Конспект урока «Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Башкирские богатыри» (4 класс)

8
0
Материал опубликован 12 April 2021












t1618242991aa.gif

t1618242991ab.gift1618242991ac.gif







Выполнила

Малышева Светлана

Владимировна

Учитель начальных классов








Самара 2021

Тема урока : Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. Башкирские богатыри.

Цели урока :
Создать условия для формирования понятия о нравственных идеалах. 
Задачи урока :
1) подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов; 
3) формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор; 
4) сформировать представления о нравственных идеалах; 
5) формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности .
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ( приобретут , закрепят и др.) ученики в ходе урока :

навыки поисково-исследовательской деятельности 
• умение вести диалог, 
• умение работать в группах 
• актуализация знаний по темам «Нравственный поступок», «Добро и зло» и др. 
• актуализация личного опыта по данной теме .
Оборудование и материалы : Учебное пособие «Основы светской этики» ( издательство «Просвещение» ), компьютер, проектор, презентация, иллюстрации по теме, фильм .

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы с членами семьи .

Основные термины и понятия: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Три богатыря».



Ход урока:

Организация деятельности учащихся.

Вводная беседа .

(Звучит фрагмент из оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила". На доске - картина В.М. Васнецова "Богатыри").

Учитель:

Что вы представляли, когда слушали музыку?


Обсуждение темы урока с учащимися .

- О чём мы сегодня буде говорить ? t1618242991ad.png

- Прочитайте тему урока .

- Как вы понимаете тему урока?

- Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы?

Кто же такие богатыри?

В какие времена они жили?

А есть ли они сейчас?

(Богатырь - герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом. Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек боль­шого роста и крепкого телосложения, очень сильный.)

- Что такое былины?

( Былина от слова "быль", т.е действительно, то, что произошло и осталось в памяти народной. Былины – удивительные сказания о богатырях- появились в глубокой древности. В них русский народ воспевали подвиги любимых героев.)

Работа с иллюстративным материалом .


Каких русских богатырей вы знаете?

- Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря».



t1618242991ae.jpg

В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке у него палица, в другой копье.

Богатырь справа, самый младший, смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!

Работа по учебнику .

Комментированное чтение статьи из учебника для учащихся. ( страницы 50-51)

Вопросы:

- Как вы думаете , какой смысл сегодня вкладывают в слова «богатырь» и «рыцарь»?

-Приведите примеры башкирских богатырей .

Рассказывает о башкирских богатырях один ученик .

- Батыр — глубоко почитаемое, культовое лицо у башкир с самых древнейших времен. Аккумулируя в личности батыра свои представления, идеалы как о сильнейшем и телом, и духом человеке, народ облекал героя в прек­расные формы художественного описания: он — самый сильный, красивый, надежный, обеспечивающий устойчивость мира и счастье людей. Во всех эпических сказаниях, мифах, преданиях и исторических хрониках со словом «батыр» связаны лучшие представления людей о героях, поборниках справедливости, борцах за честь народа, а также идеалы настоящего Человека. По характеру и роли батыры подразделяются на: 
— мифические (Урал-батыр, Хаубан, Гайна и Айна, Алпамыша); 
— батыры-воины (Сукем-батыр, Баязит-батыр, Каранай-батыр, Акай-батыр, Салават-батыр и т.д.); 
— батыры - защитники справедливости и чести народа во время социальных конфликтов и распрей (Умбат-батыр, Бииш, Ек Мэрген и т.д.) и батыры-курэшисты (Рыскул Такагашка, Саит, Сураман, Айбагыш и т.д.). 
Слово «батыр» в своем происхождении восходит к слову «баәадир» — что означает достойный, сильный мужчина (баәалы+ир):баәалы — ценностный, ир — мужчина.

- От батыров слава останется, t1618242991af.jpg
Народ говорить будет и 
восхищаться,
Благо батыра — это слава,
Слава, да еще раз слава!

6. Физкультминутка .

Физкультминутку проводит ученик под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»:

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой
 Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!

7. Ответы на вопросы и выполнение заданий .

- А в наше время кого вы считаете богатырями ? (Не перевелись ещё богатыри!)

-Назовите правила честного поединка.

t1618242991ag.jpg -

Противники договаривались о месте и времени поединка.

Если один противник был вооружён хуже другого, следовало его довооружить, чтобы биться на равных.

Существовал запрет на использование хитростей и случайных преимуществ.

Нельзя наносить удар в спину. t1618242991ah.png

- Важнейшая добродетель воинской дружины – верность. Это верность присяге, клятве, слову, данному товарищам по оружию.

8. Самостоятельная работа учащихся.

Учащимся раздаются тесты . Проверка проходит по слайдам .

Тест

1. Кто такие русские богатыри?

а) Это люди, цель жизни которых заключалась в драке

б) Это люди, которые жили по принципу «кто сильнее, тот прав»

в) Это воины древности, обладающие большой силой, благородством, честью и достоинством

г) Это вымышленные сказочные персонажи

2. Какое нравственное качество было свойственно русским богатырям?

а) Решительность. б) Смелость. в) Верность. г) Преданность.

3. Каковы правила честного поединка?

а) Договориться о месте и времени поединка. в) Победить хитростью

б) Вооружиться лучше противника. г) Не наносить удар в спину

4. Русские богатыри считали, что силу можно применять:

а) Против слабых. в) Против сильных и равных себе по силе

б) Для своей выгоды г) Для защиты слабых

5. Выберите из предложенного ниже списка и вставьте пропущенное слово.

русских богатырей – прекрасный образец для подражания.

а) Красота б) Честь в) Чувство юмора г) Хитрость

6. Для чего воевали русские богатыри?

а) Защищали свою родину в) Воевали ради забавы

б) Воевали для того, чтобы стать сильнее физически г) Отстаивали свою честь

7. Какие качества были свойственны богатырям?

а) Отвага б) Стыдливость в) Мужество г) Злопамятность д) Верность е) Доблесть

8.Вставьте пропущенное слово. Русские богатыри стояли на защите своей

9. Заключительная беседа .

Просмотр фильма .

2) Учитель:

- Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Своя земля и в горсти мила.

- На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

- Человек без Родины - соловей без песни

3). Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.


-Что вам хотелось бы рассказать дома о сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?

-Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

10. Домашнее задание .

Подготовь рассказ на тему «Нравственный образец башкирского богатыря» или нарисовать на альбомном листе.










t1618242991ai.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.