Урок окружающего мира «Безопасное поведение в лесу» (3 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Судайская средняя общеобразовательная школа имени Н.Ф.Гусева
Чухломского муниципального района Костромской области
Урок окружающего мира в 3 классе
«Безопасное поведение в лесу». Восьмое заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Автор: Скворцова Елена Николаевна, учитель начальных классов
2015 год
УМК «Перспективная начальная школа,3 класс
Тип урока: решение частных задач
Раздел учебника: «Человек и природные сообщества», 1 урок по разделу
Педагогические задачи:
Создание условий для развития умения рассказывать об опасностях, которые возникают при неправильном поведении в лесу; содействовать развитию умений соблюдать правила безопасного поведения в лесу.
Планируемые результаты:
Предметные:
Познакомятся с правилами безопасного поведения в лесу;
Научатся выполнять правила безопасного поведения в лесу
Метапредметные:
Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать качество и уровень усвоения
Познавательные: ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
Коммуникативные: понимать выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Личностные: соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Оборудование: Приложения 1-5, карточки красного, жёлтого , зелёного цвета.
Ход урока
Этап урока, формы работа. |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
1.Орг.момент |
Настроение у нас отличное, |
|
|
2. Актуализация опорных знаний Проверка дом. задания. Интеллектуальная разминка |
Проверка домашнего задания. Работа в парах. Выполнение теста Тест (приложение 4) 1.Природное сообщество, которое называют «царством деревьев»? А) болото, Б) лес, В) луг, Г) поле 2. Деревья дуб, берёза, осина, рябина – представители….леса А) хвойного Б) лиственного В) смешанного 3. Какое количество ярусов в лесу: А) 4; Б) 2; В) 5; Г) 3; 4. Какое значение имеет листопад для леса? А) растения освобождаются от вредных веществ, которые накопились в листьях за лето; Б) зимой листья мешают дереву; В) опавшие листья являются хорошим кормом для животных в долгие зимние дни; 5. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита. О каком растении идёт речь? А) черёмуха; Б) колокольчик; В) ландыш; Г) шиповник; 6. Кто из представителей животного мира относится к зоне лесов: А) сайгак; Б) лось; В) кабан; Г) дрофа; 7. Кто из названных животных не залегает в спячку? А) белка; Б) бурый медведь; В) ёж; Г) барсук 8. Птица, которую называют “доктором” леса: А) снегирь; Б) сойка; В) тетерев; Г) дятел; 9. Какой организм надо включить в пищевую цепь: осина -------…… -------- лиса А) гусеница; Б) заяц; В) бобр; 10.Какую роль в жизни человека и природы играет лес: А) снабжает кислородом; Б) дом для растений и животных; В) кладовая ягод, орехов, грибов; Г) источник топлива и строительных материалов; Д) источник чистой воды.
|
Учащиеся представляют буклеты «Лес-это богатство» Выполняют тест в парах. 1. Б 2. Б 3. А 4. А 5. В 6. Б, В 7. А 8. Г 9. Б 10. А,Б,В,Г,Д |
Выделять существенную информацию из текста, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
3. Сообщение темы урока. Определение целей урока. |
Выдвижение проблемы. Организует формулирование темы урока обучающимися , постановку учебной задачи. -Откройте оглавление учебника. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего занятия. Назовите страницу учебника. -определите цели урока. Учитель предлагает выбрать председателя очередного заседания клуба « Мы и окружающий мир» |
Учащиеся работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока, анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Председатель объявляет о работе очередного заседания клуба, объявляет тему. На доске записывается задание для членов клуба: составить правила безопасного поведения в лесу. |
Принимать и сохранять учебную цель и задачи. Анализировать , находить общее. Осознанно строить речевые высказывания. |
4.Открытие нового знания, способа действия. |
Учитель организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль. Один учащийся рассказывает, как прошло подобное заседание в школе села Мирного. – Все ли знают правила безопасного поведения в лесу ? лес – это совсем другая жизнь, где каждое дерево, каждый листок – это свой мир, своя тайна. Отправляясь в лес , надо помнить всё, что мы изучали на уроках окружающего мира, уметь применять знания на практике. – По плану работы клуба в конце учебного года мы проведём экскурсию в лес совместно с учениками 1 класса. Поэтому мы должны обсудить правила безопасного поведения в лесу и познакомить с ними первоклассников.
