Интеллектуальная игра для учащихся 5 классов «По страницам истории Древнего Востока»
Методическая разработка внеурочного мероприятия
"Интеллектуальная игра для учащихся 5 классов
"По страницам истории Древнего Востока"
Коблова Е.Ю.,
учитель истории и обществознания
МАОУ гимназия № 49 г. Тюмени
Цель и задачи: развитие познавательных способностей, расширение кругозора учащихся, закрепление навыка решения нестандартных задач, развитие коммуникативных навыков, умение работать в команде.
Оборудование: сигнальные карточки разных цветов для команд, секундомер, иллюстрации с изображением богов, разрезанные по фрагментам для конкурса "Реставраторы", заготовка с точками для конкурса "Пирамида".
Уважаемые участники игры, жюри, болельщики и гости! Мы рады приветствовать Вас на интеллектуальной игре для учащихся 5-х классов "По страницам истории Древнего востока". Надеемся, что время, проведенное с нами, окажется проведенным с пользой, вы покажете все свои знания и сможете узнать что-то новое интересное.
Итак мы начинаем. Еще раз напомню правила игры. Каждый пятый класс представляет команда игроков в составе пяти человек (четыре члена команды и один капитан). Вопрос необходимо дослушать до конца. Отвечать на вопрос можно, когда ведущий произнесет слово: "Время". На обсуждение ответа команде дается одна минута. После того как она пройдет, прозвучит звуковой сигнал. Команда, первой поднявшая свою карточку, получает право ответить первой. Если команда поднимает карточку до того, как ведущий произнесет слово "Время", команде засчитают фальш-старт и она лишится права ответа на этот вопрос. Подсчет баллов ведет жюри. По окончании каждого конкурса подводятся итоги. Сегодня в составе компетентного и беспристратсного жюри у нас... (оглашается состав жюри). В конце игры болельщикам и всем желающим игрокам будут заданы вопросы, которые позволят определить знатока истории Древнего Востока.
Итак первый конкурс "Домашнее задание". Поскольку к игре классу необходимо было выбрать команду игроков, капитана и сделать эмблемы для каждого члена команды, то правильно выполненное задание принесет команде 2 балла (1 балл за название, 1 балл за эмблемы). Давайте познакомимся с командами.
Второй конкурс "Исторический марафон". Командам последовательно будут задаваться вопросы.
1) Из дошедших до нас документов узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать и два отреза ткани. Не слишком ли маленькая цена? Почему? Время.
В Египте не было больших деревьев, древесина была очень дорогой. В Египте кое-где росли небольшие деревья (акация, финиковая пальма, тутовая смоковница, ива), но строевой лес с древнейших времен был привозным. Древесина применялась для изготовления мебели, лодок, ящиков, дверей и крыш домов.
2) На многих языках слова, обозначающие бумагу звучат сходно. Например, по-немецки бумага - "папир", по-английски - "пэйпе", по-французски - "папье". По-видимому, такое сходство неслучайно; все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? Время.
Папирус.
3) В конце 15 в. до н.э. фараоном Египта был Аменхотеп IV. На шестом году царствования он отказался от своего имени и стал носить другое имя, которое можно перевести так: "Полезный Атону". Какое имя взял себе этот фараон и почему? Время.
Фараон Эхнатон. Связано с проведенной им религиозной реформой.
4) В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название "Ханаан". Название же "Финикия" этой стране дали греки. "Финикийцы" по-гречески означает "красноватые". Почему именно так называли греки финикийцев? Время.
"Финикийцы" по-гречески означает "красноватые", а точнее "красящие в багряный (пурпурный цвет)", природную краску, которую широко применяли представители этого народа.
5) Более трех тысяч лет назад В Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие годы. напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне ученики, едва только начав учиться - проходило каких-нибудь несколько недель, - могли записать и прочитать несложный текст. Чем можно объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах в древности? Время.
У финикийцев существовал алфавит.
6) Все знают, что книги горят в огне. Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библиотекам мира. Все это так, но вот один ученик читал вперемежку фантастику и книги по истории. Где-то он вычитал, что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем большого пожара. Все вокруг выгорело до тла, а книги, будто заколдованные, уцелели. Ученик никак не мог вспомнить, фантастика ли то, о чем он читал или исторический факт. Существовала ли такая библиотека в действительности, если да то где? Время.
