Библиотечный
урок-презентация
«Душа народа пела в эти дни».
Великие писатели — о Пасхе
Урок подготовлен
библиотекарем
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
Данильцевой Н. А.
День православного Востока
Святись, святись, Великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
Ф. И. Тютчев
Все наши классики, все сколько-нибудь крупные писатели дореволюционной России как-нибудь — с раздражением ли, с любовью ли, с твердой верой ли, — а пасхальной темы хотя бы раз в своем творчестве касались. Сто лет назад процветал даже особый жанр пасхального назидательного рассказа, и ему отдавали дань лучшие литераторы того времени.
Все наши классики, все сколько-нибудь крупные писатели дореволюционной России как-нибудь — с раздражением ли, с любовью ли, с твердой верой ли, — а пасхальной темы хотя бы раз в своем творчестве касались. Сто лет назад процветал даже особый жанр пасхального назидательного рассказа, и ему отдавали дань лучшие литераторы того времени.
Ф. Достоевский
"Мужик Марей"
Рассказ автобиографичен. Именно в Пасху на каторге у Достоевского, полного отвращения к пьяным разгулявшимся каторжникам, приходит воспоминание о детской встрече с мужиком Мареем, который пожалел и приласкал его - испугавшегося чего-то мальчугана. И через воспоминание о Марее, о его доброте, автор как будто очищается, успокаивается душевно, и уже не отвратительны ему все эти мужики на каторге.
Достоевский сам наряду с рассказами "Мальчик у Христа на елке" и "Столетняя" под конец своей жизни больше всего ценил "Мужика Марея".
«И вот, когда я сошел с нар и огляделся кругом, помню, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моем. Я пошел, вглядываясь в встречавшиеся лица. Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице и хмельной, орущий свою пьяную сиплую песню, ведь это тоже, может быть, тот же самый Марей: ведь я же не могу заглянуть в его сердце.»
(отрывок из рассказа Ф.Достоевского «Мужик Марей»)
Л. Андреев
"Баргамот и Гараська",
"Гостинец",
"Прекрасна жизнь для воскресших".
Первые два рассказа - классика жанра, когда именно в Пасху открывается в людях доброта, милосердие, человечность, раскаяние, которые есть в каждом, даже там, где, казалось бы, не ждешь этих чувств.
А "Прекрасна жизнь для воскресших" - лиричный такой, неожиданный, необычный, чудесный рассказ - о воскрешении любви и веры, надежд и таланта, всего того, что зачастую мы хороним в себе.
«Баргамот и Гараська»
«Пасхальный» рассказ должен нести в себе идею примирения людей, их христианского братства. Вот почему городовой Баргамот приглашает в свой дом нищего Гараську, которого он в остальные дни потащил бы в участок, чтобы не мозолил на улицах глаза «приличной» публике. В Бергамоте заговорили совесть и жалость. Он вспомнил о том, что он не только городовой, обязанный следить за порядком в городе, но и христианин, который обязан «любить ближнего своего». Это движение души в нем было неподдельно; ведь никто не видел их, и некому было оценить христианский поступок Баргамота. И писатель не жалеет красок, чтобы показать этот взрыв подлинной человечности в толстокожей душе полицейского.
Л. Андреев "Гостинец"
В пасхальном рассказе «Гостинец» (1901 г.) образ мальчика Сенисты служит цели создания характеристики главного героя Сазонки, мастера-портного, пьяницы. Писатель использует прием контраста, подчеркивая разницу между маленьким, больным, одиноким, испуганным Сенистой и здоровым высоким мастером. Внимание фиксируется на эпизодах жизни Сазонки и его психологическом состоянии, а образ ребёнка служит способом проверки уровня нравственности главного героя, который в чаду пьяного угара забывает о том, что где-то рядом маленький подмастерье ждет его прихода и обещанного подарка к светлому празднику Пасхи. Сениста — сирота, и Сазонка ощущает вину за грубое отношение к мальчику, но так и не осуществляет своего намерения порадовать мальчишку подарком к Пасхе из-за того, что напился в праздник. Воспроизводя печальные мысли кающегося мастера в финале рассказа, Л. Андреев использует жесткое сравнение: «Умер одинокий, забытый — как щенок, выброшенный на помойку» . Мальчик предстает покинутым, заброшенным, не получившим единственного необходимого ему начала накануне смерти — внимания и теплоты. И в этом произведении ребенок лишен радостей детства, он тоже воспринимается как маленький взрослый: не случайно Сазонка ловит себя на мысли, что его все время тянет называть мальчика по имени и отчеству, хотя это выглядит нелепо.
