Бизнес-урок для 3 класса или учимся делить столбиком
Цель урока: научиться понимать как делить столбиком в игровой форме.
Звонок на урок. Ученики занимают свои места. Ожидаю тишины и внимания. На доске записываю следующее:
«Итак, ребята сегодня вы-бизнесмены, а конкретно являетесь директором таксопарка. Открываем гараж и видим, что у вас стоят следующие машины: единица, тройка, семёрка, и четвёрка. Все видим? Справа мы наблюдаем остановку, на которой стоят тройки, да, мы видим одну тройку, просто все остальные стоят в очереди за первой, как хвостик. Представьте, что это ваши клиенты с чемоданами и они едут отдыхать в Сочи на море, а вы, как директор таксопарка сейчас их будете рассаживать. Но помним, что основная наша идея-хорошо заработать и отвезти клиентов в комфортабельных условиях. Иначе плохие отзывы вам не нужны. Верно?
Машины в гараже уже заведены, ваши водители готовы к выезду. А вы стоите и наблюдаете. Вот сейчас если подъедет первый автомобиль единица. Как вы думаете, поместится в нее тройка, хотя бы одна? Верно, авто слишком маленькое для неё. Тогда просим выехать два автомобиля, представим на мгновение, что эти автомобили сливаются и едут одним авто. Мало ли, что учёные могут изобрести в будущем. Помечаем, что к нам едут сразу две машины, ставя палочку вверху справа за тройкой. Итак, перед нами стоит готовая тринашка. Сколько троек поместится в тринадцать? Верно, четыре. И теперь, внимание, сначала записываем сколько клиентов вы будете сажать. Записываем четверку в журнале, а уже потом они проходят в салон и занимают пространство двенадцать. Частая ошибка многих ребят, записывают сначала 12, а четверку могут забыть записать в частном. Поэтому, вы как бизнесмен, сначала берете деньги, а потом клиент садится в салон. Иначе они могут сесть и потом не заплатить. Вы готовы работать бесплатно? Нет? Значит сначала записываем в частном 4, а уже затем 12.
Итак, после посадки первых клиентов у нас осталось сколько свободного пространства? Верно, единица. Мы, как истинные бизнесмены не можем пропустить любую возможность заработать. Поэтому к этой единице просим подогнать следующее стоящее авто в гараже, это семёрка. Помним, что наши авто сливаются в одно целое и получаем А-В-Т-О-М-О-Б-И-Л-Ь семнадцать! Сколько наших троечек туда сможет поместиться? Если возьмем 6, давайте подумаем...нашим клиентам будет крайне не удобно, у кого-то руки, ноги будут торчать из окон. Зачем это надо? А если мы посадим в 17 три тройки? Салон авто будет не полностью укомплектован. Вы же бизнесмены, вам не выгодно вести этих цац, которые будут ноги ставить на сиденья. Поэтому возьмем и посадим пять троек. И снова сначала записываем пятерку в частном, то есть в вашем журнале, а уже потом пишем под семнадцатью пятнадцать. Итоговая черта. Сколько осталось пространства свободного после посадки? Верно, двойка. Записываем. Подгоняем последнюю машину, четвёрку. Следим за тем, чтобы ваши водители выезжали ровно из гаража. Если водитель будет вилять и ехать змейкой, может напугать клиентов. А вы переживаете за репутацию вашей компании! В 24 поместится восемь троек, все верно. Пишем восемь в частном, двадцать четыре под двадцать четыре. Ура! Вы всех клиентов посадили и машины у нас закончились. Подведём итог, мы делили число 1374 (оно делимое) на 3 (это делитель) и получили частное в виде числа 458. »
Этот способ объяснения, который я отработала на многих ребятах, показывает, что картинки этого действия ярко представляются в головах детей, они активно участвуют в посадке, это позволяет мне держать устойчивое внимание учеников на всём протяжении процесса деления. Далее, при делении на двузначное число может быть ситуация, когда вновь подъехавшая машина совсем мала, тогда в журнале прописываем, что посадили ноль клиентов и просим подъехать следующее авто. На протяжении всего бизнес-урока опираемся на математическую лексику, где стоит делитель, что такое неполное частное и где находится остаток. Ярких эмоций Вам и Вашим ученикам при изучении темы «деление столбиком»!
Стовба Оксана Михайловна