Электронная ссылка на видео: http://www.redmediatv.ru/video.php?id=1128
Видеофрагмент может быть использован как материал:
1. через обзорный просмотр которого будет изучаться Отечественная война 1812 года в общем и Бородинское сражение в частности (8, 10 классы);
2. для углубленного изучения темы в профильных классах или в кружковой работе;
3. для проведения интеллектуальной викторины между классами (командами);
4. для подготовки к итоговой аттестации, контроля знаний.
Методический материал № 2
Интеллектуальная игра «Бородино»
Внеклассное мероприятие
Цели мероприятия:
- активизация внеклассной деятельности учащихся;
- мотивация школьников к изучению отечественной истории, формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- ознакомление учащихся с ресурсами российского исторического телеканала «365 дней ТВ», возможностью их использования для самообразования;
- формирование у школьников навыка командной работы.
Игра проводится между командами учащихся. Команды могут состоять из любого равного количества человек, возглавляет команду капитан. Мероприятие удобнее проводить в актовом зале школы, соответственно оформленном. Для проведения игры должны быть предусмотрены места для команд и болельщиков, а также шесть столов (пять столов – это станции, шестой стол – для членов жюри). Каждая станция имеет своё название. Командам необходимо обойти все станции и выполнить задания (определенное количество), соответствующие названию данной станции. За правильный и полный ответ команда получает один балл, за неполный ответ – полбалла, если ответ неправильный – 0 баллов. Время на прохождение станций не оговаривается, но команде, прошедшей все станции быстрее другой команды, начисляется дополнительный балл. Баллы команды, полученные на каждой станции, суммируются и вносятся в путевой лист (см. приложение) команды (он выдаётся командам в начале перемещения по станциям и сдаётся в жюри в конце этого перемещения). Жюри по сумме баллов в путевых листах определяет победителя. Удобнее в качестве экзаменаторов на станциях, а также ведущих, членов жюри и помощников, привлекать учащихся старших классов – победителей олимпиад по истории. Кроме перемещения по станциям, игра предполагает представление команды (название, девиз, возможно – эмблема, все это должно соответствовать содержанию мероприятия), конкурс капитанов и конкурс болельщиков. Команда-победительница определяется по совокупным результатам всей игры. Желательно, чтобы вся игра имела музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
1) Вступительное слово ведущего.
2) Просмотр видеофрагмента «Битвы Наполеона. Бородино. Битва гигантов».
3) Представление команд.
4) Прохождение станций.
5) Подведение итогов и награждение победителей.
Отрывок из поэмы «Бородинская битва» В. Тяптина
(вариант вступительного слова ведущего)
Была победа – впереди.
Россию удалось спасти:
В спасенье
армии – победа.
Ценой
Москвы. Однако, это –
Другой
волнующий рассказ.
И
остановимся на этом.
Пока
достаточно сейчас
Для
понимания, что значит
Великий дух
российский наш,
И наша общая
задача –
Чтоб дух
могучий не угас
Той
Бородинской славной битвы
В душе у
каждого из нас.
России быть,
нам быть дано,
Пока жив дух
Бородино.
Прохождение станций
Станция «События войны 1812 года»
Задание – учащимся необходимо «расставить» события по порядку, разложив карточки в хронологической последовательности.
- Пожар в Москве.
- Соединение русских армий.
- Бородинское сражение.
- Битва под Смоленском.
- Переправа через Неман.
- Совет в Филях.
- Шевардинский бой.
- Тарутинский маневр.
- Назначение М. Кутузова главнокомандующим.
- Переправа через Березину.
Станция «Война 1812 года в лицах»
Задание – учащимся необходимо «подписать» портрет
(вариант – учащиеся «подписывают» портреты, выбирая имена из предложенного списка).
Примечание: для выполнения задания учащимся предлагаются портреты тех участников войны, которые упоминались в видеофрагменте.
Станция «Имена войны 1812 года»
Задание – назвать соответствующее заданию имя.
1. Все, в т.ч. и Наполеон, признавали его лучшим генералом (П. Багратион).
2. Ему принадлежат слова «Все было выказано в сей день, до чего может возвыситься достоинство человека» (А. Ермолов).
3. В Бородинском сражении десять казачьих полков этого атамана сражались на правом фланге. В один из критических моментов битвы его казаки участвовали в кавалерийском рейде в тыл противника, расстроив его ряды (М. Платов).
4. Кому принадлежат слова «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми...» (Наполеон).
5. Его ранение во время Бородинской битвы нанесло серьезный моральный урон русским войскам (П. Багратион).
6. В центре расположения русской армии на Бородинском поле возвышалась Курганная высота, господствующая на местности. Защищать её было доверено 7-му корпусу генерала … (Н. Раевский).
7. О ком М.И. Кутузов сказал «Такого воина можно остановить только страшной потерей сил»? (Наполеон).
8. Он называл М.И. Кутузова «хитрой лисой» (Александр I).
9. В Бородинском сражении он командовал центром русской армии между батареей Раевского и деревней Горки, а после ранения Багратиона - всем левым крылом. Привёл в порядок расстроенные войска и закрепился на позиции (Д. Дохтуров).
10. Затянувшееся отступление этого генерала вызвало общественное недовольство и подтолкнуло императора к назначению нового главнокомандующего (М. Барклай-де-Толли).
Станция «Словарная»
Задание – учащимся предлагаются набор карточек; задача участников – подобрать к карточке-термину соответствующую карточку-определение.
Флеши |
Полевые укрепления. Состоят из двух сторон длиной 20—30 метров каждая под тупым углом (угол вершиной обращен в сторону противника сторона). |
Фланг |
Правая и левая оконечности расположения войск |
Арьергард |
Силы прикрытия, выделяемые от соединений при отходе. Основное назначение - задержать наступающего противника на определённых рубежах, выиграть время, необходимое для отрыва главных сил, и обеспечить их планомерный отход. |
Редут |
Укрепление сомкнутого вида, как правило (но не обязательно) земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. |
Инфантерия |
Название пехоты в ряде государств. |
Кавалерия |
Род войск, в котором для ведения боевых действий и / или передвижения использовалась верховая лошадь. |
Артиллерия |
Вид оружия, использующий для стрельбы снаряды, а также род войск. |
Гусары |
Станция «Пропущенное слово»
Задание – вставить пропущенные слова.
1. Французский император рассматривал три возможные направления наступления на Россию, рассуждая следующим образом: «Если я возьму …, я возьму Россию за ноги; если я овладею …, я возьму ее за голову; заняв …, я поражу ее в сердце» (Киев, Петербургом, Москву).
2. Накануне Бородинского сражения М. Кутузов был спокоен, уверен в себе и своих воинах «Вам придется защищать землю родную, послужить … и … до последней капли крови» (верой и правдой).
3. Накануне Бородинского сражения Наполеон обратился к своей армии: победа предоставит ей все нужное, удобные … и скорое … домой (квартиры, домой).
Приложение
Интеллектуальная игра «Бородино»
Путевой лист ___ класса
№ |
конкурс, станция |
количество баллов |
подпись ответственного |
1 |
Представление команды |
|
|
2 |
Станция «События войны 1812 года» |
|
|
3 |
Станция «Война 1812 года в лицах» |
|
|
4 |
Станция «Имена войны 1812 года» |
|
|
5 |
Станция «Словарная» |
|
|
6 |
Станция «Пропущенное слово» |
|
|
7 |
Дополнительные баллы |
|
|
Общее количество баллов - __________