Практическая работа по истории «Блокадная этика: деформация норм морали в условиях блокады Ленинграда»

1
1
Материал опубликован 2 March 2020


Практическая работа по теме "Мораль и нравственность"

БЛОКАДНАЯ ЭТИКА


1

Прочитайте выдержки из воспоминаний, оставленных жителями блокадного Ленинграда, и выполните задания.

ВНЕШНИЙ ВИД

«люди сплошным потоком идут… пешком черные, страшные, с опухшими искаженными лицами. все стали какие-то старые, неповоротливые, идут сплошным потоком, не сворачивая друг перед другом, толкая друг друга»

«у племянника непомерно большая голова и крошечное тельце. он похож на беззубого маленького гномика. в глазах недетское сострадание и тоска. я принес… две печенинки. дрожа от нетерпения, он схватил их, зажал в сморщенных, почти по цыплячьи худеньких лапках…»

«вид у него был страшный (изо рта бежала слюна, глаза вылезли, вылезли и зубы). он явился в дверях как привидение, как полуразложившийся труп»

«это не то похудание, следы которого быстро исчезают после улучшения питания. у многих лиц – необратимо деформированные черты, смещенные пропорции, перекошенные мышцы. из-за цинги выпадали зубы. прокопченная «буржуйками», обмороженная лютой зимой кожа лица – несмываемое клеймо блокады. прежней красоты, обаяния – не вернуть; нередко они выглядели старше своего возраста на 10–15 лет»

«это что-то не знаю что. если бы я не встретила его на улице… не узнала бы. испугалась, так он страшен, заметно опух. как… изменился, этого нельзя рассказать, невозможно представить»

«пришла актриса, была красавица… теперь вывалились зубы, развалина… питалась тем, что у склада, рано утром, собирала раздавленных грузовиками крыс»

«выглядела она страшно в свои 35 лет, настолько, что в трамвае пожилые люди уступали ей место»


На основе данных выдержек, а также собственных знаний составьте краткое описание внешнего вида блокадника.

Как вы считаете, как под влиянием внешних условий меняется представление людей о прекрасном?

Как вы думаете, почему, несмотря на ужасы блокады, люди продолжали обращать внимание на внешний вид окружающих?


БЛОКАДНАЯ ЭТИКА


2

Прочитайте выдержки из воспоминаний, оставленных жителями блокадного Ленинграда, и выполните задания.

ЗДОРОВЬЕ И ГИГИЕНА

«голод вначале обостряет восприятие жизни. голова ясная, но очень слабая… иногда в ушах звон. удивительная легкость перехода из одного состояния в другое. оживают и материализуются образы прочитанных книг, увиденных людей, событий. теперь вовсе не хочется есть. состояние постепенно становится сходным с наркотическим оцепенением. временами теряешь сознание»

«зубы мы у себя вынимали так, просто, без труда, рукой, как сигареты из пачки»

«когда стали его осматривать, то оказалось, что у него пятки были объедены крысами… у него не было сил спасти себя от крыс, хотя он был жив»

в обледеневших квартирах и общежитиях люди не моются месяцами. спят одетыми, стараются не вставать с постели, прячась от холода за ворохом одеял. не работает канализация, квартиры, лестницы и дворы залиты нечистотами. крысы и вши»

«я боялся споткнуться о труп умершего от голода человека, который… неделю лежал перед лестницей в нашей парадной»

«…мать не встает, дети живые ползают по ней. все вшивое. ползают и вши и дети»

«умершие валялись везде. на трупах сидели, ели, спали»

«как-то в колодец упала женщина, вытащить ее пришедшие на воду были не в состоянии, вернуться без воды не могли и набирали ее, отодвигая кружками превратившиеся в ледяные нити волосы погибшей»

«…ходила исключительно грязная, закопченная и в таком одеянии, что до войны, кажется, ни у кого такого и не было! откуда-то были вытащены лохмотья, закопченные, замусоленные и все одето на себя»


На основе данных выдержек, а также собственных знаний составьте краткое описание состояния блокадника.

С чем связано такое состояние блокадников, и как оно могло сказаться на восприятии и отношении людей к общепринятым нормам поведения?

Как вы думаете, почему тела погибших далеко не всегда своевременно утилизировались, не смотря на реальную угрозу здоровью окружающих?


БЛОКАДНАЯ ЭТИКА


3

Прочитайте выдержки из воспоминаний, оставленных жителями блокадного Ленинграда, и выполните задания.