Библиотека глиняных книг ассирийского царя Ашшурбанапала.
7) Чем занимались египетские крестьяне времен фараона Хеопса в период разлива Нила? Время.
По приказу фараона крестьяне работали на строительстве знаменитой пирамиды, так как в этот период они были свободны от полевых работ.
8) Древние ассирийцы, вместо того, чтобы обращаться к врачам, выносили заболевшего человека на площадь и там оставляли. Причем пройти мимо больного, не подойдя к нему, никому не разрешалось. Чем объясняется такой странный обычай? Время.
Каждый проходящий по площади должен был подойти к больному, поинтересоваться его болезнью и дать совет, как от нее избавиться.
9) Полное описание жизни и деятельности этого человека очень обширно. Самое краткое описание его жизни заключено в его имени. Оно гласит: "Вышедший из воды, перешедший через огонь и пришедший к богу". Назовите его имя. Время.
Моисей. Эта фраза зашифрована в его имени. Он был найден в воде, его духовное крещение прошло через огонь.
10) У визиря фараона в Древнем Египте на груди обязательно висело изображение богини Маат? Почему именно этой богини? Время.
Маат- дочь бога Солнца Ра, была богиней справедливости, правопорядка, мировой гармонии и вселенского равновесия.
Слово для подведения итогов этого конкурса предоставляется жюри.
Переходим к следующему конкурсу "Реставраторы". Известно, что археологи, раскапывая предметы старины, многие из них собирают буквально по кусочкам. Результат кропотливой работы археологов, историков, реставраторов мы можем увидеть в музеях. В этом конкурсе вам предстоит побывать в роли реставратора. Командам предстоит собрать из кусочков изображения египетских богов и назвать их имя. За каждое правильно собранное изображение команде присуждается 1 балл, за правильно указанное имя бога - еще 1 балл. На выполнение задания 3 минуты. Капитаны берут изображения.
Для подведения итогов конкурса слово предоставляется жюри.
Этот конкурс называется "Пирамида". Команда будет строить "пирамиду". Только строительным материалом будут буквы. Итак, вместо точек нужно написать слова, относящиеся к истории Древнего Востока, так чтобы в первом ряду получилось слово из 2-х букв, во 2-м - из трех букв и так далее. За каждое правильно написанное слово команда получает 1 балл.
Для подведения итогов этого конкурса слово передаю уважаемому жюри.
Итак наши командные состязания завершены. Пока члены жюри подводят окончательные итоги и готовятся назвать победителя нашей интеллектуальной игры, проведем исторический марафон для всех желающих из числа болельщиков и членов команд. Если знаете правильный ответ, поднимайте руку. За каждый правильный ответ вы получите звездочку.
1) Способ письма в Двуречье? Клинопись.
2) Люди, лишенные свободы. Рабы
3) Свернутый в трубку лист папируса. Свиток.
4) Главный строительный материал в Двуречье? Глина.
5) Какой вид войска стали широко использовать в Ассирии? Конницу.
6) Имя египетского фараона, совершившего самые крупные завоевания. Тутмос, 1500 г. до н.э.
7) Почему египтян многие боги изображались с головой животных? Существовал культ животных, поклонение им.
8) Как называлась письменность в Древнем Египте? Иероглифы.
9) Какого бога египтяне считали главным? Бога Солнца Амон-Ра.
10) Как назывался гроб, куда клали тела умерших? Саркофаг.
Подведем итоги. У кого больше всего звездочек?
Слово для подведения итогов и награждения победителей предоставляется председателю жюри.
Ребята, наша с вами интеллектуальная игра "По страницам истории Древнего Востока" подошла к концу. Надеюсь, что и все смогли показать свои хорошие знания по истории и узнали для себя что-то новое и интересное.
Список литературы:
1. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя. М., 1996.
2. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. М., 2003.
Список литературы для учащихся для подготовки к игре:
Вигасин А.А., Годер И.С., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. М., 2013-2015 (раздел "Древний Восток", главы по истории Древнего Египта и Западной Азии).
Иллюстрированный мифологический словарь / М.Н. Ботвинник, М.А. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий. СПб., 1994.
История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Вигасина. М., 2008.
Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 1991.
Энциклопедия для детей: Т. 1 (Всемирная история) / Сост. С.Т. Исмаилова. М.: Аванта+, 1994.