Урок литературного чтения в 4 классе «Отрывок из поэмы И.А. Бунина "Листопад"»

5
2
Материал опубликован 21 April 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Родионова Людмила Михайловна

учитель начальных классов

МОУ СОШ с.Стегаловка

Долгоруковского района

Липецкой области

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: И.А.Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад»

УМК «Школа России»

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: традиционный

Цели урока: познакомить с отрывком из поэмы И.А.Бунина «Листопад»

Задачи:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.Бунина,
  • развивать навык выразительного чтения, учить видеть художественные картины,
  • созданные автором, выражать свои чувства по отношению к прочитанному,
  • учить видеть красоту природы, понимать и любить её.

Оборудование: портрет И.Бунина, картина Левитана «Золотая осень», Остроухова «Золотая осень», Поленова «Золотая осень», кленовые листочки из картона, учебник литературного чтения «Родное слово» 4 класс, компьютер, мультимедийный проектор, колонки.

 

Ход урока:

Ι. Орг. момент. (слайд 1)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера!

- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

-Мы начинаем урок литературного чтения.

ΙΙ. Актуализация знаний. (слайд 2)

(под тихую музыку П.Чайковского. Октябрь)

- Прохладный, хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют. Одному перевалило за 70, но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

- Недавно прочитал где-то стихи «Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной». И восклицает: - Очень хорошо, очень верно! Это Л.Н.Толстой. Его собеседник А.М.Горький. А стихи, восхитившие поэта, написал И.А. Бунин.

(показать портрет)

Выступление заранее подготовленных детей.

1. - Имя этого прекрасного поэта тесно связано с Липецким краем.

Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в городе Воронеже (слайд 3).

Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в хутор Озерки Елецкого уезда, который достался в наследство матери Бунина. (слайд 4)

Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с природой нашли своё отражение в произведениях Ивана Бунина. Иван был человеком впечатлительным, с живым воображением. Писать он стал «как-то сам по себе рано и незаметно». Первые стихи написал в 8 лет.

2. – В 10 лет (слайд 5) его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Учился он неплохо, память была отличная, он мог запомнить длинное стихотворение в целую страницу, если оно ему нравилось. Но потом платить за обучение стало нечем и из гимназии пришлось уйти. (слайд 6) Занимался дома со старшим братом.

Первое стихотворение было напечатано, когда Бунину было 17 лет. В 18 он стал работать в газете «Орловский вестник». (слайд 7)

(рассказывает учитель): - Литературная судьба складывалась удачно. (слайд 8) Он много писал, и его произведения сразу же получили высокую в литературных кругах. Не случайно Академия Наук трижды присуждала Ивану Бунину Пушкинскую премию. Но, кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл «бродником». Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке.

Но, к сожалению, в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу, но тоска по Родине осталась на всю жизнь.

В 1933г. он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

(слайд 9)

Умер он в 1953г. в возрасте 83 лет в Париже. (слайд 10)

В Ельце в 1988г. открыт дом-музей нашего знаменитого земляка И.А.Бунина.

(слайд 11)

В 1999г. Елецкому университету было присвоено его имя. (слайд 12)

Возможно, многие из вас будут учиться в этом высшем учебном заведении.

ΙΙΙ. Проверка домашнего задания.

- Какие стихи Бунина знаете? (Родина)

- О чём это стихотворение? Каким чувством оно пронизано? Легко ли было его читать?

- Сможете прочесть наизусть? Кто желает?

(у доски читают, другой ряд анализирует, за ответ я даю красный кленовый листок)

- Ребята, почему я дала кленовые листья? О чём они напоминают? (о золотой осени)

Хотелось бы вам вернуться в золотую осень? Почему? Как мы это сможем сделать? (с помощью фантазии)

(рассмотреть картины на доске) – Посмотрите на замечательные картины.

- Как художники изобразили осень? Какие чувства вызывают?

ΙV. Знакомство с новым произведением. Первичное восприятие.

- Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И.А.Бунин в своей поэме «Листопад», которую посвятил А.М.Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения. (слайд 13)

- Не случайно, что в качестве эпиграфа к уроку мы взяли слова Блока.

(я читаю с доски, в это время на экране:

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто усеет. благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты» Блок)

- Наша задача с вами услышать и увидеть это богатство звуков и красок.

(слайд 14)

(учитель читает стихотворение под музыку П.Чайковского Октябрь)

- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)

- Какой вы увидели Бунинскую осень? (яркая, праздничная, красивая)

- Отражает ли «Осенняя песня» Чайковского настроение этого стихотворения?

(оба произведения спокойные, лирические, мелодичные)

V. Словарная работа.

- Хотите сами прочитать? Громко или шепотом?

- Прочтите сами и найдите непонятные слова.

(самостоятельное чтение)

- Какие слова требуют объяснения? (слайд 15)

(лазурь, терем, лиловый, багряный, вдова, мотылёк)

- Давайте вслух прочитаем это стихотворение и насладимся его красотой.

(чтение вслух по цепочке, учитель ходит и дотрагивается до плеча ребёнка, значит, он дальше читает. За чтение и ответы все дети получают кленовые листочки)

VΙ. Анализ произведения.

- Почему у Бунина осень праздничная? Докажите словами текста. (выборочное чтение)

- Мы чувствует теплоту, с которой изображает Бунин Осень. Найдите слова, в которых передаётся нежность.

- А ещё, какими чувствами пронизано стихотворение? (грусть) - Прочтите.