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

«дойти я, конечно, не смогу. маша повезет меня на санях. это очень унизительно, но ничего не поделаешь, хочешь жить, не смотри на это…»

«с обмороженными руками она пробиралась то ли домой, то ли на работу по путям какой-то станции, неся ребенка в зубах, потому что руки не держали»

«… потупляют взгляд или стыдливо отворачивают худые носатые лица, чтобы мы не могли видеть преждевременных морщин, синяков и цыпок под глазами, если кого и окинуть взглядом невзначай, то глаза опускают смущенно»

«мальчишки, особенно страдавшие от голода… бросались на хлеб и сразу начинали его есть. они не пытались убежать: только бы съесть побольше, пока не отняли. они заранее поднимали воротники, ожидая побоев, ложились на хлеб и ели, ели, ели, ели, ели»

«сняли с помойки два или три мертвых тела, слой нечистот и под всем этим нашли довоенную картофельную шелуху, вмерзнувшую в лед, и съели ее тут же, разделив между собой»

«стараюсь использовать все возможности, чтобы поесть побольше… будешь скромничать и гордиться, соблюдая приличия – протянешь ноги. не гнушаться попросить, а иногда быть нахальным – только так сохранишь свою жизнь»

«быстро худел и как-то сразу невероятно опустился: перестал за собой следить, не причесывался, не мылся и ходил как потерянный… за стол садился раньше всех и ждал с нетерпением раздачи. свою порцию он моментально съедал и продолжал с каким-то лихорадочным взглядом следить за окончанием раздачи, буквально впившись в банку с порошком и слезно умолял: „…дайте, пожалуйста, мне облизать ложку“»

«ела не только торф, а и сырые головы от рыб, которые приносила ей из кухни ее подруга – уборщица»

«дело доходило до того, что они ходили на озеро и подбирали от павших лошадей остатки костей и др. отбросы, варили их и этим питались»


На основе данных выдержек, а также собственных знаний составьте краткое описание представления блокадников о чести и достоинстве.

Что такое унижение, и как представление о нем трансформировались в блокадном обществе? Почему?

Как вы думаете, почему своровав еду, не следовало бежать?


БЛОКАДНАЯ ЭТИКА


4

Прочитайте выдержки из воспоминаний, оставленных жителями блокадного Ленинграда, и выполните задания.

МИЛОСЕРДИЕ

«муж и жена выносят на веревках невероятно худое тело ребенка… в семье – дети и иждивенцы. принимают решение, кто должен умереть. не докармливают, чтобы выжили остальные»

«…маленькая, закутанная в три платка женщина, спотыкаясь в глубоком снегу, везла на детских саночках изможденного мужчину… он сидел на саночках, закрыв глаза, и через каждые три шага падал навзничь. женщина освобождалась от веревок, за которые она тащила сани, подходила к нему, приподнимала его, и он снова сидел, страшный, как кощей, с закрытыми глазами. она шла дальше, и он опять падал. и концу этому не было видно – он падал, падал, падал. тогда с тротуара сошла высокая костистая женщина с упрямым выражением глубоких синих глаз, подошла к упавшему, подняла его резко и громко три раза прокричала ему в ухо: „гражданин, сидеть или смерть! сидеть или смерть! сидеть или смерть!" он открыл глаза, заморгал и уселся. больше он не падал»

«… пришла старая женщина сгорбленная, худая, бледное лицо в глубоких морщинах. дрожащим голосом просит принять ее на работу. на такие места и в такое время лишние люди не требовались, не выделялись для них и продовольственные «карточки». и жалко ее было, и помочь было нечем. «бабушка, у нас сейчас с работой очень тяжело. приходите весной…», – ответил я. тогда и выяснилось, что «бабушке» 16 лет. слезы на глазах выступили, а девушка, несмотря на начавшийся обстрел, никуда не уходила – вновь просила ей помочь»

«случай невероятный! Санки перевернулись, из свертков посыпались соевые конфеты. зрелище необычное… начали останавливаться прохожие… перевозившая груз женщина собирала конфеты и, заподозрив недоброе, размахивала руками, надеясь не допустить их расхищения. «это для детдомовцев», – крикнула она. можно было и потребовать отойти, угрожать наказанием, даже просить о помощи – но первые слова, найденные ею, были именно такими… и произошло то, чего она и ожидала: внезапно люди в передних рядах окружили санки, сомкнулись, взявшись за руки, и стояли до тех пор, пока все не было собрано и упаковано»


Что такое милосердие, и как представление о нем было деформировано в годы блокады?

Можно ли расценить описанные в первых трех отрывках поступки (решение, кому жить, а кому умереть, поведение случайной прохожей и женщины в отделе кадров) как милосердные и почему?

Как вы думаете, могло ли случится то, что описано в последнем фрагменте? Если нет, то откуда и зачем могла появится такая история?


БЛОКАДНАЯ ЭТИКА


5

Прочитайте выдержки из воспоминаний, оставленных жителями блокадного Ленинграда, и выполните задания.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И САМОКОНТРОЛЬ

«добрые люди мрут, а сволочи здравствуют»

«вот мы здесь с голода мрем, как мухи, а в москве сталин вчера дал опять обед в честь идена. прямо безобразие, они там жрут… а мы даже куска своего хлеба не можем получить по-человечески. они там устраивают всякие блестящие встречи, а мы как пещерные люди… живем»

«начинаешь коситься на тарелки соседей, которые еще не успели отобедать, и всегда кажется, что им дали больше, чем тебе»

«на глазах у всех делили хлеб в семье, иногда даже с помощью линейки. садясь за стол, дети ревниво следили, чтобы всем было поровну»