|
Находят информацию по данному вопросу в тесте учебника, энциклопедий. Работа в парах, выполнения задания на карточках. (Приложение№1)
Учащиеся договариваются , осуществляют проверку в парах, выступают с представлением результатов.
Физкультминутка «Лесная физкультминутка» |
Планировать решение учебной задачи: Построение алгоритма действия. Выбрать способ действия. Применять правила сотрудничества Умение приводить доказательства в диалоге. осуществлять контроль. |
|
Организует работу в группах.
Мы должны вспомнить, как можно ориентироваться по местным признакам, ориентироваться по солнцу, ориентироваться с помощью компаса. Представители Министерства чрезвычайных ситуаций – МЧС –подготовили для вас памятки о правилах поведения в лесу, с которыми мы должны познакомиться и запомнить их. |
Председатель раздаёт карточки красного, жёлтого и зелёного цвета, чтобы разделить учащихся на группы. Распределяет задания. Каждая группа представляет результаты своей работы одноклассникам.
Учащиеся знакомятся с памятками. |
|
5. Закрепление. |
Беседа по содержанию памяток, уточнение и расширение знания обучающихся. – Что необходимо делать, чтобы все бережно относились к природе. – Как нужно вести себя в лесу. Чтение памяток с комментированием Самостоятельная работа. Тетрадь ч.2 стр. №36
|
Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают свою точку зрения. Учащиеся знакомятся с памятками , используя приём инсерт, обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать
|
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать своих действий. |
6.Домашнее задание
|
Выполнить рисунки-памятки ( на выбор) – Правила поведения в лесу – Что делать, если вы заблудились в лесу – разведение огня без спичек – Водообеспечение в лесу.
|
|
Сохранение учебной задачи. |
7. Итог урока. Рефлексия. |
Оценка результатов выполнения заданий. Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Что заинтересовало на уроке? – Что узнали нового? – Какие правила поведения в лесу необходимо знать? – что вызвало затруднение? Самооценка. |
Проводят самооценку, рефлексию. «Лесенка успеха». – нижняя ступенька, у опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у меня были проблемы; верхняя ступенька, мне всё удалось. (Приложение5) – Сегодня на уроке мы….. |
|
Используемая литература и интернет- источники.
1. Материалы сайта «Инфоурок» .Физкультминутка- http://infourok.ru/user/barinova-elena-viktorovna/page/fizkultminutki
2.Технологические карты уроков. Окружающий мир. 3 класс по учебнику О.Н. Федотовой,Г.В. Трафимовой, С.А.Трафимова
Автор-составитель Н.В. Лободина.И : «Учитель», Волгоград, 2014 г.
3. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова , С.А.Трафимов Учебник Окружающий мир часть 2, И: М «Академкнига», 2013
4. Энциклопедия школьника И: М Росмэн, 1998г.
5. Картинка ориентирование по просекам http://www.listopedia.ru/dosug/kak_orientirovatsia_bez_kompasa.html
6. Картинка ориентирование по муравейникам http://xn--80abfucxy.xn--p1ai/2012/08/kak-orientirovatsya-v-lesu/
7. Картинка ориентирование по мху, деревьям http://homehelper.in.ua/travel/orientirovanie-v-lesu.html
8. Картинка ориентирование по солнцу http://oko-planet.su/uploads/posts/2010-07/1278663251_2681287.jpg
9. Картинка компас -http://klado-iskateli.ru/advise/307
10. Картинка клещ -http://timur.life/blog/uploads/2013/04/1.jpg