- В учебнике нет иллюстраций, чтобы вы нарисовали здесь? (словесное рисование)

- Бунин говорил, что испытывает «состояние внутренней музыкальности слов», описания природы настолько живы и точны, что мы не только ясно представляем картины, но и слышим музыку стихотворения.

- Какие звуки вы услышали? (шуршание листика, шум ветра в ветвях, звон тишины)

- А запахи почувствовали? (Запах грибов, прелой травы)

VΙΙ. Физминутка.

VΙΙΙ. Работа над литературными терминами.

_ Почему так красиво это стихотворение? (много языковых средств художественной выразительности)

(слайд 16)

- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.

( на экране определения, дети читают) (слайды 17-21)

- Поработаем в парах, 1й ряд ищут эпитеты, 2й ряд – олицетворения, 3й ряд – сравнения.

- Давайте послушаем. (вопросы учителя по ходу обсуждения)

- А теперь, внимание, сложный вопрос. (слайд 22)

Почему поэт не «оживил» лес? Изобразил его теремом?

- Выскажите свою точку зрения.

(в стихотворении есть один герой – осень, а лес это жильё осени, её дом, терем)

VΙΙΙ. Выразительное чтение.

- Ребята, есть строки, которые поразили вас своей красотой? Запишите их на
листочках. (слайд 23)

(работа под музыку)

- Прочтите строки, которые записали.

- Какая красивая и пёстрая картина у нас получилась, но чтобы она стала более привлекательной, добавим выразительного чтения.

- Выберем темп, громкость, чувства, которые передадим при чтении.

(читаем за диктором хором; читают строчку девочки, строчку мальчики) (слайды 23-24)

- Кто хочет сам прочитать, вложив в чтение всю душу?

(чтение 3 человека)

ΙX. Обобщение.

- Что вдохновило Бунина написать это стихотворение? (красота осенней природы)

- Иван Алексеевич описывает особый лес? (это особый волшебный лес; это лес, в который мы можем ходить)

- Мы можем видеть такую красоту? (слайд 25)

- Что можете сказать о поэте, как о человеке? (внимательный, ранимый, чуткий)

- Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?

- Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою

Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней.

- Какая картина больше всего отражает настроение Бунинской осени? Что у них общего? (Левитана «Золотая осень». И стихотворение и картина яркие, праздничные, немного печальные )

- Какие строки взяли бы вы, чтобы подписать под картиной?

(лес, точно терем расписной;

берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой;

сегодня так светло кругом)

- Были строки, которые запомнились наизусть?

- Есть у Бунина любимое слово, которое является своеобразным, хотя и не единственным ключом к его поэзии. Это слово «блеск». Вся его поэзия как будто освещена солнечным блеском.

- Найдите это слово в этом отрывке.

(берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой,

воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра)

- А.М.Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишиться живого радужного блеска и звёздного сияния его души».

- Мне очень хочется, чтобы Бунинский радужный блеск коснулся и ваших душ, чтобы вы жили в гармонии с собой и окружающим миром.

- И может мои подарки помогут вам в этом. (брошюры с поэмой «Листопад»)

- Читайте Бунина, любите Бунина, любите литературу!

- Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок. Это и будет ваше домашнее задание.

- Чем запомнится сегодняшний урок? (Дети высказывают свои мнения и чувства)


Здесь будет файл: /data/edu/files/h1461256129.ppt (Презентация Бунин Листопад)

 

Литература:

1. Климентовская З.В. Стихи и сказки на уроках в начальной школе. – Ярославль:

Академия развития, 2011

2. Литературное чтение: Родная речь. Учебник. 4 класс, в 2-х частях. Часть 1.

М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова.- Просвещение, 2012

3. Муромцева - Бунина В.Н.  Жизнь Бунина.- М., Советский писатель, 1989

4. Персидская И.В. Литературное чтение: 4 класс: Ч.1. Поурочные планы по учебнику

М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная речь». – Учитель-АСТ,

2013

5. Савинова С.В. Чтение. 4 класс. Поурочные планы. Ι полугодие (по учебнику М.В.

Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная речь» - Учитель, 2011

6. Газета «Начальная школа» №38, 2003г.

Предварительный просмотр презентации

Урок литературного чтения Родионова Л.М. Учитель начальных классов МОУ СОШ с.Стегаловка Долгоруковского района Липецкой области

Воронеж, Большая Дворянская – на этой улице родился И.А. Бунин

Людмила Алексеевна Бунина, мать поэта Алексей Николаевич Бунин, отец поэта

Елецкая гимназия

Елец, торговая улица

Орёл, Ильинская площадь

Книги И.А. Бунина

Вручение И.А. Бунину Нобелевской премии. Стокгольм, декабрь 1933 года.

Русское кладбище под Парижем Сент-Женевьев де Буа. Могила Ивана Алексеевича Бунина.

Домик-музей И.А. Бунина. г. Елец

И.А. Бунин Отрывок из поэмы "Листопад"

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви, поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты.» А. Блок.

Бунин - мастер звуков и красок

Лазурь – синева, светло-синий цвет. Лазурь – синева, светло-синий цвет. Терем – дом в виде башни. Лиловый – цвет сирени или фиалки. Багряный – красный густого, тёмного оттенка. Вдова – женщина, у которой умер муж. Мотылёк – небольшая бабочка.

Языковые средства художественной выразительности Сравнения Олицетворения Эпитеты

Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим. Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим.

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать. Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать.

Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки. Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки.

Языковые средства художественной выразительности Сравнения Олицетворения Эпитеты

П о д у м а й ! Почему поэт не «оживил» лес? Почему изобразил его теремом?

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии