно опасны.
Ягоду съел и беду ты накликал,
Волки опасны и их…(волчье лыко).

Название его от слова «лютый»,
«Жестокий», «злой», а значит, есть в том суть.
Нежно-жёлтые цветы, маленькие плуты,
Едки, жгучи, осторожен будь.
Его жильё, где рядом прудик,
Или река…Растёт там едкий…(лютик).

Никогда не ешьте

Незнакомых ягод.

И грибы- поганки

В рот тащить не надо:

Голова закружится,

Заболит живот,

И от отравления

Доктор не спасёт.

 

 

 

Ученики смотрят слайд № 7

Чтение стихов о ядовитых грибах:

Жёлчный гриб

Я съедобным быть, как братья,
Изо всех стараюсь сил:
Подберёзовика платье
Не напрасно нацепил.
Может, кто-то по ошибке
В кузовок меня возьмёт.
Расплывусь тогда в улыбке –
Пусть болит у вас живот!
Присмотрись ко мне – признаюсь:
От других грибов в лесу
Я по виду отличаюсь,
Ножка толстая внизу.
Сетчатый рисунок тонкий
На ноге моей найдёшь,
Не забудь, я очень горький,
Хоть на Белый и похож.

Ложный опенок

Я опёнок, но другой –
Спутать нас не сложно:
Брат мой – с белой головой.
Я ж, опёнок ложный,

Как и он, стою на пне
На высокой лапке,
И похож я с ним вполне,
Только в тёмной шляпке.

Не едят меня почти
Ни червяк, ни птица.
Так что лучше обойти,
Чтоб не отравиться!

Мухомор

Такой красивый –
заглядеться можно –

В лесу такого
больше не найти!
Но грибники
зачем-то осторожно ,
Меня обходят,
бросив на пути…
Искать не трудно:
вот я – на дорожке.
Ой, не пинайте!
Ух, теперь я злой!
Вот изловчусь
да заберусь в лукошко,
И станет несъедобным
суп грибной…

Бледные поганки

На широкой
на лесной полянке
Мы – хозяйки,
бледные поганки.
Хоть похожи мы
на многие грибы,
Ядовиты мы
и вовсе не слабы,

Отличает нас воротничок.
Рады мы попасть
к вам в кузовок.
Но предупреждаем
всех подряд,

Что несём в себе
смертельный ЯД!


Просмотр слайда №8

Чтение стихов об опасных насекомых

Не ходи по лесу летом

Необутым и раздетым,

Больше на тебе вещей-

Меньше кровопийц клещей.

 

Шёл я по лесу босой

И укушен был осой.

У осы нет жалости

Даже самой малости.

 

Когда на пасеку идёт

Проверить ульи пчеловод,

Хоть пчёл своих он любит, знает,

Но шляпу с сеткой надевает.

Ох, больно жалит нас пчела,

Хотя, как будто, и мала.

 

Ну а если страшный шершень

Вылетел из-за угла,

От него скорее прячьтесь,

Это вам уж не пчела!

У него укус опасный!

Без врача не обойтись!

Так что шершню не давайся!

Ты его поберегись!

Покусал комар иль гнус?
Не расчесывай укус
И не мажь зеленкой с йодом,
А промой раствором
соды.

Вдруг ужалила пчела?
Это скверные дела!
Чтоб еще больней не стало,
Удали пинцетом
жало.

Суетясь и вереща,
Не спасешься от клеща.
Убивать его опасно,
Ведь он может быть заразным.
Ты его за зад схвати
И не дергай, а крути.

 

Просмотр слайда № 9

Стихи

Мы попросить хотим ребят

Не трогать маленьких зверят

И в руки никогда не брать-

Их мать примчится защищать:

Пока ещё малы они,

Их мама стережёт все дни.

 

Если по лесу с друзьями гулял

И на пенёчке змею увидал,

То не кричи, не сзывай всех друзей,

А отойди сам подальше скорей.

Помни: змея начинает кусаться,

Если должна от врагов защищаться.

Ты же не станешь её обижать?

Можешь спокойно свой путь продолжать.

 

Ты, змею не обижай

Увидев, палку не хватай,

Не маши руками, не кричи –

Просто отойди и помолчи…

 

Хоть опасны змеи, но нужны:

Чистоту беречь они должны;

Санитарам леса и воды

Ты не делай зла или беды.

 

Для людей укус гадюки –
Неприятнейшая штука.
Но коль вышло так, не бойся,
Первым делом успокойся,
Не беги, не голоси,

Яд из ранки отсоси,
Полежи, попей немножко,
И приедет неотложка.

 

Слайд № 10

Очень неприятный случай –
Заплутать в лесу дремучем.
Паника здесь ни к чему,
Начинай кричать «Ау!»
Коль никто не отзовется,
Путь самим искать придется.
Чу! Послушай и скажи,
Может, где есть шум машин.
Если слышишь шум, тогда
Поскорей иди туда.
Если же вокруг все тихо,
То уж точно дело лихо.
И искать тропинку, значит,
Вам придется на удачу.
Тут и пригодится он –
Твой мобильный телефон.
Позвони знакомым людям,
Группа поиска прибудет,
Цепью через лес пройдет,
Заплутавшего найдет.

 

Должны всерьёз вы уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не прийти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят слайд № 11 и рассказывают стихи:

Если ты не научился

Ловко плавать и нырять-

Не рискуй, совет послушай:

«Далеко не заплывать!»

 

Если очень захотелось

тебе где-то понырять-

То возьми с собою взрослых,

они будут наблюдать!

 

Не толкайтесь на воде,

не толкайтесь в море,

Чтобы с вами не случилось

ненароком горе.

 

  Если ты покушал плотно,

в воду сразу не иди.

Полежи –ка ты в тенёчке,

посиди и отдохни.

 

Не дыши ты под водой-

захлебнуться можно!

Под присмотром ты ныряй.

Только  — осторожно!

 

Просмотр слайда № 12

Чтение стихотворения

Без взрослых с огнём развлекаться опасно-

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

 

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться, искриться-

Его потушить невозможно тогда…

Лесные пожары – большая беда!

 

Пожар- беда в лесу большая,

Когда с огнём дети играя

Шалят и поджигают лес,

Сгореть он может просто весь!

 

Просмотр слайда № 13

Чтение стихотворения

Если дерево одно

В поле возвышается,

То стоять под ним в грозу

Людям запрещается.

Если молния в него

Невзначай ударит,

То живого никого

Рядом не оставит.

 


Безопасное поведение в лесу в летний период
PPTX / 7.55 Мб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Ивановна, благодарю за качественный ресурс!!! Забираю в копилку!

4 June 2020

Спасибо за добрые слова! Рада, что Вам понравилось.

4 June 2020

Замечательная разработка внеклассного мероприятия! Много примеров, правил и очень полезной информации! Спасибо, Татьяна Ивановна!

4 June 2020

Елена Владимировна! Благодарю за лестный отзыв!

4 June 2020

Благодарю за качественный ресурс!

4 June 2020

Спасибо за путешествие по станциям!

4 June 2020

Приятно, что моя разработка кому-то пригодится.

5 June 2020