12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Исакова Галина40

Ролик о войне

Вед: Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы И убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда – Не права.
Чтоб снова На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, Чтобы наши дети
Об этом помнили. Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

4 слайд Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

5-10 слайды

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

И сегодня мы не будем говорить о подвигах защитников ленинграда, солдат и офицеров…сегодня мы будем говорить о подвиге простых жителей Ленинграда…



Вед: Дети войны - мальчики и девочки — их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения

Это история маленьких жителях города Ленинграда. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Им было гораздо хуже, чем взрослым! Детям, наравне с взрослыми, пришлось пережить холод, голод, гибель родных, но они держались и держались до конца, пройдя через весь этот ужас.. Ужас, который взрослые назовут страшным, черным словом - Блокада.

Сцена1

(Роли: Таня-Варя, Римма Назимовна- мама, -Шурик)

 

На сцену быстро входит Мама. В одной руке у нее маленькая рубашка. Садиться на ступеньку лестницы, на которой лежит детский чемоданчик.

Мама: (громко)

Таня! Таня!! Ты не видела рубашку Шурика? Белую..мы с папой на Первомайские праздники покупали..(копается в чемодане)

*выходит Таня

Таня: (берет рубашку с колен матери)

Мама, вот Шуркина рубашка. Ну что же ты?

Мама:

Действительно (утыкается лицом в рубашку)..

Таня:

Мама, не плачь. Он ведь не один едет - весь садик в Волхов эвакуируют! Вот скоро война кончиться и мы с тобой поедем и заберем Шурку!

Мама:

Таня, Таня! Как же ты не понимаешь - фашисты уже у Ладожского озера, они уже  бомбят Ленинград! Война, дочка, скоро не закончиться - наши войска пока отступают.

Таня:

Ну вот! А в эвакуации безопасно! Шурик и так плачет постоянно - боится взрывов снарядов. Мама, ты подумай!

Мама: (решительно бросает рубашку в чемодан, закрывает его)

Я уже подумала, Таня! Мы останемся в Ленинграде все  вместе - ты, я и Шурка. Кончится же однажды война, вернется папа..

 Таня:

И будем мы опять жить одной дружной семьей!

*Таня уходит за кулисы с чемоданом. Мама выходит на авансцену

Фонограмма№3: Валентина  Кочкина «Белые панамки»+ Д.Шостакович «Симфония №7»

Мама: На следующий день, рано утром, я поехала в порт одна, что бы предупредить воспитателей, что Шура не едет в эвакуацию. На пристани собралось много народа-мамы, бабушки: слезы, последние наставления..

В этой толпе я с трудом отыскала Валентину Сергеевну. «Многие родители детей не привели, не захотели расставаться!» -на прощание сказала мне воспитательница. .. И все на пристани долго махали вслед уплывающей барже, вслед уплывающим белым панамкам детей….


11 слайд Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

1: Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.

2: От взрывов продыху не знали,
Те, кто уехать не смогли.
И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы, картошка росла:
Защитник есть хотел.



3: Черные окна, И взрывов гул.
В грохоте, гари Питер тонул.
Хмурые лица И взгляд потухший.
Город унылый, Серый и скучный.


12-13 слайды На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!

14 слайд В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

15 слайд. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг города замкнулось. В Ленинграде оставалось около 3 миллионов жителей, из них более 400 тыс. детей. Не было топлива. Не было электричества. Не было воды…еды..

Сцена 2 « Декабрь 1941»

(Светлана Петровна, 2 мальчика)

Фонограмма: Д.Шостакович «Симфония №7»

Снежана:

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад..

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!

Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот.

Сережа выводит на сцену Федю, усаживает рисовать за стол

Сережа:

Вот сиди у «буржуйки», рисуй.

Федя: (рисует)

А почему печку назвали буржуйка? Потому что ее буржуи придумали?

Сережа:

Потому что жрет дров много, а толку от нее мало. Как и от буржуев-врагов мирового пролетариата!

Федя:

Сереж! А ты чего больше боишься - Гитлера  или крыс? Я-крыс. Их теперь стало так много..

Сережа:

Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Федька, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!

Федька:

Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама  может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!

Сережа: (ставит кружку на стол)

Ты, Федька, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!

Федя: (пьет из кружки)

Помнишь, Сережка, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!!

*Входит мама в валенках, встряхивает платок от «снега», подходит к столу, кладет на него сверток

Сережа:

Мама пришла!!

Мама: (устало садится на стул)

Как вы тут?

*Федя подходит к ней с рисунком

Федя:

Смотри, что я нарисовал!

Мама: (крутит рисунок)

Ничего не пойму, сынок. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?

Федя: (объясняет на рисунке)

Черное-это война. А белое-это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать  не могу. А у тебя ничего нет поесть? Случайно-прислучайно?

Мама:

Случайно - прислучайно есть!  Вот!

*разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины

Мама: (гладит сына по голове)

Ешьте детки - это вам подарок от зайчика.

*Федя жадно накидывается на еду

Сережа:

Какой зайчик, мама? Я уже не маленький. Опять свой паек с фабрики нам принесла?

Мама:

Я ела, Сережа, ела. Это вам.

Сережа: (делит свою картофелину пополам)

Тогда пополам, иначе есть не буду! И не спорь со мной!

*едят молча картошку


Вед: Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Ребенок: Тетя Маруся привязывала мне ведро к саночкам и мы ездили на Неву за водой..Рядом шли такие же женщины и дети с ведрами.. Иногда кто то падал по дороге и уже не поднимался..я изо всех сил старалась не упасть, обхватив ведро руками и ногами..ведь дома эту воду ждали мама и Боренька, они хотели пить…

Чтец:

Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжёлой стала, как свинец.

Метёт колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И Смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда..

Как хорошо, что ты замерзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.


Продолжение: До войны я любила взбегать на наш пятый этаж..но сейчас с ведром воды, которое я едва могда оторвать от земли этот подЪем занял почти час..лишь бы мама смоглда попить..но я опоздала..

18-20 слайд Но самым страшным был голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.

Сережа: Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.

21 слайд 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.

Чтец:

Я - хлеб. У меня есть душа.

Я - хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я - ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я - хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой

С трудом поднимает ручонку.

Я - хлеб. И пока я живой Не дам умереть я ребенку.

Я – хлеб. Я живой .Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я - хлеб. У меня есть душа. Я - хлеб…

Слайд 22 Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Слайд 23 Вы видите хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

1 ребенок: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».

Слайд 24. Голодная смерть косила людей.

Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». 

Ребенок: От холода и голода умирали люди.

Ладожское озеро народу помогло.

Мы дорогу жизни вечно помнить будем,

Выстояли люди всем врагам назло.


Ребенок: И только Ладога спасала,

Когда стояли холода.

Тогда "Дорогой жизни" звала

Её народная молва.

Слайд 27-29 « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи.

В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе. (стих Девчушка)

Слайд 30 Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

Ребенок: Каждую ночь мы просыпались от воя сирены, ждали, что вот сегодня бомба попадет в наш дом…сил бежать в бомбоубежище не у кого не было. Я поднималась на крышу, вроде как дежурила…на самом деле стояла и молилась..пусть фашист промахнется..но однажды смерть упала совсем рядом..то был настоящий фугас, а не зажигалка. В том доме жила моя одноклассница и я подумала, что она бы наверняка погибла вот сейчас, если бы неделю назад не умерла…от голода…

Слайд 31-32 Но город жил.

Сцена 3.

Дети(Тамара, Саша, Даша)

Даша: Пойдем с нами на елку. Там будут подарки..

Дети бегут. Их подгоняет женщина. «Чего отстаете, пойдемте скорей, подарки сейчас будут раздавать..Скорей, скорей, скорей, скорей…

Играет на баяне елочку.

Так, держи тебе печенье, яблоко держи…

Песня «Дети Ленинграда»

Слайд 33-34

Слайд 35 Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт».

Ребенок: Девчонка руки протянула,

И головой - на край стола...

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках,

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки,

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки - после похорон.

Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Ребенок: А в детском доме, наши ребята, которые ленинградские, которые Лениград защищали и воевали, они последнюю паечку хлеба свою вот так пополам делили, это говорит, в детский дом, а это нам…Сами голодные ходили, защищая Ленинград. Те кто в детском доме был, те вот и остались живы..

Песня «В далеком тревожном»

ЗВУЧИТ ГОЛОС ЛЕВИТАНА О СНЯТИИ БЛОКАДЫ (2 мин)

Сцена 4

Комната дети сидят укрывшись в одеяло. Забегает мама, вся сияет.

  Мама –деточки мои  родненькие…радость то какая ….не одна а две…сегодня 27 января 1944 года блокада нашего города окончательно снята…(целует их ,обнимает)

Дети-ура!!(радуется кто как может)

Таня-мама, а какая вторая новость?

Мама-(вытаскивает письмо-треугольник из-за пазухи)-письмо от нашего папки…он пишет ,что воюет…

Шурик-(бросается к маме на шею)Ура!-2раза .Наш папка живой…живой….и мы живые…

(тут за окном свет от салюта в городе)

Шурик-мама,это что?это бомбы?

Мама-это салют деточки…салют…небо озарилось  салютом…  праздничный салют….Радость то какая…

Слайд 36

Слайд 37 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

Стихотворение

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

Слайд 38 За своё освобождение Ленинград заплатил высокую цену. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Слайд 39 Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

Слайд 40-43

  В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Слайд 44

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Скажите, ребята, так зачем мы вновь и вновь говорим об этих событиях? 

А теперь возьмите стикеры и маркеры, напишите на них, какие ассоциации у вас возникли к слову блокада. 

(вывешиваются на доску) 










Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.