12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Шокова11


 

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня в рамках месячника оборонно-массовой и патриотической работы мы проводим мероприятие посвящённое одной из героических и одновременно трагических страниц истории ВОВ.

(Слайд 1). Запомни, этот город -Ленинград, запомни, эти люди - ленинградцы. Ровно 75 лет прошло со дня прорыва блокады Ленинграда.


 

Учитель:Но прежде чем коснуться темы нашего мероприятия, вспомним начало ВОВ. 22 июня 1941 года на территорию Советского Союза без объявления войны вторглись войска фашистской Германии.(слайд 2: смотрят видео – обращение Левитана о начале войны, звучит песня «Священная война»)

Ведущий 1(слайд 3): План немецкого командования «Барбаросса» был рассчитан на молниеносную войну, которая должна была закончиться в течение нескольких месяцев (максимум пяти).Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.

Ведущий 2 (слайд 4):Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

Ведущий 1 (слайд 5):Сразу захватить город не  удалось. Тогда фашисты изменили тактику. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города. 8 сентября 1941 г. 300- тыс. группа армий «Север» полностью захватила все подступы к городу. Советские войска вынуждены были под натиском противника отступить за реку Неву и Ладожское озеро. Кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось. Началась блокада Ленинграда.

Чтец 1 (слайд 6):

Опять война,

Опять блокада…

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда , что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне»

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна!

 

 

Ведущий 2 (слайд 7):Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года.В конце ноября ударили морозы до 40 градусов по Цельсию. Замёрзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Воду приходилось брать из прорубей.

 

Чтец 2 (слайд 8):

Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжёлой стала, как свинец.

Метёт колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, точно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И Смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда…

Как хорошо, что ты замёрзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольёшься из ведёрка,

Я привезу тебя домой.

 

Ведущий 1 (слайд 9):Город был лишён запасов продовольствия и топлива. Дома не отапливались. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было.

 

Ведущий 2 ( слайд 10) .Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. Осаждённый Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.

 

Чтец 3 (слайд 11,12, 13)

И летели листовки с неба

На пороги замёрзших квартир:

" Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..."

"Будет мир. Вам не снится мир?"

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали - и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь

 

Ведущий 1 (слайд 14):К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму.

 

Ведущий 2 (слайд15):Целые семьи гибли от холода и голода.За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек.


 

Ведущий 1(слайд 16):В осаждённом городе осталось более 400 тыс. детей. Среди них и 12- летняя ленинградская девочка Таня Савичева. Многим известна печальная её история. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В  своей  записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». 

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область, но нервное потрясение и крайнее истощение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Чтец 4 (слайд 17):

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца - До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет Души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник,

- Время Возвышает Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове - ёмкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это - боль, которая клубится.

Это - сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром, Савичева Таня,

Со своей Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно Шествует она,

Пусть живёт, не ведая старенья,

И гласит Про наши времена!

Ведущий 2 (слайд 18):

Положение катастрофическое. Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде.

Государственный комитет обороны принял решение проложить дорогу по льду Ладожского озера и эта дорога помогла выжить людям.

 

Ведущий 1 (слайд 19): Днем и ночью фашистские бомбардировщики вели прицельный огонь Но колонны шли и шли…, доставлялось продовольствие, оружие, боеприпасы, а обратными рейсами вывозили раненых, женщин и детей. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь.

Всего было эвакуировано 632 тыс. человек

Этот путь назывался « Дорога жизни»

Ведущий 2. (слайд 20) На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.

В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.

Слайд 21. Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?

Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин.

Ведущий 1. (слайд 22).Отрывок из книги Воскобойникова 900 дней мужества. «Первого января в детском саду у Алеши Пахомова была настоящая елка. Пришел военный гармонист и стал играть веселые песни. Алеша раньше любил плясать под музыку, и другие ребята тоже, но теперь сил у них не было, они лишь сидели на лавочках и тихо хлопали в ладоши. А из кухни доносился вкусный запах...
В конце праздника им дали настоящий обед. На первое был суп, и в нем плавала лапша. На второе - гречневая каша с настоящей котлеткой. А на третье воспитательница вынесла мандарины, каждому - по мандарину. Алеше достался ярко-желтый мандарин с круглой дыркой насквозь. Он подумал, что эта дырка в мандарине выросла. Он не знал тогда о шофере Максиме Твердохлебе.
Максим Твердохлеб тоже не знал про Алешу Пахомова, но каждую минуту жизни он помнил, что в родном городе умирают от голода люди…»

 

Чтец 5 (слайд 23,24)

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
-Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Своих дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт 
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на рассвете - 
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам..


 

Ведущий 2 (слайд 25):Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование.Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. За период блокады на заводах Ленинграда было построено 2000 танков, 1500 самолетов, много боевых кораблей, изготовлено 225 000 автоматов, 12 000 минометов, около 10 000 снарядов и мин.Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сёстрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почте.

Многие мальчики и девочки были награждены медалями. (слайд 26: звучит песня «ленинградцы»)

Ведущий 1 (слайд 27; звучит «Седьмая симфония Д. Шостаковича): Дух Ленинградцев, воля к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только не покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить.Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской".

Ведущий 2 (слайд 28; звучит «Седьмая симфония Д. Шостаковича)::Если быть точнее, то в блокадном городе были созданы первые 3 части. Так как свой родной город Шостакович покинул по приказу штаба об эвакуации, то финал написан в Куйбышеве. Там же состоялось и первое исполнение симфонии. Затем партитура была доставлена на самолёте в Ленинград, где её исполняли полуголодные, замёрзшие музыканты. Эта симфония во время войны была исполнена и за рубежом, в Нью-Йорке, летом 1942 года. После исполнения «Ленинградской симфонии» один из американских журналистов написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»

Чтец 6 (слайд 29, 30; звучит «Седьмая симфония Д. Шостаковича):

Им холод

Кровавит застывшие губы,

Смычки выбивает из рук скрипачей.

Но флейты поют,

Надрываются трубы,

И арфа вступает,

Как горный ручей.

И пальцы

На лёд западающих клавиш

Бросает, не чувствуя рук, пианист…

Над вихрем

Бушующих вьюг и пожарищ

Их звуки

Победно и скорбно неслись…

А чтобы всё это

Сегодня свершилось,

Они

Сквозь израненный город брели.

И сани

За спинами их волочились –

Они так

Валторны и скрипки везли.

И тёмная пропасть

Концертного зала,

Когда они всё же добрались сюда,

Напомнила им

О военных вокзалах,

Где люди

Неделями ждут поезда:

Пальто и ушанки,

Упавшие в кресла,

Почти безразличный, измученный взгляд…

Так было.

Но лица людские воскресли,

Лишь звуки настройки

Нестройною песней

внезапно обрушили свой водопад…

Никто не узнал,

Что сегодня на сцену

В последнем ряду посадили врача,

А рядом,

На случай возможной замены,

Стояли

Ударник и два скрипача.

Концерт начался!

И под гул канонады –

Она, как обычно, гремела оркестр –

Невидимый диктор

Сказал Ленинграду:

Вниманье!

Играет блокадный оркестр!..”

И музыка

Встала над мраком развалин,

Крушила

Безмолвие тёмных квартир.

И слушал её

Ошарашенный мир…

Вы так бы смогли,

Если б вы умирали?..

 

Ведущий 1 (слайд 31): В осажденном городе повседневные дела становились подвигом. Во время блокады страдали и мучились все: и люди, и животные.

Огромные испытания выпали на долю зоопарка: центр города, рядом Петропавловская крепость, по которой фашисты били прямой наводкой. Множество снарядов и бомб взорвалось на территории зоопарка (в то время его называли «зоосадом»). Многие животные погибли, а другие страдали от голода.

Ведущий 2: (Слайд 32) Героические усилия прикладывали сотрудники зоопарка, тоже голодавшие и погибавшие от бомбежек и артобстрелов.

Всю долгую и страшную блокаду прожила в зоосаде бегемотиха по кличке Красавица. Она выжила благодаря уходу Евдокии Ивановны Дашиной: эта самоотверженная женщина каждый день носила из Невы воду, грела и устраивала для Красавицы душ. Потому что больше всего бегемоты страдают от отсутствия воды: кожа трескается, и животное умирает. Но, благодаря Дашиной, Красавица выжила. Хотя и похудела. Потому что кормили бегемотиху чем придется: вениками, ветками, иногда просто запаривали для нее опилки. К счастью Красавица почти ни от чего не отказывалась. Только очень боялась артобстрелов и бомбежек и всегда пряталась в свой пустой бассейн.

Ведущий 1 (слайд33):Все 900 дней блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И. Вавиловым.

Бомбежки и обстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку – возьми, брось в котелок, вари и ешь. Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых не съела тогда, ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.

Ведущий 2 (слайд34):Горожане бережно относились к историческому наследию Ленинграда, ни на миг, не сомневаясь, что великолепием города будут любоваться потомки. В трудные дни блокады ленинградцы приложили множество усилий, чтобы сохранить исторические памятники от разрушения. Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу.

Ведущий 1 (слайд 35):К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

Ведущий 2 (слайд 36):А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда былосвобожден от вражеской осады! В небе над Ленинградом распустились разноцветные цветы. Это был победный салют. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть.

 

 

Чтец 7:

Такого дня не видел Ленинград.

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют,

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

 

Ведущий 1 (слайд 37):Война еще не закончилась, а жители стали восстанавливать свой город. Со стен стирали надписи «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле». За стойкость, мужество и героизм, проявленные жителями осуждённого Ленинграда, 26 января 1945 года город был награждён орденом Ленина.

А 5 мая 1965 года ему присвоено звание города-героя.

 

Ведущий 2 (слайд38):Город выстоял и победил, но эта победа досталось дорогой ценой!За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища…Самого крупного кладбища в мире!

 

Чтец 7 (слайд 39):

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто
.

 

Учитель (слайд 40):18 и 27 января, 9 мая, в День Победы, ленинградцы придут на Пискарёвское кладбище. Семьями придут и в одиночку, старые и молодые. Они положат на братские могилы цветы, а некоторые-конфеты, папиросы, хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там

(слайд 41: звучит метроном): минута молчания

 

Учитель: Ребята вряд ли в нашей стране найдётся семья, которую не коснулась бы та страшная война. Миллионы бойцов остались на полях сражений, погибли миллионы мирных жителей. Поэтому нам важно помнить подвиг совершенный нашими дедами и прадедами, которые проливали кровь, отдавали жизни за наше с вами настоящее, настоящее с мирным небом над головой. Пока мы помним, их подвиг будет жив. Ведь народ непомнящий своего прошлого обречён на его повторение.

 

Спасибо за внимание!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.