«обед, избавлявший от голодной смерти, казалось естественным добывать в любых условиях»

«стоит возбужденная шумная толпа, способная побить каждого, кто попытается подойти к кассе вне очереди»

«мимическая сцена – как едят хлеб в ленинграде: закрывает ото всех ломтик, оглядывается, отламывает кусочек с ноготок, – и его еще раз пополам, кладет в рот, откидывается на стуле и с неподвижным лицом ждет, когда крошка вырастает во рту… и опять к куску»

«с отвращением смотрела на знакомого, который делил хлеб на 50 кусочков, складывал их в две коробки, по коробочкам рассыпал мизерными порциями сахар, мельчил все продукты. хлеб не просто съедается, а предварительно по кусочкам раскладывается в шахматном и ином порядке»

«получив порцию хлеба (5x5 см), мы с сестрой соревновалась, кто больше будет есть по крошечке этот кусочек хлеба и одновременно считали, сколько покойников по той или другой стороне улицы»


На основе данных выдержек, а также собственных знаний составьте краткое описание представления блокадников о справедливости.

Что такое самоконтроль? Каким образом, люди пытались сдерживать себя во время блокады?

Как вы думаете с какой целью некоторые жители Ленинграда «мельчили» еду, раскладывая ее в определенном порядке, рассовывая ее в отдельные коробочки и проч.?


БЛОКАДНАЯ ЭТИКА


6

Прочитайте выдержки из воспоминаний, оставленных жителями блокадного Ленинграда, и выполните задания.

ВОРОВСТВО

«…шел по улице и видел, как упал человек… подошел к нему, человек без сознания… взял у него карточки и ушел: ему все равно умирать, а мне пригодятся»

«…стаскивают с покойников шапки, сапоги, выворачивают карманы»

«по пути прямо на улице лежали умершие – они были одетые, на обратном пути —…без шуб, без валенок»

«мать скрыла смерть грудного ребенка. получает для него молоко (сгущенное или соевое) в консультации. продает по 100 р. за литр. на эти деньги покупает хлеб и кормит мужа»

«она завернула мертвого младенца в покрывало и получила за него продовольственные карточки. никто ее не осуждал, она выжила»

«однажды я видел, как на улице около нашего дома били парня. он выхватил из рук женщины, выходившей из булочной, пайку хлеба и упал на снег. усталые, обессиленные люди пинали его ногами, а он лежал ничком в снегу и жевал, жевал, жевал»

«щупленькая и изможденная 12-летняя девочка буквально коршуном подлетела к прилавку, схватила хлеб… и моментально выскочила на улицу… как клещами, она вцепилась в хлеб, на ходу отрывая куски и, не жуя их, глотала. с нее сорвали платок, били ее с остервенением, чем попало… девочка каким-то маленьким комочком повалилась на мокрую мостовую и безутешно заплакала… толпа разошлась… бесполезное и безобразное избиение»


На основе данных выдержек, а также собственных знаний составьте краткое описание представления блокадников о дозволенном, в плане краж: что можно, а что нельзя, и почему?

Как вы думаете, почему в наказаниях для воров люди не видели никакого смысла и считали их бесполезными?




БЛОКАДНАЯ ЭТИКА


7* (18+)

Прочитайте выдержки из воспоминаний, оставленных жителями блокадного Ленинграда, и выполните задания.

КАННИБАЛИЗМ

«только что, с помощью милиционера арестовал на невском человека, везшего распиленный труп и публично признавшегося, что на студень»

«открыли вторую кровать – там шевелятся два малыша (2 лет и меньше) и в этой же кровати вместе с ребятами лежит объеденный труп женщины. трудно сказать, дети это сделали или крысы. волосы их были буквально унизаны, как бисером, вшами и гнидами»

«в соседнем доме голодный ребенок, чтобы утолить голод, стал грызть и есть только что скончавшуюся свою мать…»

«все они были оставлены… как недисциплинированные и уволенные по разным причинам с работы… были предоставлены сами себе…продовольственными карточками на месяц обеспечены не были. в течение декабря месяца они питались мясом кошек и собак. 24 декабря от голода умер ученик x., труп которого учениками частично употреблен в пищу»


На основании имеющихся данных нельзя говорить о том, что каннибализм в блокадном Ленинграде был распространен повсеместно. Все случаи были, скорее, единичными. Тем не менее, почему они имели место быть, и что они говорят о состоянии морали?

Известен случай, когда жительницу Центрального района привлекли к ответственности сотрудники милиции, обнаружившие пакет с мясом, привязанный, чтобы не испортится, к оконной раме на улице зимой 1942 года. Как оказалось, доведенная до отчаяния многодетная мать приняла решение пожертвовать младенцем ради выживания взрослых детей, и в течение нескольких месяцев она кормила им своих старших отпрысков, благодаря чему семья выжила. Как вы считаете можно ли оправдать подобный поступок?











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень страшная, но интересная информация! Спасибо!

17 March 2020