А. Чехов "Казак»
Перед героем рассказа, Максимом Горчаковым, когда он на Пасху ехал из храма и встретил по дороге больного казака, который попросил уделить ему кусок освящённого кулича, сначала не стояло выбора. Он, не задумываясь, стал искать нож, чтобы отрезать для казака пасхальной снеди. Но вот незадача - этому его доброму порыву настойчиво воспротивилась жена, ни в какую не давая резать кулич. Можно поддаться упрямству жены, которая в качестве доводов выставляет предрассудки, не имеющие ничего общего с христианством, а можно поплыть против течения и исполнить заповедь Божию. Как поступит Максим?
М. Е. Салтыков-Щедрин
«ХРИСТОВА НОЧЬ»
С удивительной проникновенностью показывает Щедрин внутреннее родство социалистической морали с глубинными основами христианской народной культуры в сказке "Христова ночь". Пасхальная ночь. Тоскливый северный пейзаж. На всем печать сиротливости, все сковано молчанием, беспомощно, безмолвно и задавлено какой-то грозной кабалой... Но раздается звон колоколов, загораются бесчисленные огни, золотящие шпили церквей,— и мир оживает. Тянутся по дорогам вереницы деревенского люда, подавленного, нищего. Поодаль идут богачи, кулаки — властелины деревни. Все исчезают в дали проселка, и "новь наступает тишина, но какая-то чуткая, напряженная... И точно. Не успел заалеть восток, как совершается чудо: воскресает поруганный и распятый Христос для суда на этой грешной земле. "Мир вам!" — говорит Христос нищему люду: они не утратили веры в торжество правды, и Спаситель говорит, что приближается час их освобождения. Затем Христос обращается к толпе богатеев, мироедов, кулаков. Он клеймит их словом порицания и открывает им путь спасения — суд их совести, мучительный, но справедливый. И только предателям нет спасения. Христос проклинает их и обрекает на вечное странствие.
В сказке "Христова ночь" Щедрин исповедует народную веру в торжество правды и добра. Христос вершит Страшный суд не в загробном мире, а на этой земле, в согласии с крестьянскими представлениями, заземлявшими христианские идеалы.
В.Г.Короленко
СТАРЫЙ ЗВОНАРЬ (ВЕСЕННЯЯ ИДИЛЛИЯ)
«В чудесном рассказе В.Г. Короленко "Старый звонарь (весенняя идиллия)" действие происходит в пасхальную ночь. И пасхальная радость здесь смешана с той грустью, которая всегда живет в русской природе, русской деревне, а особенно, когда смотрит на все это старый, видевший в жизни много горя человек».
А. И.Куприн
ПАСХАЛЬНЫЕ КОЛОКОЛА.Рассказы.
«Эти рассказы, написанные в разные периоды жизни писателя — в России («Бонза», 1896 г.), затем во Франции («Пасхальные колокола», 1928 г.; «Московская Пасха», 1929 г.) — одинаково полнятся любовью широкой, тесно связанной с Церковью, русской жизни, которую писатель знал и бережно хранил в своей памяти. Спустя сотню лет мы можем, будто сквозь замочную скважину, полюбоваться той жизнью — глазами А.И. Куприна.»
«Лето Господне» - книга о семилетнем мальчике, его радостях и горестях, написанная далеко от Москвы, в которой он жил. Жестокие события революции 1917 года и Гражданской войны забросили автора, Шмелёва Ивана Сергеевича, в эмиграцию, за рубеж. С 1922 года по 1950 год, год своей кончины, писатель провёл во Франции и там создал лучшие свои произведения: "Солнце мёртвых", "Богомолье", "Лето Господне".
