12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Родионова Людмила Михайловна306
Россия, Липецкая обл., с. Долгоруково
5

Отрывок из поэмы И.А. Бунина «Листопад»



Родионова Людмила Михайловна

учитель начальных классов

МОУ СОШ с.Стегаловка

Долгоруковского района

Липецкой области

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: И.А.Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад»

УМК «Школа России»

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: традиционный

Цели урока: познакомить с отрывком из поэмы И.А.Бунина «Листопад»

Задачи:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.Бунина,
  • развивать навык выразительного чтения, учить видеть художественные картины,
  • созданные автором, выражать свои чувства по отношению к прочитанному,
  • учить видеть красоту природы, понимать и любить её.

Оборудование: портрет И.Бунина, картина Левитана «Золотая осень», Остроухова «Золотая осень», Поленова «Золотая осень», кленовые листочки из картона, учебник литературного чтения «Родное слово» 4 класс, компьютер, мультимедийный проектор, колонки.

 

Ход урока:

Ι. Орг. момент. (слайд 1)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера!

- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

-Мы начинаем урок литературного чтения.

ΙΙ. Актуализация знаний. (слайд 2)

(под тихую музыку П.Чайковского. Октябрь)

- Прохладный, хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют. Одному перевалило за 70, но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

- Недавно прочитал где-то стихи «Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной». И восклицает: - Очень хорошо, очень верно! Это Л.Н.Толстой. Его собеседник А.М.Горький. А стихи, восхитившие поэта, написал И.А. Бунин.

(показать портрет)

Выступление заранее подготовленных детей.

1. - Имя этого прекрасного поэта тесно связано с Липецким краем.

Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в городе Воронеже (слайд 3).

Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в хутор Озерки Елецкого уезда, который достался в наследство матери Бунина. (слайд 4)

Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с природой нашли своё отражение в произведениях Ивана Бунина. Иван был человеком впечатлительным, с живым воображением. Писать он стал «как-то сам по себе рано и незаметно». Первые стихи написал в 8 лет.

2. – В 10 лет (слайд 5) его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Учился он неплохо, память была отличная, он мог запомнить длинное стихотворение в целую страницу, если оно ему нравилось. Но потом платить за обучение стало нечем и из гимназии пришлось уйти. (слайд 6) Занимался дома со старшим братом.

Первое стихотворение было напечатано, когда Бунину было 17 лет. В 18 он стал работать в газете «Орловский вестник». (слайд 7)

(рассказывает учитель): - Литературная судьба складывалась удачно. (слайд 8) Он много писал, и его произведения сразу же получили высокую в литературных кругах. Не случайно Академия Наук трижды присуждала Ивану Бунину Пушкинскую премию. Но, кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл «бродником». Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке.

Но, к сожалению, в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу, но тоска по Родине осталась на всю жизнь.

В 1933г. он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.

(слайд 9)

Умер он в 1953г. в возрасте 83 лет в Париже. (слайд 10)

В Ельце в 1988г. открыт дом-музей нашего знаменитого земляка И.А.Бунина.

(слайд 11)

В 1999г. Елецкому университету было присвоено его имя. (слайд 12)

Возможно, многие из вас будут учиться в этом высшем учебном заведении.

ΙΙΙ. Проверка домашнего задания.

- Какие стихи Бунина знаете? (Родина)

- О чём это стихотворение? Каким чувством оно пронизано? Легко ли было его читать?

- Сможете прочесть наизусть? Кто желает?

(у доски читают, другой ряд анализирует, за ответ я даю красный кленовый листок)

- Ребята, почему я дала кленовые листья? О чём они напоминают? (о золотой осени)

Хотелось бы вам вернуться в золотую осень? Почему? Как мы это сможем сделать? (с помощью фантазии)

(рассмотреть картины на доске) – Посмотрите на замечательные картины.

- Как художники изобразили осень? Какие чувства вызывают?

ΙV. Знакомство с новым произведением. Первичное восприятие.

- Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И.А.Бунин в своей поэме «Листопад», которую посвятил А.М.Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения. (слайд 13)

- Не случайно, что в качестве эпиграфа к уроку мы взяли слова Блока.

(я читаю с доски, в это время на экране:

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто усеет. благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты» Блок)

- Наша задача с вами услышать и увидеть это богатство звуков и красок.

(слайд 14)

(учитель читает стихотворение под музыку П.Чайковского Октябрь)

- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)

- Какой вы увидели Бунинскую осень? (яркая, праздничная, красивая)

- Отражает ли «Осенняя песня» Чайковского настроение этого стихотворения?

(оба произведения спокойные, лирические, мелодичные)

V. Словарная работа.

- Хотите сами прочитать? Громко или шепотом?

- Прочтите сами и найдите непонятные слова.

(самостоятельное чтение)

- Какие слова требуют объяснения? (слайд 15)

(лазурь, терем, лиловый, багряный, вдова, мотылёк)

- Давайте вслух прочитаем это стихотворение и насладимся его красотой.

(чтение вслух по цепочке, учитель ходит и дотрагивается до плеча ребёнка, значит, он дальше читает. За чтение и ответы все дети получают кленовые листочки)

VΙ. Анализ произведения.

- Почему у Бунина осень праздничная? Докажите словами текста. (выборочное чтение)

- Мы чувствует теплоту, с которой изображает Бунин Осень. Найдите слова, в которых передаётся нежность.

- А ещё, какими чувствами пронизано стихотворение? (грусть) - Прочтите.

- В учебнике нет иллюстраций, чтобы вы нарисовали здесь? (словесное рисование)

- Бунин говорил, что испытывает «состояние внутренней музыкальности слов», описания природы настолько живы и точны, что мы не только ясно представляем картины, но и слышим музыку стихотворения.

- Какие звуки вы услышали? (шуршание листика, шум ветра в ветвях, звон тишины)

- А запахи почувствовали? (Запах грибов, прелой травы)

VΙΙ. Физминутка.

VΙΙΙ. Работа над литературными терминами.

_ Почему так красиво это стихотворение? (много языковых средств художественной выразительности)

(слайд 16)

- Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения.

( на экране определения, дети читают) (слайды 17-21)

- Поработаем в парах, 1й ряд ищут эпитеты, 2й ряд – олицетворения, 3й ряд – сравнения.

- Давайте послушаем. (вопросы учителя по ходу обсуждения)

- А теперь, внимание, сложный вопрос. (слайд 22)

Почему поэт не «оживил» лес? Изобразил его теремом?

- Выскажите свою точку зрения.

(в стихотворении есть один герой – осень, а лес это жильё осени, её дом, терем)

VΙΙΙ. Выразительное чтение.

- Ребята, есть строки, которые поразили вас своей красотой? Запишите их на
листочках. (слайд 23)

(работа под музыку)

- Прочтите строки, которые записали.

- Какая красивая и пёстрая картина у нас получилась, но чтобы она стала более привлекательной, добавим выразительного чтения.

- Выберем темп, громкость, чувства, которые передадим при чтении.

(читаем за диктором хором; читают строчку девочки, строчку мальчики) (слайды 23-24)

- Кто хочет сам прочитать, вложив в чтение всю душу?

(чтение 3 человека)

ΙX. Обобщение.

- Что вдохновило Бунина написать это стихотворение? (красота осенней природы)

- Иван Алексеевич описывает особый лес? (это особый волшебный лес; это лес, в который мы можем ходить)

- Мы можем видеть такую красоту? (слайд 25)

- Что можете сказать о поэте, как о человеке? (внимательный, ранимый, чуткий)

- Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?

- Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою

Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней.

- Какая картина больше всего отражает настроение Бунинской осени? Что у них общего? (Левитана «Золотая осень». И стихотворение и картина яркие, праздничные, немного печальные )

- Какие строки взяли бы вы, чтобы подписать под картиной?

(лес, точно терем расписной;

берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой;

сегодня так светло кругом)

- Были строки, которые запомнились наизусть?

- Есть у Бунина любимое слово, которое является своеобразным, хотя и не единственным ключом к его поэзии. Это слово «блеск». Вся его поэзия как будто освещена солнечным блеском.

- Найдите это слово в этом отрывке.

(берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой,

воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра)

- А.М.Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишиться живого радужного блеска и звёздного сияния его души».

- Мне очень хочется, чтобы Бунинский радужный блеск коснулся и ваших душ, чтобы вы жили в гармонии с собой и окружающим миром.

- И может мои подарки помогут вам в этом. (брошюры с поэмой «Листопад»)

- Читайте Бунина, любите Бунина, любите литературу!

- Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок. Это и будет ваше домашнее задание.

- Чем запомнится сегодняшний урок? (Дети высказывают свои мнения и чувства)


Здесь будет файл: /data/edu/files/h1461256129.ppt (Презентация Бунин Листопад)

 

Литература:

1. Климентовская З.В. Стихи и сказки на уроках в начальной школе. – Ярославль:

Академия развития, 2011

2. Литературное чтение: Родная речь. Учебник. 4 класс, в 2-х частях. Часть 1.

М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова.- Просвещение, 2012

3. Муромцева - Бунина В.Н.  Жизнь Бунина.- М., Советский писатель, 1989

4. Персидская И.В. Литературное чтение: 4 класс: Ч.1. Поурочные планы по учебнику

М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная речь». – Учитель-АСТ,

2013

5. Савинова С.В. Чтение. 4 класс. Поурочные планы. Ι полугодие (по учебнику М.В.

Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная речь» - Учитель, 2011

6. Газета «Начальная школа» №38, 2003г.

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.