«Лето Господне» - книга о семилетнем мальчике, его радостях и горестях, написанная далеко от Москвы, в которой он жил. Жестокие события революции 1917 года и Гражданской войны забросили автора, Шмелёва Ивана Сергеевича, в эмиграцию, за рубеж. С 1922 года по 1950 год, год своей кончины, писатель провёл во Франции и там создал лучшие свои произведения: "Солнце мёртвых", "Богомолье", "Лето Господне".
Замысел повести "Лето Господне" возник в 20-е годы, когда, глядя на Россию "издалека", писатель обращается к вечным ценностям и находит их в своём детстве. Книга состоит из трёх частей: "Праздники", "Праздники - Радости" и "Скорби". Если вчитаться в названия глав ("Великий пост", "Благовещенье", "Пасха", Троицын день", Рождество", Крещенье", "Масленица"), можно увидеть, что повествование развивается в соответствии с православным календарём. Перед читателем постепенно от Великого поста к Пасхе, от Рождества к Святкам - от праздника к празднику - протекает жизнь одной из московских семей, а вместе с ней и жизнь всего русского народа. Отсюда и название - "Лето Господне". Временами жизнь омрачается скорбями и несчастьями, но всё повествование освещено любовью и верой. Может быть, поэтому, по воспоминаниям современников, "у людей на ночном столике наряду с молитвословом и Евангелием лежали томики "Лета Господня". Когда-то сам Шмелёв вспоминал, что в его патриархальной, религиозной семье он не помнит ни одной книги, кроме Евангелия. А теперь его книга рядом с Евангелием, потому что является энциклопедией русской жизни, воссоздающей духовную атмосферу православной семьи в дореволюционной России, потому что утоляет "голод духовный", вселяет веру в воскресение человека и России.
На Воскресение Христа
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой
Воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог:
Из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына Бог
И с Ним тебя воздвиг.
Из света вечного Господь
Сошел в жилище тьмы,
Облекся в персть, оделся в плоть -
Да не погибнем мы!
Неизреченная любовь,
Всех таинств высота!
За нас Свою святую Кровь
Он пролил со креста.
Чистейшей Кровию Своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти темных сил.
Христос воскрес, Спаситель мой
Воистину воскрес.
Ликуй душа; Он пред тобой
Раскрыл врата небес!
В. К. Кюхельбекер
(1797 - 1846)
Христос воскрес!
Христос воскрес!
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы... Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют.
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
И. А. Бунин
1896
Благовест
Я ждал его с понятным нетерпеньем,
Восторг святой в душе своей храня,
И сквозь гармонию молитвенного пенья
Он громом неба всколыхнул меня.
Издревле благовест над Русскою землею
Пророка голосом о небе нам вещал;
Так солнца луч весеннею порою
К расцвету путь природе освещал.
К тебе, о Боже, к Твоему престолу,
Где правда, Истина светлее наших слов,
Я путь держу по Твоему глаголу,
Что слышу я сквозь звон колоколов.
К. Бальмонт
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола.
Немолчно в Божьих храмах
Поют «Христос Воскресе!»
И звуки дивной песни
Доходят до небес.
А. Н. Плещеев
На рубеже XX и XXI веков в нашу страну возвращаются духовные начала жизни. И яркое свидетельство тому - поручение, подписанное 2 августа 2009 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым о введении в общеобразовательных учреждениях предмета: основы православной культуры и светской этики. Значит, есть надежда, что нравственные основы православной морали вернутся в школу, а затем и в общество. Произойдет сдвиг в душах людей, а затем и «революция» в умах. И станут востребованными незаслуженно забытые ныне пасхальные рассказы, с традиционными для них их мотивами всепрощающей любви, воскресения к новой жизни.
Ирина
Тоцкая Ольга Викторовна
Ирина